Магический реали́зм — это художественный метод, в котором в реалистическую картину мира включены магические элементы.
Сюжет романа «И дольше века длится день»
В центре сюжета романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день» находится небольшой железнодорожный разъезд, расположенный в глухой степи. Жизнь местных жителей спокойна и размеренна, а единственная связь их с внешним миром – этот разъезд, по которому иногда проносятся громыхающие поезда.
Произведение начинается с описания переезда. Здесь читатель впервые знакомится с главным героем романа. Едигей везет тело своего друга Казангапа на родовое кладбище, чтобы исполнить его последнюю волю и отдать дань заветам предков.
По прибытии на место, Едигей обнаруживает, что на том месте, где было кладбище, на прахе многих поколений его народа, теперь располагается ракетный полигон. Те люди, что задумали его строительство и осуществили его, были далеки от того, чтобы уважать чужие традиции и чужие могилы. Космодром обнесен колючей проволокой, и Едигею не удается туда пройти. Так начинается повествование произведения Айтматова. Повествование романа органично переплетается с древними легендами и притчами.
Произведение совершенно удивительным образом в себе сочетает несколько элементов:
- глубокое повествование;
- черты магического реализма;
- философские размышления, сопровождающие читателя на протяжении всего повествования.
Развитие сюжета происходит плавно, и поэтому в нем можно выделить четыре основных уровня.
Первый уровень – знакомство читателя с Едигеем, главным героем произведения, описание похорон Казангапа и окружающей природы.
Второй уровень в стиле магического реализма. Он начинает развиваться параллельно с первым уровнем. Здесь главный герой впервые знакомится с незнакомой для себя, чуждой цивилизацией. Он прибывает на место древнего кладбища, на месте которого теперь расположен Космодром.
На третьем уровне автор знакомит читателя с легендами и сказаниями о манкуртах, с древними притчами. Автор проводит параллель между мифологией и реальностью. Также здесь показывается переход от древних традиций к современности, через строительство ракетного полигона на древнем родовом кладбище.
Четвертый уровень – повествование о дальнейшей судьбе главного героя и всей его деревни после возвращения в родные края. Здесь основное действие разворачивается в послевоенное время.
Таким образом, всего лишь за несколько этапов, на протяжении которых автор знакомит читателя с мифологией средней Азии, он иллюстрирует изменение моральных устоев общества, а также закат народа через уход от традиционных ценностей культуры.
Образная система романа «И дольше века длится день»
Действие романа происходит на железнодорожном разъезде Боранлы-Буранном, который затерян среди бесконечных желтых степей средней Азии. В размеренную жизнь деревню со своим грохотом поездов, огненным смерчем стартов ракет врывается бурный двадцатый век.
Главным героем произведения является Едигей Буранный. Он простой рабочий, который трудится на заброшенном железнодорожном полустанке в Средней Азии. Как настоящий человек, Едигей берет на себя ответственность за то, чтобы все ценное для него, весь мир, который он вобрал в свою душу, не были разрушены, за то, чтобы нигде и никому не было плохо.
Сюжетное повествование разворачивается вокруг коллизии, которая возникает в тот момент, когда Едигей на месте родового кладбища, куда он привез хоронить своего друга, обнаруживает ракетный полигон. В сюжет вплетены легенды и притчи. Так возникает главная тема произведения – поруганная, растоптанная память народа.
По мысли писателя, историческая память народа и каждого отдельно взятого человека составляет основу его духовных ценностей, основу его нравственности.
Вековой трагический и драматический опыт закреплен в исторических деяниях предков, в легендах. Именно на их основе вырабатывался национальный характер. В романе своеобразное решение находит проблема сохранения истории, памяти народа, запечатленной в человеческих судьбах. Айтматов в свое повествование органично вплетает легенды и сказания, а их образам придает метафорически обобщенный, глубокий философский смысл.
Одной из таких легенд является легенда о «манкурте», у которого отобрали память о его роде, о прошлом, о матери. Враги надели на голову этого человека обруч из сырой кожи и оставили на солнцепеке. Кожа, усыхая, до такой степени сжала голову несчастного, что он лишился памяти. Потеряв ее, человек превратился в покорного, безгласного раба, который даже не узнал свою родную мать, когда она нашла его после долгих скитаний. Мать пытается вернуть память сыну, расспрашивая его о прошлом, рассказывая о детстве, однако манкурт совершенно ничего не помнит, ни своего имени, ни имени отца – Доннебая. Мать ему поет песни, которые когда-то пела над колыбелью сына. Однако приезжают воины и дают ему в руки лук и стрелы. Они были крайне удивлены, что в его руках еще сохранилась память – манкурт стреляет очень метко, без единого промаха. На утро, когда мать пришла к нему снова, чтобы попытаться уговорить бежать, он хладнокровно, недрогнувшей рукой убивает ее. Упавший с головы женщины белый платок превратился в птицу, которая полетела с криеком: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!». И с этих самых пор в степи летает птица доннебай. Мать манкурта похоронили на кладбище, которое назвали Материнским упокоем. Это самая удивительная и пронизывающая легенда романа. Именно на это кладбище и везет Едигей своего друга. Таким образом, Айтматов в легенде соединяет мир природы (родная земля и птицы над ней) с миром человека и его памятью. Пренебрежение в одному миру приводит к гибели другого.
Казангап был другом Едигея. Он был главным мудрецом в своем селе, и его знали не только местные жители, но и жители близлежащих деревень.
Еще один образ романа – верблюд Едигея Каранар, которого он воспитал и который на протяжении всего пути сопровождает своего хозяина. Верблюд вместе с Едигеем в себе объединяют природно-родовое миропонимание, которое так тесно переплетается с мифологией Средней Азии.
Айтматов, соединяя явления реальности и метафорически-обобщенное, философское содержание легенды, создает образ громадной впечатляющей силы, образ-предостережение.