Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Знакомство с основными теоретическими основаниями логотерапии В. Франкла.

  • 👀 363 просмотра
  • 📌 332 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Знакомство с основными теоретическими основаниями логотерапии В. Франкла.» docx
 Производственная практика  Введение  Установочная лекция  Индивидуальное задание 1  Индивидуальное задание 2  Индивидуальное задание 3  Индивидуальное задание 4  Литература  План итогового задания  Вопросы для самоподготовки  Видео-материалы Установочная лекция Цель занятия: знакомство с основными теоретическими основаниями логотерапии В. Франкла.   00:00/ 16:24     Светлана Владимировна Штукарева, руководитель Высшей школы логотерапии НОЧУ «Московский институт психоанализа», Вводная лекция, Часть 1   00:00/ 40:31     Светлана Владимировна Штукарева, руководитель Высшей школы логотерапии НОЧУ «Московский институт психоанализа», Вводная лекция, Часть 2   00:00/ 18:19     Светлана Владимировна Штукарева, руководитель Высшей школы логотерапии НОЧУ «Московский институт психоанализа», Вводная лекция, Часть 3 Логотерапия, основанная венским психиатром и неврологом Виктором Франклом (1905-1997), в сегодняшнем разнообразии терапевтических способов лечения может быть определена как третья венская школа психотерапии следом за психоанализом и индивидуальной психологией Адлера. Логотерапия — это психотерапия, ориентированная на смысл. «Логотерапевтическая концепция человека основана на трех столпах: свободе воли, воле к смыслу, смысле жизни. Первая из них, свобода воли, противопоставлена принципу, который характеризует самый распространенный подход к человеку, а именно детерминизм. На самом деле, однако, она противопоставлена тому, что я называю пан-детерминизмом, так как говорить о свободе воли не значит предполагать индетерминизм. В конце концов, свобода воли означает свободу человеческой воли, а человеческая воля — это воля конечного бытия. Свобода человека — это не свобода от условий, но скорее свобода в выборе позиции по отношению к любым условиям, с которыми он может столкнуться». (В. Франкл) Концепция димензиональной онтологии Виктор Франкл обозначил представление о человеке в концепции своей «димензиональной онтологии». В ней он раскрыл человеческую сущность как трехмерную: на соматическом, психическом и духовном уровне. То, что это не теория о трех слоях, наглядно показывает аналогия с трехмерностью пространства. Человеческие измерения его сущности пронизывают друг друга в той же мере, в которой это делают пространственные измерения длины, ширины, высоты. Например, нельзя утверждать, что пространственное измерение «ширина» начинается там, где кончается измерение «высота». Похожее наблюдается и у человека: в каждой «точке» человеческого существования все три измерения встречаются. Франкл говорил о «единстве вопреки разнообразию». Соматический уровень человека просто определить: к нему причисляются все телесные феномены. Он включает в себя органические процессы в клетках и биологически-физиологические функции тела, а также относящиеся к ним химические и физические процессы. Под психическим уровнем человека понимается сфера его душевного состояния, эмоциональной настроенности, чувств (влечений), инстинктов, желаний, аффектов. К этим душевным феноменам добавляются также умственные способности человека, его приобретенные модели поведения, социальные особенности. В общем, когниции и эмоции в измерении психического чувствуют себя «как дома». Что же остается для духовной сферы? Бесконечно много! «Изначально человеческое», а именно свобода занять позицию по отношению к своему настроению и физическому состоянию, свободное волеизъявление («интенциональность»), интерес к вещественным сферам и к искусству, способность к творчеству, религиозность и этическое чувство («совесть»), понимание мира и любовь находятся в человеческой духовности. Если бы мы захотели разделить нашу землю на части согласно измерениям существования, без сомнения получилась бы следующая картина, причем вполне вероятны минимальные промежуточные формы: · Растения, животные, люди -> тело · Животные, люди -> тело, психика · Люди -> тело, психика, дух Мы видим, что духовная область (которая не имеет ничего общего с умом или разумом) — это собственно человеческое, «специфически гуманное» измерение; в логотерапии оно называется греческим словом ноос (дух), а также «ноэтическим измерением». Две другие формы, которые человек разделяет с животными, соматическая и психически-социальная сферы (ведь и у животных есть эмоции и когниции определенного уровня!), определяются в логотерапии как «психофизика» или как «субноэтические измерения». Главный постулат ЛТ и 6 следствий: Итак, личность может быть рассмотрена с точки зрения трех измерений: соматического, психического и ноэтического. 1. Все три измерения присутствуют одномоментно, и любую болезнь, симптом необходимо рассматривать с точки зрения сообща трех измерений 2. Духовное измерение присуще только человеку 3. Все три измерения едины и неделимы 4. Терапевт рассматривает пациента всегда с позиций трех измерений 5. Для каждого измерения механизм обратной связи отличается 6. Гомеостаз проявляется на каждом измерении по разному: на физическом – восстановление баланса (электролиты, состав крови, уровень сахара и тд.), на психологическом уровне гомеостаз в большинстве случаев имеет место, на духовном – никогда, т.к. духовное не предполагает механизм снятия напряжения. Гомеостаз важен для всех форм жизни, но для человека его недостаточно. Свобода и судьба в логотерапии Рассмотрим понятие свободы в логотерапии на основе двух примеров: Пример 1: страх Страх — это (если отвлечься от любящей заботы о ком-то или о чем-то ценном в мире) неприятное психическое чувство угрозы. Оно «сидит» во втором измерении и на первом, соматическом уровне тесно связано с такими вегетативными симптомами, как сердцебиение, побледнение, дрожь. Там, где оно «сидит» или появляется, в момент своего возникновения оно никак не может быть предвосхищено; это значит, что оно «судьбоносно». Причины страха можно предотвратить или не предотвратить, но чувство страха, если оно уже развилось в человеке, просто так не прогнать. В отличие от этого, в третьем, духовном измерении принимается решение о том, какая реакция последует на этот страх: будет ли она восприниматься всерьез, или человек поставит себя выше него, станет ли он причиной бегства или, несмотря на него, с ситуацией получится справиться. Здесь есть из чего выбрать, здесь есть определенная свобода. Мы видим: мы не свободны «от» страха, мы свободны «вопреки» страху... Пример 2: плохое детство Люди, которым пришлось страдать из-за несчастного детства, не свободны от его последствий, но свободны занять по отношению к ним различные позиции. Некоторые родители говорят: «Я вырос с побоями, поэтому побои внутри меня. Если я становлюсь очень злым, я тоже бью!» Другие родители говорят: «Так как меня били в детстве, я бы хотел, чтобы моим детям было лучше. Поэтому я не воспитываю их битьем!» Воспитание, несомненно, — сильный фактор воздействия, но не всемогущий. С определенного уровня зрелости каждый человек свободен в воспитании себя. Акт самовоспитания гораздо меньше зависит от «воли родителей», чем от того, что человек «должен испытать самостоятельно» (В. Франкл). Таким образом, человек обнаруживает себя как тот, кто свободен ответить на удары судьбы, и, делая это, он несет ответственность за свои ответы. Нон-детерминистское видение логотерапии влечет за собой допущение ответственности и виновности в психотерапии с человеческим лицом. Там, где в определенный момент нет возможности выбора, не может быть вины. Так как, например, мы не можем выбирать наше прошлое, изменить его, мы не можем также нести вину за него. (Что не говорит о том, что мы не были виновны в то время, когда у нас еще была возможность выбора.) С другой стороны, там, где есть возможность выбора, за принятое решение нужно отвечать. Может произойти так, что будет сделан нехороший, неверный выбор. Парным понятиям «плохо или хорошо» или «правильный или неправильный» сложно дать определение, поэтому в логотерапии их заменяют понятиями «имеющий больше или меньше смысла», это означает, что измеряется конкретный смысл конкретной жизненной ситуации. Тогда вина — это «выбор против смысла». Основные методы и приёмы психотерапевтической работы в логотерапии Суть ЛТ на практике: 1. Выяснение проблемы 2. Выяснение того, что не затронуто проблемой 3. Определение возможностей 4. Выбор самой осмысленной возможности 5. Ее реализация Алгоритм выяснения в бОльшей степени о том, что не затронуто проблемой, что ею не является – называется переменной диагностикой. Именно в этом заключается «манера» ведения логотерапии. Это имеет значение, так как человек всегда больше любой проблемы, любого диагноза: я не есть симптом, я не есть проблема, поэтому для того, чтобы не провоцировать возникновение ятрогенных неврозов, мы и используем переменную (попеременную) диагностику, так как нас интересует личность, а не симптом. Работая с личностью, мы обязательно сократим и симптом. Главное стремление логотерапии состоит в усилении и расширении «невредимой» области пациента, привлечении находящихся там сил для обращения с больной составляющей. Терапевтический процесс: Другой важной особенностью является то, что нас интересует «зона свободы», а не «зона судьбы», которую выбрать или изменить невозможно. Усилия логотерапевта должны быть направлены на работу в зоне свободы, принятия того, что не подлежит изменению и коррекцию установок в отношении как пространства судьбы, так и пространства свободы. В логотерапии есть три метода работы: дерефлексия, парадоксальная интенция и модуляция (модификация) установок. Они базируются на двух главных способностях человека: способности к самодистанцированию и к самотрансценденции. Одно из центральных понятий антропологии В.Франкла самодистанцирование – это духовная способность человека «занимать позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к себе» (В.Франкл). Человек может отодвинуть при необходимости свои желания, представления, чувства и намерения, чтобы взглянуть на себя и на ситуацию с некоторого расстояния. Самодистанцирование означает возможность отойти на такую дистанцию, с которой можно вести себя свободно по отношению к себе (например, человек испытывает голод или усталость, но отодвигает это чувство ради завершения работы). Самодистанцирование отражает свободу персонального в человеке: он настолько свободен, что может быть свободным и по отношению к своей собственной ограниченности и обусловленности, и по отношению к своим порой парализующим чувствам. По мнению В. Франкла, самодистанцирование означает возможность посмотреть на свою жизнь как на фильм, в котором человек является главным героем. Это способность отойти на дистанцию от своей психофизики с тем, чтобы создалось «пространство внутренней свободы», чтобы полемизировать со своим телесным, с тем, чтобы снова стать «рулевым своей психофизической лодки». Самодистанцирование помогает не тратить слишком много сил на мелочи, освобождает нас для большей открытости и восприимчивости по отношению к пространству возможного в нашей жизни. Понятие самотрансценденции В. Франкл формулирует так: «Быть человеком значит выходить за пределы самого себя. … Это означает, что существование является подлинным лишь в той степени, в какой оно направлено на что-то, что не является им самим. … Он обретает себя настолько, насколько оставляет и забывает себя, как имеющего первостепенную важность – будь то ради чего-то или кого-то, ради какого-то дела, или ради друга, или «во имя Бога». Борьба человека за свое я и свою идентичность обречена на неудачу, если она не происходит как самоотверженное посвящение себя чему-то за пределами его Я, чему-то большему, чем его Я». Размышляя о непредсказуемости отдельной личности, В. Франкл писал: «Одной из главных черт человеческого существа является способность возвышаться над обстоятельствами, трансцендировать их. Точно так же человек, в конечном счете, способен трансцендировать и самого себя; человек – существо самотрасцендирующее». Самотрансценденция проявляется в способности: - чувствовать близость к чему-либо/кому-либо и сочувствовать; - жить ради чего-то/кого-то (ориентироваться в действиях на смысл, а не только на цель); - чувствовать ценности, переживать захваченность ценностью, эмоционально откликаться; - воспринимать глубокие внутренние отношения, экзистенциальную значимость происходящего. ©МИП
«Знакомство с основными теоретическими основаниями логотерапии В. Франкла.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Выскочил Н. А.
Автор(ы) Дивеев Д.А.
Автор(ы) Старшенбаум Г.В.
Автор(ы) Старшенбаум Г.В.
Автор(ы) Гиппенрейтер Ю.Б.
Автор(ы) Юлия Борисовна Гиппенрейтер
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot