Фолк-литературная жанровая генерализация – это группа жанров, в которых литература соединяется с фольклором.
Фолк-литературная жанровая генерализация в испанской литературе
Соединение литературы с фольклором – одна из ведущих тенденций в латиноамериканской и испанской литературе.
Специфика испанской литературы заключается в особо тесной связи с фольклором. Фольклорные мотивы и образы входили в художественную систему многих испанских авторов. До сегодняшнего времени испанская сатира связана с некоторыми жанрами фольклора.
20 век стал одним их самых драматических и самых плодотворных периодов в истории Испании и испанской культуры. Стана вступала в новый век под канонаду Испанско-американской войны 1898 года, а покидала его под фейерверк Барселонской олимпиады процветающим государством, хоть и не лишенным внутренних проблем. Но до этого момента Испании пришлось пережить диктатуру Примо де Риверы, крушение монархи, хаос времен Первой буржуазной республики, Народного фронта, гражданскую войну.
Именно на последние годы Испанской империи пришелся второй золотой век испанской литературы, который был прерван началом гражданской войны. Этот расцвет словесности в конце 19-начале 20 века связан с деятельностью М. де Унамуно, Р. М. Валье-Инклана, П. Брохи-и-Неси, Х. Бенавенте-и-Мартинеса, А. Мачадо, Х. Р. Хименеса –писателями «Поколения 1898 года».
«Поколение 1898 года» - это идейно-духовное движение, целью которого было познание сути Испании и своеобразия ее истории.
Представителей «Поколения 1898 года» объединяло стремление найти выход из кризиса. В их сознании национальная самокритика была неотделимой от любви к родной земле. Символическим средоточием родной земли для них стала Кастилия, вокруг которой складывалось Испанское государство.
Самым характерным жанром «Поколения 1898 года» было эссе. Одновременно в творчестве Барохи, Унамуно, Валье-Инклана фрмируются новые формы драмы и романа. Хименес и Мачадо, основываясь на опыте латиноамериканского модернизма, испанского фольклора и французского символизма вырабатывают свой язык, свободный от ходульной риторики и романтических штампов.
К «Поколению 1927 года» относятся:
- Ф. Г. Лорка,
- Р. Альберти,
- П. Салинас,
- Х. Гильен,
- Л. Сернула,
- В. Алейксандре.
Усилия писателей «Поколения 1898 года» были поддержаны Р. П. де Айала, Р.Г. де ла Серна, затем поэтами поколения «1927 года». В 1920-х годах культура Испании связана с экспрессионизмом и сюрреализмом.
В первые десятилетия диктатуры Франко литература Испании выглядит обескровленной. Единственными известными произведениями словесности тех лет стали романы Хамило Хосе Селы. Первый его роман «Семья Паскуаля Дуарте» положил начало тремендизму – самому характерному течению литературы Испании 1940-1950-х годов. Тремендисты исходили из представления об исконном одиночестве человека, о насилии и смерти как неотъемлемых составляющих человеческой жизни. Тремендистские черты характерны и для начального этапа творчества М. Делибеса – крупнейшего писателя современной Испании.
Творчество А. Мачадо
Русские критики неоднократно сравнивали А. Мачадо с А. Блоком. Оба поэта по-разному были связаны с символизмами и оба были «поэтами пути». В стихах Мачадо постоянно возникает мотив дороги, образ странника, путника, путешественника. Путь самого Мачадо пролег по бедным полям родной земли и привел к революции, к жертвенной смерти. Мачадо вместе с отступавшими республиканскими войсками пересек границу Франции, и вскоре умер в городке Кольюр.
Свой первый поэтический сборник «Одиночества» А. Мачадо опубликовал в 1903 году. В 1907 году поэт дополнил книгу новыми произведениями.
Главной темой сборника является попытка воскресить в слове давно ушедшие детство и юность.
В 1912 году вышел сборник «Поля Кастилии». По признанию поэта, успех этой книги спас его от самоубийства. В 1912 году от туберкулеза умерла жена Мачадо Леонор Искьедо, которую поэт очень любил.
В центре сборника – поэма «Земля Альваро Гонсалеса», написанная изначально эпическим, романсным стихом. В основе этой поэмы лежит легенда о двух завистливых, алчных братьях, ради наследства убивших отца-крестьянина. Поэму окружают стихотворения, создающие образ полуисторической-полумифической Испании. Но берега Дуэро у Мачадо вызывают не восторг, как в «Одиночествах», а мысли о проклятии, которое издревле тяготеет над его родной землей, мысли о скорбной участи униженной Испании.
Сборник «Поля Кастилии» - это вершина поэтического искусства Антонио Мачадо. В этом цикле поэт использовал различные стихотворные формы и размеры: от романса до коллы, от александрийского стиха до свободного.
Во время гражданской войны Мачадо написал цикл стихотворений «Преступление было в Гранаде», в котором поэт всему миру поведал о том, что Федерико Гарсиа Лорка не пропал без вести, как пыталась убедить франкистская пропаганда, а был казнен трусливыми палачами.
Федерико Гарсиа Лорка
Всю свою жизнь Гарсиа Лорка готовился к встрече со смертью, которая должна была его увести наверх, в обитель Луны. Именно там оказывается герой «Поэмы о канте хондо» цыган Амарго, туда Луна уводит цыганенка в первом романсе из книги «Цыганский романсеро».
В поэтических сборниках Лорки часто встречаются фольклорные мотивы, приемы, размеры, такие, как варьирование одной темы, рефрен-припев. Но это не просто подражание фольклору.
В своей «Поэме о канте хондо» Лорка воссоздал мир особого жанра андалусийского фольклора – «глубинного пения». «Поэма о канте хондо» - это не собрание отдельных циклов и стихотворений, а завершенное трагическое действие, финалом которого является смерть цыгана Амарго.
«Цыганский романсеро» - это книга, состоящая из 18 стихотворений, которые написаны романсным стихом.
Романсный стих – это четверостишия, строки которых связаны ассонансной рифмой.
В основе стихотворения «Пресьоса и ветер» лежит миф о ветре-насильнике, похитителе девушек. Как и другие «цыганские романсы», стихотворение строится на развертывании зрительных метафор.
Лорка создает собственный миф – о городе-мире, в котором живут люди особой породы, подчиняющиеся лишь зову стихий. Этому миру противостоит современная цивилизация с ее житейской прозой и бесчеловечными законами. Столкновение этих миров заканчивается гибелью вольного «цыганского города».