Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Зрительский опыт детей

  • 👀 301 просмотр
  • 📌 243 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Зрительский опыт детей» docx
Зрительский опыт детей начинает складываться еще в дошкольном возрасте, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидению, видео. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается. Но часто кино является лишь развлечением, всерьез не воспринимаемым ни семьей, ни ДОО. Если ребенка и приобщают к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам. А вот видео и кино остается невостребованным. Современный ребёнок проводят большую часть своего свободного времени перед экраном, причем, часто небольшим, экраном мобильных устройств, иногда – компьютера и телевизоров, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей. Однако этот процесс, как правило, остаётся неизменным. Выход из подобной ситуации только один — надо использовать тот большой потенциал, которым обладает визуализация и экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей. Как показывает опыт, кино обладает большими возможностями для детского развития. Воспитательные особенности киноискусства настолько широки, что можно говорить о его универсальности для всех типов ДОО. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка. Изучение искусства экрана с детьми направлено прежде всего на то, чтобы сформировать у них навыки восприятия аудиовизуальных произведений, уметь их анализировать, развить способность адекватно понимать экранный текст. В педагогической литературе вопрос об использовании «синематографа» в образовании был поднят в 1897 году. Рассматриваются его неограниченные возможности в области воспитания, образования, приобщения к культуре, истории. Однако, уже с первых лет существования кинематографа в педагогической модели его применения возникает вопрос о кино, как о способе последовательно управлять интересами, потребностями, эстетически воспитывать зрителя, эффективно используя богатейшие возможности воздействия зародившегося искусства. По сохранившимся документам этого периода можно установить первые шаги в области кинообразования как средства духовного развития личности, как отрасли педагогической науки в процессе организации взаимоотношения зрителя с фильмом, развития визуального мышления, восприятия пространственно-временной реальности: проведение цикловых просмотров с комментариями и лекциями, использование учебного кино и мультфильмов и т.п. Первые кинотеатры учебно-просветительских фильмов открылись в 1909 г. в Одессе и в Москве. В конце 50-х – начале 60-х гг. группа педагогов-энтузиастов (О. А. Баранов в Калинине, Ю. М. Рабинович в Кургане, С. Н. Пензин в Воронеже, Л. К. Раудсепп в Таллинне и др.) начали разрабатывать пути и способы включения игрового фильма в учебно-воспитательную работу. Были предложены и развиваются в настоящее время две основные формы работы: дополнительная модель - видеоклуб (кружок); основная модель – специальное занятие 1 раз в неделю, представляющее собой разновидность систематического анализа восприятия видеофильмов или кино. Интересно, что такая деятельность поддерживается и на следующих образовательных уровнях: появился новый вид кинообразования — кинолицей. Первый экспериментальный кинолицей в Москве (Г.А. Поличко) имел в своей программе несколько направлений по интересам. В настоящее время кинопедагогика читается как отдельный системный курс в педагогических вузах страны при подготовке воспитателей ДОО. К концу 80-х – началу 90-х гг. определились основные направления педагогического руководства киновосприятием: изучение теории и истории киноискусства на основе первичного, детского анализа фильмов; воспитание средствами кино (постижение фильма на эмоционально-эстетическом уровне для обогащения нравственной культуры); использование элементов кинообразования в качестве интенсивного творческого метода обучения и воспитания; привлечение игрового кино в качестве дополнительного материала в рамках предметных курсов, главным образом гуманитарных. Работа воспитателя над просмотром видеофрагмента или кинофрагмента вместе с детьми проводится главным образом в устных игровых формах. К игровым формам относятся: рисунки, коллажи на темы просмотренного фильма; составление сюжета из разрозненного набора картинок; викторины, вечера и утренники. Уже на первом этапе подготовки к эмоциональному восприятию кино дети вводятся в круг проблем и понятий, над которыми им придётся размышлять. Сегодня, когда дети растут в окружении большого объёма аудиовизуальной информации, просто необходимо использовать весь накопленный опыт кинопедагогики, применять его в современном контексте, обогащая новыми методами. Предлагаем определением кинопедагогики считать следующее: «Ранняя кинопедагогика – направление в современном образовании, в частности медиаобразовании, связанное с закономерностями, формами и методами воспитания ребёнка дошкольного возраста экранными искусствами».  Ранняя кинопедагогика направлена на развитие аудиовизуальной культуры и навыков осмысленного просмотра у детей дошкольного возраста, а также творческих навыков в создании кинопроектов. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КИНОПЕДАГОГИКИ Кино имеет возможность влиять на то, как мы видим и понимаем мир. Оно может управлять нами, показывать самих себя со стороны и приводить к переживанию широкого спектра эмоций. Кино способно заставить забыть о том, что происходит вокруг, открыть для нас новые миры, а может дать импульс задуматься о мире, в котором мы живём. Создатели кино выбирают кадры, музыку, конструируют историю, выбирая повороты сюжета и то, как их преподнести. Как зрители мы входим в диалог с фильмом, который мы смотрим. Ключевые аспекты кино: критический, творческий, культурный. Рассмотрим, как эти аспекты воспринимаются зрителями и открывают для них возможность участия в кинокультуре. КРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Развитие навыков рассуждать и критически и аналитически мыслить – важная часть образовательного процесса. Способность критически мыслить развивается постепенно в процессе проверки, оспаривания и оттачивания собственных суждений. Этот процесс носит социальный и коллаборационный характер, вот почему онлайн форумы, киноклубы и кинокритика так популярны. Быть «критическим» – это способность понимать и исследовать фильмы во всем их многообразии и формировать подход, благодаря которому мы становимся способны постоянно анализировать какое влияние кино оказывает на нас, побуждает, озадачивает или противоречит. Эта способность включает также осознание других сторон искусства, которые затрагивают, влияют и увеличивают то удовольствие, которое мы получаем при кинопросмотре. Главной для развития практики критического подхода является способность задавать вопросы о фильме: дети делают это уже с самого раннего возраста. Воспитатель ДОО должен уметь развить способность определять ключевые элементы фильма; вопрошать, почему кино нам показывает то, что показывает; выяснять, в чем был замысел создателя, размышлять над результатами своего анализа и приходить к собственной оценке увиденного. Нам также нужно рассматривать способы, с помощью которых мы можем делиться личными переживаниями: показать детям, что фильм разговаривает с нами, и мы хотим передать и объяснить другим детям то, что мы почувствовали. К этому мы должны добавить то, как эти переживания олицетворяют диалог между нами и экраном, а также диалог между создателем фильма и зрителями. Развитый опыт кино требует развитых способностей передавать влияние, которое кино на нас производит. ТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТ Наступление эры цифрового кино привело к возможности для зрителя стать создателем. Предстоит еще исследовать связи между опытом применения кинопросмотра как способа создания и опыта оценки увиденного произведения. Кинообразование, таким образом – это о развитии не только культуры осознанного и критического просмотра, но и культуры создания кино на основе этой взаимосвязи способностей критически мыслить и творить. Творческие процессы включают исследовательские, аналитические, экспериментальные, практические, технические умения, а также навыки самовыражения; эстетическое понимание и критическую оценку; интеллектуальные, творческие, интуитивные способности и воображение; и понимание взаимосвязи между движущимся изображением и другими формами искусства, дисциплинами и практиками. Создание кино должно быть рекурсивным, когда учащиеся вновь и вновь пересматривают свои идеи и подходы, повторно тестируют и испытывают идеи и методы. Создание кино требует знания и понимания места кино в современном обществе; понимания того, в каком контексте происходит создание и восприятие фильма. Даже юные создатели понимают, что их фильм могут увидеть их друзья, одноклассники, семья, на большом или маленьком экране. Быть креативным в создании кино предполагает использование современных технологий с их возможностями для обучения, при этом важно учитывать, что существуют законные ограничения, касающиеся прав на интеллектуальную собственность. В целом, создание кино является фундаментальным для понимания кино. Ключевые творческие практики включают: практическое обучение мастерству движущихся изображений; поощрение заинтересованности, самовыражения и независимости в процессе исследования своих мыслей, идей, творческих подходов; расширение творческого, технического и критического опыта взаимодействия с разными формами и стилями киноискусства; демонстрация процесса формирования идей и техник их реализации; работа с оборудованием и ресурсами в процессе создания кино; демонстрация умений в использовании техник создания кино. Участие в сообществе творческих практиков включает демонстрацию знаний и понимания техник создания кино, которые использовались как кинематографистами прошлого века, так и современными создателями; сопоставление своих произведений с работами других авторов; формирование своих идей совместно с другими людьми через исследование и эксперименты с техниками и процессами кинопроизводства; а также создание завершенной работы для зрителей и оценка её эффективности. КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ Кино помогает нам понять самих себя, нашу культурную и национальную идентичность, так же как и нашу историю. Но еще кино помогает понять других людей, другие культуры, время, идеи и ценности. Чем шире наш доступ к кино, тем больше и глубже будет наше взаимодействие с миром. Кинокультура всегда основывается на коллекциях, сборниках и категоризации фильмов. Составление списков, формулировка канонов и критериев, программирование и далее дебаты и обсуждение – с помощью всего этого люди принимают участие в кинокультуре и вовлекаются в историю кино. Понимание того, что фильмы «говорят» друг с другом в форме взаимовлияния, цитирования и упоминания – важная характеристика кинокультуры. Более того, обсуждение и оспаривание каких-либо критериев, по которым люди определяют «великие» фильмы – не менее важный способ участия в кинокультуре. Кино – это также набор социальных, исторических, образовательных и культурных практик. Начиная с ребёнка, выбирающего любимый DVD и продолжая людьми, создающими плейлисты на YouTube, или директором международного кинофестиваля, можно говорить о существовании непрерывного процесса, в котором просмотр, рефлексия, выбор, возможность поделиться – это практики, которые все глубже укореняются и развиваются на протяжении всей жизни. Кино – это социальная форма, вписанная в исторические рамки. И это действительно так не только с точки зрения просмотра фильма в кинотеатре с другими зрителями, или того, что фильмы часто создаются группами людей, но и в том смысле, что кино само функционирует в социальной структуре, где зритель, фильм и режиссёр разделяют общее понимание и общую «реальность». Следовательно, кино – это точка соприкосновения разных сообществ, культур и историй, так же, как и путь к пониманию этих культур, чувствованию и участию в них. РЕЗУЛЬТАТЫ КИНОПЕДАГОГИКИ Через кинопедагогику дошкольники учатся видеть важное, учатся формулировать свое мнение о произведении и передавать свое личное эмоциональное впечатление. Кинопедагогика развивает чувствительность у детей к видео и кино во всех их формах. Она может способствовать развитию жизненно важных навыков, способствующим тяге к непрерывному познанию и обучению в других направлениях культуры, таких как изобразительное искусство, литература, музыка. Формирующиеся благодаря кинообразованию черты характера как любопытство, эмпатия, устремленность, толерантность и радость, являются ключевыми для личного развития. Устремления, сформированные благодаря кинопедагогике, могут быть перенесены в целом в жизнь ребёнка, так же, как и чувство удовольствия. Более того, ряд общих культурных навыков, развитых в дошкольном детстве средствами кино, могут проявляться в любой сфере деятельности, и способствовать общему развитию личности. Речь идет о таких умениях и навыках, которые способствуют становлению личности: работа в команде, коммуникативные навыки, включенность и заинтересованность, креативность и навыки решения проблем, умение принимать ответственность. Быть частью кинокультуры и киносообщества, обсуждать с воспитателем или родителем особые, волнующие в детстве вопросы, затронутые в фильмах, ведет к развитию личности ребёнка и всемерно обогащает его внутренний мир новыми средствами.
«Зрительский опыт детей» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot