Закон о защите прав потребителей. Действующая редакция закона. Содержание закона
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
Закон
о защите прав потребителей
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I
«О защите прав потребителей»
С изменениями и дополнениями от:
2 июня 1993 г.,
9 января 1996 г.,
17 декабря 1999 г.,
30 декабря 2001 г.,
22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.,
27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г.,
25 октября 2007 г.,
23 июля 2008 г.,
3 июня, 23 ноября 2009 г.,
27 июня, 18 июля 2011 г.,
25 июня, 28 июля 2012 г.,
2 июля 2013 г.
Действующая редакция закона
Содержание закона
Глава I. Общие полож ения
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока
службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания
товара
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах
(работах, услугах)
Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о
товаре (работе, услуге)
Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или
уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара
(работы, услуги)
Статья 15. Компенсация морального вреда
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
Статья 17. Судебная защита прав потребителей
Содержание закона
Глава II. Защит а прав пот ребит елей при продаж е товаров
потребит елям
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков
товара
Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной
организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или
уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку
выполнения требований потребителя
Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно
оплаченного товара потребителю
Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего
качества
Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
Статья 26. Утратила силу
Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров
Содержание закона
Глава III. Защит а прав пот ребит елей при вы полнении работ
(оказании услуг )
Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)
Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной
услуги)
Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании
услуг)
Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые
могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за
собой невозможность ее завершения в срок
Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
Статья 38. Утратила силу
Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг
Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ
потребителям
Содержание закона
Глава IV. Государст венная и общественная защит а прав
потребит елей
Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной
организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по
предоставлению информации органу государственного надзора
Статья 42. Утратила силу
Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного
самоуправления
Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
Определения
пот ребит ель - гражданин, имеющий намерение заказать или
приобрести либо заказывающий, приобретающий или
использующий товары (работы, услуги) исключительно для
личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности
изгот овит ель - организация независимо от ее организационноправовой формы, а также индивидуальный предприниматель,
производящие товары для реализации потребителям
исполнит ель - организация независимо от ее организационноправовой формы, а также индивидуальный предприниматель,
выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по
возмездному договору
продавец - организация независимо от ее организационноправовой формы, а также индивидуальный предприниматель,
реализующие товары потребителям по договору купли-продажи
Качество товара (работы, услуги)
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу,
оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец
(исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать
услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для
целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен
потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара
(выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать
потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для
использования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать
потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные
требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать
потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим
требованиям.
Сроки ответственности
На товары (работы) могут быть установлены
срок службы (или срок годности)
гарантийный срок
Эти сроки ответственности продавца (изготовителя,
исполнителя) перед потребителем.
Срок годности и его исчисление
Срок годност и - это период, по истечении которого
товар (работа) считается непригодным для
использования по назначению.
срок годности устанавливает - Изготовитель, исполнитель
Срок годност и долж ен устанавливат ься в
обязательном порядке на продукты питания, медикаменты,
парфюмерно-косметические товары, товары бытовой
химии и т.п.
Запрещает ся реализация т оваров (работ )
с просроченным сроком годности;
без установленного срока годности, если он должен быть
установлен.
Срок годности и его исчисление
Срок службы и его исчисление
Срок служ бы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель)
обязуется
-обеспечивать возможность использования товара (работы) по назначению;
- нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Срок службы устанавливает изготовитель, исполнитель
Обы чно срок служ бы исчисляет ся со дня передачи потребителю, если
нельзя установить день - со дня изготовления.
Если сезонный товар - с начала сезона.
Если куплен по почте или образцу - со дня доставки, если нельзя установить
этот день - со дня заключения договора.
Если со сборкой или установкой - со дня сборки (установки), если нельзя
установить этот день - со дня заключения договора.
Срок службы и его исчисление
Права потребителя в течение срока службы
товара
Гарантийный срок и его исчисление
Гарантийны й срок - это период, в течение которого в
случае обнаружения в товаре (работе) недостатка
изготовитель (исполнитель, продавец) обязан
удовлетворить требования потребителя относительно
недостатков товара (работы)
Гарант ийны й срок исчисляет ся
Обычно со дня передачи потребителю, если нельзя установить день - со
дня изготовления.
В случаях если сезонный товар - с начала сезона.
Если товар куплен по почте или образцу - со дня доставки - если
нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
Если товар куплен со сборкой или установкой - со дня сборки
(установки) - если нельзя установить этот день - со дня заключения
договора
Гарантийный срок и его исчисление
Информация о товарах (работах, услугах)
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством
Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об
обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении
продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в
процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных
добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с
применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание
указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента),
пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о
способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки
(расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их
применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о
которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных
заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при
предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате
потребителем, и график погашения этой суммы;
Информация о товарах (работах, услугах)
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о
наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении
и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим
Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков
и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении
указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или
становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя,
продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя,
импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в
пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию
о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями
музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток
(недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Покупка товара ненадлежащего качества
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были
оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с
соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или
возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата
уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель
должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков,
причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки
возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения
соответствующих требований потребителя.
Покупка товара ненадлежащего качества
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем
недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и
потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование
о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар
другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в
течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении
этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих
случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков
товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в
совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его
различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской
Федерации.
Покупка товара ненадлежащего качества
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу
либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1
настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному
индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или
импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
4. Утратил силу.
5. От сут ст вие у пот ребит еля кассового или т оварного чека либо иного документ а,
удост оверяющих ф акт и условия покупки т овара, не являет ся основанием для
от каза в удовлет ворении его т ребований.
6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный
предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный
срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по
причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель),
уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер
отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара
потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или
транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Порядок предъявления и выполнения требований относительно товара
с недостатками
Требование
Кому мож но
предъявит ь
Продавцу,
изготовителю
п.1 ст.20
Устранение
недостатков
Возмещение
расходов на
устранение
недостатков
Уменьшение цены
Замена на товар
аналогичной марки
Срок вы полнения
Незамедлительно
п.1 ст.20
Изготовителю
п.6 ст.19
20 дней
п.6 ст.19
Продавцу,
изготовителю
п.2, 3 ст.18
10 дней
ст.22
Только продавцу
п.2 ст.18
10 дней
ст.22
Продавцу,
изготовителю
п.2, 3 ст.18
Обычно - 7 дней, если
необходима проверка
качества - 20 дней, если
товара нет в продаже - 1
мес.
п.1 ст.21
Право
требоват ь
предост авления
аналогичного
т овара
Дост авка
силами
или за
счет
продавца,
изгот овит е
ля
Да
п.2 ст.20
Да
п.7 ст.18
Нет
Да
п.1 ст.21
Примечани
е
Вы сами
доставляете
товар
Устранение
существенных
недостатков по
истечению 2
лет, но в
пределах срока
службы
Да
п.7 ст.18
Без
перерасчета
цены
п.1 ст.24
Требование
Замена на товар другой
марки
Кому мож но
предъявит ь
Только
продавцу
п.2, 3 ст.18
Срок
вы полнения
Обычно - 7 дней,
если необходима
проверка
качества - 20
дней, если
товара нет в
продаже - 1 мес.
п.1 ст.21
Расторжение договора
(возврат товара)
Продавцу,
изготовителю
п.1-3 ст.18
10 дней
ст.22
Возмещение убытков
Продавцу,
изготовителю
п.1-3 ст.18
10 дней
ст.22
Предоставление
аналогичного товара
Продавцу,
изготовителю
п.2 ст.20
п.1 ст.21
3 дня
п.2 ст.20
Право
требоват ь
предоставлен
ия
аналогичного
товара
Дост авка
силами или
за счет
продавца,
изгот овит е
ля
Да
п.1 ст.21
Да
п.7 ст.18
Перерасчет
цены
п.2 ст.24
Вы сами
доставляете
товар
п.7 ст.18
Если
обратились к
продавцу, то он
обязан
возместить
убытки
п.1-3 ст.18
Да
п.2 ст.20
п.1 ст.21
Примечание
Обмен товара
Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего
качества
1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего
качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был
приобретен, если указанны й т овар не подошел по форме, габаритам,
ф асону, расцвет ке, размеру или комплект ации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара
надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его
покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится,
если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид,
потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется
товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату
указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или
кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не
лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Перечень т оваров, не подлеж ащих обмену по основаниям,
указанны м в наст оящей ст ат ье, утверж дает ся Правительством
Российской Федерации.
Обмен товара
Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего
качества
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения
потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения
договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный
товар денежной суммы.
Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной
суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата
указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть
предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу.
Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении
аналогичного товара в продажу.
Обмен товара
Перечень непродовольст венны х т оваров надлеж ащего
качест ва,
НЕпостановлением
ПОДЛЕЖАЩИХ
обменуРФна
овар
(утв.
Правительства
отаналогичны
19 января 1998 г.йNт 55)
С изменениями и дополнениями от: 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях
(предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других
материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства
гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми,
лекарственные препараты)
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для
волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)
3. Парфюмерно-косметические товары
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные
и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры,
кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка,
ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные
бельевые, изделия чулочно-носочные)
Перечень непродовольст венны х т оваров надлеж ащего качества,
НЕ ПОДЛЕЖ АЩИХ обмену на аналогичны й товар
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55)
С изменениями и дополнениями от: 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из
полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда
и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные
материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов)
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из
драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических
камней, ограненные драгоценные камни
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним;
мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ;
прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения
Перечень непродовольст венны х т оваров надлеж ащего
качест ва,
НЕпостановлением
ПОДЛЕЖАЩИХ
обменуРФна
овар
(утв.
Правительства
отаналогичны
19 января 1998 г.йNт 55)
С изменениями и дополнениями от: 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены
гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие
бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная
аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и
киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура;
электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое
оборудование и устройства)
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного
огнестрельного оружия, патроны к нему
13. Животные и растения
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и
нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания,
воспроизведенные на технических носителях информации)
Нарушение срока выполнения работ
Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков
выполнения работ (оказания услуг)
1. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала
и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки
выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания
услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему
выбору вправе:
назначить исполнителю новый срок;
поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или
выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных
расходов;
потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему
в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки
возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований
потребителя.
2. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги)
указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги).
В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные
требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи.
Защита прав потребителей
Конституция РФ
Статья 45
1. Государственная защита прав и
свобод человека и гражданина в
Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права
и свободы всеми способами, не
запрещенными законом.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная
защита его прав и свобод.
Задача 1
Гражданин купил мобильный телефон, через
несколько дней он стал плохо работать.
Он обратился в магазин с требованием о его замене,
но ему заявили, что он, видимо, неправильно с ним
обращался, и послали в гарантийную мастерскую для
получения заключения по причинам порчи.
Правомерно ли это?
Ответ к Задаче 1
Да, правомерно. Продавец (изготовитель) несет ответственность
перед потребителем только в том случае, если недостатки возникли
по его вине.
Поэтому когда обращаетесь к продавцу (изготовителю) с
требованиями относительно недостатков товара, он вправе
убедиться в наличии этих недостатков (п.5 ст . 18 Закона) и в том,
что они возникли по его вине - для этого им может быть проведена
экспертиза (в данном случае – в гарантийной мастерской).
Если покупатель не согласен с результатами этой экспертизы, он
может провести за свой счет независимую экспертизу и затем, по
ее результатам, обратиться в суд.
Задача 2
Гражданка купила туфли 1 декабря, но,
примерив их дома, она засомневалась и через
несколько дней окончательно поняла, что туфли ей
малы.
В магазин она собралась только 15 декабря.
Не пропущен ли срок обмена?
Ответ к Задаче 2
Нет, срок обмена не пропущен. 15 декабря - последний
день, в который гражданка имеет право обмена.
В ст . 25 Закона указаны правила обмена (не возврата!)
непродовольственных товаров надлежащего качества, товар можно обменять, если он «не подошел по форме,
габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным
причинам» в срок 14 дней со дня покупки, не считая дня
покупки.
Так что 15 декабря - последний день, в который гражданка
имеет право обмена
Задача 3
Можно ли сдать обратно некачественный
товар в магазин, если утерян чек?
Ответ к Задаче 3
Покупатель имеет на это право. Т.к. отсутствие у потребителя
кассового или товарного чека либо иного документа,
удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является
основанием для отказа в удовлетворении его требований (п.5 ст .
18 Закона).
Однако нужно быть готовым доказать факт покупки товара
именно в этом магазине (например, другими документами или
свидетельскими показаниями) и если магазин все-таки не примет
товар назад, тогда придется предъявлять свои требования через
суд.
Задача 4
Гражданин купил комплект постельного белья в
подарок жене, но оказалось, что пододеяльники не
подходят по размеру.
Может
ли он обменять его?
В какой срок?
Ответ к Задаче 4
Гражданин не имеет права требовать обмена товара.
В ст . 25 Закона указаны правила обмена непродовольственных
товаров надлежащего качества, там же указано, что Перечень
товаров, не подлежащих обмену, утверждается Правительством
Российской Федерации.
Купленный товар - постельное белье - входит в этот перечень
(изделия швейные бельевые), а это означает, что гражданин не
имеет права требовать обмена товара.
Задача 5
Поломавшийся телефон гражданин К. отдал в
гарантийный ремонт. Магазин обязался выполнить его в
течение сорока дней. Но по истечении этого срока
телефон не отдали, и потом, при попытках его забрать
отказывали. Что делать?
Ответ к Задаче 5
Согласно ст ат ьям 20, 23 Закона РФ «О защите прав
потребителей» при нарушении сроков устранения недостатков
товара Вы можете предъявить продавцу требование об уплате
неустойки за каждый день просрочки в размере одного процента
цены товара.
Кроме того, Вы вправе предъявить требование о предоставлении
на период ремонта аналогичного товара, что может значительно
уменьшить Вам неудобства, связанные с ремонтом. Данное
требование подлежит исполнению продавцом в трехдневный
срок.
ЗАДАЧА №6
В мебельном магазине приобрела обеденный стол, но когда его привезли домой, оказалось, что
он не подходит по цвету. Могу ли я поменять стол, продавец говорит, что мебель надлежащего
качества не меняется?
ОТВЕТ: В Вашем случае продавец не прав. В соответствии с Перечнем непродовольственных
товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар
других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержден
постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55) Вам не обменяют гарнитуры и комплекты.
А отдельные предметы обстановки, как например диван, стол, шкаф, тумбочка и т.д. можно
вернуть или обменять в течение 14 дней с момента передачи Вам товара надлежащего качества,
если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства,
пломбы, ярлыки.
ЗАДАЧА №7
Около года назад приобрела диван, который продавался со скидкой, дали гарантию 1 год. За это
время он трижды ломался, причина поломки одна и та же. Скоро подойдет к концу гарантийный
срок. Имею ли я право обменять диван или получить деньги обратно?
ОТВЕТ: Да, в соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей» Вы можете
предъявить продавцу требования о замене дивана или выплаты его стоимости. Тот факт, что
диван неоднократно ломался и поломка одна и та же, говорит о том, что в товаре имеется
существенный недостаток. И при этом неважно, была мебель приобретена за полную стоимость
или со скидкой.
ЗАДАЧА 8
Летом купил зимние сапоги, начал носить их в декабре. На одном сапоге отклеилась
подошва. В адрес продавца оформлена претензия, с требованием обменять товар
ненадлежащего качества. Мне ответили, что гарантия на обувь – 30 дней с момента
продажи и срок обращения я пропустил. Но ведь зимнюю обувь мы летом не носим.
Прав ли продавец, что отказал в предъявленных мною требованиях?
ОТВЕТ:
Продавец ввел Вас в заблуждение. Для сезонных товаров (одежда, обувь,
изделия из кожи) гарантийный срок исчисляется не с даты продажи, а с момента
наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется
соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий
места нахождения потребителей. То есть в каждом субъекте Российской Федерации
принят специальный документ, в котором определены временные границы сезонов.
В соответствии с распоряжением главы администрации Белгородской области от 30
декабря 1993 года №761-р «Об установлении сроков наступления сезона при
оформлении претензий по поводу сезонных товаров с недостатками на территории
Белгородской области» установлены следующие сроки наступления сезонов:
зимний – с 15 ноября
весенний – с 1 марта
летний – с 1 мая
осенний – с 1 сентября
Таким образом, гарантийный срок на зимние ботинки начался 15 ноября и истек 15
декабря (при сроке гарантии 30 дней). Если Вы написали претензию в этот период, то
Вам не имеют права отказать в обмене.
Защита прав потребителей
Организованное движение потребителей в защиту своих прав –
консюмеризм (англ. «консюмер» (англ) потребитель»)
Ист ория возникновения консюмеризма
в 1899 г. в США была создана Национальная лига потребителей.
Движение потребителей усилило свои позиции в период между
двумя мировыми войнами
В 1936 г. в США возникла независимая общественная организация
— «Союз потребителей»
в 60-е гг.появился термин «консюмеризм»
15 марта 1962 г. Дж он Кеннеди подписал Декларацию
основны х прав пот ребит елей
Декларация основных прав
потребителей
15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе
США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие
«потребитель» и назвал четыре основных прав
потребителя:
право
право
право
право
на инф ормацию
на безопасност ь
на вы бор
бы т ь услы шанны м
Всемирная организация потребителей (Consumer
International — CI) дополнила список прав потребителей:
право на возмещение ущерба
право на пот ребительское образование
право на удовлет ворение базовы х пот ребност ей
право на здоровую окруж ающую среду
Всемирный день защиты прав
потребителей
15 марта – Всемирны й день защит ы прав
пот ребит елей
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15
марта 1983 г.
Впервые Россия отмет ила Всемирны й день прав
пот ребит еля в 1992 году , когда был принят закон РФ "О
защит е прав потребит елей»
Союз потребителей России
http://www.potrebitel.net/
Общество защиты прав
потребителей
Роспотребнадзор
Обращения граждан по различным вопросам
нарушения потребительских прав в
территориальные органы Роспотребнадзора
Нарушения в сфере розничной торговли
Обращения граждан по вопросам защиты прав
потребителей в сфере ЖКХ
в территориальные органы Роспотребнадзора
Количество общественных объединений
потребителей, зарегистрированных по
федеральным округам