Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Юридические факты

  • 👀 838 просмотров
  • 📌 775 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Юридические факты» pdf
2 3 4 Юридические факты Исаков В. Б. 1. Понятие юридического факта. 2. Виды юридических фактов. 3. Функции юридических фактов. 4. Макрообъединения юридических фактов. 1. Понятие юридического факта 1. Понятие юридического факта. Под юридическими фактами в науке и юридической практике понимаются социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений Приведенное определение позволяет очертить основные признаки данного понятия. Юридические факты есть обстоятельства: конкретные, индивидуальные. Юридические факты представляют собой явления действительности, существующие в определенной точке пространства и времени. Если речь идет о фактах-действиях, то конкретность действий означает, что они совершены определенными субъектами и несут конкретное социальное и правовое содержание. Конкретность юридических фактовсобытий выражается в том, что они происходят в определенной местности в некоторый определенный момент времени. Несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые имеют социальное значение, затрагивают прямо или косвенно права интересы общества, государства, объединений и корпораций, личности. Бессодержательные с социальной точки зрения события и действия не могут иметь и юридического значения. 5 Определенным образом выраженные (объективированные) вовне. Юридическими фактами не могут быть абстрактные понятия, мысли, события внутренней духовной жизни человека и тому подобные явления. Вместе с тем законодательство может учитывать субъективную сторону поступков (вину, мотив, интерес, цель) в составе сложного юридического факта. Представляющие собой наличие либо отсутствие определенных явлений материального мира. Юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие) явления, но и так называемые негативные факты (отсутствие служебной подчиненности, родства, необходимого образования и квалификации, другого зарегистрированного брака и т.п.). Прямо или косвенно предусмотренные нормами права. Юридические факты – это обстоятельства, на которые прямо указывают нормы права в качестве оснований для наступления правовых последствий. Вместе с тем в процессе индивидуального регулирования правоприменительным органом может производиться конкретизация юридических фактов, необходимых для наделения правами или возложения обязанностей. Зафиксированные в установленной законодательством процедурнопроцессуальной форме. Многие юридические факты входят в правовое регулирование не прямо и непосредственно, а через другие юридические факты – доказательства, в которых «отражается» существование юридических фактов. Так, например, факт гражданства доказывается паспортом, зарубежным паспортом, удостоверением личности офицера, книжкой моряка и т.д., факт возраста – паспортом, свидетельством о рождении, выпиской из регистрационной книги ЗАГС и т.п. Многие юридические факты имеют правовое значение лишь в том случае, если они надлежащим образом оформлены и удостоверены (в виде документа, справки, журнальной записи, выписки из реестра и т.д.). 6 Вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Правовым последствием юридического факта является, как правило, возникновение, изменение либо прекращение правового отношения. Понятие “факт” иногда отождествляют с понятием “явление действительности”, но это не совсем верно. Явление действительности становится “фактом” не само по себе, а лишь тогда, когда оно отражается в определенной понятийно-знаковой системе - литературном произведении, информационном сообщении, научной теории, становится предметом познания, изучения, обсуждения. Это справедливо и для юридических фактов. Юридический факт, с одной стороны, это фрагмент действительности, событие или действие (материальный момент), с другой стороны, это явление, отраженное в норме права (юридический момент). Именно единство материального и юридического моментов придает фактам социальной жизни юридическое значение. 2. К истории вопроса. Корни понятия “юридический факт” уходят вглубь истории юридической науки. Еще в римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. В Институциях Гая, Юстиниана их четыре: контракт, квази-контракт, деликт, квази-деликт. Позже стали выделять пятое основание - одностороннюю сделку. Упоминаются также сроки, основания заключения брака, основания перехода вещей по наследству и другие юридические факты. Это деление было воспринято Кодексом Наполеона и развито в последующем законодательстве. Общее понятие юридического факта, как и понятие правоотношения, римские юристы не сформулировали. Создание этой категории связано с последующей переработкой, осмыслением и систематическим изложением римского права его позднейшими исследователями. Как утверждает немецкий юрист А. Манигк, понятие “юридический факт” впервые ввел Савиньи. В работе “Система современного римского 7 права” Савиньи писал: “Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами”1. Наибольшее развитие тория юридических фактов получила в гражданском праве. Это вполне объяснимо: набирающий силу капитализм требовал детальной регламентации имущественных отношений, оснований возникновения права собственности, отдельных обязательств, наследования, наступления несостоятельности и т.д. На этой основе начинает разрабатываться общее понятие юридического факта. Таким образом, категория “юридический факт” возникла в науке не в результате умозрительных построений ученых, она развилась из потребности юридической практики, из стремления осмыслить и охватить единым понятием разнообразные основания движения правовых отношений. Теория юридических фактов успешно развивалась и в работах русских ученых-юристов Е.В. Васьковского, Д.Д. Гримма, Н.М. Коркунова, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича и др. В современной зарубежной литературе вопросы юридических фактов рассматриваются главным образом в курсах гражданского права в связи с проблемой возникновения, изменения и прекращения обязательств. Оценивая положение дел в этой области, известный французский юрист Л. Жюллио де ла Морандьер в свое время писал: “Каждое из обстоятельств, за которым наше право признает силу фактора, порождающего право, производящего его переход или прекращение его, определяется особыми правилами: причем наше право не исходит из какой бы то ни было общей теории юридических фактов2. Несколько большее внимание уделяется проблеме юридических фактов в немецкой и итальянской литературе. Немецкие и итальянские юристы не уклоняются от рассмотрения общего понятия юридического факта и состава, приводят их классификации, анализируют роль юридических 1 Manigk A. Tatsachen, iuristische. Handworterbuch der Rechtswissenschft. B. 5, Berlin & Leipziq, 1928. S. 847. 8 фактов в обеспечении автономии личности в правовых отношениях. Следует особо отметить обстоятельную энциклопедическую статью проф. Карло Майорка, содержащую обзор теории юридических фактов и обширную (более ста источников) библиографию по проблеме.3 В английской и американской правовой доктрине не создано развернутой теории юридических фактов. Следуя традициям своей правовой системы, английские и американские юристы скептически относятся к общим юридическим понятиям. Юридические факты определяются ими в процессуальном смысле - как обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для разрешения дела.4 В российской научной литературе проблемы юридических фактов рассматриваются в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках по теории государства и права и по отраслевым юридическим наукам. Можно выделить две группы источников. Во-первых, работы общетеоретического характера. В них рассматриваются понятие и виды юридических фактов, анализируется их роль в правовом регулировании, связь с правовыми отношениями. Не случайно вопросы теории юридических фактов излагаются главным образом в работах по теории правовых отношений. Вторая группа работа посвящена юридическим фактам в отраслях права. Естественно, что авторов этих работ волнуют прежде всего особенности отраслевых юридических фактов и составов, способы их установления, доказательства и т.д. Значительное количество исследований выполнено “на стыке” проблематики юридических фактов и других проблем юридической науки. Это работы, посвященные гражданским, уголовным, трудовым, семейным, процессуальным правоотношениям, срокам: сделкам, административным 2 Морандьер Л. Жюллио де ла. Гражданское право Франции. М., 1958. С. 70. Maiorca K. Fatto qiuridico - fattispecie/ - Novissimo diqesto Italiano, Diretto da Antonio Asara e Ernesto Eula, vol. 7. P. 111-113. 4 Paraleqal,’s Encyclopedie Dictionary. N.Y/ Prentice-Hall, 1979. P. 237. 3 9 актам, трудовым договорам, деликтам и др. Наряду с другими аспектами проблемы в них рассматриваются и вопросы юридических фактов. 2. Виды юридических фактов 1. Основные классификации. Невозможно что-либо сказать о юридических фактах, если представлять их себе как некое нерасчлененное целое. Научная классификация юридических фактов представляет собой тонкий инструмент проникновения вглубь предмета, в существо свойственных ему закономерностей. Проблема классификации юридических фактов относительно неплохо разработана в юридической науке. В самых ранних работах по проблемам юридических фактов мы видим попытку их обобщить, систематизировать, ввести в определенные рамки. Выработанная в результате классификация юридических фактов - достижение правовой мысли своего времени, оказавшая заметное влияние на развитие юридической теории. Не случайно эта классификация в основных своих моментах сохранилась и в настоящее время. В основу традиционной классификации положены три взаимосвязанных признака. Первый - волевой критерий, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия. Действия - поступки человека, акты должностных лиц, государственных органов и т.д. События явления природы, возникновение и развитие которых не зависит от воли и сознания человека. Второй критерий отражает отношение факта к праву. По этому признаку факты-действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют предписаниям юридических норм, в них выражается правомерное (с точки зрения действующего 10 законодательства) поведение. Неправомерные - противоречат правовым предписаниям, причиняют вред интересам общества и государства. Значение этого подразделения заключается в том, что оно охватывает две в известной мере противоположных сферы правовой действительности. С одной стороны - договоры, сделки, административные акты, связанные с “нормальными” правовыми отношениями, с другой - проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений. При самом скептическом отношении к юридическим классификациям нельзя не видеть здесь крупного достижения абстрагирующей юридической мысли, охватившей единой классификацией юридические факты с противоположным социальным знаком. Третий критерий разграничивает правомерные акты-действия в зависимости от их непосредственной цели. По этому признаку правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Юридические удовлетворение поступки - это действия, материальных и духовных направленные потребностей на (трудовая деятельность, производство и потребление материальных благ, создание произведений литературы и искусства, открытий и изобретений и т.п.), которым однако закон придает юридическое значение, связывает с ними определенные правовые последствия (возникновение права на вознаграждение, авторских прав и т.д.), причем, это происходит независимо от того, сознавал или не сознавал субъект правовое значение своих действий, имел или не имел целью наступление правовых последствий. Значительная часть правомерных поступков порождается материально-предметной деятельностью человека. Юридические акты - это действия, прямо направленные на достижение определенной правовой цели (подача искового заявления или отказ от иска, заключение договора, вынесение судебного решения или иного правоприменительного акта и т.п.). Совершая юридические акты, граждане, государственные органы и другие субъекты целенаправленно создают, 11 изменяют, прекращают правовые отношения для себя либо для других субъектов. 2. Виды юридических фактов. Рассмотрим более детально некоторые элементы из предложенной классификации. Юридические факты-действия - основной, определяющий вид юридических фактов. В правовом регулировании действия выступают в разных качествах. С одной стороны, они служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений, наступления иных правовых последствий. С другой стороны, действия выступают в роли того материального объекта, на который воздействуют правовые отношения и ради которого собственно и осуществляется все правовое регулирование. Рассмотрение действий в качестве юридических фактов, таким образом, лишь один из аспектов изучения их роли в правовом регулировании. Юридические классификации. действия Уложить - в сложный единую и многоплановый объект классификационную схему разнообразные проявления деятельности субъектов права далеко не просто. В научной и учебной литературе используется ряд делений правомерных юридических фактов-действий: по субъекту (действия граждан, организаций, государства); по юридической юридические поступки, направленности результативные (юридические действия); по акты, отраслевой принадлежности (материально-правовые, процессуальные); по способу совершения (лично, через представителя); по способу выражения и закрепления (молчанием, жестом, документом) и др. Существенную систематизация теоретическую неправомерных и практическую действий. К числу роль играет важнейших классификаций можно отнести подразделения неправомерных действий: по степени общественной опасности (поступки, преступления); по субъекту (действия индивидов, организаций); по объекту (преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против общественной безопасности и общественного порядка и т.д.); по отраслям 12 права (уголовные, административные, гражданские, трудовые и др.); по форме вины (умышленные, неосторожные); по мотиву (хулиганские, корыстные и др.). Как и подразделение правомерных действий, классификацию правонарушений вряд ли можно считать завершенной. В науке уголовного права сделано немало в изучении и классификации преступлений. Классификация же проступков и мер ответственности за них нуждается в совершенствовании. Детальная классификация правонарушений позволит более дифференцированно подойти к этой категории фактов, глубже проанализировать их систему, полнее осмыслить юридическое значение каждой разновидности правонарушений. Юридические события. Правовое регулирование не может не отражать того обстоятельства, что в жизнь объекта, в деятельность коллективов и граждан порой вторгаются факторы стихийного характера. Подобные обстоятельства учитываются, в частности, путем закрепления в законодательстве юридических фактов-событий. Юридические события самостоятельно и в сочетании с другими юридическими фактами вызывают возникновение правоотношений, влекут изменение прав и обязанностей, прекращают правовые отношения. В юридической литературе юридические события обычно определяются как обстоятельства, наступление которых не зависит от воли и сознания человека. Представляется, что подобное понимание юридических фактов-событий нуждается в некоторых уточнениях. Во-первых, многие события в своем зарождении могут зависеть в своем зарождении от воли человека (рождение человека, его смерть, наводнение, пожар и т.п.). Такого рода фактические обстоятельства предложено называть “относительными событиями” (термин профессора О.А. Красавчикова). Во-вторых, развитие науки и техники увеличивает возможности человека в воздействии на процессы и явления природы. То, что сегодня не 13 зависит от воли и сознания человека (ливни, лавины, землетрясения), завтра может стать управляемым или частично управляемым процессом. Область явлений, не зависящих от воли и сознания человека, не остается неизменной, соответственно, сокращается и область «природных» стихийных событий. Юридические факты-события можно классифицировать по различным основаниям: по происхождению - природные (стихийные) и зависящие в своем происхождении от человека; в зависимости от повторяемости события - уникальные и повторяющиеся (периодические); по протяженности моментальные (происшествия) и протяженные во времени (процессы); по количеству участников - персональные, коллективные, массовые; последние на события с определенным и неопределенным количеством участвующих лиц; по характеру наступивших последствий - на события обратимые и необратимые и др. Интересная и достаточно распространенная на практике разновидность юридических фактов-событий - сроки. Деятельность человека и общества протекает в пространстве и времени. Временная протяженность важнейшая характеристика социальных явлений и процессов. Функции фактов-сроков в правовом регулировании чрезвычайно многообразны. В литературе упоминается о предупредительном действии сроков, кроме этого, сроки выполняют стимулирующую функцию, служат юридической гарантией защиты прав и исполнения обязанностей, стабилизируют правовое регулирование и т.д. Сроки - такие юридические факты, которые могут выступать только как элементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с ситуацией, иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: срок значим не вообще, а только как срок чего-либо. Отличительная черта срока - определенность его начального и конечного моментов. Начало течения срока зависит от установленных в законе юридических фактов (например, момента, когда лицо узнало или должно было знать о нарушении своего права). Конец срока определяется 14 истечением некоторого количества единиц времени или наступлением некоторого события. Отрезок времени, не имеющий четко фиксированных границ (или хотя бы одной из них – начальной или конечной), не является сроком и не может использоваться как юридический факт. Элементом срока является также сознательно избранный масштаб (эталон, измеритель) времени. Универсальным масштабом времени являются год, квартал, месяц, декада, неделя, день, час, минута, секунда – отрезки времени, в основе которых лежит обращение Земли вокруг Солнца. Например, как указывает статья 190 УК РФ, “установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами”. Однако в практике правового регулирования применяются и другие эталоны времени - срок жизни человека, срок навигации, срок доставки почтового отправления и т.д. Как определяет та же статья 190 ГК РФ, “срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить”. В гражданском законодательстве подробным образом регулируется порядок определения начала и конца срока, порядок совершения действий в последний день срока и т. д., что свидетельствует о большом практическом значении этой категории юридических фактов в гражданском праве. Позитивные и негативные юридические факты. В основе этого деления лежит способ связи с явлением действительности. Как уже отмечалось выше, правовые последствия могут быть связаны как с существованием некоторого явления, так и с его отсутствием. В первом случае юридический факт будет положительным, позитивным, во втором случае - отрицательным, негативным. Например, отсутствие у лица служебной подчиненности, отсутствие родства, отсутствие образования и квалификации, отсутствие гражданства, отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу - негативные юридические факты, 15 так как правовое последствие связано именно с отсутствием некоторого явления. Классификацию фактов на позитивные или негативные не следует смешивать с их делением на правопорождающие и правопрепятствующие Правопорождающие факты - такие обстоятельства, которые необходимы для наступления правовых последствий. Правопрепятствующие факты, напротив, тормозят развитие фактического состава, препятствуют наступлению правовых последствий. Например, отсутствие необходимого образования может препятствовать приему гражданина на работу, назначению его на новую, более высокую должность и т.д. С точки зрения связи с соответствующими правовыми отношениями, юридические факты подразделяются на материальные и процессуальные. К числу первых принадлежат фактические обстоятельства, являющиеся основаниями наступления “материальных” правоотношений. Вторая категория связана с юридическим процессом, его движением и развитием. По признаку их документального закрепления юридические факты могут быть подразделены на оформленные и неоформленные. Большинство юридических фактов зафиксированном виде. существует Вместе в с оформленном, тем документально определенные фактические обстоятельства могут существовать в неоформленном виде. Это, например, устная сделка между гражданами, отказ от осуществления права, незарегистрированное и невыявленное правонврушениеи др. Подобные юридические факты называют латентными, скрытыми. Латентные юридические факты не следует смешивать с презумпциями - предположениями о существовании некоторых фактов (например, презумпция невиновности, презумпция знания закона и др.). В ряде случаев в целях облегчения законодатель и ускорения устанавливает наступления презумпции, правовых который последствий заменяют собой юридические факты (презумпция возраста, презумпция правомерности действий и т.п.). Презюмируемые факты доказательству не подлежат, 16 принимаются как данное – доказываются факты (если они есть), опровергающие презумпцию. Классификация юридических фактов – полезный инструмент для анализа правовых отношений, особенностей правового регулирования. В этом качестве она широко используется в юридической практике, науке, в юридическом образовании. По нашему мнению, научная и практическая ценность классификации юридических фактов раскрыта далеко не в полной мере. Ее дальнейшее развитие может оказаться полезным для решения разнообразных задач правоведения, в том числе для социологических исследований в юридической науке. 3. Сложные юридические факты и фактические составы. Отражение в праве общественных отношений - далеко не простой процесс. Конкретная социальная ситуация представляет собой подчас переплетение элементов объективного и субъективного, закономерного и случайного. Поэтому в качестве юридических фактов выступают не только простые фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее “срезы”. В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты - такие фактические обстоятельства, которые состоят из нескольких юридически значимых сторон (признаков). Типичные примеры сложных юридических фактов - факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов (признаков) как субъективного, так и объективного характера: действия (бездействия) субъекта, вредоносных последствий, причинной связи между действиями и последствиями, мотива, цели и т.д. Существование сложных юридических фактов свидетельствует о том, что “волевой критерий”, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только “чистые” события и действия, но и «сложные срезы действительности» - юридические факты, охватывающие своим содержанием и то, и другое. 17 Сложные юридические факты не следует смешивать с фактическими составами. Фактический состав представляет собой совокупность (точнее систему) юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения правоотношения. Например, для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо наличие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы. От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разных юридических фактов. Если сложный юридический факт - это сложное, многоаспектное, но все же целостное явление, то фактический состав - система (комплекс) разнородных явлений, связанных юридической нормой между собой в некий «пакет». В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов - юридических фактов, но и соблюдение определенного порядка их “накопления” в «пакете» - фактическом составе. Например, для банкротом факт неспособности признания предпринимателя удовлетворить законные требования кредиторов должен наступить до того, как эти требования будут заявлены в суде, в противном случае признание предпринимателя банкротом невозможно. 3. Функции юридических фактов Юридические факту проявляют себя в реальной жизни через свои функции и соотношение с другими социальными явлениями. 18 1. Функции юридических фактов. Правовое регулирование - сложная, многоплановая система, соответственно не одинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. Главная функция, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. правообразущие, либо Каждый юридический правоизменяющие, факт либо вызывает либо правопрекращающие правовые последствия. Правильно понять и оценить значение указанной функции можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую (абстрактную) программу (модель) поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение - конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом – их основная задача, главная функция в механизме правового регулирования. Обеспечивая возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному и надежному функционированию всего механизма правового регулирования. Помимо своей основной функции, юридические факты могут быть нагружены рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, которые связаны с особо важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, например, основания для отказа в приеме или возвращения искового заявления (ст. 134- 19 135 ГПК РФ), основания для отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования (Глава 4 УПК РФ), основания освобождения от уголовной ответственности и наказания (Главы 11-12 УК РФ) и другие. Эти юридические факты - своего рода “ключевые точки” правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности. Еще одна функция юридических фактов – стимулирующая. Норма права воздействует на общественные отношения не только тем, что предписывает правовые последствия, но и тем, что связывает эти последствия (позитивные или негативные) с определенными юридическими фактами. Желая (или не желая) наступления правовых последствий люди вынуждены учитывать юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они предпринимают необходимые усилия для того, чтобы эти факты возникли (основания для премирования, поощрения, предоставления отсрочек, налоговых льгот), появления других юридических фактов - стараются избежать (основания для применения мер ответственности, взыскания санкций и т.д.). Ориентируя людей на появление одних юридических фактов и связывая негативные последствия с появлением других, нормы права, безусловно, воздействуют на общественные отношения. Таким образом, юридические факты - не пассивный элемент механизма правового регулирования. Наряду с другими своими функциями, они выполняют функцию стимулирования (функцию «кнута и пряника»). Закрепление в нормах права тех или иных юридических фактов активно используется законодательством как средство воздействия на поведение субъектов. 2. Конкретизация юридических фактов. Разновидностью юридических фактов-действий, как уже отмечалось, выступают правоприменительные 20 акты - акты индивидуального регулирования. Появление индивидуального акта - необходимое условие для завершения фактических составов трудовых, пенсионных, жилищных и многих иных правовых отношений. Вместе с тем, индивидуальный акт - не рядовой элемент фактического состава. Он как бы “аккумулирует” юридическое содержание фактического состава, подводит итог его развитию. Не случайно в большинстве составов индивидуальный акт предусмотрен в качестве его завершающего элемента. Включение индивидуального акта в фактический состав призвано обеспечить контроль со стороны государства за возникновением, изменением, прекращением правовых отношений. Взаимоотношение юридических фактов и актов индивидуального регулирования имеет и другую сторону. В юридической практике их нередко рассматривают как различные и даже противоположные части фактического состава. Задачу юридических фактов видят в том, чтобы ограничить акт индивидуального регулирования, выступить по отношению к нему в качестве своеобразного “противовеса”. Например, статья 7 Федерального закона от 26 ноября 1998 года “О бюджете развития Российской Федерации” устанавливает условия предоставления инвесторам государственных гарантий за счет средств Бюджета развития: более высокий относительно других инвестиционных проектов уровень отдачи в федеральный бюджет; наличие у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования; диверсификации риска государства с частным капиталом и др. Очевидно, что в данном случае юридические факты не только обрисовывают предпосылку для принятия решения о выдаче государственной гарантии, но и устанавливают для этого решения определенные рамки. В некоторых ситуациях стороны вынуждены “дожидаться” всех необходимых юридических фактов, чтобы получить право на принятие желательного для них юридического решения. В данном случае, по нашему 21 мнению, можно говорить еще об одной дополнительной функции юридических фактов: с их помощью ограничиваются пределы свободного усмотрения при издании индивидуальных правовых актов. Юридические 3. Практический смысл факты и социально-правовые ситуации. и научная ценность изучения юридических фактов заключается в том, что они связывают право с жизнью, позволяют чутко реагировать на изменения в общественных отношениях. Например, такие общественно опасные деяния как заведомо ложная реклама, заражение компьютерной сети вирусом первоначально не расценивались в российском законодательстве как преступления. Соответствующие статьи заняли свое место в Уголовном кодексе Российской Федерации лишь после того, как подобные деяния получили распространение и была правильно понята их общественная опасность. Напротив, сделка с валютными ценностями, которая по ранее действовавшему Уголовному кодексу РСФСР рассматривалась как преступление, в новом Уголовном кодексе таковым уже не считается. Устанавливая нормы права, законодатель должен “увидеть” юридические факты, выделить их из массы важных и второстепенных социальных обстоятельств и правильно отразить в нормах действующего законодательства. Неточное выделение юридических фактов, неправильная их правовая оценка ведут к тому, что одним обстоятельствам не придается должного значения, другим, напротив, придается несвойственное им значение. Юридический факт должен прежде всего адекватно отражать социальную ситуацию, подлежащую правовому регулированию. По отношению к социальной ситуации юридические факты выполняют двоякую функцию: во-первых, идентификационную, поскольку они призваны точно обозначить социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в правовом регулировании; во-вторых, разграничительную, состоящую в томи, что 22 юридические факты очерчивают рамки ситуации, позволяют ограничить ее от похожих, но юридически не тождественных ситуаций. 4. Установление и доказывание юридических фактов. Юридические факты, прежде чем они проявят свое юридическое значение, должны быть надлежащим образом установлены в правоприменительном процессе, введены в него посредством доказательств. Доказательства - это фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме. Понятия “юридические факты” и “доказательства” нельзя ни разрывать, ни доказательства противопоставлять - это фактические друг другу. С одной обстоятельства, стороны, вовлеченные в юридический процесс и через него связанные с наступлением правовых последствий. Далеко не всякие факты действительности могут выступать в роли юридических доказательств. С другой стороны, доказательства не тождественны юридическим фактам. Отсутствие юридического факта исключает применение правовой нормы, тогда как отсутствие доказательства не исключает, как правило, представление иных доказательств. Если юридические факты можно образно назвать “индикаторами” социальноправовой ситуации, подлежащей правовому урегулированию, то доказательства - это “индикаторы” юридических фактов. Ключевым моментом правоприменительного процесса является юридическая Содержанием оценка фактических юридической обстоятельств, квалификации их квалификация. является сопоставление информации о фактических обстоятельствах, полученной на основе всего комплекса доказательств, с их юридической моделью, закрепленной в юридической норме. Именно в результате квалификации фактические обстоятельства (или группа обстоятельств) признаются юридическими фактами, официально приобретают качество юридического факта или фактического состава. Ошибка в квалификации означает приписывание фактам несвойственного им юридического значения либо игнорирование 23 фактов, имеющих юридическое значение. И первое, и второе влечет принятие необоснованного, неправомерного решения, ослабляет правопорядок, ведет к нарушению режима законности. 4. Макрообъединения юридических фактов 1. Комплексы и потоки юридических фактов. Теория юридических фактов исторически возникла как научное направление, ориентированное на анализ «микрообъектов» – поступков, актов, сделок, сроков и других юридических фактов, связанных с правовым урегулированием конкретной ситуации, конкретного правоотношения. В этом – несомненное достоинство теории юридических фактов, обусловливающее ее ценность для правотворчества и правоприменительной практики, но и в этом же и ее ограниченность. Занимаясь «микрообъектами», к которым приспособлен весь ее познавательный методологический арсенал, теория юридических фактов в значительной мере упустила из виду «макрообъекты» – проекты, программы, производственные и научно-технические комплексы, социальные процессы. Возьмем, например, комплекс правоотношений, складывающийся в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия»5. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что данная целевая программа опирается не на случайные разрозненные юридические факты, а на определенный комплекс юридико-фактических оснований, в котором просматриваются признаки системности. Какова структура этого комплекса? Каковы его основные, вспомогательные и факультативные элементы? Теория юридических фактов до последнего времени не задавала себе подобных вопросов. Несомненный интерес представляет также исследование юридикофактической составляющей социально-правовых процессов (например, 24 криминологических, заключается в том, демографических). что появление Особенность юридических этого аспекта фактов здесь рассматривается как целостный процесс, наделенный свойствами потока. Поток юридических фактов можно сравнить с потоком автомобилей на автостраде: если объектом традиционного исследования является отдельная частичка в этом потоке, то теперь предлагается охватить взглядом закономерности, управляющие потоком как целым. Изучение юридико-фактических процессов (потоков юридических фактов) позволяет поставить перед теорией юридических фактов ряд интересных вопросов: Какова структура этого потока? Какова интенсивность отдельных «струй», его составляющих? Как меняется их динамика и направленность? Данный аспект открывает возможность для применения в теории юридических фактов вероятностных, математико-статистических методов. 2. Большие фактические системы. В свое время в литературе было обосновано существование, помимо юридических фактов и фактических составов, более обширных объединений юридических фактов – больших фактических систем6. Если юридические факты и составы связаны с динамикой конкретного правоотношения, то большие фактические системы «обслуживают» движение в социально-правовом пространстве иных единиц правового регулирования – нормативных правовых актов, институтов и субинститутов, отраслей и суботраслей законодательства, а также правовой системы в целом. За прошедшие годы понятие «большой фактической системы» получило определенное признание со стороны научного сообщества, оно вошло в научную и в учебную литературу7. На наш взгляд, 5 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» (с изменениями от 26 июля 2004 года, 15 августа 2006 года, 10 марта 2009 года). 6 См.: Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов. – Изд-во Саратовского университета. – 1980 – С. 60-66. 7 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Учебник. 2-е издание: – М. – Проспект. – 2009. – С. 423. 25 большие фактические системы – один из перспективных объектов исследования в теории юридических фактов. Объединение изучения «микрообъектов» и «макрообъектов» в рамках одного научного направления, теории юридических фактов, обещает в перспективе значительное умножение ее научно-познавательного потенциала. На этом пути юридическая практика может получить в свое распоряжение теоретический аппарат, помогающий изучению и практическому опосредованию широкого круга явлений – от отдельных юридических фактов-действий до крупных социально-правовых комплексов и глобальных вероятностных процессов включительно. 3. Реестры юридических фактов. Начиная с 90-х годов ХХ века Россия вступила на путь создания информационного общества, что отразилось на всех сферах жизни государства, в том числе и на правовом регулировании. Появились новые средства правовой и деловой коммуникации, новые юридические факты, новые способы накопления и хранения информации о фактических обстоятельствах. Изменившиеся условия высветили роль таких объединений юридических фактов как реестры и выборки юридических фактов, существовавшие и ранее, но получившие в современных условиях новое значение. Под реестром юридических фактов нами понимается упорядоченная совокупность данных о фактических обстоятельствах, созданная и поддерживаемая уполномоченным органом, все элементы которой (записи и выборки) могут иметь статус официальных доказательств при принятии юридически значимых решений. Еще раз вернемся к неизбежно возникающему базовому вопросу: что является юридическим фактом – «само» жизненное обстоятельство, подлежащее регистрации, или запись о нем в реестре? Можно ли говорить о реестре именно «юридических фактов», если сами юридические факты – это объекты, заведомо находящиеся вне реестра? Четкий ответ на этот вопрос 26 имеет принципиальное значение для понимания всего последующего изложения. Несомненно, что юридическими фактами являются «сами» материальные фактические обстоятельства, существующие в общественной жизни – имущественные комплексы, юридические действия, сделки, правовые акты, правонарушения и т.д. Как социальные факты они возникают и существуют «сами по себе», независимо от регистрации. Однако большинство из них входят в правовое регулирование в определенной юридической форме и не могут войти туда иначе. Для того чтобы стать объектом правоотношений (например, залога, купли продажи), имущественный комплекс должен не только существовать физически, но и получить необходимую юридическую форму, быть зарегистрированным, – в противном случае им невозможно распорядиться. Материальные фактические обстоятельства становятся юридическими фактами лишь тогда, когда приобретают необходимую правовую форму. Отражение факта в системе регистрации – одна из таких форм. Таким образом, мы вновь приходим к базовому пониманию юридических фактов как единства социального (материального) содержания факта и опосредующей его правовой формы. Однако единство формы и содержания в данном случае не является неразрывным. Их связь может быть разорвана с двух сторон. С одной стороны, факт может существовать как социальная реальность, но не быть никоим образом зарегистрированным. В этом случае он существует просто как факт, как социальная реальность, но не существует как юридическая реальность и не может войти в качестве правообразующего, правоизменяющего, правопрекращающего факта в правовое регулирование общественных отношений. Существование значительного количества «латентных» фактов свидетельствует о том, что правовая система «спит», не реагирует на упорядочению. фактические обстоятельства, подлежащие правовому 27 С другой стороны, акт регистрации (регистрационная запись) может также существовать сам по себе, без соответствующего ему материального наполнения. Это случаи ошибочной или ложной регистрации, на основании которых, тем не менее, могут приобретаться права и возлагаться обязанности. Естественно, подобные ситуации также не способствуют укреплению правопорядка. В современных регистрационных системах существуют разнообразные контрольно-проверочные процедуры, которые позволяют обнаружить и удалить ошибочные записи, устранить причины их возникновения. Регистрация «латентного» факта в реестре, таким образом, имеет двойное значение: во-первых, она превращает «потенциально-юридический» факт в полноценный юридический факт, способный функционировать в правоотношениях; во-вторых, регистрация порождает комплекс доказательств (производных юридических фактов) позволяющих надежно установить существование юридического факта. В настоящее время в государственном управлении функционируют десятки разнообразных реестров юридически значимых фактов. Так, распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года № 584-р предусмотрено ведение 40 регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти8. По данным Информрегистра – уполномоченного государственного органа по регистрации баз данных – по состоянию на октябрь 2008 года государственную регистрацию прошли более 13000 баз и банков данных различного уровня, в том числе из 84 субъектов Российской Федерации. Даже беглый взгляд на перечень государственных реестров позволяет обнаружить, что эта он далеко не оптимален, перегружен дублированием, в нем недостает перекрестных средств контроля и самопроверки. Ряд реестров создан в эпоху «бумажного» делопроизводства и до сих пор не переведен в электронную форму. Некоторые реестры могут 8 См.: «Собрание законодательства Российской Федерации». – 1 мая 2006 года. – № 18. – Ст. 2055. 28 быть упразднены, а определенные высокозначимые юридические факты (например, образование, профессиональная квалификация) не отражаются должным образом в государственных реестрах. 4. Выборки юридических фактов. Понимание реестра как одного из возможных объединений юридических фактов высвечивает следующий вопрос: что представляют собой «фрагменты» упомянутых реестров – выборки юридических фактов по тем или иным юридически значимым критериям? Очевидно, что подобные объединения юридических фактов не подпадают ни под одну из привычных, признанных в науке категорий: они не являются фактическими составами, поскольку не связаны с конкретными правоотношениями (но могут быть связаны с несколькими разными правоотношениями); они не являются большими фактическими системами, поскольку не отвечают критериям больших фактических систем. Вместе с тем, выборка – не просто набор разрозненных фактических обстоятельств, выхваченных из совокупности фактов случайным образом. Все элементы выборки включены в исходную совокупность (реестр) решением компетентного органа и отвечают определенным критериям. Извлеченная из реестра выборка фактов может служить юридико-фактическим основанием для принятия должностным лицом или органом административно- управленческих решений. Например, одна из типичных выборок – кадровая справка-резюме, предъявляемая соискателем при приеме на работу. В обобщенном виде она содержит перечень юридически значимых обстоятельств – место работы, должность, продолжительность работы на одном месте. Данный документ содержит официальную информацию о трудовом пути работника и может послужить правовым аргументом для приема на работу, назначения пенсии, предоставления социальных льгот и т.д. 29 Очевидно, что выборки юридических фактов многообразны и могут быть определенным образом классифицированы. Наиболее очевидная классификация – по характеру ключевого объединяющего выборку признака. По этому критерию выборки юридических фактов могут быть классифицированы на субъектно-ориентированные (юридические факты, связанные с некоторым субъектом) и объектно-ориентированные (юридические факты, связанные с некоторым объектом). Примером второго типа выборки может служить, например, перечень происшествий, в которых участвовала некоторая автомашина. Естественно, что такая выборка юридически значима и должна учитываться, например, при оценке, продаже и страховании указанного объекта. С позиции соблюдения прав человека выборки могут быть классифицированы как разрешенные и запрещенные. Первые официально допускаются и служат для целей государственного управления и гражданского оборота. Вторые, напротив, официально запрещены, поскольку нарушают требования информационной безопасности, вторгаются в сферу коммерческой тайны или охраняемой законом тайны личной жизни граждан. 5. Тенденции развития. Фактографическая культура. Рассмотрение реестров и выборок юридических фактов позволяет увидеть некоторые тенденции развития правового регулирования и правовой системы в целом. Совершенно очевидна, на наш взгляд, тенденция вытеснения традиционных «бумажных» форм ведения реестров и получения выборок современными электронными формами. И это не удивительно: по сравнению с «бумажным» реестром электронная база данных обладает рядом очевидных преимуществ: она практически неограниченна по объему; обладает исключительным быстродействием; допускает дистанционный доступ; относительно дешева и технически надежна; занимает значительно меньше места; безопасна с точки зрения пожарных и санитарных требований и т.д. Параллельно с переходом на электронные реестры, совершенно очевидно, будет происходить переход от бумажных документов, 30 используемых в качестве доказательств, к записям в базах данных и электронным выборкам. Используя современные технологии уже сегодня можно было бы значительно сократить объем запрашиваемых бумажных документов, заменив их прямым ознакомлением с записями в базах данных и получением заверенных цифровой подписью электронных выборок. Соответственно, юридическое дело в ближайшей перспективе будет представлять собой не развалистый бумажный том, а хранящийся на сервере в защищенном режиме комплекс электронных документов и ссылок, включая электронные выборки из реестров и отсылки к разнообразным официальным фактографическим базам данных. Естественно, что подобная система может работать лишь в условиях высокой культуры создания и ведения государственных и негосударственных фактографических реестров. Как отмечалось, нуждается в развитии система государственных реестров, фиксирующих юридически значимые фактические обстоятельства. Совершенно на другой уровень должна быть поднята и ответственность за своевременную передачу данных в реестр, искажение или внесение государственными реестрами ошибочных должны данных. быть Между налажены основными регламентные процедуры перекрестного взаимоконтроля и взаимопроверки. Все случаи противоречий между основными реестрами должны выявляться и незамедлительно устраняться. В силу общественной значимости данного вопроса можно предположить, что на определенном этапе развития система государственных реестров, ответственность за их ведение и базовые процедуры работы с реестрами будут закреплены в Федеральном законе «О государственных реестрах в Российской Федерации». Изложенная точка зрения на реестры и выборки позволяет сделать вывод, что накопление и систематизация фактографической информации – базовая, инфраструктурная поддержанием основ государственная правопорядка, функция, государственного связанная с управления и имущественного оборота. В каком-то смысле она напоминает поддержание 31 денежного оборота: обеспечивая ведение фактографических реестров, государство препятствует «инфляции юридических фактов» - подрыву доверия к ним в результате необоснованного предоставление прав, возложения обязанностей, принятия ошибочных управленческих решений. Сказанное не означает, разумеется, что созданием и поддержанием реестров должны заниматься исключительно государственные органы. Ведение отдельных видов реестров может быть передано некоммерческим организациям. На негосударственные организации может быть возложена обязанность по взаимодействию с государственными реестрами. Наконец, в гражданском обществе не запрещена, напротив, должна поощряться практика инициативного ведения гражданами, организациями, СМИ разного рода публичных реестров – выдающихся событий и лиц, публикаций, событий общественной и культурной жизни и т.д. Реестр – не только техническое средство рассматривать также информационного государственного как объект пространства, управления, культуры, современную способ его следует упорядочения форму организации социальной памяти. Развитие электронных форм регистрации юридических фактов не следует воспринимать как «реванш бюрократизма» на новом, электронном уровне. Как раз напротив: наличие электронных реестров должно сделать государственное управление более мобильным и дешевым, а деятельность чиновника – более прозрачной и контролируемой. В некоторых случаях можно вообще устранить поводы для обращения граждан в государственные органы. Так, например, регистрация рождения ребенка должна в автоматическом режиме влечь его постановку на медицинское обслуживание и уход, открытие социального счета и перечисление на этот счет социального пособия и т.д. Для этого совсем не обязательно писать заявления и часами просиживать в приемных – в данном случае, на наш взгляд, правовые механизмы должны автоматическом сработать режиме, то на есть основе без юридического всякого участия факта в чиновника. 32 Современная система принятия решений на основе юридических фактов может и должна быть максимально комфортной и благоприятной для человека и при этом существенно экономить социальное время для более полезной деятельности. Традиционно слабым звеном в отечественной правовой системе является правовая культура вообще и фактографическая культура в частности. Еще на студенческой скамье молодые специалисты (и не только юристы) должны получать четкое представление о том, что правильное оформление фактографической документации (инженерной, кадровой, строительной, транспортной, правовой, финансовой) и своевременная передача ее в архивы, базы данных, реестры – не прихоть государства, а важнейший элемент профессиональной культуры. Каждый человек должен понимать, что искажение информации о юридически значимых фактах, ошибочная регистрация фактов или утрата фактографической информации создает предпосылки для нарушений законности, принятия ошибочных управленческих и правовых решений, утраты гражданами прав, ухода виновных от ответственности.
«Юридические факты» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot