Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Художественная предметность: детализация, суммирование, умолчание

Определение 1

Мир литературного произведения — это предметность, воссозданная в нем при помощи речи и при участии вымысла.

Детализация и суммирование в художественном произведении

Предметность, воссоздаваемая художественно, может быть подана детализировано, обстоятельно, в мельчайших подробностях либо наоборот, обозначаться суммирующее, итогово. То есть жизненные явления в произведении воспроизводятся либо «общим планом», либо «крупным планом». Соотнесенность и распределение общих и крупных планов является чрезвычайно важным звеном в построении литературно-художественных произведений.

Автор из широко предметно-психологической сферы, о которой он так или иначе осведомляет своего читателя, выделяет отдельные звенья, как бы высвечивает их, выдвигает на первый план произведения. За пределами подробностей, мелочей, деталей находятся не только обобщения, впрямую формулируемые писателем, но и короткие «итоговые» сообщения о каких-либо остающихся на периферии произведения фактах. Таких примеров множество. Например, в произведении «Вишневый сад» - это описание парижской жизни Раневской, торгов, на которых был продан сад.

Как правило, детализированные картины играют решающую роль в литературном творчестве. Они могут строиться по-разному. В каких-то случаях авторы используют развернутые характеристики какого-либо одного явления, в ряде других случаев они в одних и тех же эпизодах соединяют разнородную предметность. Например, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев были склонны к подробному, обстоятельному, неторопливому описанию пейзажей, интерьеров, внешности героев, их душевных состояний и разговоров, сосредотачивая свое внимание то на одних, то на других сторонах воссоздаваемой, описываемой реальности (обстоятельная характеристика Обломова, подробное описание его спальни в начале произведения, тургеневские пейзажи).

В прозе А. П. Чехова изображенная предметность подается иначе. Его подача компактна, немногословна, отмечена динамизмом и стремительностью переходов от одного предмета к другому. Как заметил Л. Н. Толстой, у Чехова своя форма, особенная, как у импрессионистов.

Литература 20 века главным образом опирается не на традиционную детализацию, а на ее компактную, свободную, динамичную подачу. Конец 19-начало 20 века ознаменовался сдвигом распределения детализированных картин и суммирующих обозначений. Традиционно на передний план произведений выдвигались подробности происходящего событийного ряда, переломные моменты в жизни героев произведения. Остальные факторы, такие как психологическое состояние персонажей, обстановка, их окружающая, течение повседневной жизни с ее мелочами, оставались в стороне – автор либо говорил о них вскользь, либо упоминал в начальных эпизодах произведения. В творчестве А. П. Чехова эта картина существенно изменилась. В его пьесах лишь констатируются резкие изменения в жизни персонажей, а повседневность, ее эмоциональный тонус описываются в подробностях. По словам А. П. Скафтымова, наперекор всем традициям, события как кратковременная частность остаются в стороне, а обыденное, ежедневно повторяющееся составляет основной массив всего содержания произведения.

«Художественная предметность: детализация, суммирование, умолчание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Художественная деталь в лирике

Художественная деталь либо цепь деталей в лирическом стихотворении часто являются опорными точками изображения. Иногда художественные детали несут в себе особые ассоциативные возможности, подталкивают воображение читателя, побуждают его дорисовать лирическую ситуацию.

Часто лирический образ рождается на основе одной яркой индивидуальной детали. С образа и начинается движение лирической мысли, а к ней уже подстраиваются другие подробности, экспрессия распространяется по всей лирической предметности. Однако даже в том случае, когда такая деталь является только штрихом внешней картины (например, лирического пейзажа), она заключает в себе поэтическую неожиданность, которая освежает восприятие мира.

Деталь является подробностью в картине целого, однако не любая подробность является деталью, а лишь та, что насыщена энергией индивидуального видения. В том, что равнодушный взгляд не замечает, художник видит проявление бесконечного разнообразия жизни и такие подробности, в которых явление, характер, вещь поворачиваются к читателю самой главной своей стороной.

Умолчание в художественном произведении

Определение 2

Умолчание – это фигура речи, которая предоставляет читателю или слушателю возможность размышлять и догадываться, о чем могла идти речь в неожиданно прерванном высказывании.

Это стилистический прием, при котором выражение мысли остается незавершенным и ограничивается намеком, начатая речь неожиданно прерывается в расчете на догадку читателя. То есть говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, которые требуют дополнительного или подробного объяснения. Часто стилистический эффект умолчания состоит в том, что внезапно прерванная речь дополняется выразительным жестом.

Традиция использования этого приема исходит из античной риторики. Экспрессивные высказывания с незавершенной мысль в форме угрозы характерны для древнегреческой и древнеримской поэзии.

В художественном языке умолчание состоит в умышленном прерывании своей речи с целью избежать тех слов, которые говорящий по каким-либо эмоциональным причинам произносить не хочет. Обычно умалчиваются явные понятия, которые можно легко определить по контексту, то есть такого рода недосказанность предполагает догадку читателя, его способность закончить мысль самостоятельно.

Таким образом, умолчание, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, акцентирует внимание на конкретном понятии.

Прием умолчания используется как в прозаических, так и в лирических произведениях и выполняет следующие функции:

  • Усиление выразительности речи
  • Акцентирование основных идей
  • Активизация читательского мышления
  • Способ обойти цензуру (в классической русской поэзии).

Письменным выражением фигуры умолчания часто является знак многоточия.

Дата последнего обновления статьи: 08.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot