Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Зарубежная европа

  • 👀 1818 просмотров
  • 📌 1761 загрузка
  • 🏢️ РФЭТ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Зарубежная европа» pdf
НССУЗ НП «Региональный финансово-экономический техникум» ГЕОГРАФИЯ (Пятая лекция) __________________________________ http://rfet.ru © РФЭТ © Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. 2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА........................................................4 Глава 6.1. Общая характеристика зарубежной европы........................4 6.1.1. Территория, границы, положение: две главные черты..........4 6.1.2. Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия...........................................................6 6.1.3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация............................................................................7 6.1.4. Хозяйство: место в мире, различия между странами..........13 6.1.5. Промышленность: главные отрасли......................................14 6.1.6. Сельское хозяйство: три главных типа..................................18 6.1.7. Транспорт: главные магистрали и узлы................................22 6.1.8. Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры............................................................................25 6.1.9. Отдых и туризм: главный регион международного туризма..................................................................26 6.1.10. Охрана окружающей среды и экологические проблемы: преодоление угрозы..........................................................................27 Глава 6.2. Географический рисунок расселения и хозяйства............29 6.2.1. «Центральная ось» развития — главный элемент территориальной структуры региона..............................................29 6.2.2. Высокоразвитые районы: примеры Лондона и Парижа......30 6.2.3. Старопромышленные районы: пример Рура........................33 6.2.4. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии...............34 6.2.5. Районы нового освоения: пример Северного моря..............34 6.2.6. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства......................................36 Глава 6.3. Субрегионы и страны зарубежной европы........................36 6.3.1. Субрегионы зарубежной Европы: два подхода к выделению.................................................................36 6.3.2. Федеративная Республика Германия.....................................37 Главный вывод.......................................................................................44 Интересные факты................................................................................44 3 РАЗДЕЛ 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа занимает территорию в 5,4 млн км2 с населением 520 млн человек в 2005 г. В ее пределах расположены 40 суверенных государств (включая микрогосударства), связанных между собой общностью исторических судеб, тесными политическими, экономическими и культурными отношениями. Зарубежная Европа — один из очагов мировои цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. И хотя, как вы уже знаете, эпоха «европоцентризма» ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике. Глава 6.1. Общая характеристика зарубежной европы 6.1.1. Территория, границы, положение: две главные черты Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км, а с запада на восток более чем на 3 тыс. км. Среди европейских стран есть более и менее крупные, но в большинстве своем они сравнительно невелики. Бельгийцы, например, в шутку говорят, что, въезжая в их страну, нужно успеть затормозить, иначе можно оказаться в соседнем государстве. Действительно, скорый поезд Москва – Лондон пересекает Бельгию за 140 минут. Не случайно на железных дорогах многих стран вообще нет спальных вагонов. Особую группу на политической карте региона образуют страны-малютки, или микрогосударства. Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами. Во-первых, соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительно небольших размерах территории, ма4 лой ее «глубине» и хорошей транспортной проходимости эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей. Во-вторых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной — на 600 км. Вся жизнь Великобритании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с морем, «дочь моря» — так можно сказать про каждую из них. Политическая карта региона на протяжении XX в. претерпевала большие изменения трижды: после Первой и Второй мировых войн и в 90-е гг. (объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Чехословакии, изменение общественного строя в странах Восточной Европы). К концу 90-х гг. в большинстве стран зарубежной Европы у власти оказались социал-демократические партии, пришедшие на смену партиям консерваторов. Политической консолидации региона способствует деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в состав которой входят 56 стран (она включает также США, Канаду, страны СНГ). Все большую роль начинает играть и Совет Европы. Совет Европы (СЕ) — консультативная политическая организация, созданная в 1949 г. для содействия интеграционным процессам в области прав человека, основных свобод и парламентской демократии. Секретариат Совета Европы находится в городе Страсбурге (Франция). Россия была принята в Совет Европы в 1996 г., став 39-м его членом. Наряду с этим сохраняется и даже возрастает влияние блока НАТО. В зарубежной Европе представлены как республики, так и монархии, как унитарные, так и федеративные государства. 5 6.1.2. Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия Природные предпосылки для промышленности зарубежной Европы сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых. Однако их состав в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона существенно различается. В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной герцинской складчатости, так и топливные, «привязанные» прежде всего к осадочному чехлу платформы и ее краевым прогибам. ПРИМЕР. Среди каменноугольных бассейнов особенно выделяются Рурский в ФРГ и Верхне-Силезский в Польше, среди нефтегазоносных — Североморский, среди железорудных — Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции. В южной части преобладают рудные месторождения как магматического, так и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше. Таким тектоническим строением территории в значительной мере объясняется «некомплектность» набора полезных ископаемых в отдельных странах. Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор. Во многих странах они уже почти полностью использованы. Природные предпосылки для сельского хозяйства региона относительно благоприятны и широко используются уже в течение многих столетий. В результате резервы для расширения обрабатываемых земель практически уже исчерпаны, а «нагрузка» на них возрастает. Поэтому небольшие приморские страны, и прежде всего Нидерланды, продолжают наступление на прибрежные участки морей. 6 ПРИМЕР. В Нидерландах на протяжении многих столетий с помощью дамб и плотин у моря отвоевана почти 1/3 всей территории страны. Недаром здесь существует поговорка: «Бог создал землю, а голландцы — Голландию». Завершается осушение озера Эйсселмер, бывшего ранее морским заливом, и превращение его в систему польдеров. Осуществлен так называемый «Дельтаплан», предусматривающий полную защиту побережья. Агроклиматические ресурсы определяются положением региона в умеренном, а на юге — в субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании. Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Недаром в народе говорят: «Финляндия без леса, что медведь без шерсти». Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами. 6.1.3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В 15 странах (см. таблицу 12 в «Приложениях») происходит убыль населения, депопуляция, которую не могут предотвратить и меры демографической политики. Такая депопуляция находит отражение на возрастно-половых пирамидах, имеющих «суженное» основание (см. рисунок 46). Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей. В результате, согласно прогнозам ООН, население большинства стран региона к середине XXI в. должно уменьшиться. 7 Рис. 46. Возрастно-половая пирамида ФРГ Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается примерно 20 млн иностранных рабочих и членов их семей, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»). Больше всего их в Германии — свыше 7 млн человек. Страны, принимающие трудовых иммигрантов, получают тем самым дополнительный источник дешевой рабочей силы. Приток мигрантов положительно сказывается на приросте населения, его возрастном составе. Наряду с этим он ухудшает качество населения, обостряет многие социальные проблемы. В последнее время во многих странах региона участились столкновения коренных жителей с мигрантами и беженцами. 8 Рис. 47. Иностранные рабочие в зарубежной Европе По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений. ПРИМЕР. В Великобритании такой «горячей точкой» уже длительное время служит Северная Ирландия (Ольстер), в Испании — страна Басков. В Бельгии существуют разногласия между фламандца9 ми и валлонами, в Румынии — между румынами и венграми, в Сербии — между сербами и албанцами. В зарубежной Европе господствующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладают католицизм, в Северной — протестантство, а в Средней они находятся в равных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан. В последнее время увеличение притока мигрантов из мусульманских стран привело к усилению «исламского фактора». ПРИМЕР. В 2006 г. в странах ЕС было более 20 млн выходцев из мусульманских стран, через 10 лет число их возрастет вдвое. Мусульмане составляют 25% населения Роттердама и Марселя, 15% — Брюсселя, 10% — Лондона и Парижа. Зарубежная Европа — один из наиболее густонаселенных регионов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 км2. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет почти 78%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и Средневековья. В центре такого города обычно находится главная (рыночная) площадь с ратушей и собором (см. рисунок 48), от которой радиально расходятся узкие улицы старого города с жилыми домами, магазинами, зданиями бывших цеховых гильдий. В старом городе обычно сохраняются архитекгурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка. Многие старые западноевропейские города пользуются широкой, часто всемирной известностью. 10 Рис. 48. Центр г. Шверин в ФРГ Долгое время характерной чертой урбанизации зарубежной Европы служила очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях. Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. Однако в 70-е гг. прошлого столетия после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил наименование субурбанизации. Субурбанизация (от лат. Sub — под, около и urbanus — городской), процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, в результате чего происходит формирование городских агломераций. С. обычно характеризуется более высокими темпами роста нас. пригородов и городов-спутников по сравнению с городами — центрами агломераций. 11 Рис. 49. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда и скученностью населения в центральных частях городов, ухудшением состояния окружающей среды, недостатком места для реконструкции предприятий, переносом в пригороды многих рабочих мест, массовой автомобилизацией, а также желанием многих семей жить в собственном доме. Но это отнюдь не означает, что процесс урбанизации прекратился. Напротив, он все более охватывает и сельскую местность, а граница между городом и сельской местностью становится все более условной. Ныне лишь 2/5 сельских жителей заняты в сельском хозяйстве. 12 В то же время субурбанизация приводит к «растеканию» городского населения и формированию обширных урбанизированных районов и зон. 6.1.4. Хозяйство: место в мире, различия между странами Зарубежная Европа как целостный регион занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма. Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада, — ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило,европейское или мировое признание. Малые и средние страны зарубежной Европы особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах. Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. произошел переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах. Эти постсоциалистические страны, долгое время в своем социально-экономическом развитии ориентировавшиеся прежде всего на Советский Союз (а 13 страны Балтии входили в него), теперь больше «смотрят» не на Восток, а на Запад Европы. Такая смена ориентации оказывает большое воздействие на отраслевую и территориальную структуру их хозяйства, на направление внешнеэкономических связей. 6.1.5. Промышленность: главные отрасли Лицо зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности. ПРИМЕР. Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (ФРГ), ФИАТ («Фабрика итальяна аутомобиле Торино»), «Вольво» (Швеция). В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы компании «Форд мотор». Много автосборочных заводов построили также японские компании «Тойота», «Хонда», «Ниссан». Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации. 14 ПРИМЕР. В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиа-ракетнокосмической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения — район Бирмингема, текстильного машиностроения — район Манчестера, судостроения— район Глазго. Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе. Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира — ФРГ. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводоро дное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. ПРИМЕР. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов. ПРИМЕР. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по 15 которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря. В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, как добываемые в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. ПРИМЕР. Нефть и природный газ с месторождений Северного моря поступают во многие страны по целой системе магистральных трубопроводов. Сжиженный газ из Алжира доставляется в танкерах-метановозах. Но еще большее значение имеет газ из России, который транспортируется почти в 20 стран региона. Российская нефть доставляется и по нефтепроводам, и по морю. Добыча и потребление угля в Великобритании и ФРГ резко сократились, а в Бельгии, Нидерландах и Франции добыча вообще прекращена. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики — особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии — оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Ду- эро сооружены ГЭС или целые их каскады. ПРИМЕР. Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные Ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС 2,1 млн кВт, выработка электроэнергии 11 млрд кВт·ч в год. 16 Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Италии, где в начале XX в. была построена первая в мире ГеоТЭС, в Исландии используется геотермальная энергия. Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, располагающих металлургическим топливом и (или) сырьем, — ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. ПРИМЕР. Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхнесилезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината — «Хута-Краков» и «Катовице». После Второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. ПРИМЕР. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность более 10 млн т стали в год. В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран мор17 ским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Сербии. Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона. Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в ХIХ в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви (30 млн пар в год) уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д. 6.1.6. Сельское хозяйство: три главных типа По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. После Второй мировой войны в их аграрном строе, в системе землевладения и землепользования произошли значительные изменения, связанные с переходом от универсального мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Землевладением называется обладание землей на определенных правовых основаниях, землепользованием — пользование ею в порядке, установленном законом или обычаем. Землевладение может 18 быть государственным, частным (крестьянин, фермер, помещик и др.), церковным. В землепользовании различают прежде всего собственную и арендованную землю. Основным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще распространены помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы — растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: • североевропейский; • среднеевропейский; • южноевропейский. Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов. Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. ПРИМЕР. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют «молочной фермой» Европы. Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. 19 Для южноевропейского типа сельского хозяйства характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется в первую очередь производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы». Рис. 50. Растениеводство в зарубежной Европе 20 ПРИМЕР 1. Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. ПРИМЕР 2. В Греции более 90 млн оливковых деревьев. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь — знак мира. Рис. 51. Испания. Морской порт в Барселоне Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды — цветов (рис. 52), Германия и Чехия — выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире. Интересно, что в названиях марочных вин часто сохраняются 21 названия местностей или населенных пунктов, где выращиваются соответствующие сорта винограда: шампанское (область Шампань), кагор и коньяк (названия городков во Франции), малага и херес (города в Испании), мадера (от названия острова Мадейра), портвейн («вино из города Порту» в Португалии). Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии. Рис. 52. Поля знаменитых голландских тюльпанов 6.1.7. Транспорт: главные магистрали и узлы Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в 22 большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50 – 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания). Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение. ПРИМЕР. Главные широтные трансъевропейские магистрали проходят следующим образом: • Брест – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва, • Лондон – Париж – Вена – Будапешт – Белград – София – Стамбул. Начиная с 80 – 90-х гг. по мере развития интеграционных связей в рамках ЕС особое внимание уделяется транспортной инфраструктуре. Расширяется сеть автострад, высокоскоростных железных дорог, которые «пронизали» уже всю зарубежную Европу. Пионером в строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей стала Франция. Затем они были построены также в Германии, Великобритании, Италии, Испании, других странах. А уже после этого началось строительство международных магистралей. Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направление. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится более 200 млн т грузов в год. После ввода в эксплуатацию в 1992 г. водного пути Рейн — Майн — Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, его значение еще больше возросло. В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу, такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые свя23 зывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них — Роттердам. ПРИМЕР. Грузооборот Роттердамского порта превышает 350 млн т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазопроводами (см. рисунок 53). Рис. 53. План порта Роттердам Западная Европа — хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через пролив Босфор в Турции, автодорожный и железнодорожный — через проливы Большой Бельт и Эресунн в Дании. Но одна из подобных новостроек, имеющая особое значение, получила наименование «проект века». Это Евротоннель под Ла-Маншем — совместная стройка Франции и Великобритании. 24 Во второй половине 90-х гг. был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование до 2010 г. девяти транспортных коридоров между Западом и Востоком Европы общей протяженностью примерно в 17 тыс. км. Каждый коридор, по существу, будет представлять собой полимагистраль, включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор — также и водный путь. Два из этих коридоров будут проходить через Москву: Берлин — Варшава — Минск — Москва и Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Кишинев — Бухарест. Полимагистраль — «жгут» параллельных или почти параллельных линий одного или нескольких видов транспорта, осуществляющих сообщение между одними и теми же районами и транспортными узлами. Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дороги ведут в Париж», либо многоцентровую, как, например, в ФРГ. 6.1.8. Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры По примеру Силиконовой долины в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, сформировалась так называемая «Дорога высокой технологии». В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны — Цюрих. 25 В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон. 6.1.9. Отдых и туризм: главный регион международного туризма Как вы уже знаете, зарубежная Европа была и остается главным регионом международного туризма. В 2005 г. количество интуристов достигло 400 млн. Здесь получили развитие все виды туризма, очень высокого уровня достигла «индустрия туризма». В качестве стран-лидеров международного туризма также неизменно выступают Франция, Испания, Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже является главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов. В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристско-рекреационные районы двух типов — приморские и горные. ПРИМЕР 1. Главный район приморского туризма — Средиземноморье, которое ежегодно посещают 220 млн человек. Особенно популярны побережье Лигурийского моря, где находится защищенный с севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце, побережье Адриатического моря в Хорватии, побережье Испании, Балеарские острова. ПРИМЕР 2. Главный район горного туризма — Альпы, которые ежегодно посещают 100 млн человек. Нижний пояс гор используется главным образом для лечения и пешеходного туризма, средний — для занятия горнолыжным спортом, верхний — для альпинизма. Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые камни Европы» — достопримечательности ее городов. Своеобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид (см. рисунок 54), где в июле – августе местных жи26 телей, наверное, меньше, чем приезжих. Множество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Кракове, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах. Вспомним, что по количеству объектов Всемирного культурного наследия зарубежная Европа занимает внеконкурентное первое место среди регионов мира. Большинство из них относится к эпохе Средних веков, но широко представлены также объекты эпохи Возрождения, Нового времени, Античности, первобытности. Рис. 54. Фрагмент памятника Сервантесу в центре Мадрида 6.1.10. Охрана окружающей среды и экологические проблемы: преодоление угрозы В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем. 27 Некоторые из них связаны с открытой добычей, сжиганием и химической переработкой высокозольного (прежде всего бурого) угля. Другие — с размещением ряда городов и агломераций, металлургических, нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических заводов, АЭС на берегах Рейна, Эльбы, Дуная, Вислы, на морских побережьях, третьи — с распространением кислотных дождей. Четвертые — со все возрастающей «плотностью автомобилей», которая в ряде городских агломераций уже достигает 250 – 300 машин на 1 км 2. Пятая — со стихийным развитием туризма, что уже привело к значительной деградации природной среды как в Альпах, так и на побережье Средиземного моря. Шестая — с огромной опасностью для природной среды, которую создают катастрофы супертанкеров, нередко случающиеся, особенно на подступах к Ла-Маншу. Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии «зеленых», ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и других особо охраняемых территорий. Меры по охране окружающей среды принимаются как на уровне отдельных стран, так и на уровне их групп, отдельных морей, международных рек и др. Активную экологическую политику проводят Евросоюз, Совет Европы, другие международные союзы и организации. Все это привело к первым положительным результатам. Но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии. ПРИМЕР. Еще в 80-х гг. в Польше были выделены 27 ареалов повышенной экологической опасности, в которых живет 35% населения страны. Старинный город Краков, в котором расположен крупнейший в Польше металлургический комбинат, был объявлен местом экологического бедствия. 28 В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной. Глава 6.2. Географический рисунок расселения и хозяйства 6.2.1. «Центральная ось» развития — главный элемент территориальной структуры региона Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в XIX в., когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран. После Второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также факторы наукоемкости и экологический. Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около ста промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах «центральной оси» развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит «главная улица Европы» — линия Рейн — Рона. В границах этой «оси» живет 120 млн человек при плотности 300 человек на 1 км 2 и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона, находятся его главные промышленные районы (см. рисунок 55). В зарубежной Европе можно выделить еще несколько подобных «осей» меньших масштабов. Это промышленно-городской пояс, протягивающийся вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ, дунайская «ось», полосы вдоль главных нефтепроводов, некоторые приморские зоны. 29 Рис. 55. Промышленные районы зарубежной Европы 6.2.2. Высокоразвитые районы: примеры Лондона и Парижа Вы уже знаете, что наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, служат столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа. 30 Само географическое понятие «столичный регион» характеризуется многоступенчатой структурой. В самом деле, центральная часть Лондона сравнительно невелика по площади и имеет население 2,5 млн человек. Территория Большого Лондона примерно в пять раз больше, а живут в нем 7,6 млн человек. Большой Лондон с внутренним поясом пригородной зоны образует Лондонский район (см. рисунок 56) с населением 9,8 млн человек. Если учитывать и внешний пояс пригородной зоны, то оно возрастет до 11,2 млн человек — это и есть лондонская агломерация. Примерно такую же многоступенчатую схему можно применить и к Парижу, в центральной части которого живет 2,2 млн, в пределах агломерации в узких границах — 5,1 млн, в широких границах — 11,3 млн, а в Парижском столичном регионе — более 15 млн человек. Рис. 56. Лондон и Лондонский район И Лондон, и Париж выросли прежде всего как административно-политические центры своих стран, которыми они служат уже более восьми веков. (Символично, что на гербе Парижа изображен серебристый кораблик с надписью: «Его качает, но он не тонет».) Обе столицы являются крупными промышленными центрами, в которых широко представлены высокотехнологичные наукоемкие отрасли, а в Париже также выпуск так называемых «парижских изделий» (швейных, юве31 лирных и др.), благодаря которым он уже на протяжении ряда веков выступает в роли законодателя мод для всего мира. Но еще важнее то, что именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штабквартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В соответствии с региональными программами проводится разгрузка центральных частей обоих столичных регионов. Рис. 57. Елисейские Поля и Триумфальная арка в Париже В окрестностях Лондона построены восемь, в окрестностях Парижа — пять городов-спутников. Примерами других высокоразвитых районов зарубежной Европы могут служить: южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене, «промышленный треугольник» Милан — Турин — Генуя в Италии, промышленно-городская агломерация Рандстад («кольцевой город») в Нидерландах. Все они находятся в пределах «центральной оси» развития. 32 6.2.3. Старопромышленные районы: пример Рура Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии. В пределах Рурского бассейна и прилегающих к нему районов сложилась уже упоминавшаяся Рейнско-Рурская агломерация. Здесь на площади 9 тыс. км: живет 11 млн человек и сосредоточено около ста городов, включая 20 больших. Другого такого скопления больших городов на одной территории нет, пожалуй, нигде в мире. В некоторых частях агломерации плотность населения достигает 5 тыс. человек на 1 км2. Рурская ее часть образует сложный городской массив почти без разрывов, который обычно называют «Рур- штадт», т. е. «город Рур». Фактически это действительно единый город, западными воротами которого служит Дуйсбург, восточными — Дортмунд, «столицей» — Эссен, а главным «сейфом» — Дюссельдорф. В последнее время промышленность Рура, насчитывающая несколько тысяч предприятий, подверглась значительной реконструкции. В 50 – 60-е гг. Рур считался едва ли не классическим депрессивным районом. Но в наши дни относить его к этой категории было бы неправильно. В Рурской области осуществлена большая экологическая программа. «Батюшка Рейн», который еще не так давно называли сточной канавой Европы, стал чище, в нем снова появилась рыба. Примерами других старопромышленных районов могут служить Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс в Великобритании, Северный район, Эльзас и Лотарингия во Франции, Саар, который часто называют «малым Руром», в ФРГ, Верхне-Силезский район в Польше, Остравский в Чехии. Но большинство из них относится к категории депрессивных. 33 6.2.4. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода — Юг Италии, который занимает 40% территории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере. После Второй мировой войны из-за относительного аграрного перенаселения с Юга эмигрировало более 5 млн человек. Государство проводит региональную политику, направленную на подъем Юга. Она привела к сооружению здесь крупных металлургических, нефтехимических комбинатов, других предприятий. В результате Юг уже перестал быть чисто сельскохозяйственным районом. Однако комбинаты почти не связаны с окружающей территорией, поскольку они работают на привозном сырье, а их продукция вывозится в другие районы страны и в другие страны. Не случайно сами итальянцы называют их «соборами в пустыне». Примерами других аграрных районов зарубежной Европы могут служить: западная часть Франции, центральная и юго-западная части Испании, некоторые области Португалии и Греции. Все они расположены за пределами «центральной оси». Проблема подъема отсталых районов еще более актуальна и для многих стран Восточной Европы. 6.2.5. Районы нового освоения: пример Северного моря Для давно освоенной территории зарубежной Европы районы нового освоения в общем не характерны. Обычно к ним относили только северную часть Скандинавии. Но открытие в начале 60-х гг. крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря изменило ситуацию. К середине 90-х гг. на этом «золотом дне» было выявлено более 450 месторождений нефти и природного газа; самые крупные из них — Статфьорд, Экофиск и Тролль. Кроме того, в Нидерландах не34 далеко от побережья находится одно из крупнейших в мире газовых месторождений — Слохтерен (см. рисунок 58). Добыча нефти составляет более 250 млн т, природного газа — 200 млрд м . Район Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/5 потребностей в природном газе. Ныне море буквально нашпиговано буровыми платформами, по дну его проложено несколько тысяч километров трубопроводов. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб. Рис. 58. Нефтегазоносный район Северного моря 35 6.2.6. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства К числу благоприятных предпосылок для развития международной экономической интеграции в регионе относятся территориальная близость, высокая освоенность территории, высокий уровень социально-экономического развития, хорошая транспортная обслуженность, давние традиции экономических связей. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран, особенно в пределах «центральной оси» развития. Происходит формирование пограничных интеграционных районов: между ФРГ и Францией, между Францией и Бельгией, Францией и Италией и др. Глава 6.3. Субрегионы и страны зарубежной европы 6.3.1. Субрегионы зарубежной Европы: два подхода к выделению Хотя зарубежная Европа представляет собой самый небольшой по размерам территории регион мира, она внутренне весьма не однородна. Поэтому в ее пределах обычно выделяют отдельные части, или субрегионы, — либо две, либо четыре. При подразделении на два субрегиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу. В состав Западной Европы входят 24 государства (включая микрогосударства) общей площадью 3,7 млн км2, с населением 390 млн человек. Это страны, давно уже вступившие на путь рыночной экономики, которые по старой терминологии обычно называют капиталистическими. В состав Центрально-Восточной Европы входят 16 стран, занимающих территорию около 1,7 млн км2 с населением 130 млн человек. Это постсоциалистические страны, до конца 80-х гг. входившие в мировую систему социализма. 36 Наряду с этим в географической литературе зарубежную Европу принято подразделять на четыре субрегиона: Северную, Западную, Южную и Восточную Европу. В данном случае к Северной Европе относят Скандинавские страны, Данию, Финляндию и страны Балтии, к Западной — ФРГ, Францию, Великобританию, страны Бенилюкса, Австрию и Швейцарию, к Южной — все Средиземноморские страны, а к Восточной — Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию. Большинство из этих стран вы уже изучали в школьном курсе географии. Некоторые дополнительные социально-экономические сведения о них (выборочно) содержатся в помещенной ниже подборке диаграмм и текста. 6.3.2. Федеративная Республика Германия Федеративная Республика Германия (ФРГ) — самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой семерки» стран Запада. Она играет значительную роль не только в европейской, но также и в мировой экономике и политике. Федеративная Республика Германия была образована в сентябре 1949 г. путем объединения американской, английской и французской зон оккупации Германии после ее поражения во Второй мировой войне. В октябре 1949 г. на территории восточной, советской зоны оккупации была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР). В современных границах ФРГ существует с конца 1990 г., когда произошло объединение двух германских государств. Был объединен и Берлин, до этого разделявшийся на две части Берлинской стеной, выполнявшей функции государственной границы. В 1991 г. Берлин официально был объявлен столицей страны, но фактически перевод в него столицы из Бонна состоялся в конце 90-х гг. 37 Важнейшая особенность экономико-географического положения ФРГ — его центральность, расположение на перекрестке трансевропейских торгово-транспортных путей широтного и меридионального направлений, наличие широкого выхода к Балтийскому и Северному морям, возможность использовать такие международные реки, как Рейн и Дунай, прямое сухопутное соседство с девятью странами Западной, Северной и Восточной Европы. Объединение страны привело к улучшению как экономико-географического, так и геополитического положения ФРГ. По форме правления ФРГ — парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат) и правительством, которое возглавляет канцлер. Президент же, хотя официально и считается главой государства, выполняет в основном лишь представительские функции. По форме административно-территориального устройства ФРГ — федеративное государство, состоящее из 16 исторических земель (областей), каждая из которых имеет свое правительство и выборные органы законодательной власти. Население ФРГ характеризуется несколькими важными специфическими чертами. Прежде всего это самая большая по численности населения страна зарубежной Европы. Но одновременно это страна с очень сложной демографической ситуацией, где еще в начале 70-х гг. смертность стала превышать рождаемость и сильной депопуляции удается избежать только благодаря постоянной трудовой иммиграции, к которой в последнее время добавился приток политических беженцев. ПРИМЕР. По количеству иммигрантов ФРГ занимает первое место в Европе, они составляют почти 1/10 всех жителей. Основная масса иммигрантов оседает в крупных городах. Особенно характерен в этом отношении Франкфурт-на-Майне, крупнейший деловой, финансовый и важный промышленный центр страны. 38 Размещение населения в ФРГ характеризуется прежде всего очень высокой средней плотностью (230 человек на 1 км 2), причем в отдельных районах плотность достигает 1000 – 2000 человек на 1 км 2 и более. Наряду с этим ФРГ — одна из наиболее высокоурбанизированных стран мира, занимающая первое место в регионе по числу городских агломераций разного ранга. Германия — страна старинной городской культуры. Некоторые ее городские поселения ведут свою родословную еще со времен Римской империи, но большинство из них возникло уже в Средние века в качестве крепостей, феодальных резиденций, университетских центров, свободных городов. В эпоху Нового и новейшего времени они получили дальнейшее развитие, но тем не менее очень многие города сохранили в своем внешнем облике черты прежних эпох. Некоторые сравнительно небольшие германские города прославились как производители каких-либо всемирно известных изделий: Золинген — металлических, Йена — оптико-механических, Гота — картографических и т. д. Гейдельберг и Гёттинген по-прежнему широко известны благодаря своим старинным университетам, а Веймар считается городом-музеем, связанным с именами Гёте и Шиллера. Более крупные Ганновер, Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Лейпциг продолжают зародившуюся в Средние века традицию проведения международных ярмарок; в Лейпциге подобные ярмарки проводятся уже более 800 лет! Каждая десятая книга в мире издается на немецком языке. Хозяйство ФРГ достигло очень высокого уровня развития. По общему объему ВВП страна уступает только США, Китаю, Индии (которые больше ее и по площади, и по населению) и Японии, а по показателю ВВП из расчета на душу населения входит в «первую десятку» ведущих стран мира. Структура экономики ФРГ (см. таблицу 18 в «Приложениях») убедительно свидетельствует о том, что эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. Как член Европейского союза ФРГ принимает самое активное участие в западно- 39 европейской интеграции. Главную роль в экономике страны играют ТНК. Среди 50 крупнейших промышленных компаний мира семь германских. В пяти отраслях мирового хозяйства германские компании входят в десятку первых. В химической промышленности это концерны БАСФ, «Хёхст» и «Байер», в электротехнике «Сименс» и «Роберт Бош», в автомобилестроении «Даймлер-Бенц» и «Фольксваген», в черной металлургии «Тиссен» и «Маннесман», в легкой промышленности «Адидас». Промышленность ФРГ, несмотря на постепенное снижение ее доли в ВВП, по-прежнему в значительной мере определяет роль страны в мировом хозяйстве, ее «лицо» в международном географическом разделении труда. По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвертое место в мире, уступая США, Японии, Китаю (см. таблицу 21 в «Приложениях»). В его структуре главную роль долгое время играли традиционные для Германии отрасли тяжелой промышленности — угольная, металлургическая, металлоемкое машиностроение и производство вооружений, электротехническая, химическая. Затем значение горнодобывающей, и в том числе угольной, промышленности, а также черной металлургии заметно уменьшилось, а в качестве ключевых отраслей международной специализации стали выступать машиностроение и химическая промышленность. Машиностроение ФРГ выпускает преимущественно продукцию среднего уровня наукоемкости — станки (второе место в мире после Японии), автомобили, электротехнические изделия, разнообразное оборудование, но также и высокоточные изделия. Пример. Основанная в г. Йена еще в середине XIX в. мастерская по производству оптических приборов впоследствии превратилась в крупнейшее в мире оптико-механическое предприятие «Карл Цейсс». 40 Ведущее место в мире занимает и многопрофильная химическая промышленность, которая производит десятки тысяч видов продукции. Топливно-энергетическое хозяйство ФРГ ориентировано на отечественный каменный и бурый уголь и на импортные нефть и природный газ. В электроэнергетике главная роль принадлежит ТЭС, но значение АЭС также довольно велико. Пример. В ФРГ работают 12 АЭС, которые производят 28% всей электроэнергии. Большинство из них находится в пределах густонаселенных городских агломераций, а многие к тому же буквально нанизаны на течение Рейна, Эльбы и их притоков. Однако в 2001 г. в значительной мере по настоянию партии «зеленых» правительство ФРГ приняло решение о постепенном выводе из эксплуатации всех АЭС (по мере окончания срока годности их реакторов) Сельское хозяйство ФРГ отличается очень высоким уровнем механизации и химизации и соответственно таким же уровнем урожайности полевых и огородных культур и продуктивности животноводства. Для этой отрасли характерно преобладание животноводства, которое дает свыше 2/3 всей товарной продукции. Разводят главным образом молочный скот и свиней. Но растениеводство не только «помогает» животноводству кормами, оно почти полностью удовлетворяет потребности населения в продуктах питания. Из продовольственных культур наибольшее значение имеют пшеница, ячмень, картофель, сахарная свекла. А основным типом сельскохозяйственного предприятия служит семейная ферма. Транспорт ФРГ отличается очень большой густотой сети: в стране фактически нет населенных пунктов, сколько-нибудь удаленных от сухопутных и водных дорог. И в грузообороте и тем более в пассажирообороте ведущая роль принадлежит автомобильному транспорту; автострады («автобаны») ФРГ относятся к лучшим в Европе, на них 41 официально разрешается развивать скорость до 100 км/ч. Но такие традиционные виды транспорта, как железнодорожный (о строительстве сети высокоскоростных железных дорог вы уже знаете) и внутренний водный, тоже сохраняют свое значение. Для международных торговых связей широко используются и морские порты. По территории ФРГ проложена также густая сеть трубопроводов, ее пересекает множество авиационных трасс. Непроизводственная сфера в ФРГ как в постиндустриальной стране представлена самым широким ассортиментом различных видов деятельности. Значительная часть экономически активного населения занята в государственном аппарате, образовании, здравоохранении, оптовой и розничной торговле, туризме и гостиничном сервисе, в науке и культуре. Очень большую роль играют финансовые и банковские услуги; не случайно в число 50 крупнейших банков мира входят восемь германских (самый крупный из них «Дойче банк»). Возрастает также значение разного рода деловых и бытовых услуг. Внешние экономические связи имеют для ФРГ как для страны с открытой экономикой исключительно большое значение. По общему обороту внешней торговли страна занимает второе место в мире после США. Она является также одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. Наиболее тесные внешнеэкономические связи ФРГ поддерживает с другими странами-членами Европейского союза, с США, Японией, Канадой. Среди стран СНГ главным ее торгово-экономическим партнером выступает Россия. Территориальная структура хозяйства ФРГ отличается полицентрическим характером, очень сильной «окуль- туренностью» окружающей среды, большой насыщенностью территории как узловыми, так и линейными элементами ТСХ. Географический рисунок хозяйства ФРГ в первую очередь определяется размещением ее главных промышленно-городских агломераций, которые связаны между собой транспортными магистралями и полимагистралями. Как вы уже знаете, крупнейшая из этих агломера42 ций — Рейнско-Рурская, образующая ядро административной земли Северный Рейн — Вестфалия. Эта земля, занимающая менее 1/10 территории страны, концентрирует более 1/5 ее населения и дает 1/5 общегерманского ВВП. Именно здесь сосредоточены основные производственные мощности черной металлургии (Дуйсбург, Дортмунд), тяжелого машиностроения и энергетики, а в значительной мере и химической промышленности, которая широко представлена и в среднем течении Рейна (Людвигсхафен, Франкфурт-на-Майне). Однако теперь Рейнско-Рурская агломерация уже не так «возвышается» над другими промышленно-городскими агломерациями страны, как прежде. По развитию новейших наукоемких производств ее опередили агломерации Штутгарта в юго-западной и Мюнхена в южной частях страны. Они же являются крупными центрами автомобилестроения: в Штутгарте производят знаменитые «мерседесы», а в Мюнхене — автомобили марки «БМВ» («Байерише Моторверке»). Важнейшими ядрами территориальной структуры на Севере ФРГ служат морские порты, и прежде всего крупнейший из них — Гамбург, а также Вольфсбург, где выпускают автомобили «фольксваген», Ганновер. В восточной части страны важными ядрами ТСХ служат Берлин, Лейпциг, Дрезден. На географический рисунок хозяйства ФРГ оказывают влияние также крупные сельскохозяйственные районы, сложившиеся на Северо-Германской низменности, на правобережье Дуная в Баварии, в поясе средневысотных гор. То же относится и к главным районам рекреации и туризма на Балтийском побережье, в предгорьях Альп, в горах Гарца, в так называемой Саксонской Швейцарии на Эльбе. В ФРГ и раньше уделялось большое внимание региональной политике, преследовавшей цели «реанимации» старопромышленных депрессивных районов, разгрузки агломераций, выравнивания уровней социально-экономического развития отдельных районов страны. Но 43 после 1990 г. меры региональной политики направлены прежде всего на общий подъем и структурную перестройку хозяйства на территории бывшей ГДР, на долю которой приходится 33% площади и 26% населения ФРГ. Это очень трудная задача, требующая огромных капиталовложений (не случайно бывшую ГДР стали называть черной дырой немецкой экономики) и длительных сроков осуществления. Особенно с учетом того, что в 90-х гг. после начала перестройки производство на восточных землях резко сократилось, что фактически привело к серьезному демографическому и социально-экономическому кризису. Для полного врастания шести восточных земель ФРГ в единый хозяйственный организм страны потребуется еще определенное время. Главный вывод Зарубежная Европа — самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. В последнее время на политической и экономической картах региона происходят большие изменения. Интересные факты 1. О размерах стран можно судить по площади, а можно и по протяженности территории. Самая «длинная» страна региона — Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км. Максимальная протяженность Франции и Великобритании — около 1000 км, ФРГ — 875 км, Венгрии и Болгарии — примерно 500 км, Бельгии — 230 км. 2. Самое «большое» из микрогосударств — расположенное между Францией и Испанией княжество Андорра, занимающее территорию 467 км: (это в два раза меньше площади Москвы). Княжество Лихтенштейн площадью 160 км2, находящееся между Швейцарией и Австрией, протягивается вдоль Рейна на 25 км при ширине 10 км. Республика Сан-Марино, первые государственные уложения которой от44 носятся к 1263 г., окруженная территорией Италии, занимает 61 км 2. Княжество Монако на французском побережье Средиземного моря имеет площадь 1,9 км2 и в длину протягивается на 2,7 км. А государство-город Ватикан, расположенный в западной части Рима, занимает 1,44 км . 3. В Чехии нет населенного пункта, который был бы удален от государственной границы более чем на 105 км, в Болгарии — на 120 км, в Румынии — на 170 км, в Польше — на 230 км. 4. «Дельта-план» был принят в 1953 г. после катастрофического наводнения, когда под напором моря были разрушены дамбы и шлюзы и оно захлестнуло дельты Рейна, Мааса и Шельды, разрушив 50 тыс. домов. И это несмотря на то, что люди день и ночь заделывали бреши в дамбах, а капитаны сажали на мель свои суда, чтобы преградить путь волнам. Согласно этому плану дамбы и шлюзы перекрыли устья всех рек и каналов, за исключением двух. Камень для строительства дамб завозился из Швеции и Финляндии. «Дельта-план» был осуществлен в 1958 – 1968 гг. 5. В первую очередь это относится к Италии, население которой к 2050 г. может уменьшиться до 50,1 млн человек, к Испании (до 42,5), к Германии (до 78,8). На 5 млн человек может сократиться население Румынии, на 2,6 млн — Болгарии и Венгрии, на 2 млн — Чехии, на 6 млн — Польши. 6. В 2000 г. среди жителей ФРГ было (в тыс. человек): турок — 2000, югославов — 660, итальянцев — 620, греков — 365, поляков — 360, хорватов — 215, австрийцев — 185, боснийцев — 155, португальцев — 135, испанцев — 130, русских — 115, англичан — 115, американцев — 113, голландцев — 110, иранцев — 105. Кроме того, насчитывалось от 50 до 100 тыс. румын, украинцев, вьетнамцев, марокканцев, афганцев, венгров, македонцев, «ливанцев, китайцев, ланкийцев. 7. Часть южнославянских народов (болгары, сербы, македонцы, черногорцы) пользуются славянской графикой; эти языки 45 родственны русскому, украинскому, белорусскому. Например, болгарское слово «ден» означает «день», «утро» — «утро», «благодаря» — «спасибо», «сладолед» — «мороженое». Другие славянские народы — поляки, чехи, словаки, хорваты, словенцы — используют латинскую графику. Но если прочитать написанные латинскими буквами такие употребительные чешские слова, как leto, zima, pole, voda, skola, otec, то они в русском языке также будут обозначать «лето», «зима», «поле», «вода», «школа», «отец». 8. В зарубежной Европе к этой семье принадлежат финский, венгерский и эстонский языки, которые выделяются своеобразием фонетического состава и грамматических структур. Например, в них отсутствуют роды, а функции предлогов, притяжательных местоимений выполняют падежные окончания. Кстати, падежей в финском языке 15, а в венгерском около 30. 9. Государство-город Ватикан с населением около 1 тыс. человек имеет свое правительство, свой банк, гвардию, законы, валюту, почтовые марки и, главное, своего монарха — Папу Римского. Основная функция Ватикана — религиозная, сфера деятельности — весь мир, поскольку общее число верующих-католиков превышает 1 млрд человек, а аппарат церковнослужителей насчитывает свыше 400 тыс. священников и более 1 млн членов монашеских и полумонашеских орденов. Ватикан владеет огромными капиталами и обширными землями. 10. В Глазго на р. Клайд были построены самые крупные суда британского пассажирского флота — «Куин Мэри» и «Куин Элизабет» водоизмещением более 80 тыс. т, которые за время своей работы перевезли более 4 млн пассажиров. В 1944 г. «Куин Элизабет» установила своеобразный рекорд, приняв на борт самое большое количество людей за всю историю мореплавания — 15 200 военнослужащих. Но в 1972 г. этот лайнер, купленный одним миллионером из Гонконга, погиб от пожара. 46 11. В 2010 г. должен войти в строй новый газопровод из России в ФРГ («Северный поток»), прокладываемый по дну Балтийского моря. В дальнейшем газ по нему пойдет в Данию, Бельгию, Нидерланды, Францию, Великобританию. 12. В конце 50-х гг. польские геологи проводили поисковые работы на нефть, а открыли залежи медной руды, которые оказались крупнейшими в Европе. Несмотря на большую глубину залегания медистых песчаников и сложные горно-геологические условия, они были освоены и здесь возник Нижне-Силезский медно-рудный бассейн. 13. Бельгия славится производством охотничьих ружей «браунинг», обработкой алмазов (Антверпен — мировой центр торговли бриллиантами), Австрия — горных лыж, Чехия — бижутерии, карандашей (всемирно известная фабрика «Кох-и-Нор» ежедневно выпускает 1 млн карандашей 21 степени твердости и 64 расцветок). А в Лихтенштейне находится крупнейшее в мире предприятие по производству искусственных зубов, продукция которого поставляется более чем в сто стран. 14. Во Франции известно более 400 сортов сыра. Особую известность приобрел сыр «рокфор», который уже тысячу лет производится в местечке Рокфор на юге страны. Изготовленный из овечьего молока, он приобретает свои особые качества и запах благодаря длительному хранению в огромных естественных подземельях. В Швейцарии молоко почти полностью перерабатывают в сыр и масло. И меню голландцев трудно представить без сыра. 15. Нидерланды — самая цветоводческая страна в мире. В городе Алсмере, расположенном недалеко от Амстердама, находится самый большой в мире аукцион по продаже цветов, занимающий помещение, по площади равное 30 футбольным полям, где только роз продается более 1 млрд в год. Цветы из Нидерландов вывозятся в 140 стран. Да и в самой стране их можно видеть повсеместно. 16. Пивоварение, которое было известно еще древним германцам, приобрело особенно широкое распространение в ФРГ и Чехии, 47 где пиво стало поистине национальным напитком. По сбору хмеля ФРГ занимает первое место в мире. Она же занимает первое место по потреблению пива из расчета на душу населения (160 л в год). 17. Рыболовный флот Исландии состоит из 1 тыс. судов, а средний годовой улов составляет 1,5 млн т, или около 6 т на душу населения! Раньше вылавливали главным образом самую крупную в мире исландскую сельдь и треску, теперь — мойву, идущую на приготовление рыбной муки. Добычей и переработкой рыбы занято 40% всего активного населения страны, а в ее экспорте рыба и рыбопродукты составляют 3/4. 18. Еще в 1981 г. вступила в строй высокоскоростная линия Париж — Лион, которая затем была продлена до Марселя (878 км). Затем были сооружены линии Париж — Бордо (480 км), Париж — Страсбург (460 км) и некоторые другие. Поезда на этих линиях развивают скорость 250 – 300 км в час. 19. Автодорожный мост через пролив Босфор в Стамбуле был открыт в 1973 г. Это самый большой мост в Европе и четвертый в мире. Его пролет имеет длину 1 км. Благодаря шестирядному движению пропускная способность моста составляет более 20 тыс. машин в сутки. В 1988 г. был сдан в эксплуатацию второй такой же мост. 20. Транспортный переход через пролив Эресунн между Копенгагеном и шведским городом Мальмё имеет протяженность почти 16 км и состоит из тоннеля и двухъярусного моста. По ним проходят четырехполосное шоссе и скоростная двухпутная железная дорога. 21. Первый проект тоннеля под Ла-Маншем был предложен во Франции еще в начале XIX в. И в дальнейшем подобные проекты выдвигались не один раз. Однако осуществить строительство Франции и Великобритании удалось только в 1987 – 1994 гг. Фактически под дном пролива были проложены три параллельных тоннеля: два для движения поездов в обоих направлениях и один для их обслуживания. Общая длина тоннеля — 50 км, из которых 37 км проходят под дном пролива (на глубине 40 м). Благодаря Евротоннелю теперь поезд48 ка из Парижа в Лондон занимает меньше 2,5 часов. За время работы тоннеля им воспользовались десятки миллионов пассажиров. 22. Считается, что современный туризм зародился именно в Англии, когда в 40-х гг. XIX в. Т. Кук основал туристическую контору. Если говорить об отдыхе, то Англия является родиной гольфа (1857), футбола (1863), тенниса (1875). 23. Французская Ривьера еще в XIX в. стала излюбленным местом отдыха таких знаменитых французских писателей, как Бальзак, Флобер, Мопассан. Здесь жили и работали русские писатели и артисты: Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. И. Куприн, А. П. Чехов, И. А. Бунин, В. В. Маяковский, Ф. И. Шаляпин, С. П. Дягилев. Уже в ХХ в. яркие описания Ривьеры оставили американские писатели Эрнест Хемингуэй, Скотт Фицджеральд. 24. К числу наиболее популярных альпийских курортов относятся Шамони во Франции, Давос в Швейцарии, Боромио в Италии, Гармиш-Партенкирхен в ФРГ. Общее число мест для размещения туристов в районе Альп уже превышает 3 млн. К их услугам здесь 12 тыс. подъемников и 40 тыс. лыжных трасс. 25. В марте 1978 г. американский супертанкер «Амоко Кадис», следовавший из Персидского залива в Роттердам, наскочил на рифы у берегов Франции. Из него вытекло 230 тыс. т нефти, которая образовала «черный прилив», обрушившийся на пляжи, устричные плантации, рыбацкие гавани на протяжении 200 км. 26. Наибольшей популярностью велосипед как массовое средство передвижения пользуется в Нидерландах и Дании. Если про норвежцев говорят, что они рождаются с лыжами на ногах, то про голландцев и датчан — что они рождаются с велосипедом. «На велосипедах ездят монахини и священники, служащие в котелках и почтальоны, подростки, дамы в экстравагантных шляпах, хозяйки с продуктами в корзинах» — так описывает Нидерланды один из современных путешественников. 49 27. Всего в зарубежной Европе насчитывается около 2200 особо охраняемых природных территорий. Их общая площадь — 580 тыс. км2, что превышает площадь самой большой страны региона — Франции. Из отдельных стран по количеству ООПТ выделяются Германия (472), Швеция (189), Австрия (187), Испания (161), Италия (143), Великобритания (131) и Швейцария (112). 28. В столице Франции размещается более 700 международных политических, экономических и общественных организаций. Среди них ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная организация породненных городов, Международная ассоциация университетов, Международная торговая палата, Международное энергетическое агентство, Международная организация криминальной полиции (Интерпол) и др. А в Брюсселе таких организаций 1400! 29. Для разработки месторождения Тролль была построена гигантская буровая платформа весом 656 тыс. т, на изготовление которой пошло 245 тыс. м3 бетона и 100 тыс. т стальной арматуры, что в 15 раз превышает вес такой арматуры в Эйфелевой башне. А по высоте (472 м) эта буровая платформа превосходит Эйфелеву башню и почти все крупнейшие небоскребы мира. 30. Бонн — один из древних городов Германии, отметивший в 1989 г. свое 2000-летие. Он был основан еще римлянами как крепость на Рейне. На протяжении многих веков Бонн оставался тихим провинциальным городом, известным преимущественно благодаря тому, что здесь родился Бетховен и учились в университете Карл Маркс и Генрих Гейне. В 1949 г. после образования ФРГ именно этот город стал столицей страны. 31. Старинный тюрингенский город Веймар (в 1975 г. отметил свое 1000-летие), бывший в XVI – XIX вв. герцогской резиденцией, особенно прославился как культурноисторический центр, связанный с именами Иоганна Вольфганга Гёте, Фридриха Шиллера, Ференца Листа, Иоганна Готфрида Гердера. В центре города сохранился дом Гёте, 50 в котором он прожил с 1782 г. до своей смерти в 1832 г. Еще в конце XIX в. этот дом был превращен в музей, где сохраняется вся обстановка, включая библиотеку, кабинет писателя, коллекцию минералов и комнату, в которой он умер. Мемориальным музеем является и дом Шиллера, где писатель провел последние годы жизни и создал свое последнее большое произведение — драму «Вильгельм Телль». 32. Город Дуйсбург, расположенный на берегах Рейна, обычно называют «западными воротами» Рура. О том, что это действительно так, свидетельствует сложный лабиринт причалов, подъездных путей, складов. В Дуйсбурге находятся самые крупные металлургические комбинаты ФРГ, которые получают по Рейну и сырье, и топливо. Поэтому по грузообороту своего речного порта (55 млн т в год) он занимает первое место в мире. Этот грузооборот намного превышает грузооборот любого из морских портов ФРГ, за исключением Гамбурга. 33. По числу охраняемых природных территорий ФРГ превосходит все страны зарубежной Европы. Таких территорий в стране 472, а их общая площадь достигает 88 тыс. км 2, или 1/4 всей территории страны. Среди охраняемых территорий преобладают небольшие природные ландшафты, но основную площадь занимают так называемые природные парки («натурпарки»), которых насчитывается 61. Эти парки находятся главным образом в горно-лесных районах (Баварский лес, Франконский лес, Тевтобургский лес и др.). Конец пятой лекции Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfet.ru 51
«Зарубежная европа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 53 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot