Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция4.Законодательство об охране
окружающей среды.
Законодательство об охране окружающей среды.Совокупность природоохранительных норм и правовых актов образует природоохранительное законодательство. Юридическую базу составляет основной закон РФ – Конституция Российской Федерации.
Принятая 12 декабря 1993 г., Конституция России устанавливает трехзвенное определение экологической деятельности человека: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Центральное место в Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где говорится, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Ст. 42 закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Ст. 9, ч. 2, провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы.
В соответствии со ст. 72 (п. п. 3, в и 3, д) пользование природными ресурсами, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничение обеспечивается договорными приложениями.
Закон об охране окружающей природной среды, принятый 19 декабря 1991г., последняя редакция закона принята в 2002г. Он призван обеспечить реализацию экологических прав человека, закрепленных Конституцией. В ст. 3 закона сформулированы основные принципы охраны природной среды:
• приоритет охраны жизни и здоровья;
• научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов;
• рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
• законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
• гласность в работе экологических организаций и связь их с общественными объединениями и населением, международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.
В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В Законе впервые конкретно определены и четко разграничены понятия природная среда (совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов) и окружающая среда (кроме природной среды включает и антропогенные объекты), установлена обязанность их охраны. Кроме того, впервые дано понятие природных ресурсов. Они определены как компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, используемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеющие потребительскую стоимость.
Закон устанавливает также принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию, формированию экологической культуры и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.
Законе впервые установлены правовые нормы по осуществлению оценки воздействия на окружающую среду, учитывающие нормы международного права.
В ряде законодательных актов, направленных на охрану здоровья человека, экологические требования занимают ведущее место. Это, например, Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.), Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.).
Наряду с природоохранительным разработана система природо-ресурсного законодательства. В него входят: Земельный кодекс РСФСР (1992), Водный кодекс РСФСР, Закон о недрах (19.02.1992), Основы лесного законодательства РФ (6.03.1993), Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982), Закон РФ об экологической экспертизе (11.1995).
Система законов дополняется Указами Президента РФ. В первую очередь к ним следует отнести:
• Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ (5.05.1992);
• Положение о Государственном комитете санэпиднадзора РФ (19.11.1993);
• О федеральных природных ресурсах (16.12.1993);
• О государственном земельном кадастре (11.12.1993);
• Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы (16.12.1993) и др.
• Наряду с законами издаются подзаконные акты. К ним относятся Постановления Правительства РФ, такие как, например:
• О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ (29.06.1992);
• Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды (28.08.1992);
• О государственном водном кадастре (23.04.1994);
• Положение о санитарно-гигиеническом мониторинге (6.10.1994).
• К подзаконным актам относятся также ведомственные и отраслевые нормативы и инструкции, например:
• Строительные нормы и правила (СНиП);
• Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (СН);
• Правила и нормы застройки городов;
• Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами;
• Положение об охране рыбных запасов и т.д.
Законодательное творчество в экологической области находится в постоянном активном движении. Основные направления этого движения обозначены в Указе Президента РФ «О государственной стратегии в области охраны окружающей среды», 1994 г., в соответствии с которым намечена программа совершенствования экономического законодательства.
Закон РФ «Об охране окружающей среды»: суть и структура закона
Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно статьи 2 этого закона законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Согласно статьи 3 хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
7. независимость контроля в области охраны окружающей среды;
8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
10. обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
11. учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
12. приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
13. допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
14. обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
15. обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
16. сохранение биологического разнообразия;
17. обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
18. запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
19. соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
20. ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
21. участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
22. международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
1. земли, недра, почвы;
2. поверхностные и подземные воды;
3. леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
4. атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
1. обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
2. разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
3. разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
4. объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
5. координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
6. установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
7. установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации (федеральный государственный экологический контроль);
8. установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
9. обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
10. установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
11. подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
12. установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
13. установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
14. организация и проведение государственной экологической экспертизы;
15. взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
16. установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
17. предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
18. организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
19. обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
20. образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
21. ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
22. ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
23. экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
24. экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
25. установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
26. осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
27. осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.
Охрана природы, создание комфортной среды обитания человека является глобальной проблемой. Важно то, что создать предпосылки и условия для решения этой проблемы пытаются юристы. Разработка эффективного законодательства о природопользовании представляется необходимой мерой для обеспечения будущего существования человека и общества. Нынешнее законодательство уже не отвечает требованиям времени. Оно в большей степени обусловлено интересами не сохранения природы, а интересами экономики и политики, которые живут за счет ресурсов. Бездушное использование природных ресурсов для решения каких бы то ни было экономических или политических задач уже не может быть оправдано целями только государственной потребности.
Взаимосвязанность и взаимообусловленность природных процессов вызывает необходимость принципиально нового подхода в регулировании общественных отношений, где приоритет отдается сохранению естественной среды обитания человека, что, безусловно, требует адекватного правового обеспечения.
В настоящее время экологическое право становится самостоятельной отраслью юриспруденции. Сам термин "экологическое право" еще нуждается в наполнении и осмыслении. Природоохранные правовые нормы разбросаны по многим отраслям права. Они содержатся в гражданском, административном, уголовном законодательстве. Кроме того, проблемы использования и охраны недр, вод, животного мира и других природных ресурсов уже регулируются отдельными нормативными актами. Но их общая сфера регулирования: отношения "общество – природа" ставят проблему кодификации и классификации экологического права. Изменение общественных представлений о праве и порядке, их направленность на строительство правового государства вводят в научный и практический обиход новые основополагающие понятия, такие как экологические права и обязанности человека и их гарантии, экологические обязанности государства, экологический правопорядок. Соответственно, деятельность по обеспечению гарантий, надзору за соблюдением прав и охране правопорядка становится самостоятельным комплексом функций государства. Работа природоохранных правоохранительных органов только начинается и должна стать основой для обобщения опыта правоприменительной практики и разработки нового законодательства. Процесс создания новых законов подразумевает определение применительно к данной отрасли права таких институтов и понятий, как долг, ответственность, разграничение отношения в узком и широком смысле (природоохранные и экологические), установление меры, как долга, так и ответственности.