Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра Истории зарубежных стран в новое и новейшее время
Проф. В.П. Золотарев
Выдающиеся дипломаты мировой истории
(Курс лекций)
Сыктывкар 2009
Лекция первая (вводная)
Понятие «выдающиеся дипломаты»
Источники и литература курса
План
1. Предварительные замечания
2. Основные черты, присущие личности, называемой «выдающийся дипломат»
3. «Ядро» выдающихся дипломатов – остов настоящего курса лекций
4. Источники и литература курса
Заключение
1. Предварительные замечания
Предварительные замечания следует, пожалуй, начать с ознакомления результатов социологического опроса студентов специальности «международные отношения» исторического факультета СыктГУ, проведенного 24 декабря 2008 г.
Им было предложено ответить на три вопроса:
1. Назовите основные эпохи дипломатической истории мира
2. Напишите имена выдающихся дипломатов России/СССР и зарубежных стран
3. Какими, по-вашему, личностными и профессиональными качествами должен обладать выдающийся дипломат?
В опросе приняли участие 19 студентов из списочного состава 24 (≈80%).
Из 19 опрошенных ответило:
–на все 3 вопроса (хотя и допустили некоторые неточности и ошибки) – 13 студентов (≈70%);
– ответило на 2 вопроса (кроме первого) – 4 человека (более 20%);
– ответило лишь на 1 вопрос – 2 человека (один только на 2 вопроса и один только на 3 вопроса) - чуть более 10%.
Наибольшее затруднение вызвал первый вопрос анкеты, поскольку студенты не назвали принципы периодизации дипломатической истории мира. Кроме того, один из них написал: «Дипломатия не делится на эпохи, она была всегда и будет всегда. Если делить на эпохи, совпадет с основными эпохами истории мира. Классификация [?] зависит от автора». Нетрудно заметить: автор не совсем понял вопрос. К тому же, написанное им требует поправки с точки зрения требования русского языка.
Второй вопрос вызвал у опрашиваемых активный интерес. Были названы следующие имена дипломатов:
1. Горчаков – 7.
2. Громыко – 6.
3. Талейран – 4.
4. Молотов – 5.
5. Лавров – 9.
6. Александр I – 1.
7. К. Райс – 7.
8. Бестужев – 1.
9. Меньшиков – 1.
10. Голицын – 1.
11. Добрынин – 1.
12. Чичерин – 2.
13. Тэтчер – 3.
14. Примаков – 7.
15. Иванов – 6.
16. Наполеон – 1.
17. Рузвельт – 1.
18. Остерман – 2.
19. Потемкин – 3.
20. Бисмарк – 2.
21. Фишер – 4.
22. Шеварднадзе – 3.
23. Рибентроп – 3.
24. В. Чуркин – 3.
25. Литвинов – 2.
26. Шредер – 1.
Всего было названо 26 имен дипломатов (кроме того, 3 фамилии написаны неразборчиво).
Из них 17 отечественных дипломатов и 9 зарубежных стран. Наибольшее количество раз были упомянуты:
Лавров – министр иностранных дел РФ назван 9 студентами.
За ним следует Горчаков – министр иностранных дел Российской империи – 7.
Примаков – министр иностранных дел РФ – 7.
Громыко – министр иностранных дел СССР – 6.
Молотов – нарком, министр иностранных дел СССР – 5.
Иванов – министр иностранных дел РФ – 6.
В. Чуркин – представитель РФ в ООН – набрал – 3.
Из дипломатов зарубежных стран первенствует К. Райс – 7, затем Йошка Фишер – 4 и М. Тэтчер – 3.
Остальные 7 дипломатов упомянуты от одного до трех раз.
Третий вопрос. Чаще других упоминалось такое профессиональное качество дипломата как знание им нескольких иностранных языков. Лишь 4 раза (из 19) названа такая черта выдающегося дипломата, как его способность отстаивать интересы своей Родины в той стране (или организации), в которой он аккредитован. Убедительный факт – деятельность Виталия Чуркина в Совбезе в августе 2008 г., когда в этой организации рассматривался конфликт между Грузией, Абхазией и Южной Осетии.
Чаще студенты упомянули личностные качества дипломата: ум, умение держать себя в самых разных ситуациях, гибкость и т.д.
Какие выводы вытекают из только что приведенной картины анкетирования?
Положительным надо считать то, что 70% опрошенных в целом правильно ответили на вопросы анкеты. Хорошо также, что было названо около 30 имен дипломатов разных стран. Но среди них мало тех, которых можно причислить к выдающимся дипломатическим деятелям зарубежной и отечественной истории. Те же из них, кто был упомянут, являются нашими современниками, бывшими (или являющимися) руководителями государственных дипломатических учреждений (С. Лавров, К. Райс, Е. Примаков и др.).
Мало выдающихся дипломатов прошлого упомянуто в анкетах, что не может не свидетельствовать о том, что студентам необходимо много работать, чтобы основательно изучить историю как зарубежную, так и свою, родную, отечественную историю. Ибо без глубокого знания истории человек вряд ли сможет профессионально выполнять возложенную на него дипломатическую работу, поскольку без знаний истории он не освоит богатейший опыт дипломатии, оставленный нам многими поколениями ушедших времен.
Что же касается затруднений, вызванных у студентов в процессе ответа на первый (теоретический) вопрос анкеты, то они проистекают из того, что самое сложное в умственной деятельности – это уметь концептуально мыслить, то есть подходить к каждому вопросу, проблеме системно. Этот трудный опыт, а опыт, по словам А.С. Пушкина, - «дитя ошибок трудных», - можно освоить только много работая, самостоятельно изучая наследие недюжинных деятелей прошлого и современности, чему в большей степени и посвящен наш курс лекций.
А теперь коснемся проблемы, которая у респондентов вызвала большие затруднения – об эпохах дипломатической истории мира. Она не имеет однозначного решения. Приведем один из взглядов.
Профессор Университета в Бристоле (Великобритания) Моуат (R.B. Mowat) в своей книге «Diplomacy and the World» («Дипломатия и мир», Лондон, 1935), наметил три эпохи в развитии теории дипломатии в Европе. Под дипломатической теорией следует понимать общепринятые принципы и методы международного общения и переговоров.
Первая эпоха охватывает, по его мнению, время с 476 г. по 1475 г., когда дипломатия была не организована.
Вторая эпоха продолжалась более 400 лет – с 1475 г. по 1914 г. Этот период представляет ту фазу в истории, когда дипломатическая теория отражала систему политики, известной как «European systema» (система европейских государств).
Третья эпоха была открыта в 1918 г. президентом США В. Вильсоном (Wilson) (Томас) Вудро (1856-1924; 1913-1921 гг. – президент США) и в результате появилась так иногда называется «демократическая дипломатия», что является спорным, имея в виду его доктрину «Четырнадцать пунктов Вильсона».
Дополним периодизацию истории дипломатии проф. Моуата.
Третья эпоха продолжалась до начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 г. Она длилась около 20 лет.
Четвертая эпоха охватывает годы второй мировой войны (1939-1945) и окончилась речью У. Черчилля 5 марта 1946 г. «Мускулы мира» в Фултоне (США). Эта речь открыла пятую эпоху «холодной войны» (The Cold War – анг.): 1946 г. – 8 декабря 1991 г., Беловежское совещание – Ельцина – Кравчука – Шушкевича – приняло решение о роспуске СССР, и 25 декабря М.С. Горбачев ушел с поста президента СССР.
Мы живем, можно сказать в шестой эпохе дипломатической истории, начавшейся в декабре 1991 г. ликвидацией биполярного мира.
В историко-дипломатической литературе существует и иная периодизация дипломатической истории мира. Она включает в себя следующие эпохи: [1] Довестфальская, [2] Вестфальская, [3] Венская, [4] Версальско-Вашингтонская, [5] Ялтинско-Потсдамская, [6] Хельсинская. Основной принцип ее периодизации – принятие и следование государств договорным актам, которые определяли основу международных отношений.
2. Основные черты, присущие личности, называемой «выдающийся дипломат»
Откроем «Толковый словарь русского языка» под редакцией проф. Д.Н. Ушакова на интересующем нас слове. Читаем: «Выдающийся…отличный, превосходный, выделяющийся среди других».1 Далее приводятся примеры – выдающийся художник. Выдающиеся способности. Словарь не объясняет, какими чертами должен обладать человек, деятель, называемый «выдающимся», чем он должен «выделяться среди других».
На наш взгляд, черты, присущие выдающемуся дипломату должны быть следующими.
• Честность, порядочность. Нередко можно прочитать и услышать: политика – дело грязное, тем более политика дипломатическая. С этим нельзя согласиться потому, что у грязных деятелей – грязная политика, нечестный человек не может быть честным ни в жизни, ни в политике, если он, не дай Бог, получает государственные должности. Вспомните выдающегося князя Древней Руси Святослава (945-972), сына Игоря и Ольги. Он никогда не нападал на врага врасплох, но всегда заранее предупреждал его: «Хочю на вы ити».2 Н.М. Карамзин, передавая летописное сказание, приводит фразу Святослава в форме: «Иду на вас!».3 Крылатость фразы закрепилась в редакции: «Иду на Вы!». Этот факт давнишний. Приведем другой факт из истории современной. Вероятно, мало кто из думающих людей будет оспаривать тот факт, что советский народ и его Красная Армия победили фашистскую Германию в Отечественной войне 1941-1945 гг. во многом благодаря тому, что высшее руководство СССР (И.В. Сталин, В.М. Молотов) решительно проводило честную внешнюю политику, направленную на достижение победы над врагом.
• Решительность, твердость характера – непременная черта выдающегося дипломата, помогающая ему в любых условиях отстаивать национальные интересы своей страны. Можно привести много примеров из дипломатической истории. Однако ограничусь лишь одним. В годы Отечественной войны 1812 г. к русскому императору Александру I Наполеон Бонапарт прислал в С.-Петербург своего посланника с предложением немедленно заключить сепаратный мир (у французского полководца дела в России пошли плохо). Русский государь выслушал нарочного Наполеона, подумал и затем произнес: «Ступайте и скажите своему повелителю: Я никогда не соглашусь на мир. Отращу бороду, уйду с мужиками в Сибирь, и буду бороться с врагами России до тех пор, пока не выброшу их за пределы России».4
• Выдающийся дипломат – это человек, беспредельно преданный своему народу, готовый на все для защиты его национальных интересов. Он – патриот с большой буквы. Для подкрепления высказанного умозаключения можно назвать немало дипломатов нашей страны и зарубежных стран. Турецкие султаны не раз и не два сажали послов России в казематы, склоняя их к предательству, но ни один из них не предал свою Родину. Назову лишь одну фамилию – Петр Андреевич Толстой, посланник Петра I в Османской империи.
• Выдающийся дипломат – это человек, наделенный глубоким умом, обладающий широчайшими знаниями истории, культуры, искусства, владеющий в совершенстве языком страны пребывания. Кроме того, он должен в совершенстве знать дипломатическую историю мира и своей страны, владеть опытом дипломатов прошлого и современности. Наркомом иностранных дел Советской России, а затем и Советского Союза с 1918 по 1930 г. был Г.В. Чичерин. На мирной конференции в Генуе (1922 г.) Чичерин свою речь произнес на трех европейских зыках: английском, французском и немецком. Это произвело сильное впечатление на участников той конференции.
• Самообладание (способность владеть собой), выдержка и хладнокровие, способность мгновенно сориентироваться в любой, даже самой неожиданной ситуации – непременные черты недюжинного дипломата. Пример: быстрая реакция Александра I на предложение мира посланником Наполеона, который был приведен ранее.
• Умение использовать слабые стороны оппонентов в дипломатических переговорах для достижения стратегических и тактических задач. Эти черты весьма ярко проявились в деятельности многих дипломатов, в особенности восточные люди падки на подарки (особенно татаро-монголы времен их владычества на Руси) и Александр Невский, отправляясь в Орду, всегда вез обозы с подарками для ханов и их челяди. Не в последнюю очередь богатые дары (меха, золото, серебро, драгоценные камни и т.д.) помогали князю успешно заканчивать свои вызовы в Орду.
• Непременный учет особенностей и традиций народа страны пребывания. В русской дипломатической службе непременным требованием к дипломатам-послам было их глубокое знание страны – пребывания: ее истории, природы, культуры, традиций, быта народа, руководителей государства. Ярким представителем в этом плане является Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в США (1961-1986), заслуженный работник дипломатической службы РФ Анатолий Федорович Добрынин. Он работал послом рекордное количество лет (25) при 6 президентах США: Кеннеди, Джонсоне, Никсоне, Форде, Картере и Рейгане.
• Вряд ли кто будет оспаривать то, что дипломатическая работа государственного деятеля оценивается ее результатами. Если они внушительны и исторически оправданы, то такой дипломат вполне может быть назван «выдающимся».
В русской истории было немало таких деятелей. Назовем их. Александр Невский (1220-1263), Петр Первый (1672-1725), Екатерина Вторая (1741-1796), И.В. Сталин (1879-1953), А.А. Громыко (1909-1989) и другие.
Теперь можно убедиться, что выдающимся дипломатам присущи многие характеристистические черты – личностные и профессиональные.
Ими мы и руководствовались, чтобы очертить «ядро выдающихся дипломатов», жизнь и деятельность которых составит основное содержание предлагаемого вам курса.
3. «Ядро» выдающихся дипломатов – остов настоящего курса лекций
Автор предложит вашему вниманию освещение жизни и дипломатической деятельности десяти выдающихся людей. Из них семь отечественных и три зарубежных дипломата. Такое соотношение объяснимо и понятно: российские студенты обязаны прежде всего знать дипломатический опыт своих, русских деятелей.
Вот их портретные изображения.
А.Ф. Добрынин 1919 г.р.
1962-1986
Посол СССР в США
Жизнь и работа названных выдающихся деятелей отражена в источниках и литературе.
4. Источники и литература курса
Источники и литература по курсу многочисленны и по своим жанрам многообразны.
Их для удобства пользования возможно разделить на несколько групп. Первую группу составят источники дипломатического характера.
1.1. Вестфальский мир 1648 года [Оснабрюкский и Мюнстерский мирные договоры], подписан 24 октября 1648 г. в Мюнстере.
1.2. Акт Священного Союза [подписан 14 сентября 1815 г. в Париже Александром I, Францем I, Фридрихом Вильгельмом III] // Внешняя политика России XIX и начала XX века. Т.8. М., 1960. С. 516-518.
1.3. Венский договор 1815 (секретный) между Францией, Австрией и Англией о союзе против России и Пруссии // British and Foreign State Papers. V. 1-107. L, 1841-1969.
1.4. Декрет о мире. [Принят Вторым съездом советов 26 октября 1917 г.] // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Изд. 5-ое. Т.35. М., 1962. С. 13-16.
1.5. Версальский договор 28 июня 1919 года (Извлечение) // Хрестоматия по новейшей истории в трех томах. Т. 1 (1917-1939). Документы и материалы. М., Изд-во социально-экономической литературы, 1960. С. 179-188.
1.6. Во имя мира, безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе состоявшаяся в Хельсинки 30 июля-1 августа 1975 г. М., 1975.
1.7. Сборник договоров России с другими государствами 1856-1917. М.: Госполитиздат, 1952 – 463 с.
1.8. Тегеран Ялта Потсдам: Сборник документов. Изд. 3-е. М., Изд-во «Международные отношения», 1971.
Как видите, это дипломатические акты, определившие дипломатические эпохи мировой истории.
Я позволю себе задержать ваше внимание на выдающемся – и по содержанию, и в особенности по воздействию на международные отношения и дипломатию новейшего времени – акте – ленинском Декрете о мире. Вот фотокопия текста его первой публикации в газете «Известия».
Декрет о мире короток по своему объему (всего 10 абзацев), но могущественно ёмок по содержанию. Скажем еще несколько слов об этом дипломатическом акте.
Декрет о мире – один из первых документов Советской власти. Написан В.И. Лениным (Ульяновым), принят Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. в самый разгар Великой Октябрьской социалистической революции.
В это время продолжались боевые действия на фронтах Первой мировой войны, уносившие жизни солдат и мирных жителей. Крайне важно было остановить всемирную бойню. Уже в первом абзаце Декрета о мире говорилось: «Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября…предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире»5 без аннексий и контрибуций. Тайную дипломатию декрет отменял и предлагал «вести переговоры совершенно открыто перед всем народом», а тайные договоры начать неминуемо публиковать.
Декрет о мире положил начало новой дипломатии и новой практики ведения переговоров. Он является важнейшим программным внешнеполитическим документом Советской власти, положившим начало генеральной линии внешней политики Советской страны, рассчитанной на мирное сосуществование с капиталистическими странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной политики и мирного сотрудничества:
[1] равноправие всех народов мира;
[2] уважение их независимости,
[3] невмешательство в их внутренние дела;
[4] законность освободительной борьбы угнетенных народов.
Декрет о мире определял внешнюю политику и дипломатию СССР в течение почти 75 лет (с 8 ноября 1917 г. по 8 декабря 1991 г.)
В связи со сказанным о ленинском Декрете о мире мы не можем не исправить одну фактическую ошибку английского историка Гарольда Никольсона, который в своей книге «Дипломатия» (Harold Nicolson. Diplomacy. London, 1938, p. 56 [Есть русский перевод. М., 1941]) утверждает, что отмену тайной дипломатии и переход к открытой демократической дипломатии провозгласил 28-й президент США Томас Вудро Вильсон (англ. Thomas Woodrow Wilson, обычно без первого имени – Вудро Вильсон (28 декабря 1856 – 3 февраля 1924; президент США 1913 - 1921) в своей речи перед Конгрессом 8 января 1918 г., в которой сформулировал «Четырнадцать пунктов»; ставшими своего рода условиями окончания Первой мировой войны. Вот фото Вильсона:
Всмотримся в Четырнадцать пунктов Вильсона в их кратком изложении.
1. Открытые мирные договоры, открыто обсуждённые, после которых не будет никаких тайных международных соглашений какого-либо рода, а дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех.
2. Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод как в мирное, так и военное время, кроме случаев, когда некоторые моря будут частью или полностью закрыты в международном порядке для исполнения международных договоров.
3. Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия к поддержанию такового.
4. Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до предельного минимума, совместимого с государственной безопасностью.
5. Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должны иметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями того правительства, права которого должны быть определены.
6. Освобождение всех русских территорий и такое разрешение всех затрагивающих Россию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение относительно ее собственного политического развития и ее национальной политики и обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберёт. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, ее сестер, в грядущие [28] месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания ими ее нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а также показателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.
7. Бельгия, — весь мир согласится, — должна быть освобождена и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другими свободными нациями. Никакое другое действие не может более, чем это, послужить к восстановлению между народами доверия к тем законам, которые они сами установили и определяли в качестве руководства для своих взаимных сношений. Без этого целительного акта все построение и все действие международного права будет навсегда поражено.
8. Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены, а зло, нанесенное Франции Пруссией в 1871 году в отношении Эльзас-Лотарингии, которое нарушало всеобщий мир почти что 50 лет, должно быть исправлено, чтобы мирные отношения могли снова быть установлены в интересах всех.
9. Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ.
10. Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.
11. Румыния, Сербия и Черногория должны быть освобождены. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.
12. Турецкие части Оттоманской империи, в современном ее составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне находящиеся под властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.
13. Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать в себя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором.
14. Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.
Нельзя отказаться от мысли, что Вильсону был известен советский Декрет о мире, и он, разумеется, без ссылок на него кое-какие положения заимствовал из его текста. Так что инициатива об отмене тайной и переходе к открытой дипломатии принадлежит не президенту США В. Вильсону, а Председателю Совета Народных Комиссаров В.И. Ульянову (Ленину), который почти за два с половиной месяца ранее (26 октября (8 ноября) 1917 г.), нежели Вильсон (8 января 1918 г.) не только провозгласил указанный принцип, но декретировал его.
Как же международная общественность отнеслась к обоим дипломатическим актам? Если правящие круги буржуазных стран буквально взвыли, узнав содержание Декрета о мире, то трудящиеся массы с энтузиазмом приветствовали его. Да и речь Вильсона с ее Четырнадцатью пунктами вызвала неоднозначное отношение как в самих США, так и у их союзников. Франция хотела получить от Германии репарации, чтобы восстановить разрушенные войной промышленность и сельское хозяйство. Великобритания не хотела свободы мореплавания. В самих США пункт 14 не был утвержден Конгрессом.
Вторая группа источников состоит из мемуаров, в которых отражены основные события, действия государственных и дипломатических деятелей, о которых будет идти речь в нашем курсе. Этот вид источников требует максимально критического к ним отношениям, хотя, по правде говоря, одна книга воспоминаний ценнее и полезнее целой полки литературы. Назовем важнейшие из них.
2.1. Бисмарк О.Ф. Мысли и воспоминания. Т.1-3 / Пер. с нем. Под ред. А.С. Ерусалимского. М., 1940-1941 [Пер. с нем.: Otto Fürst von Bismarck. Gedanken und Erinnerungen. Neus Ausgabe, Erster Band. Stuttgart und Berlin, 1924].
2.2. Витте С.Ю. Воспоминания. Т.1-3. М., 1960.
2.3. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. Воспоминания Главного маршала авиации 1941-1945. М., 2008.
2.4. Громыко А.А. Памятное. Вспоминания. В 2-х томах. М., 1988.
2.5. Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Воспоминания дипломата. М., 2006; (2-е изд. 2008).
2.6. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2-х томах. Изд. 2-е. М., 1974.
2.7. Талейран Ш.М. Мемуары / Пер. с франц. Екатеринбург, 1997.
2.8. Richelieu A. Testament…politique [Политическое завещание]. Р., 1643; [Научное издание] – Р., 1947.
2.9. Милютин Д.А. Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Д.А. Милютина 1856-1860 / Под ред. Л.Г. Захаровой. М.: РОССПЭН, 2004. – 560 с.
2.10. Милютин Д.А. Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Д.А. Милютина 1863-1864 / Под ред. Л.Г. Захаровой. М.: РОССПЭН, 2003. – 686 с.
2.11. Милютин Д.А. Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Д.А. Милютина 1865-1867 / Под ред. Л.Г. Захаровой. М.: РОССПЭН, 2005. – 696 с.
2.12. Милютин Д.А. Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Д.А. Милютина 1868-начало 1873 / Под ред. Л.Г. Захаровой. М.: РОССПЭН, 2006. – 734 с.
Третья группа – это дневники государственных и дипломатических деятелей.
3.1. Дневник государственного секретаря А.А. Половцева. Т.1-2. М., 1966 [Т.1, записи за 1883 г. о А.М. Горчакове].
3.2. Милютин Д.А. Дневник генерал-фельдмаршала графаи Дмитрия Алексеевича Милютина 1873-1975 / Под ред. Л.Г. Захаровой. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 2008. – 435 с.
3.3. Валуев Петр Александрович. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. В 2-х т. / Под ред. П.А. Зайончковского. – М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1961.
Четвертая группа – это изобразительные источники. Я их не буду называть, поскольку каждая лекция будет включать немалое их количество.
Теперь перейдем к литературе проблем и вопросов курса. Это пятая группа. Она громадна. Состоит из специальных трудов и общих работ. Каждой из десяти персоналий курса посвящена или отдельная монография или, на худой случай, специальная биографическая статья. Однако, к сожалению, в них мало материалов о дипломатическом искусстве, о приемах и методах дипломатической работы. Каждая лекция будет сопровождаться этой литературой. В названной группе целесообразно выделить общие работы, в которых выписан контекст времени, в котором работал тот или другой дипломат. Этот контекст времени позволяет вникнуть изучающему в поступки, действия, мотивы дипломата, поскольку содержание эпохи их детерминирует. Здесь надо перечислить эти работы.
5.1. Дебидур А. Дипломатическая история Европы: В 2-х томах. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1995.
5.2. История дипломатии: в 3-х томах / Под ред. В.П. Потемкина. М., 1941-1945.
5.3. История дипломатии. Т.1-5 / Под ред. А.А. Громыко и др. Изд. 2-ое. М., 1959-1979.
5.4. Mowat R. B. Diplomacy and the World. L., 1935 [Книга Моуата «Дипломатия мира» на русском языке не переведена].
5.5. Никольсон Г. Дипломатия / Пер. с англ. А.А. Трояновского. М., Госполитиздат, 1941.
5.6. Трапезников А.А. Великие русские дипломаты. М.: РОСМЭН, 2004.
5.7. Эннио ди Нольфо. История международных отношений (пер с ит.). 1918-1999. М., 2003.
5.8. Юзефович Л. Путь посла. Русский посольский обычай. Обиход. Этикет. Церемония. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007.
Неоценимую помощь начинающим изучать историю дипломатии, так сказать, в лицах окажет справочная литература, которую можно найти в приложениях к общим трудам (всех без исключения). Есть и специальные справочные издания.
6.1. Дипломатические словарь в трех томах. Четвертое переработанное и дополненное издание. М., 1984-1986.
Заключение
Конкретно-исторический и теоретический материал лекции говорит о том, что дипломатия – это сложный вид человеческой деятельности. Работа дипломата имеет огромное значение в защите национальных интересов государства в его внешнеполитической сфере.
В силу этого дипломаты разного уровня должны обладать набором личностных и профессиональных навыков, в особенности – «выдающиеся дипломаты». В лекции было подробно рассмотрено понятие «выдающиеся дипломаты» путем раскрытия его основополагающих признаков.
Руководствуясь ими, мы избрали 11 выдающихся дипломатов мировой истории [из 152100], деятельность которых и явилась «ядром курса». Еще в начале XIX века великий Н.М. Карамзин остроумно и справедливо заметил: «Мы должны сами видеть действия и действующих: тогда знаем историю».6
В процессе изучения жизни государственной, дипломатической и общественной деятельности выдающихся дипломатов мы придем к двум чрезвычайно важным теоретическим обобщениям: [1] дипломатия в XIX веке стала и наукой и искусством; [2] в связи с этим возникают «дипломатические школы», то есть сообщества дипломатов, основывающих свою работу на определенных теоретико-методологических принципах и осуществляющих ее системой методов и приемов. Причем дипломатические школы были и есть как национальные (французская, английская, немецкая, русская), так (если дозволительно употребить этот термин) и интернациональные.
Основной целью курса станет освоение их опыта дипломатической работы в контексте исторического времени. Без знания эпохи (контекста), в которой жили и действовали дипломаты невозможно понять мотивы их действования, ее результаты. В силу этого в курсе значительное место будет отведено «историописанию» эпохи, причем для этого используется не только текстовые источники, но и изобразительные. Последние помогут «увидеть» физический и духовный облик дипломатов, людей, их окружавших обстановку того времени.
Курс фундирован значительными блоками источников и литературы, для удобства их изучения они градуируются в содержательные ряды.