Культура чтения – это способность использовать навыки и умения, помогающие сделать чтение продуктивным.
Возникновение понятия «культура чтения»
Проблема культуры чтения, механизмы понимания, интерпретации художественного текста, деятельность читателя на протяжении 19-20 вв. стали предметом осмысления эстетики, философии, психологии, методики, герменевтики, филологии.
Культура чтения в философском значении – это определенное пространство, порожденное феноменом чтения во имя интеллектуальной и нравственной гармонии личности.
Культура чтения – это способность понимать, воспринимать, анализировать вербальную информацию, представленную в разных форматах:
- печатном,
- письменном,
- электронном.
Термин «культура чтения» в своем «полном», уникальном значении встречается только в русском языке.
Как социокультурное явление, культура чтения имеет в своей основе деятельностный познавательный процесс и определяет степень духовного и интеллектуального развития общества.
Истоки понятии «культура чтения» в русской культуре появились в эпоху образования Древнерусского государства. Ввиду того, что формирование этого понятия происходило на протяжении нескольких столетий, оно впитало в себя многие смыслы, которые в него вкладывались в зависимости от понимания функции чтения в обществе.
Выделяют несколько этапов развития культуры чтения:
- первый этап – утверждение христианства, образование Древнерусского государства;
- второй этап – 15 век, эпоха консолидации русской культуры;
- третий этап – с начала реформ Петра I до конца 18 века;
- четвертый этап – 19 в.;
- пятый этап – начало 20 в.;
- шестой этап – 50-80-е гг. 20 в.;
- седьмой этап – 1980-е гг.- настоящее время.
Развитие понятия «культура чтения» до 19 века
На первом этапе основной функцией чтения была эзотерическая, а культура чтения воспринималась как культура общения с Божественным Словом.
На втором этапе чтение постепенно становится «мирским» занятием, доступным всем слоям населения. В этот период формируется познавательная функция чтения.
На третьем этапе возникает качественно новое отношение к чтению. Оно уже воспринимается как средство получения знаний. На данном этапе формируется утилитарная функция чтения. В статьях известных ученых 18 в. (Х. А. Чеботарева, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова) появляются рекомендации и советы читателю для формирования так называемого «качественного чтения». Эти советы можно считать первыми рекомендациями по формированию «культуры чтения». Общество постепенно приобретает новые знания, а просветительская и издательская деятельность формирует читательские вкусы – культуру чтения той эпохи. Уже к концу 18 века сформировалась разница между просто умением читать и быть читателем.
Таким образом, основы понятия «культура чтения» в истории русской культуры были заложены в 10-18 вв. Главными элементами «культуры чтении» стали: выбор книги, умение понимать текст, соотнесение книги и цели чтения, умение закреплять прочитанное.
19 век – четвертый этап в развитии культуры чтения. В этот период чтение приобретает самообразовательную функцию.
В 1858 году Акционерное общество распространения чтения в России определяет задачу приучения широких слоев народа к чтению и формирования культуры чтения. С этой целью создаются кабинеты для чтения в книжных магазинах, основываются библиотеки. В это время проблема культуры чтения связывается с проблемой поиска необходимой книги и умением ее использовать для самообразования.
Понятие «культура чтения» обогащается такими элементами, как «методы чтения», «любовь к чтению», «приемы чтения».
Культура чтения в 20 веке
С изменениями в обществе в начале 20 века связан пятый этап развития понятия «культура чтения». В этот период появились работы, посвященные психологическим аспектам чтения. Но основное обращение к вопросу культуры чтения было обусловлено преобразованием общества после революции 1917 года, формированием «нового человека», которому предстояло освоить все накопленные достижения в сфере культуры, науки, техники. В связи с этим на первое место вышла такая характеристика чтения, как темп.
В первые годы советской власти культура чтения была подчинена идеологическим, политическим целям партии. Такой подход «вульгаризировал» проблему культуры чтения, выдвигал на первое место прагматические аспекты чтения, отодвигая аспекты, делающие чтение «душеразвивающим занятием».
В послевоенные годы предпринимаются попытки классификации способов чтения в зависимости от содержания книг и целей чтения. В этот период в понятие культуры чтения вошли умение вести записи, конспектировать прочитанное, а также появилось такое понятие, как гигиена чтения.
Шестой этап связан с возникновением понятия библиотечно-библиографической грамотности. Термин «культура чтения» в этот период уходит на второй план. Это связано с тем, что культура чтения представлялась как система знаний, навыков, умений, необходимых читателю для работы с книгой. На данном этапе особый интерес вызывает такой аспект культуры чтения, как «быстрочтение», рациональное чтение.
Информационное общество и культура чтения
Седьмой этап связан с вступлением общества в информационный век. Появление понятия «информационное общество» связано с превращением информации в важный ресурс цивилизации. Вместе с тем появляется целый ряд терминов, отражающих умение человека работать с информацией в новых условиях: «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная культура». В свою очередь, информационная культура становится важнейшей частью общей культуры современного человека.
Термин «культура чтения» в настоящее время особо выделяется среди остальных терминов, отражающих квалификацию читателя. Получение информации «с экрана», в электронной среде, происходит также посредством чтения. Чтение можно рассматривать как важнейшую универсальную технику.
Культура чтения, в отличие от информационной культуры и информационно-библиографической грамотности включает не только умение ориентироваться в мире информации, но и такие понятия, как интерес к чтению, любовь к книге, творческое чтение, восприятие, понимание почитанного, диалог с героем и автором и т. д.