Жанровая классификация и типология PR-текстов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Жанровая классификация и типология PR-текстов
Обратимся теперь к классификации PR-текстов. В российской пиарологии принято отделять классификацию текстов от их типологии.
Классификация - это система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам или признаков. Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип – это разновидность, характерная для определенной группы предметов как вычленяемая в данной совокупности текстов.
Прежде всего остановимся на классификации жанровых разновидностей PR-текстов. Здесь можно выделить несколько признаков, по которым распределяются письменные текстовые формы в PR-коммуникациях: сфера паблик рилейшнз (политическая, экономическая, социокультурная), по целевой аудитории (для внешней или внутренней общественности, отдельно для СМИ), по каналу распространения (посредством Интернета, СМИ, личной или прямой почтовой доставки).
Перейдем к проблеме собственно жанровой типологии корпуса PR-текстов. Говоря о корпусе текстов, функционирующих в PR-коммуникациях, мы имеем в виду их определенную совокупность, отвечающую признакам целостности и системности. Признак системности реализуется в следующих положениях. Корпус PR-текстов есть совокупность компонентов, которые находятся в активном взаимодействии друг с другом в процессе передачи PR-информации своей целевой общественности (адресату). Корпус PR-текстов обладает определенным набором функций и реализует эти функции в соответствии с характером и объемом информирования, а также в соответствии с информационными потребностями своих целевых групп.
Жанровая типология представлена на рис. 00
Рис. Жанровая типология PR-текстов
Весь корпус PR-текстов можно разделить на базисные и смежные. Такое дихотомическое (бинарное) членение основывается на характеристике полноты/неполноты дифференциальных признаков PR-текста (поименованных в его определении).
Базисными признаются те жанровые разновидности PR-текстов, которые полностью отвечают всем вышеперечисленным признакам PR-текста. Смежные тексты - те, что имеют недостаточно или неявно выраженные признаки PR-текста (неполнота функций, неполнота выраженности признака паблицитности или признака текста вообще). К смежным жанрам относятся слоган, резюме, пресс-ревю.
Базисные подразделяются по характеристике первичный / опосредованный характер текста также на дихотомию – первичные и медиатексты.
Простые первичные жанры представлены следующими группами:
- оперативно-новостные,
- исследовательско-новостные,
- фактологические,
- исследовательские,
- образно-новостные.
Их классификация с жанровыми представителями указана на рис 00
Рис. Жанровая классификация PR-текстов