Закономерности и принципы обучения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Закономерность – результат совокупного действия множества законов. Закономерность отражает многие связи и
отношения, тогда как закон отражает определенную связь и определенное отношение.
Закономерности обучения – объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными
частями, компонентами процесса обучения, являющиеся теоретической базой для понимания обучения.
Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и
факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов.
Отличительные характеристики:
1. Выражают внешние связи процесса обучения
2. Выражают неустойчивые связи процесса обучения (то, что может состояться в процессе бучения при
определенных условиях)
3. От них зависят отдельные компоненты, результаты, этапы процесса обучения
4. Действуют как тенденция (могут быть, могут не быть в зависимости от определенных условий)
5. Обнаруживаются опытным путем
Параметры
Внешние
закономерности
Внутренние
закономерности
Таблица 7. Внешние и внутренние закономерности
Содержание
Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации,
уровня культуры в обществе и т. д.
Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.
Назовем некоторые из этих закономерностей.
1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе
его реализации влияние на обучающегося может склоняться в одну либо в другую сторону.
2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.
3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы обучающегося и
учителя.
4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа
изученного материала.
Закономерности в педагогике – это выражение действия законов в конкретных условиях. Их особенностью
является то, что закономерности в педагогике носят вероятностно-статистический характер, т. е. не могут
предусмотреть все ситуации и точно определить проявление законов в процессе обучения.
Объективные и субъективные закономерности обучения
1. Объективные, присущие процессу обучения
по его сущности, проявляющиеся, независимо от
способа деятельности обучающего и содержания
образования.
2. Закономерности, проявляющиеся в зависимости от
предпринимаемой обучающим и обучающимся
деятельности и средств, следовательно, и содержания
образования, которым они пользуются
Примеры закономерностей первой группы.
1. Воспитывающий характер обучения. Всякий
акт деятельности преподавания оказывает на
учащихся то или иное воспитывающее влияние.
Это влияние может быть положительным,
отрицательным и нейтральным.
2. Всякое обучение требует целенаправленного
взаимодействия обучающего, обучаемого и
изучаемого объекта. Взаимодействие может
быть прямым или косвенным.
3. Активность учащихся: обучение происходит
только при активной деятельности учащихся.
4. Учебный процесс осуществляется только при
соответствии целей обучающийсяа целям
учителя, учитывающего способы усвоения
Примеры закономерностей второй группы.
1. Понятия могут быть усвоены только в том случае, если
организована познавательная деятельность учащихся по
соотнесению одних понятий с другими, по отчленению
одних от других.
2. Навыки могут быть сформированы только при условии
организации воспроизведения операций и действий,
лежащих в основе навыка.
3. Любые единицы информации и способы деятельности
становятся знаниями и умениями в зависимости от
организованной их предъявителем степени опоры на
уровень знаний и умений, уже достигнутый на момент
предъявления нового содержания.
4. Уровень и качество усвоения зависят от учета степени
значимости для учащихся усваиваемого содержания.
Рисунок 4 – Объективные и субъективные закономерности обучения
Таблица 8. Общие и частные закономерности
Общие закономерности
Частные закономерности
свойственны любому образовательному процессу,
свойственны конкретному образовательному
охватывают своим действием всю систему обучения.
процессу
Цели обучения
Дидактические
Содержания обучения
Гносеологические
Виды:
Качества обучения
Виды:
Психологические
Управления обучением
Социологические
Стимулирования обучения
Организационные
Название общих
закономерностей
Закономерности цели
обучения зависят
Таблица 9. Зависимость продуктивности общих закономерностей
Продуктивность закономерностей зависит от:
Уровня и темпов развития общества
Потребностей и возможностей общества
Уровня развития и возможностей педагогической науки и практики
Закономерности
Общественных потребностей и целей обучения
содержания обучения Темпов социального и научно-технического прогресса
Возрастных возможностей учащихся
Уровня развития теории и практики обучения
Материально-технических и экономических возможностей учебных заведений
Закономерности
Продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результата, характера и
качества обучения
объема изучаемого материала
Организационно-педагогического воздействия обучающих
Обучаемости учащихся
Времени обучения
Окончание таблицы 9
Название общих
закономерностей
Закономерности
управления
обучением
Закономерности
стимулирования
обучения
Продуктивность закономерностей зависит от:
Интенсивности обратных связей в системе обучения
Обоснованности корректирующих воздействий
Внутренних мотивов обучения
Внешних мотивов
Название общих закономерностей
Дидактические
Гносеологические
Психологические
Социологические
Организационные
Таблица 10. Зависимость продуктивности частных закономерностей
Продуктивность закономерностей зависит от:
Применяемых методов, средств обучения, профессионализма
преподавателя
Познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться
Учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания,
особенностей мышления
Развития других индивидов, с которыми он находится в прямом или
косвенном общении, уровня интеллектуальной среды, стиля общения
организации, от того, насколько у учащихся развивается потребность
учиться, формируется познавательная заинтересованность, стимулирует
активную деятельность
Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического
процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения.
Принципы обучения:
– характеризуют способы использования законов и закономерностей;
– являются теоретическим обобщением педагогической практики;
– являются руководящими положениями.
Особенности принципов обучения:
1. Принципы обучения имеют исторический характер.
2. В различных дидактических системах действуют разные принципы обучения.
3. До недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности,
принципа и правила.
4. Принципы выполняют нормативную функцию.
5. Первым принципом обучения, теоретически обоснованным в трудах Я. А. Коменского и Ж. Ж. Руссо, стал
принцип природосообразности.
6. В современной гуманистической дидактике принципы обучения объединены в систему вокруг
природосообразного подхода.
Так как принципы носят субъективный характер, то их неправильное понимание делает процесс обучения
ненаучным, малоэффективным, противоречивым. Их соблюдение – важнейшее условие эффективности процесса
обучения.
Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский.
Принципы обучения по К.Д. Ушинскому
1. Систематичность, доступность и посильность обучения.
2. Сознательность и активность обучения.
3. Прочность знаний.
4. Наглядность обучения.
5. Народность обучения.
6. Воспитывающий характер обучения.
7. Научность обучения.
Принцип
Научности
Таблица 11. Принципы обучения
Содержание
Отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического
устройства общества. Содержание обучения не должно противоречить объективным
научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук. Эти положения
зафиксированы в стандартах, учебниках, программах.
Связи обучения с
Предусматривает, что процесс обучения стимулирует обучающихся использовать
практикой
полученные знания в решении практически задач, анализировать и преобразовывать
окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого
используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с
производством, общественными институтами. Одним из значимых каналов реализации
принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся
к общественно полезной деятельности к использованию окружающей действительности и
как источника знаний, и как области их практического применения, вовлечение в
посильную трудовую и другие виды деятельности.
Систематичности и Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он
последовательности требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается
в соблюдении ряда правил. Например, первое – изучаемый материал планируется, делится
на логические разделы (темы), устанавливая порядок и методику работы с ним. Второе – в
каждой теме нужно установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи,
структурировать материал урока. Третье – устанавливаются внешние и внутренние связи
между теориями, законами фактами.
Требование данного принципа в обучении нацелено на сохранение преемственности
содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это
логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного
материала, так и по характеру, способам выполняемой обучающимся учебнопознавательной деятельности. Таким образом исходные понятия изучаются раньше, а
тренировочные упражнения следуют за изучением теории.
Окончание таблицы 11
Наглядности
Доступности
Сознательности и
активности
Прочности
Принцип
рационального
сочетания
коллективных форм
и индивидуальных
форм и способов
учебной работы
Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к
восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения необходимо давать
возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать и через это
вести к знанию.
Данный принцип требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с
точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не
испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Переходить
необходимо от того, что близко, к тому, что далеко; от легкого к трудному; от известного к
неизвестному.
Обучение эффективно тогда, когда обучающийся проявляет познавательную активность,
являются субъектами деятельности, включаясь в процесс самостоятельного добывания
знаний.
Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти обучающихся, стали бы частью их
сознания, основой привычек и поведения. Реализация принципа осуществляется через
упражнения в применении знаний, навыков и умений, обсуждения и дискуссии,
доказательства и аргументированные выступления.
Предполагает использование разнообразных форм организации обучения: урок, экскурсии,
практикумы, а также различные способы взаимодействия: индивидуальную работу, работу
в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Обучение можно
осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: в походах, кружках,
поездках, и др.
Психологические компоненты усвоения – это взаимосвязанные многогранные стороны психики
учащегося, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели.
1. Положительное
отношение
учащихся к
учению
Помогает формировать
следующие факторы:
проблемный и
эмоциональный характер
изложения, организацию
познавательной поисковой
деятельности учащихся,
которая дает им
возможность переживать
радость самостоятельных
открытий, вооружение
учащихся рациональными
приемами учебной работы.
Оно выражается во
внимании, интересе к
учению, готовности
затратить волевые усилия.
2. Процессы
непосредственного
чувственного
ознакомления с
материалом
Овладевая
знаниями,
учащиеся
наблюдают
конкретные
предметы и
явления, их
изображения,
приобретают
конкретные
представления.
Различают
предметную,
изобразительную
и словесную
наглядность.
3. Процесс мышления как
процесс активной
переработки полученного
материала
Понимание всегда
означает включение
нового материала в
систему уже
сложившихся
ассоциаций, связывание
незнакомого материала
с уже знакомым.
Анализируя мышление
школьника, выделяют
два основных вида –
конкретное и
абстрактное.
Рисунок 5. Психологические компоненты усвоения
4. Процесс запоминания и
сохранения полученной и
обработанной
информации.
Запоминание прямо
зависит от характера
деятельности
обучающийсяа.
Наибольшая
эффективность
наблюдается тогда, когда
оно происходит в какойнибудь активной
деятельности.
Эффективность также
зависит от установок.
Могут быть установки на
запоминание вообще и
установки более частного
характера – на длительное
или короткое сохранение в
памяти, на точное
воспроизведение своими
словами и т. д.
Основная литература:
1. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие /
В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный
ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982777
2. Самойлова, И.В. Психология и педагогика высшей школы [Электронный ресурс] / И.Н. Мавлюдов, И.В.
Самойлова .— Пенза : РИО ПГСХА, 2015 .— 266 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/488357
Дополнительная литература:
Варданян, А.Н. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : метод. рекомендации / Варданян Асмик
3.
Нориковна, А.Н. Варданян .— М. : РГУФКСМиТ, 2013 .— 36 с. — Режим
доступа: https://lib.rucont.ru/efd/236411
4. Кокорева Е.А. Педагогика и психология труда преподавателя высшей школы [Электронный ресурс]:
учебное пособие в вопросах и ответах/ Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б., Сорокина-Исполатова Т.В.—
Электрон. текстовые данные.— М.: Институт мировых цивилизаций, 2017.— 152 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/77634.html.— ЭБС «IPRbooks»
5.
Романов, Д. В. Педагогика высшей школы: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Д. В.
Романов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 30 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/349949
Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : [16+] / Г.Г. Солодова ; Министерство образования
6.
и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Кемеровский государственный университет», Институт образования, Межвузовская
кафедра общей и вузовской педагогики. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. –
55 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633 (дата
обращения: 27.11.2019). – ISBN 978-5-8353-2156-8. – Текст : электронный.