Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Значение и сущность научного поиска,
научных исследований
Наука одновременно является:
● одной из форм общественного сознания;
● сферой человеческой деятельности, основная функция которой – выработка
и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
● комплексной деятельностью по получению нового знания и ее
(деятельности), результат – сумма знаний, лежащих в основе научной
картины мира;
● обозначением отдельных специальных отраслей научных знаний.
Непосредственные цели науки: описание, объяснение и предсказание
процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.
Буквальное значение слова «наука» – знание (Краткий словарь по
философии). Однако не любое знание может быть научным. Научное знание
начинается только тогда, когда за совокупностью фактов осознается
закономерность – всеобщая и необходимая связь между ними, что
позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе,
предсказать дальнейшее его развитие.
Одной из главных определяющих целей научной деятельности является
получение точных исчерпывающих знаний об окружающем мире и его
составляющих элементах.
Научное знание – это специальный вид знания, который, согласно
современным взглядам ученых, характеризуется прежде всего
возможностью сопоставления с некоторой объективной реальностью.
Необходимость в научном знании появляется в обществе тогда, когда
обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках
повседневного мышления и обыденного знания, а также данных
невооруженных органов чувств, понятий, здравого смысла и опыта. История
науки показывает, что если эта недостаточность осознается обществом, то в
конце концов в обществе возникает потребность в научном познании
соответствующего предмета или явления.
Научное познание – исследование, которое характеризуется своими особыми
целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний. Великий
русский естествоиспытатель и мыслитель В. И. Вернадский отмечал, что
«содержание науки не ограничивается научными теориями, гипотезами,
моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом
состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым
содержанием является в ней научная работа живых людей».
Основу языка науки составляют слова и словосочетания
терминологического характера, некоторые из которых с пояснениями
приводятся ниже.
Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на сбор,
обработку и интерпретацию массовых цифровых данных о различных
социально-экономических явлениях и процессах.
Научное исследование – целенаправленное познание действительности,
результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Процесс выработки новых научных знаний является одним из видов
познавательной деятельности, характеризуется объективностью,
воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Непосредственными целями науки являются описание, объяснение и
предсказание процессов и явлений действительности, составляющих
предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Наука,
зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной
практики, начала складываться с XVI−XVII веков и в ходе исторического
развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный
институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества.
Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука
сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно
человеку относиться к ним. С момента возникновения наука начинает
развиваться относительно самостоятельно, однако она постоянно связана
с практикой, которая периодически подпитывает науку.
Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую,
взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с
тем она разделяется на множество отраслей знаний, которые различаются
между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По
предмету и методам познания можно выделить науки о природе –
естествознание, об обществе – обществознание (гуманитарные,
социальные науки), отдельную группу составляют технические и точные
науки.
Классификация наук:
1. Естественные: биология, химия, медицина, геология, физика и др.
2. Технические и точные: математика, информатика, химическая технология
и др.
3. Гуманитарные: экономика, юриспруденция, политология, история,
филология, философия и др.
В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие
естественных, гуманитарных (социальных) и технических наук. Происходит
возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности
людей, повышение ее социального значения.
Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы
вещей, закономерностей, которым они подчиняются. Различные науки и
научные дисциплины развиваются в связи друг с другом, взаимодействуя
по разным направлениям. Одно из них – использование данной наукой
знаний, полученных другими науками. Наиболее быстрого роста и важных
открытий сейчас следует ожидать на участках «стыка»,
взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и
приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных
наук для решения важных практических задач получает все большее
развитие. Это магистральный путь формирования «единой науки
будущего».
Одна из важных закономерностей развития науки – усиление и нарастание
сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение
процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых
информационных технологий. Но следует помнить, что математические
методы надо применять разумно. Количественно-математические методы
должны основываться на качественном, фактическом анализе данного
явления.
Процесс математизации захватывает и социально-гуманитарные науки –
экономическую теорию, историю, социологию, и др. Говоря о стремлении
«охватить науку математикой», В. И. Вернадский писал, что «это
стремление, несомненно, в целом ряде областей способствовало
огромному прогрессу науки ХIХ и ХХ столетий. Но математические символы
далеко не могут охватить всю реальность, и стремление к этому в ряде
определенных отраслей знания приводит не к углублению, а к ограничению
силы научных достижений».
Развитие научных
исследований за рубежом и в России
Зарождение и развитие науки
Зародившись в древнем мире, наука начала складываться с 16−17 вв. и в
ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный
институт, оказывающий значительное влияние на все сферы жизни
общества и культуру в целом.
Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые
10−15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных
работников).
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды
(научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов
познания, категорий и методов, а также форм ее организации).
Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное,
поступательное развитие науки и техники. Первый этап НТП относится
к 16−18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли,
мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения
практических задач; второй этап связан с развитием машинного
производства с конца 18 в.
Современный этап определяется научно-технической революцией (НТР),
охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт,
связь, медицину, образование, быт, сферу досуга. НТР – качественное
преобразование производительных сил на основе превращения науки в
ведущий фактор развития производства, непосредственную
производительную силу − началась с середины 20 в.
Дифференциация и интеграция науки
Для развития науки характерно взаимодействие двух противоположных
процессов – дифференциации (выделение новых научных дисциплин) и
интеграции (синтез знания, объединение ряда наук, чаще всего
находящихся на «стыке»).
В частности, происходит разделение на отрасли наук: физикоматематические, биологические, химические, экономические, юридические,
и т. д. Затем происходит вычленение «пограничных наук»: биофизики,
физической химии, биогеохимии и т. д. Дифференциация наук является
закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она
неизбежно ведет к специализации, разделению научного труда, что имеет
как положительные (возможность углубленного изучения явлений,
повышение производительности труда), так и отрицательные стороны
(«потеря связи целого», сужение кругозора и др.).
Одновременно имеет место интеграция науки – объединение,
взаимопроникновение, синтез наук и научных дисциплин, объединение их в
единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для
современной науки.
Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический
процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией,
происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых
различных направлений научных направлений, взаимодействие различных
методов и идей. Например, решение очень актуальной сегодня
экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия
естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых идей и
методов. Кроме того, имеет место интеграция вузовской и академической
науки; развитие фундаментальной науки наряду с прикладными
исследованиями.
Ускоренное развитие науки
На рассматриваемую закономерность развития науки обратил внимание В.
И. Вернадский, великий ученый и мыслитель, который подчеркнул, что
«ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения, она
закономерно меняется во времени, наблюдается смена периодов еѐ
замирания и периодов еѐ усиления. Такой именно период усиления
творчества мы наблюдаем в настоящее время. Характерными чертами
ускоренного, интенсивного развития науки В. И. Вернадский считал:
● «чрезвычайную быстроту научного творчества»;
● открытие нетронутых ранее научной мыслью полей исследования;
● созидательный, а не разрушительный характер научной работы;
● единство созидания нового и сохранение ранее достигнутого;
● «освещение» старого новым пониманием;
● создание нового на основе использования «переработанного до конца»
старого.
Ускоренное развитие науки – следствие ускоренного развития
производительных сил общества. Это привело к непрерывному
накоплению знаний, в результате чего их масса, находящаяся в
распоряжении ученых последующего поколения, значительно превышает
массу знаний предшествующего поколения. По разным подсчетам (и в
зависимости от области науки) сумма научных знаний удваивается в
среднем каждые 5−7 лет (а иногда и в меньшие сроки).
В условиях бурного роста науки возникает ряд острых проблем. Одна из
них – задача ориентировки в огромной массе научного материала, в
колоссальном количестве научных публикаций. Сегодня в этом огромную
пользу оказывает интернет, другие высокотехнологичные технические
средства поиска и обработки научно-технической информации. При этом
происходит еѐ сжатие, уплотнение с отсечением общеизвестного,
несущественного, с ликвидацией дублирования.
Наука как производительная сила современного общества
Развитие науки и техники, которые являются показателями зрелости и
роста производительных сил, определяет уровень развития современного
общества. Нынешний этап научно-технического прогресса характеризуется
тем, что наука превращается в ведущую сферу развития общественного
производства. Используются новые виды сырья и его обработки,
происходит снижение трудоемкости за счет автоматизации и
компьютеризации, повышение роли информатизации через развитие
средств коммуникаций и др.
С другой стороны, научно-техническое развитие рождает потребность в
высоком общеобразовательном уровне, в высоком уровне
профессионального образования, в необходимости координации научных
исследований на международном уровне, поскольку затраты на научные
исследования становятся очень велики и вести их в одиночку могут
позволить себе немногие.
Методические основы определения
уровня науки в различных странах мира
Уровень развития национальных систем «науки и техники» стал на рубеже
веков одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на
социальное и экономическое развитие стран мира, их роль и место в
системе мирового хозяйства.
В связи с этим изучение национальных научно-технических систем стран
мира, достигнутого уровня их развития во времени и пространстве
представляется нам одной из важных задач научного исследования.
Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира
обусловлена, в свою очередь, особенностями исторического, политического
и социально-экономического развития, а также зависит от сложившихся
территориальных, культурно-этнических факторов. Различия находятся в
основном в особенностях планирования, организации и управления
научной деятельностью, структуре и качестве научного потенциала,
специфики исследований.
Если рассматривать детальные отличия, то их фактически столько же,
сколько имеется стран, участвующих в мировой научной деятельности. В
этом отношении каждое государство уникально. Тем не менее, страны со
сходными чертами возможно условно объединить в группы, разделив тем
самым всю их совокупность на несколько определенных типов.
Отнесение к тому или иному типу является важнейшей характеристикой
научно-технической отрасли государства, способствует объективной оценке
места страны в мировой научной системе.
Для определения типа страны необходимы особая методика оценки уровня
развития ее науки, определенная система показателей. Однако, к
сожалению, измерение параметров науки методологически до сих пор
представляется для специалистов очень сложной задачей, что связано с
самой природой науки.
В отличие от других сфер деятельности человеческого общества и отраслей
экономики научный продукт – «идеи» – невозможно измерить
количественно и качественно, выявить их прямую зависимость и уровень
взаимосвязей с социально-экономическими факторами.
На сегодняшний день выполним только на уровне их численных
характеристик, отражающих сферу науки как особый вид деятельности
человека, отрасль национального хозяйства, а не как совокупность знаний.
Рассматривая науку в этом плане как систему, которая характеризуется
своими количественными показателями, все существующие научные
показатели можно разделить на две группы.
Во-первых, показатели, отражающие затраты материальных ресурсов,
времени, кадровое обеспечение. Это ресурсные или ―входные‖ показатели
науки. Они могут быть, очевидно, выражены как в абсолютных, так и в
относительных величинах. К абсолютным показателям относят, например,
общее количество ученых, конструкторов и инженеров, занятых в НИОКР,
общий объем финансирования научных исследований и разработок из
федерального бюджета и частных, общественных фондов, совокупные
финансовые затраты на НИОКР, их распределение по областям знаний,
отраслям и видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ и т. п.
Во-вторых, показатели, оценивающие основной «выход» научных
исследований – производство нового научного знания (фундаментального
и прикладного). Это показатели, позволяющие определить полученный
вклад в науку, степень «приращения» нового знания в определенной
научно-технической области.
Все количественные меры научного выхода могут быть также
соответственно отражены в абсолютных и относительных показателях
научной продуктивности страны таких, например, как общее количество
научных публикаций и их удельный вес относительно количества научных
работников или населения всей страны, количество поданных заявок на
выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов в разные
периоды времени и т. д. Кроме того, эти показатели проявляются в
структуре технических и технологических достижений государства,
отражающихся в уровне компьютеризации и информатизации страны,
экспорте продукции НИОКР и т. д.
По абсолютным показателям привлеченных в НИОКР ресурсов ведущие
государства мира (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания)
являются и главными производителями научных знаний и открытий.
Высокие абсолютные показатели финансирования и занятого специального
кадрового персонала в научно-технической деятельности Китая и Индии
позволили им достичь прекрасных результатов в области ядерных
исследований, освоения космоса, фармакологии и других областях знаний.
Однако оценка общего уровня развития науки, степени «наукофикации»
общества возможна лишь на основе относительных показателей,
характеризующих относительную эффективность научной деятельности в
стране. Использование относительных показателей дает возможность
некоторого совместного сопоставления больших и малых стран мира,
выявления их характерных классификационных типов по уровню развития
науки.
В представленной типологии использовались показатели, которые относятся к
двум группам:
1. Ресурсные показатели науки:
а) число ученых, конструкторов и инженеров на 1 тыс. чел. населения;
б) расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (долл. США);
в) расходы на НИОКР в расчете на одного национального исследователя
(долл. США);
г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП государства (%).
2. Показатели эффективности науки:
а) количество научных публикаций на 1 тыс. жителей государства;
б) количество научных публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;
в) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. чел. населения;
г) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. ученых и инженеров;
д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;
е) число компьютеров на 1 тыс. чел. населения.
Уровень развития и основные направления
научных исследований в различных странах мира
I группа. Страны с высоким уровнем развития науки. В данную группу
входят 20 государств. Наиболее крупные из них – это США, Япония,
Германия, Великобритания, Франция. Для этих стран характерны: высокие
абсолютные и относительные расходы на НИОКР (около 80% мировых
затрат), большое количество занятого персонала, высокая доля частного
капитала и соответственно низкая доля государства в финансировании и
проведении исследований, стабильное лидерство в научно-технических
достижениях и открытиях.
Несмотря на сходные черты НИОКР в этих странах и близость
относительных показателей, в данной группе государств можно выделить
три подгруппы:
Подгруппа А. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами и
высокой эффективностью науки: Швеция, Швейцария, Япония, США.
США и Япония являются общепризнанными мировыми лидерами в
проведении научных исследований и ведущими флагманами в развитии
новейших технологий. Их научные системы – самые передовые в мировом
сообществе, о чем свидетельствует широта изучаемых проблем,
техническая оснащенность, а также статус науки и техники в общественном
сознании.
Высокая эффективность науки в этих странах обеспечивается мощным
целенаправленным финансированием частным капиталом и государством
фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских
разработок.
Швеция и Швейцария находятся в группе мировых лидеров благодаря
достигнутым в этих странах относительным показателям развития науки.
Если рассматривать относительное соотношение их «входных» и
«выходных» показателей, то наука этих государств более эффективна, чем в
США и Японии. Например, по количеству Нобелевских лауреатов (в расчете
на 1 млн человек населения) они примерно в 2–4 раза превышают
показатели США и более чем в 100 раз показатели Японии. Однако, если
производить оценку в целом, то итоговый вклад этих государств в развитие
мировой науки намного скромнее, чем их соседей по подгруппе и других
отдельных стран Европы.
Подгруппа В. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами, но более
низкой эффективностью научных исследований, которые характеризуются
многократным превышением «расходов» над «доходами». К таким
государствам относятся Германия, Франция, Израиль.
Наука этих государств исторически является относительно более
«фундаментальной», чем во многих других высокоразвитых странах. В этих
государствах сильны сложившиеся веками традиции старых университетских
научных школ, которые более тяготеют к так называемой «чистой науке».
Например, затраты на теоретические исследования в Германии и Франции
превышают примерно 20% всех расходов на НИОКР. Многочисленные научные
центры, университеты и лаборатории проводят длительные дорогостоящие
эксперименты, результаты которых, возможно, смогут оценить по достоинству
только в следующем тысячелетии. В результате в этих странах наблюдается
более низкая отдача от научных исследований в целом, относительное
отставание в развитии техники, технологий и др.
Подгруппа С. Объединяет страны с высокой эффективностью научных
исследований, но с относительно невысокими ресурсными показателями
науки. К этому типу относятся преимущественно небольшие развитые
государства Европы (Нидерланды, Дания, Финляндия, Бельгия, Ирландия,
Норвегия), а также Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия,
Республика Корея и Сингапур.
Для этих стран характерно преобладание частного капитала над
государственным в структуре финансирования и выполнения научных
исследований и опытно-конструкторских разработок. Например, в
Республике Корея доля частного капитала в финансировании научных
исследований является самой большой среди государств земного шара и
составляет 82%, а также явно выраженная концентрация научного поиска в
конечных областях НИОКР, специализация на отдельных областях знаний,
включая прикладные исследования. И, как следствие, относительно
высокий уровень эффективности исследований.
II группа. Страны со средним уровнем развития науки. В данную группу
входит подавляющее большинство государств земного шара, по которым
проведен анализ. Это развитые страны как Западной Европы (Италия,
Испания, Португалия, Греция), так и Восточной Европы, большинство
государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и Восточной
Азии, Южной и Центральной Америки. Большинство из них имеют
относительно молодую систему организации научных исследований,
находящуюся в стадии формирования национальных научных школ.
Недостаток финансирования ограничивает возможности научного поиска,
удлиняет процессы и стадии НИОКР, сдерживает развитие науки.
Финансирование со стороны государства полностью превалирует над
частным. Его высокая доля объясняется более поздней стадией развития
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этих странах,
а также общей структурой национальной экономики, поскольку в ней
присутствует относительно низкая доля наукоемких производств.
Основными органами выполнения НИОКР в этих странах являются
государственные научные центры и лаборатории, академические институты
и университеты.
Во второй группе также можно выделить относительно большие три
специфические подгруппы стран по среднему уровню развития науки.
Подгруппа А. Объединяет страны с приблизительно одинаковыми
показателями затрат и эффективностью науки. К этому типу можно отнести
11 государств: Чехия, Греция, Испания, Словения, ЮАР, Румыния, Болгария,
Беларусь, Мексика, Аргентина, Чили, Турция. В структуре научноисследовательских и опытно-конструкторских работ большинства этих
стран преобладают исследования в областях так называемой
«классической науки» (например природно-ориентированные
исследования, не требующие больших финансовых затрат). К ним относятся
ботаника, зоология, фармакология, экология, геонауки и т. д. В данной
сфере здесь можно ожидать дальнейшего прогресса.
Подгруппа В. Объединяет страны со средними показателями затрат, но
относительно низкой эффективностью науки. К этому типу государств
относятся Россия, Польша, Хорватия, Украина. В настоящее время они
переживают не лучшее время для развития науки, поскольку присутствует
низкое финансирование, сокращение научно-технического потенциала,
«утечка мозгов» в более благоприятные регионы земного шара.
Подгруппа С. Объединяет страны со средними и низкими показателями
затрат и относительно высокой эффективностью науки и НИОКР. К этому
типу государств относятся 4 страны: Венгрия, Словакия, Таиланд и
Филиппины, которые явно выделяются в два подтипа по уровню развития
науки.
К первому подтипу (страны со средними показателями затрат и высокой
эффективностью науки) эксперты относят Венгрию и Словакию. По степени
развития науки эти государства наиболее близко стоят к высокоразвитым
в научном плане странам.
Ко второму подтипу (страны с низкими показателями затрат и
относительно высокой эффективностью науки) относят Таиланд и
Филиппины. Особенность оценки уровня здесь заключается в крайне
низких показателях ресурсного обеспечения науки, способного поддержать
только научные исследования описательного характера. Как правило, такие
работы не требуют больших финансовых затрат, а эффективность науки,
выраженная в количестве и качестве публикаций, может быть весьма
высокой.
Поэтому относительные соотношения в системе «затраты / продукция» в
этих государствах резко склоняются впользу «продукции», что и оказало
непосредственное влияние на место этих стран в мировой научной
системе.
III группа. Страны с низким уровнем развития науки. К данному типу
относятся те 12 стран мира, по которым оказалось возможным провести
анализ: Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор,
Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин.
Подавляющее их большинство являются наиболее бедными государствами
земного шара. Среди них явно можно выделить две подгруппы.
Подгруппа А. Объединяет занятые в научном производстве страны с
высокими абсолютными показателями финансирования, но низкими
относительными показателями. К этому типу государств относятся в
настоящее время Китай и Индия.
Подгруппа В. Объединяет все остальные государства с очень низким
финансированием науки, недостаточным количеством научно-технического
персонала, неразвитостью научной инфраструктуры. Как правило, в этих
странах отсутствуют или созданы относительно недавно органы
управления наукой, разрабатываются правительственные программы по
научно-техническому развитию.
Финансирование научных исследований и опытно-конструкторских
разработок в этих странах осуществляется в основном либо за счет
государственного бюджета, либо с помощью иностранных спонсоров.
Небольшие инвестиции идут в основном на финансирование
исследовательских программ в области сельского хозяйства, горнорудного
дела. Преобладание однопрофильного характера научных исследований
влияет на характер научных публикаций, поскольку в среднем более 70%
всех научных статей имеют сельскохозяйственное направление.
Представленная типология не может рассматриваться в настоящее время
как нечто законченное и неизменное. Система науки стран мира очень
динамична во времени и пространстве. Ей свойственны циклические
периоды прогресса и регресса, отражающиеся на изменении научного
статуса государства в мировом сообществе.
Например, в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ в последнее
десятилетие происходило свертывание некоторого ряда научных
направлений, наблюдалось сокращение научно-технического потенциала. В
других странах наблюдаются противоположные процессы. Резкое
повышение уровня развития науки за последнее десятилетие в Республике
Корея, Сингапуре, на острове Тайвань является ярким тому
подтверждением.
В то же время в России, стали проявлять интерес к науке и ее продуктам
представители определенных кругов и сфер бизнеса. Причем, если три года
назад перспективными для инвестиций считались исключительно
информационные технологии, то теперь в область интереса бизнеса
попадает не только интернет, но и все, что с ним связано. В первую очередь,
инвесторы ищут изобретения, которые можно довести до состояния
товарного продукта и продать простому потребителю. Они готовы
заниматься не только прикладной наукой, но даже фундаментальными
исследованиями. В частности, сейчас очень подробно изучают опыт,
накопленный российскими учеными в области водородных технологий,
способных заменить традиционные виды топлива в двигателях. Речь идет о
потенциальных инвестициях до 100 млн долларов.
Среди того, что представляет особый интерес для бизнеса, находятся и
разработки российских ученых в области нанотехнологии – работа с
материалами на уровне атомов.
Применение этих технологий возможно в биологии, в изготовлении микрочипов,
сверхточных бесконтактных измерительных приборов, самомоющихся стекол и
т. д.
В то же время стремительное развитие интернета раздвинуло границы между
государствами и в области проведения научных исследований. Например,
совсем недавно в Сети появился научный сайт www.innocentive.com, в котором
крупные организации, корпорации, фирмы, заводы, столкнувшиеся при
разработке новых товарных продуктов с серьезными научными проблемами, не
решаемыми собственными силами на данных предприятиях, размещают свои
объявления для ученых с указанием конечной цены научной разработки. Уже в
2002 году с этим сайтом сотрудничали более 13 тысяч ученых из 100 стран мира.
Самыми ходовыми научными направлениями являются химия, биология и все,
что связано с этими отраслями науки. Оплата производится по конечному
результату, например, за выведение нужной формулы вещества можно
заработать от 10 до 15 тысяч долларов, а при экспериментировании в
лаборатории с соответствующим оборудованием до 150 тысяч.
Поэтому разграничить государства по уровню развития науки становится
значительно труднее, поскольку затраты несут предприятия одних стран, а
научных результатов добиваются ученые из других государств.
Организация науки в Российской Федерации
Система наук условно делится на естественные, гуманитарные и
технические. Они в свою очередь делятся на научные направления.
Существует Номенклатура научных специальностей, в которой приведены
все имеющиеся научные специальности, сгруппированные по научным
направлениям, с шифрами, состоящими из трех пар арабских цифр.
Например, направление физико-математические науки – 01.00.00, а
специальность «Математический анализ» – 01.01.01. Направление
Экономические науки – 08.00.00, специальность «Экономика и управление
народным хозяйством» – 08.00.05 и т. д.
Номенклатура специальностей научных работников утверждена приказом
Министерства образования и науки РФ от 25.02.2009 № 59, в ред. приказов
Минобрнауки РФ от 11.08.2009 № 294, от 10.01.2012 № 5.
Основной формой организации коллективной научной деятельности
являются научно-исследовательские институты (НИИ).
Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России
осуществляется через аспирантуру и докторантуру. В России принята
система присуждения ученых степеней кандидата и доктора наук. Научным
работникам, совмещающим исследовательскую деятельность с
преподавательской работой, присуждаются ученые звания: доцент,
профессор. Аттестацию научных кадров в РФ осуществляет Высший
аттестационный комитет – ВАК России.
НИРС – научно-исследовательская работа студентов, предусмотрена
учебным планом по всем специальностям университета на весь период
обучения. Образование через науку – этот принцип реализуется в процессе
обучения студентов в НГПУ.
НИРС предусматривается и в учебное время (включенная в учебные планы)
и во внеучебной деятельности, дополняющая учебные планы и программы.
На кафедрах используются разные формы работы. Главным и общим для
всех остается обучение студентов основам научного поиска,
исследовательской работы; привлечение студентов к научным
исследованиям, которые проводятся на кафедрах университета. От курса к
курсу сложность заданий постепенно возрастает.
НИРС в учебное время включает в себя обучение студентов:
● навыкам поиска информации (в каких источниках и как получить нужную
информацию; как работать с журналами и книгами; что такое реферативные
журналы и как они могут облегчить подбор литературы по нужной тематике);
● основам библиографии (как правильно составить список использованной
литературы);
● основам статистической обработки данных и математической обработки
результатов;
● новым информационным технологиям;
● какие программы и для чего можно использовать; знакомит с текстовыми
редакторами и поисковыми системами;
● обучение студентов навыкам работы в Интернет;
● подготовка студентов по иностранным языкам, глубокое изучение
дисциплин специализации, по которым студентами сделан выбор.
Обучение проходит как в форме аудиторных занятий в виде лекций,
практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов; так и в виде
внеаудиторных занятий;
● выполнение домашнего задания исследовательского, поискового
характера;
● подготовка и написание рефератов по дисциплинам социальногуманитарного модуля (география, философия, история, основы научных
исследований и др.), курсовых и дипломной работы, выполнение
магистерской диссертации;
● решение исследовательских задач во время производственной,
преддипломной и исследовательских практик.
● Всего этого нет в расписании, но это имеется в Государственном
образовательном стандарте высшего профессионального обучения и
запланировано учебным планом по каждой специальности.
НИРС во внеучебное время дополняет учебные программы. На разных
факультетах применяется свой набор форм и видов внеучебной работы:
1) проведение научных и научно-практических студенческих конференций
разного уровня: факультетских, внутривузовских, межвузовских (в рамках
города и региона), республиканских, всероссийских, международных);
2) исследовательская работа по теме курсовой, дипломной работы,
магистерской диссертации;
3) участие студентов в кафедральных госбюджетных, хоздоговорных научных
исследованиях, в работе по грантам;
4) участие в конкурсе грантов для молодых исследователей;
5) организация стажировок студентов в другие вузы и научные центры, в том
числе зарубежные в университеты;
6) проведение олимпиад по отдельным предметам;
7) участие студентов и аспирантов в международных проектах;
8) организация работы научных студенческих кружков;
9) организация и проведение конкурсов на лучшую НИР;
10)организация компьютерного творчества студентов.
Законодательные и нормативно-правовые акты,
регламентирующие основы научно-исследовательской деятельности
● ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 20.04.2015) «О науке и
●
●
●
●
●
●
государственной научно-технической политике».
ФЗ от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации
государственных академий наук и внесении изменений в отдельные
законодательные акты РФ».
ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об
образовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).
Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научноисследовательской) деятельности в высшем образовании.
Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и
науки РФ (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 1139).
Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата
и доктора наук (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от
13.01.2014 г., № 7).
Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке
присуждения ученых степеней».
Методология и методы исследования
Любое исследование предполагает определенную организацию деятельности.
Особую роль в этом играет методология.
Методология — это логическая организация деятельности человека,
состоящая в определении целей и предмета исследований, подходов и
ориентиров его проведения, выборе средств и методов, определяющих
наилучший результат.
Проблема — это противоречие, требующее разрешения. Функционирование
систем характеризуется множеством разнообразных проблем.
Определение объекта и предмета исследования
Объектом исследования в общем смысле выступает часть объективной
реальности, то явление (процесс), которое содержит противоречие и
порождает проблемную ситуацию.
Предмет исследования — это наиболее значимые с точки зрения практики и
теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Например, исследуя социально-психологические процессы, в качестве объекта
исследователь может выделить социально-психологическую систему, а
предметом выступают те или иные ее стороны, процессы, состояния в
зависимости от практической потребности (социально-психологический
климат, лидерство, групповая динамика...).
Предмет исследования диктуется проблемной ситуацией, т. е.
необходимостью минимизировать или преодолеть некоторое противоречие.
Определение цели и задач исследования
Цель исследования — это общая его направленность на конечный результат.
Цель является основой распознавания и выбора проблем исследования.
Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и
локальными, постоянными и эпизодическими.
Задачи исследования — это то, что требует решения в процессе исследования;
вопросы, на которые должен быть получен ответ. Задачи являются
конкретизацией цели.
Подходы к исследованию
Подход — исходная позиция, ракурс исследования, который определяет его
направленность относительно цели. Подход может быть:
1) системный — учитывает максимальное количество аспектов проблемы в их
взаимосвязи и целостности, определяет характер связи между аспектами и их
характеристиками;
2) аспектный — это выбор одной грани, аспекта проблемы, учитывая ее актуальность
или ресурсы, выделенные на исследование. Так, проблема инновационного
развития организации может иметь экономический аспект, социальнопсихологический, технологический и т. д.;
3) концептуальный — основан на предварительной проработке концепции
исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общее
направление исследования;
4) эмпирический — базируется на опыте, т. е. на накоплении опытных данных в
предметной области и логическом выводе на основе этих данных;
5) прагматический — ориентирован на получение ближайшего результата;
6) научный — научная постановка целей и научный аппарат проведения
исследования.
Ориентиры и ограничения
Ориентиры и ограничения позволяют проводить исследования более
целенаправленно. Они бывают жесткие и мягкие, явные или предсказуемые,
неявные и непредсказуемые.
Принципы и проблема исследования
При проведении исследования учитывают методологические принципы;
1. Принцип противоречия — проблема — это всегда противоречие между
желаемым и возможным, известным и искомым.
2. Принцип оценки — любые события, явления, противоречия оцениваются по
критериям важности, актуальности, сложности, связи с другими явлениями.
3. Принцип распознавания — необходимость отождествления, сравнения,
определения класса явления, принадлежности его к определенной
типологической группе.
Реализация методологических принципов на практике помогает найти
оптимальный вариант проведения исследования и его осуществления.
В основе любой исследовательской деятельности лежит проблема. Именно
она определяет средства, методы, подходы, предполагаемые результаты,
ориентиры и ограничения, т. е. всю совокупность составляющих методологии
исследования.
Проблема — это противоречие, решение которого требует создания новых
методов изучения, поиска новых подходов, изыскания новых средств и
ресурсов. Проблема всегда характеризуется неопределенностью.
Исследователю следует отличать проблему от задачи. Основное отличие этих
категорий состоит в том, что задача всегда имеет типовые схемы, алгоритм
решения, а проблема требует их создания с элементами новых, неизвестных
ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий.
Проблемы в зависимости от глубины их познания разделяют на три класса:
1. Хорошо структурированные или количественно сформулированные
проблемы. В таких проблемах существенные зависимости выяснены
настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах и символах,
получающих численные оценки.
2. Неструктурированные или качественно выраженные проблемы. Такие
проблемы содержат лишь описание важнейших ресурсов, признаков и
характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно
неизвестны.
3. Слабоструктурированные или смешанные проблемы. Содержат и
количественные, и качественные элементы, причем малоизвестные и
неопределенные стороны проблемы имеют тенденцию доминировать.
Различают также проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:
1) они возникли на базе определенной теории, концепции;
2) это трудные, нестандартные задачи;
3) их решение направлено на устранение возникшего в познании
противоречия;
4) пути решения проблемы неизвестны.
Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их
решения.
Существуют определенные трудности в выявлении проблем. Это принятие
симптомов за проблему, предвзятое мнение о причинах проблемы, взгляд на
проблему с учетом только одного аспекта, игнорирование того, как проблема
воспринимается в разных частях системы и др.
С точки зрения методологии исследований проблеме присуще следующие
параметры:
1. Качество проблемы.
2. Определение проблемы.
3. Постановка проблемы.
Рассмотрим подробнее данные параметры.
Качество проблемы — это ее реальность, актуальность, возможность решения,
предполагаемый результат.
Определение и распознавание проблемы как предмета исследования требует
выполнения множества последовательных операций.
1. Формулирование проблемы, в которое входит:
вопрошание — постановка вопроса исследования;
контрадикция — фиксация противоречия, лежащего в основе проблемы;
финишизация — описание предполагаемого результата.
2. Построение проблемы, в которое включены:
стратификация — расщепление, декомпозиция проблемы на подвопросы;
композиция — группировка и определение последовательности решения
подвопроса;
локализация — ограничение поля изучения всоответствии с
потребностями исследования;
вариантификация — обеспечение возможности замены одного вопроса
другим и поиск альтернативы для всех элементов проблемы.
3. Оценка проблемы, в которую входит:
кодификация — выявление всех условий, необходимых для решения
проблемы, включая методы, средства, методики (выделить время для
занятий, обеспечить литературу, обеспечить деньгами);
инвентаризация — проверка наличных возможностей (есть литература, но
нет финансов);
когнификация — выявление степени проблематичности, соотношение
известного и неизвестного в той информации, которую необходимо
использовать при исследовании (если есть возможность, будет ли желание
учить);
уподобление — нахождение решенных проблем аналогично решаемой;
квалификация — отнесение проблемы к определенному типу.
4. Обоснование проблемы, в которое включены:
экспозиция — установление ценностных, содержание идентичных связей
данной проблемы с другими;
актуализация — приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее
постановки и решения;
компрометация — выдвижение возражений против проблемы;
демонстрация — объективный синтез результатов, полученных на стадии
актуализации и компрометации.
5. Обозначение проблемы. В него включается:
экспликация понятий — перевод проблемы на иной научный или
естественный язык; перекодировка используемой информации;
интимизация — выбор словесной нюансировки, выражение проблемы и
набор понятий, наиболее точно фиксирующих ее смысл.
Как правило, такой порядок действий является типичным для определения
проблемы. Однако последовательность и наличие всех приведенных
операций могут быть изменены в зависимости от опыта и квалификации
исследователя.
Постановка проблемы имеет несколько уровней, которые во многом
обусловлены как профессионализмом исследователя, так и сложностью
самой проблемы. Так, можно выделить интуитивный уровень, постановку
проблемы в соответствии с принятыми правилами, обработку проблемы в
соответствии с целями и стратегией организации и др.
Однако для эффективной постановки проблемы следует придерживаться
следующих требований:
1. Констатация следствия. Констатируется то, что неверно, а не почему
неверно.
2. Фокусировка на различии между тем, что есть, и тем, что должно быть. Это
различие представляет собой изменение или отклонение от нормы,
стандарта.
3. Измеримость проблемы. Насколько важна проблема в абсолютных и
относительных величинах (например, объем потерянного рабочего времени
или денег или как она сказывается на социально-психологическом климате
в коллективе).
4. Точность формулировки. Избегание двусмысленных категорий.
Постановка проблемы не должна отвечать всем требованиям, однако чем
большим критериям она соответствует, тем точнее она становится.
Разработка гипотезы и концепции исследования
Практически всегда в начале процесса исследования выдвигается
предположение о его результатах, гипотеза. Если бы в своей работе
исследователи не пользовались предположениями, то они превратились бы в
собирателей фактов, в регистраторов событий.
Гипотеза — это требующее проверки и доказывания предположение о
причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых
объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Гипотеза — это также вероятностное знание, объяснение, понимание —
вариант объяснения при недостаточности информации.
Не любое предположение называют гипотезой, а предположение, основанное
на знании, в результате чего выдвигается это предположение. Таким образом,
слово «гипотеза» имеет два смысла: особого рода знание и особый процесс
развития знания.
Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1) релевантности, т. е. относимости к фактам, на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемое с данными наблюдения
или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т. е. из гипотезы должно выводиться
некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей
объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится
наибольшее количество фактов;
5) простоты, т. е. она не должна содержать никаких произвольных допущений,
субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза — это предположение о существенных свойствах
объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого
объекта.
Объяснительная гипотеза — это предположение о причинно-следственных
зависимостях.
Прогнозная гипотеза — это предположение о тенденциях и закономерностях
развития объекта исследования.
Основные этапы построения гипотез:
1. Выдвижение гипотезы. Выдвигаемая гипотеза однозначно должна быть
логически согласована с проблемой и целью, приложима к данным,
заключенным в предварительном описании предмета исследования,
включать понятия, получившие предварительное уточнение,
интерпретацию, предоставлять возможность эмпирической проверки.
2. Формулировка (разработка) гипотезы. Выдвинутую гипотезу необходимо
правильно и четко сформулировать, от этого зависит ход и результат ее
проверки.
3. Проверка гипотезы. Основной задачей проводимого в последующем
исследования является проверка гипотезы на достоверность.
Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются
для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо
становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в
исследовании проблемной ситуации. Концепция исследования является
важнейшей составляющей в его проведении.
Концепция исследования — комплекс ключевых положений методологического
характера, определяющих подход к исследованию и организации его
проведения, т. е. это не только система теоретических взглядов на понимание и
объяснение объекта и предмета исследования, но еще и генеральный замысел,
определяющий стратегию действий при осуществлении программы, плана
исследования.
Концепция исследования бывает довольно обобщенной и абстрактной, но всетаки имеет большое практическое значение. Ее назначение — изложить теорию
в конструктивной, прикладной форме. Так, любая концепция включает в себя
только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического
воплощения в исследовании системы, процесса, явления.
Центральное звено в разработке концепции исследования принадлежит
описанию гипотезы, определению направлений и методов исследования.
Конкретизация концепции отражается в плане исследования.
Разработка гипотезы и концепции не всегда является необходимым
элементом. Некоторые исследования обходятся без этих составляющих,
однако их наличие во многом характеризует научность подхода исследования.
Процессуально-методологические схемы исследования
Процессуально-методологические схемы исследования — это комплекс,
сочетание, приоритеты, последовательность основных методологических
элементов: концепции, гипотезы, подходов, методов, проблемы, анализа,
проекта, рекомендаций, модели, цели, решений, способа, обучения.
Любое исследование предполагает определенную схему его проведения. В
своем процессуальном осуществлении данные схемы могут иметь различное
наполнение, что обусловлено характером исследуемой проблемы.
Рекомендуется следующая общая схема проведения научного исследования:
1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор метода или разработка методики проведения исследования.
5. Проведение и описание процесса исследования.
6. Анализ (обсуждение) результатов исследования.
7. Формулирование выводов (оценка) по результатам исследования.
Однако различные виды исследования предполагают использование
различных процессуальных схем. Так, для исследования одних аспектов схема
исследования начинается с формирования концепции. Исследование же
других вопросов основывается на уяснении проблемы и разработки ее
разрешения. Например, это может выглядеть как «проблема — гипотеза —
способ».
Осуществляется постановка проблемы исследования, выдвигается гипотеза о
возможных методах ее решения, разрабатываются конкретные способы
достижения результата.
Таким образом, процессуально-методологические схемы могут иметь
разнообразный вид:
● Проблема—гипотеза—решение.
● Гипотеза—модель—проблема—рекомендации.
● Модель—проблема—образование—решение.
● Анализ—гипотеза—проблема—решение—концепция и т. д.
Реализация любой схемы исследования в своем итоге имеет определенный
результат.
Результат — следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог,
развязка, исход.
Научный результат — продукт научной деятельности, содержащий новые
знания или решения и зафиксированный на любом информационном
носителе.
Результаты исследования могут быть непосредственными и
опосредованными. Непосредственный результат (результат по форме) может
быть выражен как модель, программа, стратегия, решение, методика,
технология, система, механизм и др. Опосредованный результат (результат по
сущности) — как социально-психологическая атмосфера, корпоративная
культура, организация, организационная культура, ключевые ценности,
моделирование действительности.
Результаты исследования могут быть также основными и дополнительными.
Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все
структурные элементы методики, определяет порядок проведения
исследования, его основные этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок следующие
необходимые элементы:
● цель, задачи, гипотеза исследования;
● критерии, показатели развития конкретного явления, соотносящиеся с
конкретными методами исследования;
● последовательность применения этих методов, порядок управления ходом
исследования (эксперимента);
● порядок регистрации, накопления и обобщения исследовательского
материала;
● порядок и формы представления результатов исследования.
Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование
состоит из трех рабочих этапов.
Первый этап включает в себя:
– выбор научной проблемы и темы;
– определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач;
– разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
– выбор методов и разработку методики проведения исследования;
– непосредственно специальные процессы самого научного исследования;
– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этап является заключительным. Он строится на основе внедрения
полученных научно-исследовательских результатов в практику. Работа
литературно оформляется.
Логика каждого исследования специфична. Любой исследователь исходит из
характера научной проблемы, целей и задач работы, конкретного
информационного материала, которым он располагает, уровня ресурсной
оснащенности исследования и своих возможностей. Каждый рабочий этап
исследования имеет свои характерные особенности.
Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем этот
весьма важный выбор обусловлен как объективными факторами
(актуальностью, новизной, перспективностью, ценностью и т. д.), так и
субъективными (опытом исследователя, его научным и профессиональным
интересом, способностями, склонностями, складом ума и т. д.).
Проблема научного исследования принимается как категория, означающая
нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.
Тема. В ней отражается научная проблема в ее характерных чертах. Удачная,
точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему,
очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая
тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Объект исследования. Это та совокупность связей, отношений и свойств,
которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых
определенных уточнений и служит источником необходимой для
исследователей информации.
Предмет исследования. Этот элемент является более конкретным и включает
только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению
в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска
в каждом объекте.
В научной работе можно выделить несколько предметов исследования, но их
не должно быть много. Из предмета исследования вытекают цель и задачи
исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении
выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она
подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Например, задачи исследования в научной работе могут быть
проранжированы в следующем виде:
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением,
методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого
объекта.
Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования,
динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве.
Третья касается основных возможностей и способностей преобразования
предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной
проверки.
Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения
эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е.
с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления
исследуемым объектом.
Задач в исследовательской работе не должно быть много.
К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования:
она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило,
одно основное, редко больше по особой специальной необходимости;
в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными,
не уясненные самим исследователем;
при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений,
гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и
приложимой к широкому кругу явлений;
требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота,
соблюдение преемственности.
Научные гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь,
можно очевидно отнести к инструктивным или дедуктивным.
Научные гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь,
можно очевидно отнести к инструктивным или дедуктивным.
Дедуктивная гипотеза, как правило, выводится из уже известных отношений,
положений или теорий, от которых отталкивается исследователь. В тех
случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем
статистической переборки количественных результатов опыта, рекомендуется
формулировать нулевую или отрицательную гипотезу. При ней исследователь
допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами (она равна
нулю). Например, при изучении структуры деятельности специалиста в какойлибо сфере нас интересует зависимость этой структуры от уровня
образования, рабочего стажа, возраста, уровня профессиональной
квалификации. Нулевая гипотеза состоит из допущения, что такой
зависимости не существует. Можно ли в таком случае в проводимом научном
исследовании получить результаты, противоречащие нулевой гипотезе? Если
мы такие факты получим, то можно ли будет их рассматривать как случайные?
Предполагается, что при такой постановке вопросов исследователю легче
уберечься от ложной интерпретации итоговых результатов опыта.
Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильно ли мы это
делаем, опираясь на формальные признаки хорошей гипотезы:
1) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками
(иногда исследователи формулируют проблему в определенном, одном
плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит исследователя от
проблемы);
2) правдоподобность, т. е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной
проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается
изолированным от общей научной теории);
3) проверяемость.
Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный
характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все
же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать.
Вопрос о методике исследования, поскольку с ее помощью возможна
техническая реализация различных методов. В исследовании мало ставить
перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему.
Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования
различных объектов, явлений, процессов.
Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их
применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов. Она
зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования;
разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя.
Невозможно сразу составить программу исследования и методику: без
уяснения, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое явление, каковы
показатели, критерии его развития; без соотнесения методов исследования с
разными проявлениями исследуемого явления.
Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные
научные результаты и выводы. В ходе исследования составляется программа,
в которой должно быть отражено:
● какое явление исследуется;
● по каким показателям;
● какие критерии исследования применяются;
● какие методы исследования используются;
● порядок и регламентация применения исследователем тех или иных
методов.
Таким образом, методика– это своего рода модель исследования, причем
развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается
исследователем для каждого этапа исследования. При выборе методики
учитывается множество факторов и, прежде всего, предмет, цель, задачи
исследования.
Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении
конкретной задачи имеет определенную структуру специфических
компонентов.
Основные компоненты методики исследования:
● теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится
вся методика;
● исследуемые явления, процессы, признаки, параметры, факторы;
● субординационные и координационные связи и зависимости между ними;
● совокупность применяемых методов, их субординация и координация;
● порядок и регламентация применения методов и методологических
приемов;
● последовательность и техника обобщения результатов исследования;
● состав, роль и место исследователей в процессе реализации
исследовательского замысла.
Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики,
их соотношения, взаимной связи и есть искусство исследования. Хорошо
продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение
необходимого фактического материала, на основе анализа которого и
делаются научные выводы.
Реализация методики исследования позволяет получить предварительные
теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в
исследовании задачи.
Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:
● быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги
исследования;
● вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его
анализа и обобщения.
При формулировании выводов важно избежать двух ошибок:
1) своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого
эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного
порядка ограниченные выводы;
2) непомерно широкого обобщения полученных результатов, когда из
незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие
выводы.
Академик И. П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя
относил: научную последовательность; прочность познания азов науки и
стремление от них к вершинам человеческих знаний; сдержанность, терпение;
готовность и умение делать черновую работу; умение терпеливо накапливать
факты; научную скромность; готовность отдать науке всю жизнь.
Академик К. И. Скрябин отмечал в научном творчестве особую значимость и
важность любви к труду, к науке, к избранной специальности.
Третий этап – это внедрение полученных результатов в практику с
литературным оформлением работы. Литературное оформление материалов
исследования является неотъемлемой частью научного исследования и
представляется трудоемким и очень ответственным делом.
Вычленить из собранных материалов и сформулировать основные идеи,
положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно – это
главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного
оформления результатов и научных материалов.
Не сразу и не у всех это получается, поскольку оформление работы тесно
связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики,
аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов
и т. д.
Многое здесь зависит не только от степени профессиональной подготовки, но
и от уровня общего развития и личности исследователя, его литературных и
аналитических способностей, а также умения оформлять свои мысли.
В работе по оформлению научных материалов исследователю следует
придерживаться общих правил:
● название и содержание глав, а также разделов должно соответствовать
теме исследования и не выходить за ее рамки, содержание глав должно
исчерпывать тему, а содержание разделов – главу в целом;
● первоначально, изучив материал для написания очередного раздела
(главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему
аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логику
всей работы, затем провести уточнение, «шлифовку» отдельных смысловых
частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки,
убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;
● сразу уточнять, проверять оформление ссылок, составлять справочный
аппарат и список литературных источников (библиографических ссылок);
● не допускать спешки с окончательной правкой, взглянуть на материал
через некоторое время, дать ему «отлежаться», при этом некоторые
рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут
представляться неудачно оформленными, малодоказательными и
несущественными, поэтому нужно их улучшить или опустить, оставить лишь
действительно необходимое;
● избегать наукообразности, игры в эрудицию, поскольку приведение
большого количества ссылок, злоупотребление специальной
терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя для
окружающих, делают изложение сложным, поэтому стиль изложения
должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и
выразительность;
● в зависимости от содержания литературное изложение материала может
быть спокойным (без эмоций), аргументированным или полемическим,
критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым;
● соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано
предшественниками, коллегами в разработке исследуемой проблемы,
трезво и объективно оценить свой конкретный вклад в научные изыскания;
● перед тем, как оформить чистовой вариант материалов для подготовки к
печати, провести апробацию работы: рецензирование, экспертизу,
обсуждение на семинарах, конференциях, симпозиумах с коллегами и т. п.,
после чего устранить недостатки, выявленные при апробировании.
Методический замысел исследования нуждается в разработке и
практическом использовании общей логической схемы научного
исследования.
Общая схема научного исследования
Весь ход предстоящего научного исследования условно можно
проиллюстрировать в виде условной логической схемы: обоснование
актуальности выбранной темы – постановка цели и конкретных задач
исследования – определение объекта и предмета исследования – выбор
метода (методики) проведения исследования – описание процесса
исследования – обсуждение результатов исследования – формулирование
выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы является начальным этапом
любого исследования. В применении к научной работе понятие «актуальность»
имеет некоторые особенности в зависимости от назначения исследования.
Курсовая, дипломная работа или проект, диссертация являются
квалификационными работами разного профессионального уровня, и то, как
их автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и
оценивает с точки зрения своевременности, социальной значимости,
экономической и коммерческой важности, характеризует его научную
зрелость и соответствующий уровень профессиональной подготовленности к
практической деятельности.
Освещение актуальности должно быть не многословным, но понятным.
Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в
пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной
ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Следовательно, формулировка проблемной ситуации является очень важной
частью введения квалификационной работы. Поэтому имеет смысл
остановиться на понятии «проблема» несколько более подробно.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть
определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить
ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов
объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме
проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда
существующее научное знание оказывается недостаточным для решения
новых современных задач познания.
Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою
несостоятельность, а новое знание еще не приобрело развитой формы.
Следовательно, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая
своего своевременного разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в
результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки
прежних теоретических исследований и представлений, т. е. когда ни одна из
современных теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное
значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют
стратегию исследования вообще и направление научного поиска в
особенности.
Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит
показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже
известно и что пока не известно науке о предмете исследования.
Таким образом, если во введении студенту в курсовой и дипломной работе,
магистранту, аспиранту, соискателю в диссертации удается показать, где
происходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то
ему уже бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а,
следовательно, и сформулировать ее основную суть.
Отдельные исследования квалификационных работ ставят целью развитие
положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких
исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их
актуальности. Цель подобных работ состоит в решении отдельных частных
вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции.
Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать
с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается
исследователь, или того научного вклада, который он вносит в разработку
общей концепции.
Между тем исследователи часто избегают брать узкие темы. По нашему
мнению, это неправильно, поскольку дело в том, что работы, посвященные
широким темам, часто бывают поверхностными и малосамостоятельными.
Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Сначала кажется,
что она настолько узка, что и исследовать, и писать не о чем, но по мере
ознакомления с материалом это опасение исчезает и исследователю
открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.
От доказательства актуальности выбранной темы исследователю весьма
логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а
также указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с
этой целью в квалификационной работе. Это обычно делается в форме
перечисления (например, изучить…, описать…, установить…, выяснить…,
вывести формулу…, определить зависимость… и т. п.).
Формулировки задач нужно делать тщательно, поскольку описание их
решения должно составить содержание разделов исследовательской работы.
Это важно также и потому, что заголовки таких разделов рождаются именно
из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Далее в соответствии с логической схемой исследования исследователем
формулируются объект и предмет исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную
ситуацию и избранное для специального изучения.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта
исследования.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса познания
соотносятся между собой как общее и частное, поскольку в объекте
выделяется та часть, которая и служит предметом исследования. Именно на
него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет
исследования определяет тему научно-исследовательской работы, которая
обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Очень важным следующим этапом научного исследования является выбор
методов исследования, которые служат инструментом в извлечении
фактического материала, являясь необходимым условием достижения
поставленной в научной работе цели.
Описание процесса исследования является основной частью научноисследовательской работы, в которой освещаются методика, техника,
технологии, операции исследования с использованием логических законов и
правил.
Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов,
которое ведется на консультациях с руководителем, заседаниях
профилирующих кафедр, ученых советов, где дается предварительная оценка
теоретической и практической ценности научной работы.
Заключительным этапом являются выводы, которые содержат все то новое и
существенное, что составляет научные и практические результаты
проведенной исследовательской работы.
Научные методы познания в исследованиях
В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:
● эмпирический – наблюдение и эксперимент, а также группировка,
классификация и описание результатов эмпирического исследования;
● теоретический – построение и развитие научных гипотез, теорий,
формулировка законов и выделение из них логических следствий,
сопоставление различных гипотез и теорий.
Исходя из методологии диалектического материализма различают следующие
методы научного познания: общенаучные и конкретно-научные (частные).
Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических
исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию,
аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный
анализ и формализацию, гипотетический и аксиоматический методы,
создание теории, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые
исследования.
Анализ – это метод исследования, который включает в себя изучение
предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные
элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики,
параметры и т. д.). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в
пределах единого целого.
Синтез – метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной
связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом,
поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе
анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое.
Индукция – метод исследования, при котором общий вывод о признаках
множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части
элементов этого множества.
Дедукция – метод логического умозаключения от общего к частному, когда
сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его отдельных
элементов.
Применительно к предыдущему примеру сначала анализируется
производительность труда в целом по объединению и далее по его
производственным единицам.
Аналогия – метод научного умозаключения, посредством которого
достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с
другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных
предметов и явлений. При использовании этого метода полученные
результаты распространяются на все аналогичные предметы изучения.
Затраты на такой метод конечно меньше, но и достоверность полученных
выводов оказывается несколько ниже.
Сравнение – метод научного изучения, посредством которого
устанавливаются сходство и различие предметов и явлений
действительности.
Измерение – метод научного исследования процесса определения численного
значения некоторой величины посредством определенной заранее единицы
измерения.
Исторический подход – метод научного познания, в процессе которого
происходит воспроизведение истории изучаемого объекта, явления во всей ее
многогранности с учетом всех случайностей.
Логический подход – метод научного умозаключения, посредством которого
достигается воспроизведение в мышлении сложного динамического явления
в форме исторической теории с отвлечением от случайностей и отдельных
несущественных фактов.
Моделирование – метод научного познания, основанный на замене
изучаемого предмета, явления на его аналог (модель), содержащий
существенные черты характеристики оригинала. Разработка искусственного
интеллекта в современной науке в основном базируется на результатах этого
метода.
Абстрагирование (от лат. – отвлекать) – метод отвлечения, позволяющий
переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития.
Он применяется в исследованиях для перспективного планирования, когда на
основании изучения поведения человека в определенный период или при
определенных обстоятельствах делается прогноз на будущее.
Конкретизация – метод исследования предметов во всей их
разносторонности, в качественном многообразии реального существования во
времени и пространстве в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения
предметов. При этом исследуется их состояние в связи с определенными
условиями их существования и исторического развития.
Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности
элементов, образующих систему, предусматривает оценку поведения объекта
как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.
Широко применяется в психологических исследованиях при комплексном
изучении любого феномена, поскольку существует необходимость вписать
новые данные в имеющийся научный контекст. Единой методики системного
анализа в научных исследованиях пока не имеется.
Комплексный анализ – метод всестороннего изучения объекта, явления в
тесном взаимодействии с представителями научных направлений.
Формализация – метод исследования объектов путем представления их
элементов в виде специальной символики.
Гипотетический метод (от греч. – основанный на гипотезе) – основан на
научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и
требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать
достоверной научной теорией. Он применяется при исследовании новых
психологических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности
деятельности человека в условиях невесомости, например, были актуальны до
полета человека в космос).
Аксиоматический метод предусматривает использование аксиом, являющихся
доказанными научными знаниями, которые применяются в научных
исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой
теории. Прежде всего, это относится к использованию психологических
законов, трудов классиков, научных исследований, являющихся
аксиоматическими знаниями научной теории, используемой для дальнейшего
развития науки.
Создание теории – это метод обобщения результатов исследования,
нахождения общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а
также распространения результатов исследования на другие объекты и
явления, что способствует повышению надежности проведенного
экспериментального исследования.
В эмпирических исследованиях применяются наряду с общенаучными также
специфические методы формирования эмпирического знания прикладного
характера.
Наблюдение – метод изучения предмета путем его количественного
измерения и качественной характеристики.
Эксперимент – научно поставленный опыт в соответствии с целью
исследования для проверки результатов теоретических исследований. Видов
экспериментов в современной науке существует несколько.
Проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом
явлений и воссоздавать его повторно в заданных условиях.
Экспериментальные исследования могут проводиться в научной лаборатории
с использованием специальной лабораторной установки или без нее, в
полевых условиях с использованием определенного набора научных средств,
специальных методик, приборов или оборудования.
Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют
собой специфические методы конкретных наук, например психологических.
Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и
характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук.
Следовательно, общенаучные методы исследования применяются во
взаимной связи и обусловленности в теоретических и эмпирических
исследованиях. Мир психологии настолько сложен и многообразен, что его
исследование нельзя начинать с законченного целого, как он представляется
нам в чувственном созерцании. Поэтому мы в настоящее время вынуждены
упрощать и схематизировать его, изучать по отдельным частям, выделяя
наиболее важные экономические явления и процессы.
Абстрагирование как метод исследования. Как показывает термин
«абстракция», указанный нами выше и означающий отвлечение или
выделение определенных свойств, особенностей или отношений некоторых
объектов, явлений и процессов, в ходе исследования происходит
отбрасывание несущественных свойства, обнаружение существенных.
Во-первых, различие между существенными и несущественными свойствами и
отношениями является относительным и зависит от характера и целей
исследования.
Во-вторых, в реальных процессах они находятся в единстве и поэтому
несущественные свойства нельзя отбрасывать как случайные.
В действительности в исследованиях абстрагируются от некоторых свойств и
отношений не потому, что они являются нетипичными и несущественными, а
для того, чтобы упростить ситуацию и изучать процессы в «чистом» виде.
Эту стадию исследования принято называть аналитическим этапом, при этом
анализируют либо отдельные свойства, стороны, отношения, отдельные части
целого, создавая с помощью абстракции специфические понятия и категории.
Чтобы отобразить процесс или систему в целом, нужно перейти к
синтетическому этапу исследования. Именно в результате этого достигается
воспроизведение конкретного целостного знания в единой системе
абстрактных теорий.
Психологические прогнозы делаются обычно на основе статистического
анализа весьма сложных и запутанных процессов хозяйственной жизни и
вследствие этого не могут быть такими же достоверными, как, например, в
астрономии и других точных науках. Также как и в области других социальных
наук, прогнозы в области психологии обладают небольшой надежностью и
точностью благодаря тому, что многие психологические показатели и
процессы не могут быть измерены количественной мерой.
Главное достоинство таких обобщений состоит в достаточной полноте и
точности используемых фактов, что обеспечивает возможность выдвижения
на их основе более определенных и проверяемых гипотез.
Теоретическая и эмпирическая разработка гипотез осуществляется по общей
логической схеме научного исследования. Сначала гипотеза проверяется на
логическую непротиворечивость, т.е. взаимную согласованноcть входящих в
нее утверждений, затем она обосновывается эмпирически путем указания
соответствующих релевантных фактов, которые с той или иной степенью
вероятности подтверждают ее. Затем гипотеза разрабатывается
теоретически:
во-первых, устанавливается преемственность предшествующего научнообоснованного и надежного экономического знания, в особенности законов,
теорий, положений и принципов теоретической психологии;
во-вторых, из гипотезы по правилам дедукции выводятся эмпирически
проверяемые следствия, которые могут быть непосредственно сопоставлены
с конкретными уже известными данными.
Наконец, если это возможно, гипотеза используется для предсказания новых
фактов или перспективного прогноза психологических явлений.
Обобщения можно рассматривать так же, как эмпирические гипотезы, если в
них не встречаются теоретические термины, за исключением математических,
которые необходимы для количественных измерений психологических
показателей.
В теоретических гипотезах приходится опираться на абстрактные понятия,
которые хотя непосредственно и не связаны с эмпирикой, но в состоянии при
соответствующей интерпретации охватить значительно большое количество
фактов. Возможность количественного измерения величин предопределяет
широкое использование математических методов как в прикладной, так и в
фундаментальной, теоретической психологии. В последнее десятилетие для
изучения деятельности и прогнозирования процессов все больше
используются математические модели. В них с помощью математических
уравнений и функций отображаются реальные зависимости между
величинами, характеризующими исследуемые процессы.