Начало писательской карьеры
Творческая карьера Николая Семеновича Лескова началась в 1863 году. В это время были опубликованы две его повести «Овцебык» и «Житие одной бабы». И в это же время начал публиковаться его роман «Некуда» в журнале «Библиотека для чтения». Позже Лесков говорил, что этот роман носит в себе все признаки неумелости и поспешности. Роман «Некуда» сатирически изображал быт нигилистического общества, которому были противопоставлены христианские семейные ценности и трудолюбие русского народа. Произведение вызвало крайнее неодобрение радикалов, которые отмечали, что у большей части нигилистов, изображенных Лесковым, были реальные и узнаваемые прототипы – например, в образе Белоярцева, главы коммуны, узнавали литератора В. А. Слепцова. Именно роман «Некуда», ставший радикальным дебютом в политическом отношении, предопределил особое место Николая Семеновича в литературном сообществе, склонном, в большинстве случаев, приписывать писателю «реакционные» антидемократические взгляды.
Левой прессой активно распространялись слухи о том, что это произведение было написано по заказу Третьего отделения. По мнению Лескова, именно эта грязная клевета испортила всю его творческую жизнь и на долгие годы лишила писателя возможности публиковаться в крупных журналах. И это стало причиной сближения Лескова с издателем «Русского вестника М. Н. Катковым.
Уникальный юмор писателя, его своеобразный слог, стиль изложения проявились в первых повестях «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда». Эти же элементы стиля прослеживаются и в повети «Котин Доилец и Платонида», написанном в 1867 году.
Примерно в этот же период состоялся дебют Лескова в качестве драматурга, когда его пьеса «Расточитель» была поставлена Александринским театром. После этой драмы из купеческой жизни Николая Семеновича вновь обвинили в антиобщественных тенденциях и пессимизме.
Среди других произведений Лескова этого периода литературные критики выделяют повесть «Островитяне», посвященную немцам, проживавшим на Васильевском острове, и «Обойденные», которая вступила в полемику с романом «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.
В 1870 году Николай Семенович опубликовал своей роман «На ножах», где продолжил тему нигилистов, высмеивая представителей этого движения, которое сложилось в те годы в российском обществе. Лесков считал, что это революционное движение срослось с уголовщиной. Сам писатель не был доволен произведением и называл его самым наихудшим в своем творчестве. А ряд современников, в том числе Достоевский, отмечали запутанность сюжета произведения, а также неправдоподобность и натянутость событий, описанных в романе. После критики романа «На ножах» Лесков больше никогда не возвращался к этому жанру в чистом его виде.
Расцвет творческой деятельности
В 1872 году появился роман «Соборяне», который опубликовали в «Русском вестнике». Этот роман состоял из разрозненных очерков и отрывков о жизни русского духовенства и поместного дворянства.
Одновременно с этим произведением Лесков работал над двумя «хрониками», которые по тематике были созвучны с «Соборянами»:
- «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых»
- «Старые годы в Плодомасове».
По мнению критиков, героини обоих произведений являются "образцами спокойного достоинства, стойкой добродетели, разумного человеколюбия и высокого мужества».
Среди праведников произведений Лескова одним из наиболее ярких образов является Левша, герой произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», написанного в 1881 году.
Литературоведы и критики отмечали в этом произведении многослойность повествования, в котором присутствует две точки зрения: рассказчик приводит одни взгляды, а сам автор склоняет к совершенно другим, и зачастую противоположным. А с другой стороны критики отмечают виртуозность воплощения характерного лесковского сказа, который насыщен оригинальными неологизмами и игрой слов.
В 1872 году Николай Семенович написал повесть «Запечатленный ангел», который был опубликован спустя год после написания. Произведение повествует о чуде, которое привело общину раскольников к единению с православием. В повести есть отголоски сказаний о чудотворных иконах, а лесковский сказ здесь получил наиболее выразительное и яркое воплощение. Повесть «Запечатленный ангел» признан акритиками одним из выдающихся произведений русской литературы. Эта повесть – единственное произведение Лескова, которое не было подвержено редакторской правке «Русского Вестника».
Последние годы жизни
В это же время была опубликована повесть «Очарованный странник». Это произведение свободной формы, не имеющее законченный сюжет и построенное на пересечении разрозненных сюжетных линий. По мнению Лескова, этот жанр способен заменить современный роман. В новой повести Лесков критиковал бесчестность властей, и, несмотря на это, произведение пользовалось успехом даже при дворе. Но Катков, а также «Левые» критики, отнеслись к произведению крайне враждебно, и Лескову было отказано в публикации повести в «Русском Вестнике», и писателю пришлось публиковать ее в разных номерах газеты.
После разрыва отношений с Катковым материальное положение писателя стало тяжелым, и в 1874 году Лесков стал служить в Ученом комитете министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, где в его обязанности входило рецензирование книг на предмет возможности отправки их в читальни и библиотеки. Оклад писателя на этой должности составлял 1000 рублей в год.
Рассказы и повести писателя в последние годы жизни имели острый сатирический характер. Публикация романа «Чертовы куклы», в котором прототипами главных персонажей стали Николай I и художник К. Брюллов, было запрещено цензурой. Повесть «Заячий ремиз» тоже не была допущена к публикации. В этот период Лескову не удалось опубликовать ни одно из своих крупных произведений полностью, главы, отвергнутые цензурой, были напечатаны лишь после 1917 года.