Здоровье, здоровый образ жизни, физическое развитие
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Здоровье, здоровый образ жизни, физическое развитие.
Здоровье человека формируется с самого раннего возраста, в первые годы его жизни. Очень важно, чтобы педагоги, рядом с которыми дети проводят большую часть своего активного времени, серьезно и грамотно подходили к проблеме сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни. Знания физиологии детского организма, наиболее распространенных среди детей заболеваний и способов их профилактики необходимы будущим специалистам для сохранения здоровья доверенных им малышей и для санитарно-просветительской работы с родителями. Второй главнейшей задачей является формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, воспитание навыков здорового образа жизни.
Первейшая задача врача - распознавать болезнь. Так что же такое болезнь? В чем ее причина и сущность?
Здоровье и болезнь - различные, но взаимосвязанные формы жизнедеятельности организма в окружающей его среде. Для здоровья характерны - а) анатомическая и функциональная целостность организма, б)достаточная приспособляемость его к окружающей среде, в)хорошее самочувствие, хоть оно и субьективно.
Болезнь - это не только анатомическое или функциональное нарушение, наступившее в результате действия патогенного или чрезвычайного раздражителя, но и реакция организма на эти нарушения. Эта реакция проявляется на функциональном и анатомическом уровне, при чем даже местное повреждение вызывает реакцию всего организма. Иногда реакция организма на повреждение бывает более разрушительной, чем само повреждение, например, при анафилактическом шоке.
Реакции организма на повреждение обычно все же имеют приспособительный характер и способствуют ликвидации дефекта и выживаемости. Эта особенность - результат “опыта” многих миллионов поколений живых существ.
Определяя таким образом болезнь, мы тем самым устанавливаем изначальную задачу диагностики и лечения - отличить в каждом конкретном случае, что есть повреждение, а что реакция на него организма.
Понятие болезни неразрывно связано с ее причиной. Различают следующие виды причин болезней: механические, физические, химические, биологические, психогенные, генетические.
Сильные волнения, длительные переживания нарушают равновесие основных нервных процессов - торможения и возбуждения- в коре головного мозга. Вследствие этого изменяется деятельность подкорковых вегетатативных центров, которые регулируют функции внутренних органов. Нарушается гормональная регуляция. Таким образом, продолжительные и сильные раздражители внешней среды, в том числе и слова, могут через посредство нервной системы резко изменять деятельность внутренних органов, и вызывать различные заболевания.
Большинство болезней развивается в результате совокупного действия ряда факторов: неблагоприятные условия жизни понижают приспособляемость организма к меняющимся условиям внешней среды. В таких случаях падает сопротивляемость организма и может возникнуть болезнь. Большое значение имеют врожденные или приобретенные особенности и свойства организма, снижающие его сопротивляемость вредным условиям среды. Например, у человека с врожденным пороком сердца при большом физическом напряжении может наступить тяжелая недостаточность кровообращения.
Здоровье людей в значительной мере зависит от условий их жизни, труда и быта.
Болезни могут быть острыми и хроническими. Острые болезни начинаются внезапно и обычно продолжаются недолго. Болезни хронические характеризуются длительным течением и могут обостряться. Основная болезнь может отягчаться новыми осложнениями. Наилучших результатов лечения достигают в тех случаях, когда удается устранить причину, вызвавшую заболевание. Такое лечение называют причинным или этиологическим. Иногда не удается установить или устранить причину заболевания. Тогда применяют патогенетичекое (воздействующее на механизм болезни) или симптоматическое (устраняющее отдельные симптомы) лечение.
Основное правило все же в медицине - лечить не болезнь, а больного, основываясь на знании особенностей конкретного организма.
Здоровье и физическое развитие детей.
Устав ВОЗ определяет здоровье человека как “состояние полного физического, психического и социального благополучия”.
Здоровье, как известно, закладывается в детстве. Здоровье детского населения определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем функций.
Институт гигиены детей и подростков РАМН предлагает в зависимости от состояния здоровья делить детей на следующие группы.
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из "групп здоровья" дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
- к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M - й сигма_R) или избыточной массой тела (масса более M + 2 сигма_R), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
- к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
- к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
- к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение "здоров".
Уровень заболеваемости не везде одинаков. Он зависит от четкости организации и проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий. В настоящее время заметны большие достижения в борьбе с многими инфекционными заболеваниями, однако, возникают новые проблемы и заболевания.
Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для определения физ. развития детей применяют методику антропометрических исследований. Из морфологических признаков определяют рост, вес, окружность грудной клетки. Функциональные признаки характеризуют емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук. Описательные признаки включают в себя - форму грудной клетки, позвоночника, ног, стоп, развитие мускулатуры.
При изучении физического развития детей исследуется также уровень биологического развития ребенка - формирование зубов, моторики, речи, ростовые процессы, степень полового созревания.
Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может меняться под действием ряда заболеваний. Вместе с тем и течение заболевания, его исход во многом зависит от физического состояния организма.
Физическое развитие зависит от социальных условий, в которых находится ребенок. Физическое развитие в течение жизни ребенка закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы, которые могут отличаться для различных местностей. Примерно 5-10 лет местные стандарты должны уточняться.