Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Похвала глупости» Эразма Роттердамского и традиции средневековой литературы о глупцах

Определение 1

Панегирик – это ораторская речь, содержащая хвалебные отзывы.

Категория глупости в литературе эпохи Возрождения

В литературе Северного Возрождения на протяжении середины 15-16 вв. тема глупости была не просто ключевой в стихотворной и повествовательной словесности – в этот период формировалась традиция литературы о дураках. Наиболее известные произведения на тему глупости:

  • С. Брант «Корабль дураков»,
  • Э. Роттердамский «Похвала глупости»,
  • Народная книга Шильдбюргеры,
  • М. Монтан «Дружок в дорожку»,
  • Я. Фрей «Общество в саду»,
  • «И. Пауль «В шутку и всерьез»,
  • М. Лиденер «Книжица для вдохновения» и т.д.

Если в поэме и прозаических шванках С. Бранта мир судится разумом, а все то, что не соответствуем критериям разумности, является глупым, воплощением глупости оказываются представители разных сословий и профессий, то в «Похвале глупости» и «Шильдбюргерах» образ глупости усложняется. Там именно Глупость оценивает людское бытие и мир. Образ Глупости носит ярко выраженный карнавальный характер, так как переворачивает мир, изображает мир вывернутым наизнанку. Здесь Глупость уже не ограничивается человеческими пороками, как в «Корабле дураков» или шванках, она отождествляется с человеческим бытием. Глупости подвластны все – и бедные, и богатые, и неверные жены, и ученые мужи, и лентяи, и короли. Царства Глупости необычайно широки. Она уже не маркирует отдельные пороки и слабости, она – сама суть человеческого существования.

Художественные особенности «Похвалы Глупости»

Эразм Роттердамский написал «Похвалу Глупости» в 1509 году. Произведение было им задумано во время переезда из Италии в Англию. «Похвала Глупости» была написана в доме друга Э. Роттердамского Т. Мора. Именно Мору писатель и посвятил свое произведение.

Замечание 1

В переводе с греческого «глупость» – «мория».

Глупость и ее рассказ – суть сама жизнь, которая отражена в зеркале иронии. Глупость – это средство раскрытия единства серьезного и комического, заблуждения и истины. Использованный Роттердамским прием «сатира изнутри» продолжает традиции литературы «глупцов». В «Похвале Глупости» используются:

  • классическое ораторское искусство;
  • непринужденная беседа;
  • пародийно перевернутые приемы схоластики;
  • монолог «по наитию»;
  • образы библейской и античной мифологии;
  • греческие слова.

Все профессии и сословия в «Похвале» критикуются сквозь призму глупости, включая и те, которые традиционно считаются самыми мудрыми.

««Похвала глупости» Эразма Роттердамского и традиции средневековой литературы о глупцах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В «Похвале глупости» социальная сатира взаимодействует с глубокими философскими размышлениями над тем, что из себя представляет природа человека. У Э. Роттердамского при этом античная литературная традиция близка к концепции карнавального смеха. Такая традиция был характерной для средневековой народной культуры и для эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский отмечал, что стремится «к смеху, нежели к злому глумлению», выставляет на показ «смешное, нежели гнусное».

«Похвала Глупости» одновременно является и художественным произведением, и философским трактатом, и психологической и богословской работой.

Композиционно произведение Э. Роттердамского является строгим образцом ораторского искусства и пародией на схоластику. При этом, что неожиданно для ученого латиниста, это высоко поэтический текст.

Общество в «Похвале Глупости»

Произведение Э. Роттердамского – это глубокая и обобщенная сатира на общество. «Похвала Глупости» примыкает к традиции «литературы о глупцах», начало которой было положено немецким сатириком С. Брантом в «Корабле дураков». В произведении Э. Роттердамского пороки современного общества представлены в виде разных типов человеческой глупости. Они выступают в шутовском наряде и обозреваются в виде шуточного панегирика, который глупость произносит себе и своим поклонникам. В «Похвале глупости» Глупость выступает в первую очередь в частной жизни – в супружеских и любовных отношениях, в жажде богатства и славы, в чванстве. Перед читателем в свите глупости проходят разные сословия и профессии средневекового общества: законники-крючкотворцы, врачи-шарлатаны, тщеславные поэты и т. д.

Особую ненависть и Э. Роттердамского вызывают купцы. Автор «Похвалы Глупости», являясь современником эпохи первоначального накопления капитала, наблюдал за возникновением нового общества, основанного на власти денег. По словам Эразма, бог богатства Плутос является единственным настоящим отцом богов и людей.

Сурово обличает писатель и дворянство. Он считает, что представители господствующего класса феодального общества живут как бездельники. Они спят до полудня, затем проводят весь день в утехах и забавах, «с шутами и девками», за выпивкой и закуской. Эразм изображает монарха со всеми человеческими слабостями. В его представлении это человек, который совершенно не помышляет об общественной пользе.

Однако самые жестокие насмешки писателя направлены против главной идеологической опоры феодального общества - средневековой церкви. Он под именем «суеверов» высмеивает почитателей святых и икон. Он считает, что священники поощряют суеверия, потому что они увеличивают их доходы. Писатель восстает против торговли индульгенциями, считая, что церковь соблазняет верующих своими обещаниями за деньги простить самые страшные грехи. Роттердамский изображает монахов, распутных, невежественных, полных самомнения, богословов, погруженных в схоластические споры, епископов, занятых собиранием денег. Римский первосвященник, который кровью и железом, интердиктами и анафемой отстаивает свою власть, осуждается примером первых апостолов Христа, которые учили кротости, благочестию и не стяжательству.

В изображении Э. Роттердамского все человеческое общество превращается в царство Глупости. И лишь природа, не тронутая цивилизацией, Эразму кажется источником истинной мудрости и подлинного счастья. Он считает, что природа никогда не заблуждается. Но критика современного автору общества в «Похвале Глупости» не имеет революционного характера.

Дата последнего обновления статьи: 29.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot