Зарубежная психология
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. АНТИЧНОСТЬ. Представления о душе в античной философии
Представления о душе в античность развивались в первую очередь в рамках философии Древней Греции.
Первым из греческих философов, кто смог сформулировать в образах-понятиях идеи диалектики, был Гераклит. Согласно его учению миром управляет Логос – всеобщий закон, принцип. Мир состоит из четырех стихий, связанных между собой круговоротом: воздух-вода-земля-огонь (и далее опять – воздух). Два первоначала являются тяжелыми (вода и земля) и поэтому опускаются вниз, а два - легкими, и поднимаются вверх. Душа в этом круговороте соответствует воздуху (т.е. связана с дыханием), и в то же время чем более чистой и сухой она является, тем более она похожа на огонь.
Революцией в мировоззрении того времени можно считать появление атомистического учения Демокрита (460-370 гг. до н.э., хотя идея атомизма приписывается Левкиппу, философу V в. до н.э.): переход от разнообразных природных сущностей к наиболее общим категориям, называемым атомами, свойствами которых объясняются любые явления и процессы, существующие в природе, в т.ч. и психические. Атомы души у Демокрита те же, что и атомы огня, а потому очень хорошо видно влияние на Демокрита первого диалектика в мире - Гераклита Эфесского, создавшего учение о Логосе - всеобщем законе природы. Атомами же объяснялся и процесс восприятия. “Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь во мнении”. Поскольку все в природе состоит из атомов, то и душа тоже. Атомы души подобны атомам огня - легкие, круглые и подвижные. Процесс восприятия объяснялся также посредством атомов. От вещей отделяются образы (“эйдосы”), которые кружат в пространстве и попадают в глаз человека, либо из глаз исходят лучи-щупальца, которые находят внешние предметы. Индивидуальной бессмертной души нет - атомы души разлетаются в пустоте. Согласно Демокриту душа и ум (разум) - одно и то же.
Последователь Демокрита - Эпикур (III в до н.э.) развивал идею о том, что душа состоит из четырех элементов: огня, испарения (пневма), ветра и безымянного элемента, который впоследствии римский философ Лукреций Тит Кар (I в. до н.э.) в трактате “О природе вещей” назвал animus (дух) в отличии от anima (душа).
Платон (428-347 гг. д.н.э.) выдвигает учение о сущности вещей или эталонных первообразах (по греч. - “идея”), взирая на которые Демиург (творец Вселенной) создает внешний мир. Идеи вечны и неизменны, пребывают в природе в виде образцов, все остальные вещи лишь более или менее похожи на них. Учение Платона об идеях положило начало идеализму - течению в философии, оказавшему огромное влияние на развитие психологии.
Наивысшей точкой в развитии античного учения о душе является учение Аристотеля (384-322 гг. д.н.э.). Важным в учении Аристотеля оказалось разделение всех явлений и объектов окружающего мира на две глобальные категории - форма и материя. Согласно его трактату “О душе”, душа является формой живого тела, “суть бытия” такого тела. Душа делает тело живым, и она же причина всех проявлений живого тела. Носителем души является особое органическое вещество - пневма. Особенным моментом в учении Аристотеля о душе является понятие “энтелехия”, не имеющее однозначного толкования. Энтелехия - это и форма живого тела (душа) и некая целенаправленность этого тела. Разделение Аристотелем души на три части - растительную (обеспечивающую рост), животную (питание) и разумную оказало впоследствии заметное влияние на все последующие философские системы.
2. СРЕДНИЕ ВЕКА. Учения о душе в средние века.
Средние века считаются периодом появления, развития и заката феодализма или феодальной общественно-экономической формации. Что касается представлений о душе, то после античности представления о душе развивались в русле мировых религий, прежде всего христианства и ислама. Поэтому принято разделять представления о душе в арабской и европейской философии.
В арабском мире учения о душе представляли своеобразный синтез собственно исламских канонов о вечном всепроникающем боге (Аллахе) или всеобщей невещественной идее (согласно Ибн Сине) и учения Аристотеля о разумной душе. Душа, согласно арабскому философу Аль-Фараби, обладает воспринимающими силами (память, мышление, воображение) и движущими силами (страсть и гнев). Обретение человеком знания осуществляется посредством чувств. Знание является более поздним чем сущность, но знание о сущем и есть сама сущность (т.е. мир познаваем). Для того, чтобы осуществлялось познание необходима потенция и Фараби выдвигает идею потенциального интеллекта (разума), способности к познанию. Эта способность развивается философией и логикой. Для работы потенциального интеллекта (по Фараби) необходим деятельный интеллект (деятельный разум, космический разум, творец, создатель), который приводит потенциальный разум в актуальное состояние (актуальный разум) и лишь благодаря ему умопостигаемое (европ. ”универсалии”) становятся воспринятыми. Кроме потенциального и деятельного интеллекта Аль-Фараби выделяет благоприобретенный интеллект - способность человеческого разума познать существующие вещи, оперируя понятиями о них, это актуальный интеллект в действии. Деятельность актуального интеллекта состоит в том, чтобы формы (понятия) нисходили к телесным формам, в то время как ранее они восходили, пока не абстрагировались от субстанций (так описывались индукция и дедукция).
Другим крупным арабским философом был Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980-1037). Важное место у Авиценны занимает понятие цели, разума (отличия человека от животных), вопросы связи души и тела, описанные им в ''Книге о душе''. Как и у Фараби душа человека, мудреца связана с деятельным разумом, и умопостигаемое может быть открыто человеку без помощи органов чувств, - разумная сила обходится без телесного органа. К наиболее значительным свойствам человека Авиценна отнес представление о всеобщей невещественной идее и познание неизвестных нам вещей путем размышлений и доказательств.
Самым ранним христианским мыслителем считается латинский философ Аврелий Августин или Августин Блаженный (354-430), который считается основоположником проблемы свободы воли - с его работы “О свободном выборе” ведут отсчет многочисленные теологические трактаты о свободной воле.
Византийский теолог Иоанн Дамаскин (ок. 675 - до 753) в “Философских главах” определил соединение души и тела как соединение по ипостаси: это такое соединение, при котором соединяемые части образуют одну ипостась, но сохраняют свои особенности неслитными и неизменными. Таким образом соединяются тело и душа.
Вершиной в развитии христианского учения о душе стал томизм, названный так по имени его создателя – Фомы Аквинского (1225(26)-1274). Основным произведением Фомы считается “Сумма теологии” (сумма - логически упорядоченный трактат, обобщающий теоретические достижения эпохи). В нем Фома дает целостную картину мироздания, где также затронуты и вопросы отношения телесного и духовного. Душа относится к телу, согласно Фоме Аквинскому, как форма к материи. Фома считал также что есть некоторые свойства души, которые осуществляются без помощи телесных органов: таковы мышление и воля.
3. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учения о душе в Эпоху Возрождения
Эпоха Возрождения, принесшая множество великих открытий и вернувшая Европе культуру античности внесла свой вклад в историю психологии. В этот период появляется термин “гуманизм” и поступки человека начинают рассматриваться через призму его отношения к другим людям. В 1590 г. Гоклениус и Кассман впервые употребляют термин ''психология'' для того, чтобы отделить учение о душе от всей остальной философии.
Рене Декарт делает важное открытие в психофизиологии - открытие рефлекса. Согласно Декарту, тело – протяженная, но не мыслящая субстанция, душа – мыслящая, но непротяженная. Душа состоит из мыслей (« Я мыслю – следовательно я существую»). Мышление – единственный атрибут души и только оно может быть подвергнуто изучению, причем различия между мышлением и сознанием не проводится, т.к. представления о бессознательной психике в то время еще не было. Наличие мышления не может быть подвергнуто сомнению, т.к. сомнение само по себе является актом мышления.
Основным психологическим произведением Р. Декарта является трактат ''Страсти души'', где в систематическом виде изложены все его взгляды на природу психического. Р. Декарт выделяет два вида свойств души: а) активные, деятельные состояния, б) страдательные состояния (или страсти души, хотя под страстями имелись ввиду и эмоции и чувства и ощущения). Душа может быть детерминирована как собственной активностью, так и воздействием внешних вещей на ''машину'' тела. Взаимодействие организма со средой опосредствовано нервной машиной, состоящей из мозга, как центра, и нервных трубок, по которым, согласно законам механики движутся ''животные духи''. Они поднимаются вверх и достигают головного мозга, где приводят в движение шишковидную железу (эпифиз). В шишковидной железе и располагается душа. Движения шишковидной железы заставляют двигаться ''животных духов'' обратно к мышцам, а тех, в свою очередь, производить движения. Таким образом, поведение имеет в своей основе рефлекторную природу.
Голландский ученый Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) был первым, кто осуществил попытку создания учения о душе в соответствии с принципами единственной на то время точной науки – математики (точнее, геометрии). Душа и тело у Б. Спинозы выступают как единый индивидуум, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, а другом - протяжения. Под атрибутом протяжения мы видим вещь (тело), а под атрибутом мышления - идею этой вещи. При этом “порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей”.
4. НОВОЕ ВРЕМЯ. Учение о душе в Новое Время.
Одним из основных достижений учений о душе в Новое Время считается появление ассоциативной психологии Джона Локка (1632-1704). Самыми простыми идеями Дж. Локк считает удовольствие и страдание, получаемые от ощущения и рефлексии. Из них он выводит все остальные эмоции и чувства (или страсти). Введение понятий активной силы (способной производить перемену) и пассивной силы (способной воспринимать перемену) позволяет Дж. Локку вывести понятия воли, разума, способностей, идеи свободы, необходимости и т.д. Таким образом, он постулирует то, высшие психические функции происходят от низших. Благодаря работам Дж.Локка появилось учение о простых и сложных идеях, образованных из простых путем ассоциации.
Дэвид Юм (1711-1776) вывел два закона ассоциации: закон сходства и закон смежности. Дэвид Гартли (1705-1757) в работе ''Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях'' попробовал применить принципы ассоциативной психологии и принципы механики И. Ньютона к пониманию функционирования мозга как единого целого (И. Ньютон считал, что в основе любого импульса в физическом мире лежат вибрации).
Дэвид Гартли считал, что импульсы от мышц передаются по нервам в головной мозг при помощи вибраций. Эти же вибрации между отдельными участками мозга лежат в основе возникновения идей и ассоциаций между ними. Так, если две вибрации происходят в одно и то же время, то между ними возникает связь (ассоциация). Д. Гартли считал, что всю сложные психические явления, такие как мышление, можно свести к набору элементарных ощущений, поэтому его теория является, по сути, механистической.
Наиболее ярко механистический подход проявился у Жюльена Ламетри (1709-1751) в работе “Человек - машина” (машиной называлась любая материально детерминированная система). Ж. Ламетри прямо называл человеческое тело ''заводящей саму себя машиной'', зависимой от внешних факторов: пищи, секса, болезней, погоды. Ж. Ламетри выдвинул идею связи уровня организации мозга у животных с возможностью их приручения (а, в конечном счете, выработкой рефлексов), поставил проблему зависимости состояний души от состояний тела и от внешних факторов (стимулов). В каком-то смысле он предвосхитил и Ч. Дарвина, указывая на большое психофизиологическое сходство человека и обезьяны.
Этьенн Кондильяк (1715-1780) построил теорию возникновения сложных психических процессов из элементарных ощущений. В работе ''Трактат об ощущениях'' он предложил читателям представить статую, лишенную идей – материальный объект лишенный психики. Таким образом, Э. Кондильяк поставил проблему возникновения и развития психики, поиска элементарных единиц психического. Э. Кондильяк считал, что базовым ощущением является ощущение запаха, остальные виды ощущений не принципиально не меняют психической жизни. Повторение ощущений дает память, сильные ощущения – внимание, внимание к двум ощущением – сравнение. Результатом сравнения является суждение, а результатом сравнение двух суждений – рассуждение. Постоянными спутниками суждений являются удовольствие и неудовольствие, возникающие из сравнения. Из сравнения возникает и потребность – стремление избежать неудовольствия. На основе потребностей – воображение. У Э. Кондильяка нет как такового мышления – в XVIII считалось, что мышление можно свести к элементарным ощущениям. Впоследствии, это течение в психологии получило название материалистического сенсуализма.
В 1732 году немецкий философ Христиан Вольф сделал термин ''психология'' широко употребимым, ввел его в широкий научный обиход. Христиан Вольф разработал немецкую психологическую терминологию и определил два направления в развитии психологии на следующее столетие, которые соответствуют названиям его книг: ''Эмпирическая психология» (1732) и ''Рациональная психология'' (1734).
5. Психология в XIX столетии
В XIX столетии наиболее интенсивное развитие психологии происходило в Англии и Германии. Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) пишет работу ''О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику'' (1825). В этой работе впервые в психологии были высказаны идеи, предопределившие ее развитие в Германии на последующие десятилетия. Исходным пунктом любого психологического анализа И. Гербарт считал факты сознания. Сознание состоит из представлений. Представления – сложные образы восприятия, имеющие количественную характеристику – силу. О силе представлений свидетельствует их ясность. В сознании происходит постоянная борьба представлений, и их характеристики меняются. И. Гербарт считал возможным вычисление интенсивности (силы) борющихся представлений. Психология И. Гербарта из двух частей: ''статика духа'' и ''динамика духа''. ''Статика духа'' выясняет данные, полученные в результате измерения представлений в условиях покоя. ''Динамика духа'' – представления в движении, условия движения представлений. Поскольку происходит борьба представлений, то одни представления оказываются вытесненными другими за порог сознания.
Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль попытались применить принципы физики и химии к пониманию психических явлений. Джеймс Милль (1773-1836) в ''Анализе явлений человеческого духа'' рассматривает психологию как интеллектуальную физику, а ум человека как машину, подчиняющуюся механическим законам. Джон Стюарт Милль (1806-1873) напротив, считал, что не у механики, а у химии следует заимствовать способ изображения явлений сознания. Сложные идеи не являются суммой нескольких более простых, происходит их синтез, наподобие того, как это происходит в химии. Как и в химии, в психологии знание отдельных элементов не избавляет от необходимости изучать целое.
Теория эволюции Ч. Дарвина привела впоследствии Герберта Спенсера (1820-1903) к пониманию психики как функции организма, обеспечивающего ему адаптацию к окружающей среде, что в дальнейшем способствовало возникновению функционализма – одного из течений в психологии XIX века. Г. Спенсер сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю Вселенную – неорганическую, органическую и надорганическую (социальную) природу, который гласил, что повсюду во Вселенной развитие идет от: рассеянного к сплоченному (концентрация), однородного к разнородному (дифференциация), неопределенного к определенному (индивидуация). В процессе развития материи происходит дифференциация психической жизни от физической. Первичной единицей психики, согласно Г. Спенсеру является ощущение, возникающее из первоначальной раздражительности.
В начале – середине XIX века произошло несколько открытий в физиологии, которые послужили факторами становления психологии как самостоятельной науки:
1. Определение скорости нервного возбуждения (120 м/сек), сделанное Г. Гельмгольцем.
2. Открытие Э. Вебером закона различительной чувствительности.
3. Открытие Ч. Беллом рефлекторной дуги.
4. Открытие Дюбуа-Реймоном того, нервный процесс является электрической волной, а не механической вибрацией или движением нервных духов.
Открытия в физиологии и работы И. Гербарта привели Густава Теодора Фехнера (1801-1887) к пониманию связи между величиной ощущения и лежащей в его основе величиной раздражителя. Это открытие, сделанное им в 1850 году, но опубликованное спустя 10 лет в ''Элементах психофизики'' (1860) получило название основного психофизического закона: , где S – ощущение, R – стимул, k – коэффициент, различный для разных видов чувствительности.
Г. Фехнер исследовал и ввел в психологию понятия абсолютного и разностного (дифференциального) порога ощущений и основных методов психофизики:
1. Метод едва заметных различий
2. Метод истинных и ложных случаев (постоянных раздражителей)
3. Метод средней ошибки
Помимо открытия основного психофизического закона Г. Фехнер попытался построить единую науку - психофизику, изучающую законы функционирования духа и тела, возбуждения и ощущения, их количественной взаимосвязи, науку - которую он разделил на две части: ''внутреннюю'' и ''внешнюю'' психофизику.
В 1879 году Вильгельм Вундт (1832-1920) основал в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию, на базе которой возникла первая научная психологическая школа, ставшая вскоре международной. У Вундта учились многие известные психологи конца XIX – начала XX века: Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, Э. Титченер, С. Холл, Дж. Кеттелл, О. Кюльпе, В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге и др. Ему же принадлежит первая программа построения психологии как самостоятельной экспериментальной науки, которую он реализовал. Задачами психологии В. Вундт считал:
1. Анализ процессов сознания через исследование его элементов
2. Выяснение того, как эти элементы соединяются
3. Установление принципов, по которым происходит соединение элементов
Одновременно с В. Вундтом, в Англии исследованием элементарных психических процессов занимался Френсис Гальтон (1822-1911). В 1884 году он основывает антропометрическую лаборатория в Лондоне. Она просуществовала 6 лет, и результатами ее работы было исследование около 10.000 человек по многим антропометрическим показателям. Ф. Гальтон на примере роста человека показал действие закона нормального распределения, предложил использовать в психологии многие статистические методы, открыл явление, названное им корреляцией. Ф. Гальтон первым разработал тесты умственных способностей.
В Германии Герман Эббингауз (1850-1909) проводя эксперименты с осмысленным и бессмысленным материалом, открыл кривую забывания, описывающую зависимость сохранения материала в памяти от времени. Он же и предложил большинство методов исследования памяти.
В США Эдвард Титченер (1867-1927) – ученик В. Вундта и основоположник американского структурализма в ''Очерках психологии'' (1896) представил список ощущений из 44000 наименований, из которых 32820 были зрительные, 11600 – слуховые.
6. Психология в XX столетии
В начале XX века в психологии происходило постепенное вытеснение сознания как предмета психологического исследования. Причина этого заключалась в том, что традиционная психология сознания не отвечала практическим запросам.
Первым направлением в психологии, исключившим сознание из числа детерминант психики стал психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939). Большое внимание З. Фрейд отдавал анализу сновидений, оговорок и т.д. считая их основным материалом, с которым работает психоаналитик. З. Фрейд исходил из наблюдения за своими пациентами и их рассказами о своих переживаниях и пришел к выводу о большом значении в возникновении неврозов вытесненных переживаний раннего детства, особенно переживаний сексуального характера. Позднее вывод о высоком значении бессознательного был обобщен и распространен на всю психическую жизнь человека, а также и на жизнь общества и развитие цивилизации в целом. Такие детерминанты человеческого поведения как секс и агрессия стали рассматриваться как ведущие в человеке.
Карл Юнг (1875-1961) создал направление, которое назвал аналитической психологией. Основное расхождение с З.Фрейдом – в природе либидо (сексуальности), понятия эдипова комплекса и др. К. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного и архетипов, а также интроверсии и экстраверсии.
Альфред Адлер (1870-1937) создал индивидуальную психологию, где основными движущими силами психики считал социальный интерес, определяя его как врожденный потенциал. А. Адлер ввел понятия чувство неполноценности, стиля жизни, творческого ''Я''.
Психоанализ пережил несколько периодов развития в течение жизни З. Фрейда: как метод лечения неврозов (1897-1905), как психологическая теория (1906-1918) и как философская концепция (1918-1939) и в настоящее время существует в этих видах.
Психоанализ ввел или утвердил в научном обиходе (и даже в обыденном языке) множество новых терминов, без которых невозможно представить себе современную психологию: бессознательное, психологическая защита, комплексы, архетипы, экстраверсия-интроверсия и т.д.
В 1913 году вышла работа Джона Уотсона (1878-1958) “Психология с точки зрения бихевиориста”, которая положила начало новому направлению в психологии – бихевиоризму. Дж. Уотсон критикует традиционную психологию сознания за ее бесполезность для общественной практики и ставит перед психологией задачу изучения поведения (а не сознания) объективным путем с целью контроля над ним. По мнению Дж. Уотсона психологии не удалось выполнить требований к естественной науке, а отказ от сознания как предмета исследования устраняет барьер между психологией и естественными науками. В качестве предмета исследования бихевиористы выбрали только наблюдаемые феномены (реакции и поведение), а в качестве объекта – живых существ неспособных к интроспекции, т.е. животных. Основным девизом бихевиористов стал ''стимул – реакция'' (S – R), основной проблемой – навык и научение (learning), основной целью – получение ответа на вопрос о том, какая реакция следует за каким стимулом и какой стимул предшествует определенной реакции.
Эдвард Толмен в работе “Поведение как молярный феномен” предложил иной, молярный подход к пониманию поведения человека и животных, где выдвинул идею целостности поведения и несводимости его к сумме отдельных составляющих, где значительное место уделяется понятию цели поведения. Э. Толмен сделал бихевиоризм когнитивным, введя термин “когнитивная карта” (сеть стимулов-знаков, по которым животное ориентируется в лабиринте. Также известным необихевиористом был Беррес Скиннер (1904-1990). Согласно его концепции, все виды реакций человека и животных можно разделить на безусловные, условные и оперантные (исходящие от самого организма, т.е. недетерминированные извне).
Третьим основным направлением в психологии 20-го века стала гуманистическая психология, которая возникла как ответ ряда психологов на состояние психологической науки в США в 30-40-е годы. Основными принципами гуманистической психологии являются:
1. Подчеркивание роли социального опыта.
2. Убеждение в целостном характере природы человека.
3. Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.
4. Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.
Абрахам Маслоу (1908-1970) выдвинул концепцию потребностей, в которой самоактуализация человека занимает важное место, причем стремление человека к самоактуализации является врожденным. Согласно этой концепции, пожалуй, наиболее популярной концепции потребностей не только среди психологов, потребности человека представляют собой иерархию из пяти уровней, т.е. существуют потребности более низкого уровня (физиологические потребности) и потребности более высокого уровня (потребности роста):
1. Физиологические потребности (в пище, воде, дыхании, сне и сексе)
2. Потребность в безопасности, чувстве стабильности, отсутствии страха и тревоги
3. Потребность аффиляции (в чувстве общности, любви, принадлежности к определенной социальной группе)
4. Потребность в уважении и самоуважении
5. Потребность в самоактуализации – наиболее полном раскрытии способностей и реализации потенциала человека.
Карл Роджерс (1902-1987) создал направление в психотерапии, которое он назвал личностно-ориентированная (клиент-центрированная) терапия. Важным местом в терапии Роджерса является безусловное позитивное внимание к личности человека. Главным мотивом деятельности человека К. Роджерс, так же как и А. Маслоу, считал стремление к самоактуализации, развитию которого способствуют детские переживания и научение. Согласно его концепции, отсутствие безусловного позитивного внимания в детстве тормозит раскрытие потенциала ребенка и приводит, в конечном счете, к невротизации личности.
Психическое здоровье или полное раскрытие личности согласно К. Роджерсу характеризуется:
1. Открытостью по отношению к любому опыту,
2. Намерением жить полной жизнью в любой момент времени
3. Способностью прислушиваться больше к собственной интуиции, чем к мнению других людей
4. Чувством свободы в мыслях и поступках
5. Высоким уровнем творчества.
К. Роджерс описывает самоактуализацию как постоянный непрекращающийся процесс развития личности.
Еще одним важным направлением в психологии стала гештальт-психология (от слова “гештальт” - структура, а также целостный образ). Первой работой по гештальт-психологии были ''Экспериментальные исследования восприятия движения'' М. Вертгеймера.
Макс Вертгеймер (1880-1943) сформулировал основные принципы организации восприятия:
1. близость (находящиеся рядом объекты объединяются в группы)
2. непрерывность (стремление придать определенную ориентацию и связность ряду объектов)
3. сходство (подобные объекты объединяются в группы)
4. замыкание (тенденция завершать незавершенные группы объектов
5. простота (фигуры воспринимаются настолько простыми, насколько это возможно)
6. фигура-фон.
На основе гештальт-психологии Фриц Перлз создал направление в психотерапии, которое получило название гештальт-терапии, где важное место занимают понятия фигуры и фона, завершенных и незавершенных гештальтов в поведении. Согласно этой концепции считается, что неспособность индивидом завершить гештальт в поведении является причиной для возникновения неврозов.
7. Проблема периодизации истории психологии
В истории психологии выделяют два больших периода: период развития психологии в рамках философии и период развития психологии как самостоятельной науки.
Развитие психологических представлений в рамках философии началось в 6 в. до н.э. Окончанием этого периода является середина 19 в., когда в психологии появляется эксперимент. Первый период принято делить на несколько этапов:
1 Этап. 6 в. до н.э. - 5 в. н.э. Возникновение первых научных представлений о психике и их развитие.
Характеристика этапа: Выделение науки о душе и формирование двух направлений: материализма и идеализма. Формирование первых эмпирических знаний о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, воображении, воле, мышлении, аффектах; выделение проблемы соотношения души и тела; указание на внутренне чувство как способ познания.
2 Этап. 5 - 16 вв. Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний.
Характеристика этапа: Появление учения о причинности душевных явлений. Появление понятия о свободной воле. Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования. Отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа. Введение термина "психология".
3 Этап. 17 - сер. 19 вв. Выделение сознания в качестве предмета исследования и формирование теоретических основ психологии.
Характеристика этапа: Появление механистических представлений о психике. Формирование эмпирической, интроспективной и ассоциативной психологии; возникновение психофизической и психофизиологической проблемы, появление понятия о бессознательной психике.
В середине 19 века были сформированы естественнонаучные предпосылки психологии как самостоятельной науки, появились экспериментальные методы исследования нервной системы и органов чувств, что привело к отделению психологии от философии. Период развития психологии как самостоятельной науки также принято делить на несколько этапов:
1 Этап. 60-е гг. 19 в. – начало 20 в. Появление и развитие экспериментальной психологии.
Характеристика этапа: Появление экспериментальных методов в психологию. Возникновение психофизики и психометрии. Появление программ построения психологии как самостоятельной науки. Появление новых течений в психологии: структурализма и функционализма. Появление прикладных исследований в психологии.
2 Этап. 10-е – 30-е годы 20 в. Открытый кризис в психологии.
Характеристика этапа: Вытеснение сознания как предмета исследования, смена парадигмы в психологии. Появление основных направлений и школ в психологии: психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии. Появление советской школы в психологии.
3 Этап. Конец 30-х – начало 60-х гг. 20 в. Развитие основных направлений в современной психологии и затухание кризиса в психологии.
Характеристика этапа: Появление неофрейдизма и необихевиоризма, теории поля, гуманистической психологии. Развитие прикладных отраслей психологии (инженерной, социальной, медицинской и т.д.).
4 Этап. 60-е гг. 20 в. - … Развитие психологии в постиндустриальном обществе.
Характеристика этапа: Появление новых парадигм в психологии (информационной, экологической). Появление когнитивной психологии. Широкое внедрение в практику результатов психологических исследований.
Список литературы
1. Ждан, А.Н. История психологии как наука [Текст]/А.Н.Ждан//Вестн. МГУ. Серия «Психология».1996. – №4. – С. 13-17.
2. Ждан, А.Н.История психологии: от античности до наших дней [Текст]/А.Н.Ждан. – М.: Академ. проект, 2004. – 576 с.
3. Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст]/Т.Д.Марцинковская. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 436 с.
4. Хрестоматия по истории психологии [Текст]/под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан – М.: Мысль, 1980. – 453 с.
5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991. — 454 с.
6. Шульц, Д. История современной психологии [Текст]/Д. Шульц, С.Шульц; пер. с англ. А.В.Говорунов. – СПб: Евразия, 1998. – 532 с.
7. Ярошевский, М.Г. История психологи [Текст]/М.Г.Ярошевский. – М.: Мысль, 1985 – 489 с.
8. Ярошевский, М.Г. История и теория психологии [Текст]/М.Г.Ярошевский, А.В.Петровский. – Ростов н/Д:Феникс, 1996. – 534 с.