Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Язык культуры. Культура как знаково-символическая система

  • 👀 1510 просмотров
  • 📌 1464 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Язык культуры. Культура как знаково-символическая система» pdf
Язык культуры. Культура как знаково-символическая система Лекция 4 План лекции 1. Язык и бытие культуры. 2. Семиотика культуры. 3. Знак и символ в культуре: сходство и различия. 4. Миф в структуре языка культуры. 5.Архетипы и их роль в мировой культуре. Теория культурных архетипов К.Г.Юнга. Язык и предметное бытие культуры Язык — дом бытия Мартин Хайдеггер знаковость идеальность предметность Характеристики языка культуры Культура как структура общения Естественные языки • национальный язык, единый и общепонятный для всех членов социума • сленг • жаргон Искусственные языки • специально созданные языки межнационального общения (эсперанто, интерлингва) • языки программирования • языки науки и техники • сконструированные языковые системы (азбука Морзе) Вторичные моделирующие системы • возникающие на основе первичных естественных языков (символические системы мифа, ритуала, социоэтических запретов и предписаний) • языки различных искусств • язык религии Естественные языки Основное и исторически первичное средство познания и коммуникации Характерен непрерывный процесс изменения, ассимиляции и отмирания Искусственные языки Вторичные моделирующие системы Значение фиксировано и существуют строгие рамки использования Структуры коммуникации надстроены над естественноязыковым уровнем Происходит кодировка культурной информации Сложность структур прямо зависит от сложности передаваемой информации Языки культуры: сфера применения Естественные языки Искусственные языки Вторичные моделирующие системы Культура повседневности Сфера науки и техники Сферы мифологии и религии Сфера субкультурного общения Сферы специальной коммуникации Сфера художественной культуры Семиотика (от греч. semeion – знак) – наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем Фердинанд де Соссюр Чарльз Пирс Чарльз Моррис (1857-1913) (1839-1914) (1901- 1979) Развитие семиотики культуры как направления научного знания СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ Французская школа структурализма Тартусско-московская семиотическая школа Клод Леви-Стросс Юрий Лотман Ролан Барт Вячеслав Иванов Юлия Кристева Борис Успенский Культура как семиосфера Юрий Лотман Культура в целом рассматривается как некое семиотическое пространство, область знаковой деятельности вообще. семиотика человеческого поведения семиотика моды семиотика рекламы семиотика кино семиотика бала семиотика дуэли семиотика жеста Природа знака Знак план выражения план содержания материален нематериален Знак – любое материальное выражение (слово, вещь, жест, рисунок и т.п.), которое имеет значение и служит средством передачи смысла. Разделы семиотики синтактика • изучает соотношения знаков друг с другом семантика • исследует отношения между знаком и его смыслом прагматика • изучает отношение знака к использующему его коллективу Василий Пукирев. Неравный брак. 1862г. Анри Картье-Брессон. На улице Москвы. 1954 г. Все социокультурные проявления окружающей нас действительности, с точки зрения семиотики, могут быть прочитаны и поняты как текст Виды знаков знаки Знакикопии Знакисимволы Знакииндексы Символ Символ (греч. symbolon – опознавательная примета) — особый образ-знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и неотделяемую от образа. Внешний слой: наглядный образ объекта Внутренний слой: символический ИДЕЯ, соотнесенная с объектом Знак и символ знак символ однозначен многозначен ясный, четкий неопределенный аллегоричен метафоричен предметный мир значений непредметный мир смысла утилитарен метафизичен конвенционален естественно-историчен синхронный срез культуры диахронный срез культуры необходимо дешифровать необходимо интерпретировать требует знания требует понимания Символ и миф Символ – миф, «снятый» развитием культуры. Алексей Лосев (1893-1988) Миф пересекает границы исторических эпох сохраняет память о своих предшествующих смыслах мифологические символы конденсаторы опыты человечества Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Владимир Татлин. Проект памятника III Коммунистическому Интернационалу. 1920 г. Вавилонская башня Миф парадигматичен (от греч. paradeigma – образец), служит своеобразной моделью для жизни Миф кодифицирует ритуал миф символ Ритуал реализует миф, символически повторяя и актуализируя его символ ритуал Ритуал - средство воспроизведения мифологического прадействия Основные категории мифов космогонические мифы антропогонические мифы календарные мифы героические мифы эсхатологические мифы Космогонические мифы Космогонические мифы — мифы о возникновении, творении мира, о происхождении космоса из хаоса. Древнеегипетская космогония Гелиопольская версия. Структура формирования мира через рождение богов Германо-скандинавская космогония Мифологема космической жертвы. Мир возникает из частей тела убитого великана Имира. Л.Фройлих. Убийство Имира Антропогонические мифы Антропогонические мифы — мифы о возникновении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа. Ветхозаветная антропогония Бог создает Адама. У.Блейк. Иллюстрация к книге Бытия. Древнеегипетская антропогония Бог Хнум лепит первых людей на гончарном круге. Календарные мифы Календарные мифы – мифы, воспроизводящие природные циклы, связаны с аграрной магией. Древнегреческий календарный миф Персефона и Деметра Героические мифы Героические мифы фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла чудесное рождение героя, многочисленные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Греческий миф Тесей и минотавр Германский эпос Аккадский эпос Гильгамеш побеждает льва Зигфрид и Брунгильда Эсхатологические мифы Эсхатологические мифы (от др.-греч. εσχατος, "последний") – мифы о предстоящем конце мира. Христианская эсхатология Виктор Васнецов. Воины Апокалипсиса. Германо-скандинавская эсхатология Йоханнес Гертс. Рагнарёк. Категории мифических героев Боги Духи Героидемиурги Трикстеры Архетипы коллективного бессознательного Карл Густав Юнг (1875 – 1961)    Архетипы (от греч. arhetypos – первообраз) – вневременные схемы, которые составляют основу общечеловеческой символики и включают в себя все богатство мифологических и художественных тем, сюжетов и образов. Архетипы – врожденные психический структуры, находящиеся в глубинах коллективного бессознательного. Миф – проекция архетипа. Мифотворчество - трансформация архетипа в образ. Архетипы самоопределения Архетипы самоопределения задают схемы образов, относительно которых должна позиционировать себя деятельная личность. Анима я Великая Мать Старый Мудрец Самоидентификация осуществляется через установление границ, обособление. Анима и Анимус Архетип души, природы и контрсексуальности, воплощает бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола. Анима Анимус женский образ в бессознательном мужчины Тристан и Изольда Рыцарский роман.XII в. мужской образ в бессознательном женщины Дон Жуан и донна Анна Средневековая легенда. XIV в. Сумерки Вампирская сага. XXI в. Архетипические образы Анимы и Анимуса отражают комплексы страхов и желаний. Великая Мать Великая Мать (Magna Mater) – архетип высшего женского существа, воплощающего вечную смену поколений, родовое начало. Исида Египет. XIV в. до н.э. Иштар Месопотамия. Рельеф XIX в. до н.э Родина-мать зовет. СССР. Плакат. 1941 г. Кали Индия. XVII в. Старый Мудрец Старый Мудрец – архетип духа, скрытого за хаосом жизни. Символическое выражение – образы мага, шамана, проводника душ умерших, пророка. Волхв Пророк Моисей. Микеланджело Гэндальф Волшебник Мерлин. Густав Доре Архетипы индивидуации Процессом индивидуации – превращение человека в психологически гомогенное существо, интеграция, достижение индивидуальности («individuum» «неразделенный»). Самость Персона Я Тень В процессе индивидуации личность устраняет недостатки Тени и Маски, объединяет их достоинства и достигает абсолютной целостности, тождественности «Я». Тень Тень – архетип, символизирующий негативную сторону личности, совокупность скрываемых и общественно неприемлемых качеств, составляющих относительно автономную «другую личность» в самом человеке. Фауст и Мефистофель Встреча с Тенью – это встреча с бессознательным, со скрытыми и подавленными страхами и желаниями. Персона (Маска) Архетип «Персона» символизирует обращенную вовне часть человеческой психики, социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения. Персона – та часть «Я», которая обращена к внешнему миру. Персона фиксирует компромисс между личностью и обществом, определяющий, чем именно человек должен быть или хочет казаться. Самость Самость – превращение человека в самого себя, самоосуществление. В архетипе Самости объединяется сознание и бессознательное, часть и целое, человек и мир. Буддистская мандала Спас в силах. Православная икона Самость – цель человеческой жизни, достижение индивидуальности в высшем смысле этого слова. Язык культуры: структурные связи архетипы мифы символы знаки
«Язык культуры. Культура как знаково-символическая система» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 79 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot