Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профессионально-значимые качества личности педагога.

  • 👀 360 просмотров
  • 📌 333 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профессионально-значимые качества личности педагога.» doc
Лекция 3. Тема 4-5. Профессионально-значимые качества личности педагога План Профессионально-значимые качества «идеального» учителя в отечественной психолого-педагогической традиции Психологические качества педагогов – инноваторов Взгляды зарубежных исследователей на образ «эффективного учителя» Профессионально-значимые качества «идеального» учителя в отечественной психолого-педагогической традиции Выбирая наиболее значимые характеристики личности учителя, мы придерживались мнения о том, что необходимо исходить из ядерных составляющих личности. Определение личности в психологическом словаре: личность «характеризуется 1) активностью, то есть стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т.п.) ; 2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека; 3) обладает самосознанием… личность выступает как его «Я» (идентичность), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ «Я» представляет собой то, каким видит себя индивид в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел» В.С. Библер, российский философ в продолжение описанной традиции полагал, что основное современное определение, на котором выстраивается ядерное образование педагогической личности, – это самоактуализирующаяся личность, – «нерешенное ядро» которой способно самоопределить (и переменить) собственную судьбу, собственный характер. Педагог, стоящий на принципах самоактуализации, оценивает себя как способного и достойного уважения. Он энтузиаст в своем деле, верит в своих учеников, проявляет подлинные эмоции, способен к эмпатии, укрепляет самоуважение учащихся. Его поведение отличает психическое здоровье, он мыслит реально и конкретно, он демократичен, автономен, спонтанен и способен к творчеству. Подобный образ может предлагаться как Я – идеальное – педагогическое (А. Маслоу). Однако личность самоактуализирующегося педагога не может быть некоим образом нормирована. Поэтому к квалификационному анализу могут быть предложены только развернутые в деятельности педагога его педагогические способности и педагогический стиль общения, которые помогут обеспечить высокий профессионализм и развивающий эффект обучающей ситуации. Бабанский объединил выделенные им необходимые качества педагога в три группы: 1) личностные качества, 2) качества, связанные с обучающей деятельностью, 3) качества, связанные с воспитательной работой учителя. Он же определил базовые личностные качества так: потребность в педагогической деятельности – работе с людьми; идейно политический и культурный кругозор, настойчивость в работе; педагогическая ориентировка, мобильность, чувство нового, педагогический такт; требовательность к себе и другим. Педагог Ю.Н. Кулюткин в своей работе «Моделирование педагогических ситуаций» выделяет три группы качеств личности, имеющих для педагога профессиональную значимость: 1) способность понимать внутренний мир другого человека, 2) способность к активному воздействию на ученика, 3) эмоциональная устойчивость, то есть способность «владеть собой» . Группа исследователей под руководством Исачевой Н.Д., проведя опрос педагогов /140 чел./ и учащихся шести общеобразовательных школ г. Тулы / всего 22 класса/, выявили следующую картину. Совершенно необходимыми качествами педагога, с точки зрения учеников, являются: • хорошее знание предмета • справедливость, • общительность, • выдержка, • творческий подход к работе, • тактичность, • отзывчивость, • самокритичность, • эрудиция. К несущественным качествам педагога учащиеся отнесли одно: строгость. Вот некоторые штрихи к портрету реального учителя, нарисованного детьми: чаще всего учащиеся сталкиваются с раздражительностью (57%), несправедливостью (52,8 %), грубостью (30,3 %) , мстительностью, высокомерием. Учителя же отмечают проявление этих качеств у своих коллег значительно реже, за исключением раздражительности (56%). У себя учителя считают наиболее ярко проявляющимся: честность (56,2%), справедливость (54,5 %), отзывчивость, дисциплинированность. Вывод из исследования очевиден: несовподение представлений о значимых личностных качествах педагогов о себе и учащихся о них. Обширную картину представлений о профессионально-значимых качествах педагога дал исследователь К.М. Левитан. К качествам личности он относит не только черты характера педагога, но и его профессиональные позиции – систему мотивов, форм и способов профессионально-ролевого поведения учителя. На основе опроса 675 респондентов (200 учителей средних школ, 210 студентов педагогического института и 265 учащихся старших классов) им была составлена шкала профессионально-значимых качеств личности учителя, которую он выстроил по степени значимости представленных респондентами качеств. Его иерархия 26 профессионально-значимых черт личности педагога выглядит так: • высокий уровень владения преподаваемым предметом • умение преподавать знания и навыки учащимся • требовательность • умение заинтересовать школьников изучением своего предмета • общая эрудиция • доброжелательность • педагогический такт • умение организовать интересный урок • любовь к профессии • терпение и настойчивость • понимание детей • любовь к детям • справедливость • стремление к самосовершенствованию • чувство юмора • умение использовать ТСО • принципиальность • общительность • хорошая дикция • трудолюбие • уравновешенность • артистичность • музыкальные способности • умение организовать внеклассную работу • эмоциональность • добросовестность. Свой анализ Левитан заканчивает выводом: «Названный набор профессионально-значимых качеств возможен только у «идеального» педагога. В реальной жизни следует использовать сильные стороны своей личности». Психологические качества педагогов - инноваторов Психолог Ф.М. Юсупов представляет результаты диагностики профессионально-значимых качеств педагогов профтехучилищ. Предметом исследования были определены потенциально-значимые психологические качества педагогов, необходимые для выполнения ими инновационной деятельности. Для эксперимента психологами по специальным методикам были отобраны две группы преподавателей, первую из которых Юсупов определил как педагоги-новаторы (15 человек), а вторую как педагоги-консерваторы (14 человек). Автором для исследования личностных характеристик был использован специально подобранный блок психологических методик, в который вошли психодиагностический тест В.В. Мельникова и Л.Г. Ямпольского, личностный опросник MPJ (Айзенка), методика определения локализации контроля волевого действия и др. В результате проведенного исследования психологами были выделены два блока качеств черт личности. В первый блок вошли качества, которые являются типичными для преподавателей обеих групп - «низкая расторможенность» или, иначе говоря: • повышенная сдержанность и высокий самоконтроль; • значительная социализированность, склонность к принятию социальных норм; • относительно высокая совестливость, то есть внутренняя установка; • безоговорочное соблюдение существующих моральных норм. Говоря о качествах, отличающих педагогов двух групп, автор к качествам, необходимым для выполнения инновационной деятельности, были отнесены такие черты: • достаточный оптимизм, • вера в успех даже в сложной, критической ситуации, • пониженная эмоциональная утонченность, исключающая чрезмерную реактивность в отношении этически мало приемлемых поступков окружающих и тем самым дающая возможность сохранить душевное равновесие в нелегких условиях педагогической работы, • высокий уровень локализации волевого контроля. С позиции родителей как субъектов образовательного процесса, современный педагог в качестве классного руководителя/куратора должен знать возможности учащегося, уметь успокоить субъекта образовательного процесса, ободрить, вселить надежду, демонстрировать при этом культуру речи, выдержку, терпение, проявлять требовательность, когда необходимо, и при этом быть доброжелательным, проявлять уважение и тактичность по отношению к родителям, располагать высокой эрудицией, опрятным видом и приятной манерой поведения. С позиции администраторов как субъектов образовательного процесса, современный педагог как куратор должен: • точно определять способности учащихся и уметь ладить с ними, • быть справедливым, чутким, обязательным человеком, • уметь воодушевлять, объяснять, давать разумные советы, чувствовать настроение, выслушивать мнения, • знать сильные и слабые стороны учащихся, • при этом быть добрым, отзывчивым, требовательным и многое другое. Суммируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы: 1. Образ «идеального педагога» хотя и лишился в последние десятилетия идеологической подоплеки, но продолжает возлагать на плечи рядового педагога огромный груз обязанностей и требований, предъявляемых системой образования к его личности. 2. Педагог по-прежнему видится обществу как человек с заданными «сверху» свойствами: он не имеет права на ошибки, он должен сдерживать и контролировать свои и чужие эмоции и соответствовать внешнему «общепринятому» гуманистическому идеалу. 3. К наиболее устойчивым, профессионально-значимым характеристикам педагога исследователи относят следующие качества: настойчивость, требовательность к себе и другим, совершенное знание своего предмета, педагогический такт, волевой самоконтроль, повышенное чувство долга, мужественность, деловитость, отзывчивость. Взгляды зарубежных исследователей на образ «эффективного» педагога Российские ученые в поисках истины все чаще обращаются к опыту зарубежной педагогики и психологии, интегрируя и совмещая в своих работах самые различные направления передовой психолого-педагогической мысли. Какие же идеалы и ценности в требованиях к личности педагога может предложить нам западная культура? Так, Дон Гамачек еще в последней четверти ХХ века обобщил ряд исследований, посвященных эффективности деятельности «хорошего педагога». 1. Общая характеристика личности. Гуманен в прямом смысле слова. Обладает чувством юмора, справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен. Способен на эмпатию, легко налаживает контакт как с аудиторией в целом, так и с отдельными учащимися. 2. Поведение. Гибок (проявляет большую жесткость или мягкость в зависимости от требований ситуации). Легко и свободно оперирует преподаваемым материалом, обнаруживая свою компетентность. Умеет задавать вопросы. Устанавливает четкие процедуры проверки знаний, при этом демонстрируя желание помочь в учении. Желает и умеет экспериментировать, искать новое. Скорее «неформален», чем официален, в общении проявляет рефлексирующее отношение к учащимся. 3. Восприятие самого себя. Характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. 4. Восприятие других людей. В основном склонен к положительному восприятию других (учащихся, коллег, руководства), считает их людьми, настроенными в целом дружелюбно, как индивидов, которые достойны веры в них, уважения и высокой оценки. Согласно исследователю В. Штерну, «эффективный» педагог должен быть зрелой личностью, стремиться к личностному росту и самореализации. Он определяет зрелую личность как целенаправленно и сознательно действующую целостность, в большей степени процесс, чем результат развития, движущими силами которого являются её три структурные особенности: рост, дифференциация, преобразование. 1. «Рост» – способность личности в течение жизни увеличивать количество и разнообразие жизненных событий, содержаний и форм активности переживаний. 2. «Дифференциация» – способность личности развиваться от состояния исходной неясности и диффузности к большей структурированности переживаний и качеств, большей внутренней дифференцировки. 3. «Преобразование» – способность личности проходить в своем развитии ряд качественно различных, но внутренне обусловленных этапов. Таким образом, зарубежные исследователи полагают, что «эффективный» педагог – это не идеальная, а саморазвивающаяся личность. И это человек в большей мере способствующий индивидуальному развитию и обучению, специалист, формирующий и направляющий свою и другого личность. Западный «эффективный» педагог может позволить принимать себя таким, какой он есть, быть спонтанным, жизнерадостным, стремиться к автономии и творческому самовыражению; из многообразия целей и ценностей он выбирает те, которые считает более оптимальными для собственной реализации. В целом следует отметить, что среди работ как отечественных так и зарубежных специалистов в области педагогической психологии мы выделили труды, написанные еще в конце ХХ – начале ХХ I в., так как именно их влияние могло закрепиться в сознании современного сообщества в своих требованиях именно к личности педагога. Но очевидно , что при сопоставлении взглядов отечественных и западных исследователей в анализе профессионально необходимых качеств личности педагога очевидно различие. Так, у субъектов отечественного образования востребован «идеальный» образ педагога с набором инструментальных качеств личности: требовательность, настойчивость, выдержка, терпение, сдержанность, волевой контроль. Отечественный педагог, воспитанный в духе традиционных ценностей, должен постоянно доказывать свои «идеальные» качества самоотверженным трудом, без права признания на самоактуализацию и личностный рост в соответствии с особенностями своей индивидуальности в профессиональной деятельности. Но в современной психолого-педагогической литературе прослеживаются тенденции различать требования к личности педагогов общего образования (где по-прежнему сильны традиционные требования «идеальной» личности) и педагогов профессионального образования, где в большей степени заметное влияние оказали зарубежные концепции развития личности – требования к зрелости Я-концепции, сформированности и интеграции идентичности как ядерного образования личности и к саморазвитию педагога. Источники 1. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. – СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 2. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст] : Учеб. пособие для вузов: Рекомендовано УМО / Е. А. Климов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, Академия, 2004. – 240 с. 3. Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология : учебное пособие для академического бакалавриата — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438688  Глава 3. Педагог в процессе инновационного обучения
«Профессионально-значимые качества личности педагога.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot