Ассонанс - это прием звуковой организации текста, преимущественно стихотворного, заключающийся в повторении гласных звуков.
История создания, жанр, направление, размер стихотворения
В поэтический цикл Марины Цветаевой «Стихи о Москве» входит девять наиболее значительных произведений ее раннего творчества, созданных весной и летом 1916 года.
Цикл «Стихи о Москве» воплощает характерные особенности цветаевского синтаксиса (обилие восклицаний и тире, фрагментарность), благодаря которым поэтесса передает свое взволнованное отношение к миру и любование красотой родного города.
В цикле Цветаева изображает дореволюционную Москву, главным украшением которой являются храмы. Цветаева воспевает красоту родного города, подчеркивает, что это не просто город с древней историей, это город, который нужно понять.
Цикл «Стихи о Москве» написан в традициях православной культуры, поэтому образ города здесь воспринимается как символ национальной святыни. Москва воспринимается лирической героиней как сердце родной земли.
М. Цветаеву можно назвать бунтарем, причем эта черта характера проявлялась и в ее жизни, и в ее творчестве. Поэтесса считала, что не стоит прибиваться к каким-либо определенным направлениям, так как это ее ограничивает в том, что она пишет, что думает, как видит этот мир. поэтому стихотворения цикла о Москве сложно отнести к какому-то одному направлению. Цветаева узнаваема в своем стиле письма.
В стихотворении «О Москве» поэтесса использовала акцентный стих, тоническое стихосложение, базирующееся на равенстве числа ударений в строке. Акцентный стих в литературу пришел из народного творчества. Этот незаурядный размер используется неслучайно – он хорошо гармонирует с идеей произведения. Дореволюционная Москва словно говорит с читателем на родном наречии, игнорируя западную систему стихосложения (силлабо-тоническую).
Остальные стихи в цикле Цветаевой написаны разностопным ямбом.
Цикл «Стихи о Москве» написан в жанре оды. Поэтесса воспевает город, при этом используя слова «высокого стиля», которые сейчас являются архаизмами. Рифмовка строк перекрестная, со схемой АВАВ.
Тематика, проблематика произведения
Основной темой цикла М. Цветаевой «О Москве» является описание и характеристика древнего города. Поэтесса показывает многогранный образ Москвы, который одарен богатым историческим прошлым, воинской славой и яркой красотой. Цветаева постоянно подчеркивает духовность Москвы, ее связь с народными традициями, с церковью. Москва – сердце страны.
В цикле стихотворений о Москве Цветаева поднимает ряд проблем:
- Грядущие перемены в городе;
- Переживания за родной город, который может потерять свой исторический облик;
- Страх перемен. Поэтессе очень дорог облик старой Москвы, она не хочет перемен и боится их.
В цикле стихотворений о Москве подчеркивается родственная связь лирического героя с городом. Цветаева упоминает день своего рождения и личные ассоциации, связанные с Москвой. Все стихотворения цикла проникнуты особым настроением, пророчеством о грядущих переменах. Цветаева говорит о своем городе с особой любовью, называет его храмом, к которому придет каждый и покается в содеянном.
В ранней лирике Марины Цветаевой одним из ключевых мотивов является мотив смерти. В четвертом стихотворении лирическая героиня представляет картину своего прощания с миром. Цветаева ассоциирует образ смерти с благообразием, покоем и отстраненностью.
В «Стихах о Москве» Цветаева изображает дореволюционный город с его церквями, часовнями, соборами, куполами, которые являются главным украшением Москвы. Они изображены в радостном величии.
Москва для Цветаевой – это драгоценная святыня, которую каждое поколение передает следующему из рук в руки. Но лирическая героиня и после своей смерти не отделяет свою судьбу от родного города. А употребление древнерусского слова «град» подчеркивает древнюю историю Москвы.
В пятом стихотворении поэтесса называет Москву «городом, отвергнутым Петром». Цветаева здесь имеет в виду факт переноса столицы в Петербург. Но поэтесса все равно называет Москву первым городом России.
Особое значение для Цветаевой имеет православный календарь. Она неслучайно в цикле упоминает Троицын день, Пасху, Иоанна Богослова.
Главной темой в восьмом стихотворении становится тема соборного единения.
Последнее стихотворение цикла «Стихи о Москве» начинается и заканчивается образом красной рябиновой кисти. В последней строфе она символизирует импульсивный, страстный характер лирической героини и наделяется эпитетами «горький», «жаркий».
Средства выразительности
Образ Москвы поэтесса раскрывает по-разному с помощью тропов и символов.
Цикл начинается со стихотворения «Облака – вокруг, Купола – вокруг…». Само по себе это стихотворение словно открывает и завлекает собой, дает понять, что читателю еще предстоит познакомиться с городом, с настоящей Москвой. Такой эффект громкости стихотворению придают знаки препинания и прием ассонанса. В этом стихотворении очень много «о» и «а», что создает эффект крика, зазывания. Это стихотворение – прямая хвала городу за его историю и величие.
Прием аллитерации на букву Р подчеркивает настроение стихотворения, здесь звук Р напоминает ритмичный грохот. В другом отрывке: «Над городом, отвергнутым Петром, перекатился колокольный гром» аллитерация на букву Р создает эффект злости лирической героини и ее одновременной радости за величие города.
Для раскрытия образа Москвы, передачи основной идеи цикла М. Цветаева использует:
- Эпитеты: «дивный град», «мирный град», «странноприимный дом», «нерукотворный град»;
- Метафоры: «с багряных облаков уронит Богородица покров», «дочери передашь Москву». Двойная метафора: «Часовню звездную – приют от зол – Где вытертый – от поцелуев – пол»;
- Олицетворения: «бессонные взгремят колокола», «площади нас мчат».
Смена рифмовки от перекрестной до параллельной усложняет восприятие стихотворений.