Значение исследования операций в практической деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Значение исследования операций в практической деятельности
Основные понятия и особенности ИО
Термин "операционные исследования", по-видимому, впервые применил в 1938 г. А.Раув, руководитель научной группы в Бодси (Англия), отнеся его к работам по оценке эффективности операций, проводимых военно-воздушными силами. Однако сегодня больше используют американский термин "исследование операций", имеющий тот же смысл.
Возникнув в недрах военных ведомств, новая наука, развиваясь, находит применение в самых разных областях человеческой деятельности, в том числе в бизнесе. Новые потребности общества стимулировали поиск новых подходов. Эту мысль хорошо выразил один из руководителей американской корпорации RCA Дж.Чейн: "Для того чтобы... эффективно действовать... управлять внутренними и внешними взаимодействиями... принимать своевременные и разумные решения, бизнес сейчас не может больше полагаться на традиционные методы и сбор информации; рамки успеха становятся слишком узкими, затраты слишком высокими, риск слишком большим, время слишком недостаточным, а конкуренция слишком сильной для того, чтобы действовать на основе предчувствия, интуиции или прошлой истории".
В настоящее время исследование операций можно рассматривать как одну из важнейших дисциплин, связанных с принятием решений, или как составную часть системного анализа. Несмотря на длительный период развития суть исследования операций остается неизменной: всесторонний анализ операции, оценка последствий возможных решений, поиск наиболее эффективных вариантов достижения цели. Не обсуждая различные точки зрения на исследование операций, приведем здесь только одно краткое, но, на наш взгляд, емкое определение, отражающее его главное предназначение.
Исследование операций (ИСО) - это наука о количественном
обосновании оптимальных решений.
При этом под оптимальным понимается решение, наилучшее в определенном смысле. Нельзя говорить об оптимальном решении вообще, корректное применение этого понятия требует конкретизации его смысла и условий, в которых принимается решение.
В то же время "операция" - весьма широкое понятие: это есть совокупность действий или мероприятий, направленных на достижение определенной цели. В ИСО описание операции включает следующее.
1. Цель операции, то есть то, ради чего проводится операция.
2. Оперирующая сторона - лицо или группа лиц, преследующих поставленную цель. В сложных операциях оперирующая сторона состоит из лица, принимающего решение (ЛПР), и аналитиков - специалистов по исследованию операций. Физически ЛПР - это одно лицо или группа лиц, наделенных правом принимать решения и несущих за них ответственность. Подготовка решений ложится на аналитиков. Разница между первыми и вторыми не только в знаниях методологии и методов ИСО, но и в информированности об операции, что весьма существенно. Причины этого кроются в сложности извлечения и представления информации, которой владеет ЛПР, или в нежелании ЛПР раскрывать все карты. В простых случаях ЛПР и аналитик могут быть в одном лице.
3. Активные средства - это, как правило, ресурсы, используемые для достижения цели.
4. Способы действий, поведения или использования активных средств. Их называют решениями, альтернативами или стратегиями в зависимости от типа операции.
5. Результаты или исходы операции.
6. Тип связи между решениями (стратегиями) и исходами операции. Он зависит от условий, в которых протекает операция.
Возьмем простой пример операции - подготовка к экзамену. Цель операции - успешная сдача экзамена. Оперирующая сторона: студент или студент (ЛПР) и методист (аналитик). Активные средства: время до экзамена, конспекты, учебные пособия и др. Существует много способов распорядиться перечисленными средствами, в том числе и написание шпаргалок. Так как у нас применяется четырехбалльная система оценки, то возможны четыре исхода сдачи экзамена. Всей операции присущи элементы случайности: самочувствие студента во время подготовки и сдачи экзамена, невозможность одинаково освоить все вопросы, настроение преподавателя, лотерейный способ выдачи экзаменационного билета и т.п. Поэтому между стратегиями подготовки к экзамену и его результатами связь неоднозначна.
Говоря об ИСО как о самостоятельном направлении, обычно отмечают его три основные особенности: системный подход, комплексный коллектив исследователей, применение научных методов. Под системным подходом понимается комплексная методология исследования сложных систем или проблем. В этой методологии определяющим является подход к любой части системы (проблемы) с позиции системы в целом, превалирование цели системы над целями ее подсистем. Как писал С. Янг, крупный специалист в области организации, "анализ отдельных свойств системы, конечно, важен, но он становится осмысленным только тогда, когда каждое свойство оценивается в контексте целостной системы". Другое важнейшее требование системного подхода состоит в том, что необходимо стремиться выявить все существенные факторы и взаимосвязи, влияющие на достижение цели системы. Для этого приходится расширять первоначальный объект исследования, искать скрытые от первого взгляда связи между факторами и частями системы.
Вторая особенность ИСО обусловлена необходимостью изучения и анализа проблемы с разных точек зрения, стремлением выйти за рамки стереотипов. Именно поэтому с момента возникновения исследования операций группы исследователей состояли из специалистов разного профиля (военных, математиков, физиков, психологов и др.), объединенных единой методологией. Такое комплексное исследование позволяет расширять множество альтернатив и находить действительно наилучшее решение.
Применение научных методов присуще любой науке, но в ИСО они имеют свою специфику, которая обусловлена задачей исследования и количественным характером результатов.
Приведите три примера операции согласно критериям, приведенным в лекции.
(6 признаков операции показать)