Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Язык как структура и система.

  • 👀 341 просмотр
  • 📌 282 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Язык как структура и система.» docx
Язык как структура и система. Язык представляет собой не набор разнородных элементов, а строго организованную систему. Языковая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц, представляющих собой единое целое. Все единицы языка находятся на определенных уровнях или ярусах. Таким образом, языковая система представляет собой взаимосвязанную и взаимообусловленную систему разных языковых уровней. Уровень языка - это один из ярусов системы языка, представленный совокупностью однородных единиц и набором правил, которым подчиняются эти единицы. Все ярусы при функционировании языка реализуются в постоянном взаимодействии. Основные уровни (ярусы) языковой системы (от низшего к высшему): 1).Фонемный, фонетический уровень. Фонетический уровень языка объединяет звуки, фонемы. Фонемы не несут никакой смысловой нагрузки: это просто отдельные звуки речи. Этот уровень связан с графикой, с реализацией звука на письме. Фонетический анализ слова, умение распознавать звуки слабой и сильной позиции позволяют придерживаться орфографических норм. Таким образом, фонетика, фонетические единицы языка тесно связаны с орфографией. 2) Морфемный, словообразовательный (морфемно-словобразовательный) уровень Морфемный уровень объединяет значимые, но несамостоятельные единицы языка – морфемы. Морфема – это минимальная значимая (в отличие от звука) часть слова: корень, аффиксы (приставка и суффикс), постфиксы, флексии (окончания). В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Его функция - определить, каким способом образовано слово. 3) Лексемный (лексический) уровень Лексический уровень языка объединяет в своем составе лексемы (слова) – минимальные значимые самостоятельные единицы языка, выполняющие номинативную функцию (nomen - имя), то есть, функцию называния предметов, признаков, количеств, отношений. Лексема способна выступать членом предложения и образовывать предложения. 4) Морфологический Морфологический уровень изучает морфологические (грамматические) признаки слов, части речи. Морфология (от др.греч. «форма» + «слово, учение»). Грамматический строй языка понимается как сложная система грамматических единиц, явлений и категорий. 5) Синтаксический Два основных яруса (морфологический и синтаксический) рассматриваются в тесном взаимодействии и взаимообусловленности и образуют грамматику. 6)Текст (уровень текста, семантический уровень). Именно на этом уровне человеческий мозг отображает речевые конструкции на понятия и образы, устанавливая отношения между объектами и обозначающими их словами. Представление о текстовом уровне введено в научный обиход сравнительно недавно. Текстовый уровень выводит нас за пределы собственно языковой системы в традиционном лингвистическом смысле и связывает язык непосредственно с социумом и культурой, в которых язык функционирует. Таким образом, на каждом из этих уровней существуют свои языковые единицы: 1) Фонема (звук). 2) Морфема (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс) 3) Лексема (слово) 4) Слово как часть речи 5) Словосочетание, предложение 6) Текстовый, объединяющий все единицы языка. Все названные нами единицы находятся во взаимодействии. Между единицами языка существуют парадигматические, синтагматические и иерархические отношения. Парадигматические – это отношения противопоставленности, взаимосвязи и обусловленности между единицами одного языкового уровня, объединяющие эти единицы в классы (парадигмы). Парадигматические отношения (греч. paradigm – пример, образец) – это отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. Элементы, состоящие в парадигматических отношениях, составляют класс однотипных явлений. Парадигматические отношения – это отношения выбора. Например, на парадигматику опираются система согласных, система склонения, синонимический ряд. При использовании языка парадигматические отношения позволяют выбрать нужную единицу, а также образовывать слова, их формы по аналогии с уже имеющимися в языке, например, падежные формы одного слова, синонимические ряды. Синтагматические – (соединенное, вместе построенное) отношение сочетаемости между линейно расположенными единицами одного языкового уровня (фонема с фонемой, морфема с морфемой, лексема с лексемой). Синтагматические отношения объединяют единицы в их одновременной последовательности. Это отношения единиц, расположенных линейно, например, в потоке речи. На синтагматических отношениях строятся морфемы как сочетания фонем, слова как совокупности морфем и слогов, словосочетания и предложения как совокупности слов, сложные предложения – как совокупности простых предложений. Иерархические отношения – это отношения включения между языковыми единицами разных уровней. Иерархические отношения связывают уровни языка между собой, это отношения структурно более простых единиц к более сложным (вспомните: единицы формируются на более низком уровне, а функционируют на более высоком). Например, единицы низшего уровня могут включаться в единицы более высокого уровня: звук «О» (фонетический уровень) может входить в приставку ПО (морфемный уровень), она, в свою очередь, может входить в состав слова – ПОЕХАЛ; как часть речи это слово относится к глаголам; далее образуем словосочетание с нашим словом, например, ПОЕХАЛ В МОСКВУ, затем мы можем включить это словосочетание в предложение, например, Я ПОЕХАЛ В МОСКВУ НА КАНИКУЛЫ. И завершить наш пример иерархических отношений мы сможем созданным нами текстом, в котором будет присутствовать наше предложение (ТЕКСТ…….). Все эти типы отношений в системе языка не изолированы, они в той или иной степени определяют и дополняют друг друга. Таким образом, сохранность языка объясняется устойчивостью его звукового и грамматического строя. Другими словами, устойчивость языка опирается на его системность и структурность. Для языка типична сложная структура взаимосвязанных и разнородных элементов. Термины система и структура нередко заменяют друг друга, но они совпадают не во всех значениях. В «Толковом словаре русского языка»: слово система (греч. происх., букв. «целое из составных частей»), слово структура (лат. происх., «строение, расположение») Система и структура языка подразумевают, что язык имеет внутренний порядок, организацию частей в единое целое. Системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон. Под структурой понимается единство разнородных элементов в пределах целого. Система – это единство взаимообусловленных элементов. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите основные уровни языковой системы. 2. Какие единицы языка функционируют на каждом из уровней? 3. Какие отношения существуют между единицами языка? Опишите их. 4. Почему язык – это устойчивая система?
«Язык как структура и система.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot