Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лирический герой Маяковского

Лирический герой — это субъект произведения лирического жанра, художественный образ, прототипом которого является сам автор.

Лирический герой раннего творчества Маяковского

Творчество Владимира Маяковского – это одно гигантское противоречие. Это мастерски вылепленная поэзия, демоническая, горделивая и при этом обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь. Так отзывался о поэзии Маяковского Б. Пастернак. Лирический герой поэзии В. Маяковского многопланов, многомерен, он со множеством масок и во множестве их. В творчестве Маяковского соединяются богоборчество и богоискания, страдание от хаоса и призыв к разрушению, чистая нежная любовь и гимны насилию и жестокости. Это связано с двумя диаметрально противоположными «Я» поэта: «Я», просящее о помощи, и «Я» демоническое. Это словно два полюса, вокруг которых группируются разрабатываемые поэтом темы, причем они одинаковы у обоих полюсов, но с разными знаками. Этим обусловливается несогласованность лирики В. Маяковского.

Замечание 1

Главной темой раннего творчества поэта является трагическое одиночество поэта-человека.

Однако трагедийность эта разнопланова. Это, с одной стороны, одиночество над-человека, титана, возвышающегося над толпой и презирающего ее. Стихотворение «От усталости» как раз является одним из тех, где можно наблюдать такую двоякость образа лирического героя Маяковского. Безусловное его величие проявляется в уравнивании, сравнении его с масштабным образом Земли. Однако мотив одиночества все же присутствует, но приобретает уже несколько другое звучание. Все сильно усложняется, и главным мотивом этого стихотворения становится спасение от мира и поиск во времени.

Замечание 2

Главными эмоциями лирического героя Владимира Маяковского являются страдания, боль, возникающие от самого малейшего взаимодействия с окружающим миром.

«Лирический герой Маяковского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Мир тоже лирический герой воспринимает по-особому. Изображение воспринимаемого часто приводит к тому, что рассуждают о гиперболе в ранней поэзии В. Маяковского. в какой-то степени это не совсем оправдано, так как у поэта ничего не преувеличивается, скорее, поэт именно так воспринимает окружающий его мир. И поэтому он прибегает к такому лексическому средству, как литот. В стихотворениях Маяковского поэт словно транжира бесценных слов. С другой стороны, у него не слова, а будто судороги, слипшиеся комом.

Это является результатом разлада и во внутреннем мире поэта. Важная для любого поэта тема любви Маяковский намеренно разрабатывает крайне мало. А отдельные отрывки и стихотворения написаны в этом же духе несоответствия. Маяковский не пишет о счастливой любви. Это чувство, как правило, оказывается лишь фикцией. Герой любовной лирики В. Маяковского мили жалуется, плачет, упрекает, или же грозиться отомстить другой. Здесь нет титана, нет даже просто мужчины, есть только циник.

Тема любви у Маяковского развивается как способность глумиться над святым и одновременно поклоняться ему. Однако это не относится к стихотворению «Лиличка». Здесь любовь настолько искренна и чиста, что совершенно невозможно связать с ней эти строки.

Творчество Маяковского в послереволюционный период

Творчество поэта в послереволюционный период вступает в противоречие, причем достаточно ощутимое, с ранним творчеством. В нем практически нет столь ощутимых разладов. Ранний Маяковский никогда не констатирует фактов, не стоит в стороне. Поэт живет тем, о чем он пишет. Поэтому лирический герой раннего творчества жертва, и лишь потом он становится титаном, циником. Ранняя лирика Маяковского – исповедь человека, поэта, глубоко переживающего от несоответствия внешнего и внутреннего.

В стихах Маяковского – вся его жизнь, со всеми ее горестями, радостями, отчаянием и болью.

Постепенно поэт от трагического видения мира Маяковский стремится перейти к простой модели мировоззрения и миропонимания.

Многие современные исследователи рассматривают советский этап творчества Маяковского как предательство прежних идеалов, приспособление к новой идеологии, которое за собой повлекло кардинальное упрощение духовного облика и художественного мира лирического героя. после революции в творческом самосознании Маяковского происходит множество изменений, и самым важным из них становится смена пафоса. Радикальное изменении авторской позиции, когда прежнее отношение к миру полностью предается забвению, невозможно. И в ситуации В. Маяковского действительность вторична по отношению к творчеству. Революция стала только катализатором творческого процесса. В лирической системе поэта проявилась установка на поиск высшей силы, наличие которой позволяет лирическому герою «вручить себя». Это желанное высшее для Маяковского должно обладать творческой мыслью. Других «предварительных» представлений о революции у Маяковского не было. Для поэта первостепенное значение имела твердая вера в то, что мир способен откликнуться на творческие усилия, что он пластичен. И эта вера является условием самого существования лирического героя, лирического Я.

В мире Маяковского революция, «растущая», потенциально изменчивая, обладает ценнейшим качеством – способностью подняться над осмеянием.

Замечание 3

Оскорбление, осмеяние – основной пафос, который характеризует отношение мира в лирическому герою раннего творчества поэта.

В двадцатые год это лирической Я словно освобождается от чужой оценки, от чужого высказывания, разоблачающего, враждебного. Для него открывается возможность преодоления комплексов, связанных с ощущением собственной незавершенности, неполноценности, с переживанием несовершенства мира. Пределом устремлений для поэта становится равновесие творчески-властного Я, который предписывает реальности законы ее существования, присваивает себе мир («моя революция») и «сыновней» модели диалога с окружающим миром.

Лирический герой движется от крайней формы трагического мироощущения к попытке обрести счастливое мировосприятие. Этот процесс несет в себе глубокую тайну формирования нового сознания.

Поэмы В. Маяковского:

  • «Облако в штанах»
  • «Флейта-позвоночник»
  • «Человек»
  • «Люблю»
  • «Про это»
  • «Владимир Ильич Ленин»
  • «Летающий пролетарий»
  • «Хорошо!»
  • «Во весь голос».
Дата последнего обновления статьи: 25.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot