Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6. Высшее образование: понятие, содержание, принципы
Рисунок 24. Понятие о содержании высшего образования
Рисунок 25. Целеполагание в высшей школе
Рисунок 26. Общие требования к содержанию высшего образования
Рисунок 27. Принципы и условия формирования содержания образования
Рисунок 27. Принципы и условия формирования содержания образования (окончание)
Рисунок 28. Цели и тенденции высшего образования
ОБУЧЕНИЕ
Преподавание (деятельность преподавателя)
Цель: обеспечение информирования,
воспитания, осознания и практического
применения знаний
Учение (деятельность обучающегося)
Цель: Освоение учебного материала
Этапы:
Компоненты учения:
- Подготовительный (планирование учебного
процесса)
- Обучающий (вводно-мотивационная и
операционно – познавательная деятельность)
- Контролирующий и Аналитикокорректировочный (деятельностный подход к
обучению)
- Содержательно-операционный (знания и
способы аналитико-синтетической
деятельности)
- Ориентировочный (принятие цели, норм и
правил)
- Энергетический (воля, эмоции)
- Мотивационно-оценочный (отношение к
учебной деятельности и осваиваемым знаниям)
Рисунок 29. Цели преподавателя и обучающегося
Таблица 33. Деятельность преподавателя и обучающегося
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
1. Разъяснение обучающимся целей и задач обучения
1. Собственная деятельность по созданию
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями положительной мотивации учения
(явлениями, событиями, предметами, законами)
2. Восприятие новых знаний, умений
3. Управление процессом осознания и приобретения 3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление,
знаний, умений
систематизация
4. Управление
процессом
познания
научных 4. Познание
закономерностей
и
законов,
закономерностей и законов
понимание причинно-следственных связей
5. Управление процессом перехода от теории к практике 5. Приобретение умений и навыков, их
6. Организация эвристической и исследовательской систематизация
деятельности
6. Практическая
деятельность
по
са7. Проверка, оценка изменений в обученности и мостоятельному решению возникающих проблем
развитии обучающихся
7. Самоконтроль, самодиагностика достижений
Цели творческой самореализации обучающегося
Создание
обучающимся
образовательной
продукции в изучаемых
образовательных
областях
Освоение им базового
содержания этих
областей через
сопоставление с
собственными
результатами
Выстраивание
индивидуальной
образовательной траектории в
каждой из образовательных
областей с опорой на свои
личностные качества
Рисунок 30. Цели творческой самореализации обучающегося
Таблица 34. Образ обучающегося
Образ обучающегося
Первичным элементом методологии и теории обучения является образ обучающегося. Именно образ
обучающегося в динамике его развития является целевым фактором выстраивания системы его образования на
основе соответствующей дидактической или педагогической теории.
Образ обучающегося как модель предвосхищаемых результатов обучения является планируемым результатом
взаимодействия обучающегося с окружающей образовательной средой.
Познавая реальную действительность, обучающийся выполняет следующие виды деятельности:
познание (освоение) объектов
создание обучающимся личностного
самоорганизация
окружающего мира и имеющихся знаний о продукта образования как эквивалента
предыдущих видов
нем
собственного образовательного
деятельности – познания
приращения
и созидания.
При осуществлении обучающимся этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им
качества личности, из которых формируется предвосхищаемый образ обучающегося:
когнитивные
физические и физиологические качества, умения видеть, слышать, осязать, чувствовать
(познавательные)
изучаемый объект с помощью обоняния, вкуса; развитая работоспособность, энергетика
качества (умение
интеллектуальные качества, любознательность, эрудированность, вдумчивость,
чувствовать
сообразительность, логичность, «коэффициент интеллекта», осмысленность,
окружающий мир,
обоснованность, способности к анализу и синтезу, способность находить аналогии,
задавать вопросы,
использовать различные формы доказательств, пытливость, проницательность, поиск
отыскивать причины
проблем, склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, видеть противоречия,
явлений, обозначать
формулировать проблемы и гипотезы, выполнять теоретические и экспериментальные
свое понимание или
исследования, владеть способами решения различных задач, делать выводы и
непонимание вопроса
обобщения;
и др. Необходимы
владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности,
ему в процессе
умение аргументировать свои знания и полученные результаты; умение
познания
самоопределяться в ситуациях выбора, увлеченность, оперативность действий
Продолжение таблицы 34
окружающей
действительности
(объектов внешнего
мира),
распределенной в
соответствии с
общеобразовательны
ми областями и
учебными курсами)
способность обозначить свое понимание или непонимание по любым возникающим
вопросам; умение понять и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный
диалог или спор
структурно-системное видение изучаемых областей в их пространственной и временной
иерархии, отыскание связей объектов, их причин, связанных с ними проблем; владение
общим подходом к выяснению сути любых объектов и явлений (природы, культуры,
политики и др.), разнонаучное видение
выбор фундаментальных объектов среди второстепенных, отыскание соподчиняющих
связей между ними; видение иерархии, новых функций и связей известных объектов;
способность к отысканию причин происхождения объекта, способность находить смысл
объекта, его источник; различение фактов и нефактов об объекте
наличие личностного понимания смысла каждого из изучаемых учебных предметов;
владение базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентация в фундаментальных
проблемах изучаемых наук, нестандартность мышления
умение сопоставлять культурно-исторические аналоги со своими образовательными
продуктами и результатами одноклассников, вычленять их сходства и отличия,
переопределять или дорабатывать собственные образовательные результаты
способность к отысканию причин происхождения культурно-исторического объекта или
явления, умение определять его структуру и строение, находить связи с родственными
идеальными объектами, строить систему идеальных объектов, выстраивать их иерархию
на основе сформулированных принципов и критериев; умение отыскивать системы
связей культурно-исторического явления с соответствующими реальными объектами
способность воплощать добываемые знания в духовные и материальные формы, строить
на их основе свою последующую деятельность
Продолжение таблицы 34
творческие
качества:
вдохновленность,
фантазия,
гибкость ума,
чуткость к
противоречиям;
раскованность
мыслей и чувств,
движений;
прогностичность;
наличие своего
мнения и др.
эмоциально-образные качества: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный
подъем в творческих ситуациях; образность, ассоциативность, созерцательность,
воображение, фантазия, мечтательность, романтичность, чувство новизны, необычного,
чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать
внутреннюю борьбу, способность к эмпатии, знакотворчество, символотворчество
инициативность, изобретательность, смекалка, готовность к придумыванию;
своеобразность, неординарность, нестандартность, самобытность, ассертивность;
способность к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в
коммуникации с людьми, текстом, другими объектами познания
обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, сочетающееся с умением
выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе, в семье, в иной среде
проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот; преодоление
стереотипов, способность выхода в иную плоскость или пространство при решении
проблемы
умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные
объекту; умение определять структуру и строение, находить функции и связи объекта с
родственными объектами; прогнозирование изменений объекта, динамики его роста или
развития; создание новых методов познания в зависимости от свойств объекта
прогностичность, предсказательность, формулирование гипотез, конструирование версий,
закономерностей, формул, теорий
владение нетрадиционными эвристическими процедурами: интуиция, инсайт, медитация
независимость, склонность к риску; наличие личностных результатов образования,
отличающихся от образовательных стандартов глубиной, тематикой, мнением, отличным от
общепринятого
наличие опыта реализации наиболее творческих своих способностей в форме выполнения и
защиты творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и др
Окончание таблицы 34
методологические знание обучающимся своих индивидуальных деятельностных особенностей, черт характера,
(оргдеятельностоптимальных темпов и форм занятий каждой из дисциплин и образовательных областей
ные) качества
осознание и умение пояснить цели своих занятий теми или иными учебными предметами,
(способность
отчетливое понимание того, в чем он себя в них реализует
осознания целей
целеполагание (умение ставить цели), наличие достойной цели, программы ее достижения,
учебной
упорство в доведении дела до конца, верность цели; целеустремленность (направленность
деятельности и
на достижение цели), устойчивость в достижении целей
умение их
умение поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности, составить
пояснить; умение
план ее достижения; выполнить намеченный план исходя из своих индивидуальных
поставить цель и
особенностей и имеющихся условий, получить и осознать свой результат, сравнить его с
организовать ее
аналогичными результатами других
достижение;
способность организовать творчество других (организационно-педагогические
способность к
качества);.совместное с другими обучающегосями познание и генерация идей; умение
нормотворчеству; организовать «мозговой штурм», участвовать в нем; сравнение и сопоставление идей, спор,
рефлексивное
дискуссия
мышление;
навыки самоорганизации: планирование деятельности, программирование действий,
коммуникативкоррекция этапов и способов деятельности, гибкость и вариативность действий,
ные качества и
упорядоченность деятельности, реализуемость планов; комбинаторность подходов к
др.)
деятельности, одновременное удержание в сознании разных альтернатив
самосозерцательность, самоанализ и самооценка; владение методами рефлексивного
мышления – остановкой, припоминанием деятельности, анализом ее этапов, вычленением
использованных способов, поиском противоречий; умение выявлять смысл деятельности,
планировать, сопоставлять полученные результаты с целями, корректировка
способность взаимодействия с другими субъектами образования и с окружающим миром;
умение отстаивать свои идеи, выносить непризнание окружающих, «держать удар»;
автономность, независимость, устремленность, решительность, коммуникативность
Таблица 35. Этапы формирования и реализации целей образования
Описание этапа
Изучение объективных целеобразующих факторов и определение общей цели образования (требования
общества к образованию, уровень развития фундаментальных наук, уровень обучаемости и т.п.)
Воплощение общей цели образования в учебных программах, учебниках, технических средствах обучения,
методических руководствах
Осуществление целей обучения в деятельности педагогов, непосредственно занимающихся с обучающимися
Осознание целей образования и обучения самими обучающимися и их сознательное стремление
соответственно организовать свое учение
Результаты обучения
Знания, умения, навыки
Активность
Мировоззрение личности
Работоспособность (умственная и
физическая) личности
Кругозор и эрудиция
Качество ума, интеллектуальное
развитие личности
Умение учиться, потребность
приобретать и пополнять знания
Воспитанность (нравственная,
эстетическая, экологическая, политехническая и др.)
Профессиональная ориентация и
подготовка к жизни
Навыки самообразования
Рисунок 31. Результаты обучения
Таблица 36. Современные закономерности обучения
Закономерность
Сущность закономерности
Дидактические Результаты прямо пропорциональны продолжительности обучения и находятся в прямой
зависимости от осознания целей обучения; продуктивность усвоения обратно
пропорциональна количеству материала и сложности.
Психологические Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу, учебным возможностям,
количеству тренировок, упражнений, интенсивности тренировки; результативность
деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений; количество
повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения, процент сохранения
заученного материала обратно пропорционален объему.
Гносеологические Продуктивность прямо пропорциональна объему учебной деятельности, практическому
применению, умению учиться; умственное развитие прямо пропорционально усвоению
объема взаимосвязанных знаний, опыта; результаты обучения зависят от умения включать
изучаемый предмет в связи с ранее осознанным и от регулярности и систематического
выполнения домашних заданий.
Кибернетические Эффективность обратно пропорциональна частоте; качество знаний зависит от
эффективности контроля; качество обучения прямо пропорционально качеству управления
процессом обучения; эффективность управления прямо пропорциональна количеству и
качеству управляющей информации.
Социологические Развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в
общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов;
эффективность образования зависит от уровня интеллектуальной среды, интенсивности
взаимообучения, она повышается в условиях познавательной направленности, вызванной
соревнованиями.
Организационные Эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться,
формирования познавательных интересов; результаты обратно пропорциональны
отношению учащегося к учебной трудоспособности учащегося и учителя.
Содержание образовательной деятельности
Внешнее
Внутреннее
• характеризуется той образовательной средой для
обеспечения условий развития личности
• концентрируется в понятии «образовательная область»
• атрибут самой образовывающейся личности
• реальная действительность (предмет изучения
наук и курсов)
• создается на основе личного опыта учащегося
в результате его деятельности
• знания о действительности (результаты научной
деятельности)
Рисунок 32. Содержание образовательной деятельности
Многообразие бытия
Реальный мир
(мир вещественных объектов)
Идеальный мир
(мир идей и знаний)
Взаимосвязь реального и идеального мира проявляется в деятельности
познающего их человека
Рисунок 33. Реальный и идеальный мир
Причины подмены
Необходимость сохранения общей
и единой конструкции содержания
учебного материала
Удобство
передачи
материала
Контроль за
усвоением
материала
Функции первичного
познания реальности
Рисунок 34. Причины подмены реального мира идеальным
Создание обучающийсяом собственного образовательного продукта, который
характеризует уровень его личного образовательного приращения, имеющего
внутренний деятельностный источник
Обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию обучающийсяа,
складывающуюся из его образовательных продуктов, сопоставленных с культурноисторическим пластом человеческого знания и включенных в него
Реализация личностного образовательного потенциала обучающийсяа через
выявление и развитие его индивидуальных способностей, обеспечивших создание
личного образовательного продукта
Рисунок 35. Функции первичного познания реальности
Таблица 37. Первичность познания реальности
Первичность познания реальности
В научном познании все многообразие бытия представлено, как правило, реальным миром – миром
вещественных объектов, и идеальным миром – миром идей (знаний). Взаимосвязь реального и идеального мира
проявляется в деятельности познающего их человека. Например, растение, относящееся к реальному миру и идея
растения, выступают для биолога двумя разными объектами, имеющими тем не менее общий смысл, который и
познается ученым в ходе его профессиональной деятельности.
В традиционном школьном обучении в качестве объектов познания (изучения) преобладает «знаниевый»
идеальный мир – мир общепринятых идей, научных понятий, закономерностей, теорий. Работа обучающихся с
объектами реального мира незначительна по объему и содержанию, изучение ведущих образовательных
областей состоит, как правило, в усвоении обширного объема знаний. В учебных программах, пособиях, а еще
более – в непосредственной практике традиционного обучения, мир реальных объектов часто подменяется
изучением соответствующих им понятий и других готовых продуктов познания, полученных не обучающимися,
а специалистами, учеными или авторами учебного материала. Происходит это не из-за трудностей практического
изучения реальных объектов или из-за отсутствия учебного времени на их рассмотрение, а по причине
традиционной необходимости сохранения общей, по возможности единой, конструкции содержания учебного
материала, удобства его передачи обучающимся и контроля за усвоением. Предлагаемый обучающимся для
изучения педагогически обработанный материал выступает в данном случае адаптированной информацией о
знаниях других людей – специалистов в различных областях: ученых, писателей, инженеров и др. Изучение
обучающимися информации о чужих знаниях практически не оставляет им места для создания собственных
знаний о реальном мире.
Таким образом, в традиционном школьном образовании отсутствует выстраивание обучающимися личного
мира знаний, что препятствует не только построению ими индивидуальных образовательных траекторий, но и
творческой самореализации в целом.
Решать эту проблему можно путем изменения методологии обучения, а именно – с помощью
первоначального задания обучающимся в качестве образовательных объектов реальных, а не идеальных
объектов познания, а также путем обучения способам познания реальных объектов и добываемых знаний.
Окончание таблицы 37
Изучая объект реального мира, обучающийся отыскивает и создает знания о нем, то есть открывает идеальные
теоретические конструкты – факты, понятия, закономерности. Осознавая созданные ими знания и применяемые
способы познания, обучающийся фиксирует их в виде личного образовательного продукта, что позволяет затем
применять их для последующего познания реального мира. Образовательная деятельность обучающихся
выступает связующим звеном идеального и реального мира – равноправных атрибутов гармоничного человека.
Каждый обучающийся, имея возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание о
реальном объекте, неизбежно проявляет и развивает свои личностные познавательные способности. При
изучении одних и тех же для всех обучающихся реальных образовательных объектов, школьники конструируют
субъективные образы этих объектов, не всегда совпадающие как друг с другом, так и с общепринятой системой
знаний. Разные образовательные продукты познания одного и того же объекта свидетельствуют не об их
ошибочности, а о различных образовательных позициях и траекториях обучающимся. Субъективность познания
означает, что каждый обучающийся проникает в глубины своего мира, расширяет соответствующую сферу
своего личностного потенциала.
Обучающийся, познавая реальные фундаментальные образовательные объекты, получает личный
образовательный продукт, который сопоставляется затем с продуктами человечества в данной области познания
– культурно-историческими аналогами. Лишь затем обучающийся обогащается «знанием всех богатств», а
ученический результат может быть включен в качестве элемента в общую систему знаний, то есть в общий
образовательный продукт обучающихся. Педагог организует различные деятельности обучающихся по
личностному познанию реальной действительности, по сопоставлению личного образовательных продукта с
культурно-историческими аналогами, рефлексивную деятельность обучающихся, которую выполняет также и
сам на всех этапах обучения.
Первичность познания реальности обучающимся обеспечивает: во-первых, создание обучающимся
собственного образовательного продукта, который характеризует уровень его личного образовательного
приращения, имеющего внутренний деятельностный источник; во-вторых, индивидуальную образовательную
траекторию обучающегося, складывающуюся из его образовательных продуктов, сопоставленных с культурноисторическим пластом человеческого знания и включенных в него; в третьих, реализацию личностного
образовательного потенциала обучающегося через выявление и развитие его индивидуальных способностей,
обеспечивших создание личного образовательного продукта.
Основная литература:
1. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие /
В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный
ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982777
2. Самойлова, И.В. Психология и педагогика высшей школы [Электронный ресурс] / И.Н. Мавлюдов, И.В.
Самойлова .— Пенза : РИО ПГСХА, 2015 .— 266 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/488357
Дополнительная литература:
Варданян, А.Н. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : метод. рекомендации / Варданян Асмик
3.
Нориковна, А.Н. Варданян .— М. : РГУФКСМиТ, 2013 .— 36 с. — Режим
доступа: https://lib.rucont.ru/efd/236411
4. Кокорева Е.А. Педагогика и психология труда преподавателя высшей школы [Электронный ресурс]:
учебное пособие в вопросах и ответах/ Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б., Сорокина-Исполатова Т.В.—
Электрон. текстовые данные.— М.: Институт мировых цивилизаций, 2017.— 152 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/77634.html.— ЭБС «IPRbooks»
5.
Романов, Д. В. Педагогика высшей школы: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Д. В.
Романов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 30 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/349949
Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : [16+] / Г.Г. Солодова ; Министерство образования
6.
и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Кемеровский государственный университет», Институт образования, Межвузовская
кафедра общей и вузовской педагогики. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. –
55 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633 (дата
обращения: 27.11.2019). – ISBN 978-5-8353-2156-8. – Текст : электронный.