Повторы и вариации – это группа композиционных приемов, которые служат выделению и акцентированию особенно важных, наиболее значимых моментов произведения.
Повторы и вариации
Словесное искусство невозможно представить без повторов и их подобий, таких как:
- Полуповторы
- Вариации
- Уточняющие и дополняющие напоминания об уже сказанном.
Р. О. Якобсон придавал повторам решающую роль. Ссылаясь на древнеиндийский трактат «Натьяшастра», в котором повтор рассматривался как одна из основных фигур речи наряду с метафорой и сравнением, Якобсон утверждал, что:
«Существо поэтической ткани состоит в периодических возвратах».
Например, в следующем стихотворении Марины Цветаевой на протяжении шестнадцати строк развернуто множество повторов:
«Август — астры, Август — звезды, Август — грозди Винограда, и рябины Ржавой — август! Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонью, гладишь сердце Именем своим имперским: Август!— Сердце! Месяца поздних поцелуев, Поздних роз и молний поздних! Ливней звёздных – Август!— Месяц Ливней звёздных!»
Стержневое слово «август» здесь повторяется семь раз.
В исторически ранней песенной лирике прямые повторы не просто доминировали, а составляли его существо. Один из последователей А. Н. Веселовского утверждает, что до сих пор у различных некультурных народов можно встретить песни без слов и практически без мелодии, состоящие из бесконечного повторения какого-либо слова, восклицания. Повторяется одна и та же ритмическая фигура, которая оказывает гипнотическое влияние на исполнителей.
Широко распространенными являются повторы высказываний героев, сюжетных эпизодов, словесных формул в традиционной эпической поэзии, например, в произведении «Песнь о Роланде». А.Н. Веселовский считает, что истоки эпических повторов находятся в народных песнях, которые исполнялись поочередно вдвоем (анифоническое исполнение) или несколькими певцами друг за другом, воспроизводившими одни и те же предметы.
В других жанрах, например, в балладах и сказках, прослеживается что-то подобное исторически раннему эпосу. Например, в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», которая наследует фольклорную традицию, ряд текстовых эпизодов повторяется несколько раз.
Повторы в сказке Пушкина не всегда буквальны, часто они сопряжены с вариациями. Снова и снова возвращаясь к сказанному, каждый раз он что-то меняет и что-то добавляет. Например, такими являются рассказы о белке, которая песенки поет, о тридцати трех богатырях. Автор описывает белку пять раз, и картина неизменно дополняется. Белка с каждым повтором выглядит все интереснее и забавнее. Такие повторы связаны с усилением, которое называется градацией.
Похожее соединение повтора с усилением можно наблюдать в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Например, заявленные старухой к старику и рыбке претензии до тех пор возрастают, пока история снова не возвращается к началу – к разбитому корыту.
Чрезвычайно разнообразны и богаты повторы в лирической поэзии. В. М. Жирмунский посвятил их тщательному исследованию целую работу.
Повтор – это повторение слов либо словосочетаний, благодаря которому на них акцентируется внимание читателя (слушателя), в результате чего их роль в тексте усиливается.
Благодаря повтору художественный текст приобретает связность, его эмоциональное воздействие усиливается, подчеркиваются важнейшие мысли.
Повторы в прозе и лирике
Повторы могут широко применяться в прозе – в романах, рассказах, очерках, повестях и т.д. Чаще всего это смысловые повторы. К примеру, образ колокольчика, который настойчиво тревожит сознание Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вызывает у читателя разные мысли и чувства, способствует более углубленному пониманию произведения.
Однако особенно большую роль повторы играют в стихах. Стихотворения строятся на строгом чередовании соизмеримых ритмических величин – ударений, слогов, строк и строф. Звуковые повторы образуются рифмой и другими звуковыми соответствиями. Особой формой словесного повтора в стихотворениях является припев (рефрен).
Рефрен – это повторение одних и тех же звуков, слов, конструкций в тексте, которое придает речи четкость и ясность. Рефрен относится к стилистическим фигурам прибавления.
Повторы бывают следующих видов:
- Анафора – единоначатие;
- Эпифора – повтор концовки;
- Просаподосис (кольцо) – одинаковые слова в начале речевой конструкции и в конце
- Эпонафора – стык.
Всякого рода анафоры в нередких случаях определяют построение стихотворения, формируя анафорическую композицию. Таким, к примеру, является знаменитое стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Здесь начальный синтаксический оборот повторяется три раза: в первой строфе речь идет – о желтеющей ниве, во второй – о ландыше серебристом, в третьей - о студеном ключе. Финальная фраза звучит лишь после трехкратного анафорического повтора:
«Тогда смиряется в душе моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Широко распространенными являются эпифоры – повторяющиеся концовки строф. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Моя родословная»:
Я просто русский мещанин;
Я мещанин, я мещанин;
Я, слава Богу, мещанин;
Нижегородский мещанин.
Среди концовок выделяются рефрены. Рефрены – это концовки, которые обособлены от остальной части стихотворения в синтаксическом, метрическом, тематическом отношении.
Много повторов и полуповторов в произведениях канонических жанров. Присутствуют повторы и в литературе эпох, близких нам, в литературе, освободившейся от разного рода канонов и стереотипов. Например, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой часто упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, о рассеянности и неповоротливости Пьера Безухова.
Благодаря таким приемам не очень приметные части художественной предметности произведения приобретают художественную весомость и рельефность.