Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Введение в микроэкономику.Цели и задачи дисциплины. Предмет и методы микроэкономики.

  • 👀 548 просмотров
  • 📌 498 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Введение в микроэкономику.Цели и задачи дисциплины. Предмет и методы микроэкономики.» pdf
Лекция 1. Введение в микроэкономику. Цели и задачи дисциплины. Предмет и методы микроэкономики. Определение микроэкономики как раздела экономической теории. Методы исследования микроэкономики. Проблемы, решаемые микроэкономикой. Существует мнение, что экономическая наука скучна. Тем не менее, экономическое устройство общества содержит много увлекательных проблем и неразгаданных тайн. Их пытались разрешить лучшие умы человечества: мыслители Востока, учёные Запада. Экономическая теория – единственная из общественных наук, по которой присуждается Нобелевская премия. Подобно алхимикам, занимавшимся поиском «философского камня», экономисты всех эпох и народов искали источник богатства и власти (выгоды). Именно этот источник и становился предметом изучения экономической теории. Каждая новая школа начиналась с критики предшественников, а значит, с критики устаревших догм и предпосылок. Современная экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика – это наука о принятии решений рациональными агентами, изучает поведение отдельных экономических агентов. Микроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая рассматривает поведение отдельных экономических агентов, таких как домохозяйства, фирмы (предприятия), правительство и их выбор по определению наиболее эффективного способа использования ограниченных ресурсов. Понятие «микро» подразумевает малые величины. В понятие «домохозяйства» обычно включают отдельно живущего человека, неполную семью, полную семью, несколько семей, ведущих общее хозяйство, группу совместно живущих людей. Микроэкономика исследует также поведение отдельных фирм, организаций и их небольших объединений (картели, синдикаты, тресты и т.п.); отдельные рынки (естественной монополии, рынок хлебо-булочных изделий, велосипедов и т.п.); поведение отдельных правительственных агентов, регулирующих экономические процессы, происходящие на микроуровне (Министерство внешней торговли, государственное предприятие, Министерство социальной защиты). Иными словами, микроэкономика изучает неагрегированный реальный сектор, разбитый на множество теоретически почти не связанных между собой рынков отдельных товаров и услуг. Макроэкономика – учение об общем уровне национального объёма производства, безработицы и инфляции; имеет дело со свойствами 1 экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики страны в целом. Макроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая исследует крупномасштабные экономические явления во-первых, в рамках страны, государства, в международных отношениях, такие как цикличность экономического развития, инфляция, безработица, экономический рост и т.п.; а во-вторых, выбор наиболее рациональных методов их регулирования. Принято считать, что макроэкономика изучает национальное хозяйство, взятое в целом, т.е. агрегированную систему, включающую в себя как реальный, так и финансовый секторы. Являясь теоретической наукой, она, как и микроэкономика, анализирует «идеальные» условия на основе разработки моделей и установления причинно – следственных связей. Мезоэкономика- это наука о поведении определённых подсистем национальной экономики (агропромышленный комплекс, ВПК и т.д) Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом. Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово "метод" происходит от греческого methodos, что буквально означает "путь к чему-либо". Поэтому метод можно определить в самом широком смысле как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой — выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя в себе свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот. Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет. Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания. Важнейшие из них — это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления. 2 Будучи наипростейшим, метод анализа оказывается и наименее удовлетворительным. Это метод эмпиризма. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое. Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются синтезом. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта. Поэтому этот метафизический метод не в состоянии указать путь к нахождению начала исследования. Аналогичными недостатками обладают и индукция с дедукцией. Индукция — это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему; дедукция —метод ,основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному). Слабость индукции в том, что она не может строго обосновать общее, так как исходит лишь из рассмотрения части совокупности. Недостаток дедукции в том, что она не может строго обосновать общую предпосылку. Важную роль в формальной логике играет сравнение — метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования. В то же время сравнение готовит предпосылки для проведения аналогии. Аналогия — это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. В общей форме умозаключение по аналогии записывается следующим образом. Если А и В имеют общие свойства и А имеет свойство С, то и В имеет свойство С. Аналогия — это частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания. Многие открытия в политической экономии были сделаны по аналогии. Ф. Кенэ, например, предложил плодотворную аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в организме социальном. Это позволило ему построить первую макроэкономическую модель воспроизводства. Изучение механического равновесия привело А. Курно к идее экономического равновесия. Аналогия, таким образом, играет важную роль в рождении новых идей и формулировке гипотез. Она существенно облегчает понимание сложных процессов, являясь 3 основой научного моделирования. Нередко аналогия позволяет правильно поставить проблему, определив направление дальнейшего исследования. Проблема — это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и входе его завершения. Исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т. е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий), а логический метод — историческим, взятым в необходимости (т. е. освобожденным от случайной исторической формы). Наряду с тождественным моментом в характеристике, исторического и логического способов познания уже здесь появляется и момент различия. Логический метод представляется как более теоретический, общий, необходимый. Причем каждый из этих методов предполагает другой: без знания, отражающего развитие человечества, исторического метода невозможно понять сущность предмета, т. е. законы его развития и, следовательно, логическое, и, наоборот, не поняв процесса или явления, неизвестно, откуда начинается его история и, следовательно, историческое. Но каждый метод не только тождествен с другим, не только предполагает другой, но и переходит в другой, создает себя как другое. Исторический метод, собирающий эмпирический материал, информацию, подготавливает и на определенной ступени переходит в логический, а логический, проанализировав сущность предмета и формы ее проявления в действительности, переходит в исторический и дает мощный интеллектуальный импульс для преобразования действительности, т. е. способствует как дальнейшему историческому познанию предмета, так и глубокому преобразованию его. Противоречие между старыми логическими схемами экономической теории, бывшими удовлетворительными для своего времени, и новыми фактическими данными, накопленными статистикой, экономикой промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и т. п., противоречие между теорией и практикой оставалось и остается движущим противоречием экономической науки. Для того, чтобы сделать новый шаг в экономической теории, надо глубже понять предыдущее, понять движущее противоречие применительно к конкретным проблемам. Каждая новая логическая система, разрешая это противоречие, становится теоретической основой для дальнейших исследований экономистов, а их находки заставят уточнить и усовершенствовать построенную систему. 4 Таким образом, историческое и логическое, включая предшествующие методы, точнее, черты единого диалектического метода, дают в общем виде ответ на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему. Однако для практической реализации этого необходимо предварительно построить более конкретные экономические модели и проверить их в ходе экономических экспериментов. Распространение системных методов исследования и рождение кибернетики сопровождались бурным развитием экономикоматематического моделирования. Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными. Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой — служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двухмерном пространстве — при помощи графиков. Если с увеличением значения аргумента значение функции растет, наклон графика называют положительным, если с увеличением значения аргумента значение функции уменьшается, наклон называют отрицательным. Если с изменением значения аргумента значение функции не меняется, то говорят, что у функции нулевой наклон. Если, наконец, одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное число значений функции, то наклон функции равен бесконечности (см. рис. 1,2). 5 P Q Рисунок 1 - Линейная убывающая функция спроса P S Q Рисунок 2—Линейная возрастающая функция предложения На рис. 1,2 показаны простейшие линейные зависимости; однако в реальной действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми. Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный и наоборот. Мир моделей многообразен (см. рис. 1—5). Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), 5 10 15 20 О Рисунок 3- Кривая спроса 6 сфере охвата (макрои микроэкономические), времени и характеру действия (статические и динамические), степени структурализации (малоразмерные и многоразмерные), характеру взаимосвязи элементов (линейные и нелинейные) и т. д. Рисунок 4 – Кривая предложения Наибольшее значение в экономической науке играет микро- и макромоделирование Рисунок 5 – Модель поведения фирмы-монополиста Предпосылки для возникновения микроэкономики складываются во второй половине XIX в., когда в экономической науке все большее внимание начинает уделяться психологическому фактору. Австрийская школа предельной полезности стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, независимого от окружающего мира. Основная задача его деятельности — удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Поведение этого индивида рассматривается в различных гипотетических ситуациях с целью выбора оптимального варианта (теория выбора А. Маршалла). При этом предполагается почти полная взаимозаменяемость факторов (труда, капитала и т. д.). Экономическая наука выступает при таком подходе как сборник готовых рецептов поведения индивида, фирмы и т. д. в стандартных ситуациях, как нормативная наука. Специфически капиталистическое выдается за общечеловеческое, рыночная экономика — за экономику вообще. При таком подходе неизбежно представление о современном обществе как о наилучшем, как о самой гармоничной системе. 7 Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Великая депрессия 1929—1933 гг. наглядно обнажили несовершенство функционирующей системы. Возникла необходимость возвращения к объективному подходу, типичному для предшествовавшей экономической теории, рассмотрению функционирования народного хозяйства как единого целого (макроэкономика). Это достигается, во-первых, в анализе таких категорий, как национальный доход, сбережения, инвестиции и моделирование взаимосвязей между ними; во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и совершенствования экономикоматематических методов их обработки (развитие эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следственные связи вытесняются функциональными и структурными,происходит четкое разграничение микро- и макроэкономики. Экономические изучение естественного хода явлений и процессов в экономической жизни ставит на повестку дня проведение экспериментов. Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее. Сознательное массовое экономическое экспериментирование — порождение XIX в. Наиболее известные экономические эксперименты, проведенные на микроуровне, связаны с деятельностью Р. Оуэна, "банками справедливого обмена" П. Ж. Прудона, а также с теоретиками научной организации труда, производства и управления — Ф. Тейлором, Г. Фордом и Э. Мейо. Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей. В последующий период роль экономических экспериментов заметно возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экономических экспериментов. Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов. 8
«Введение в микроэкономику.Цели и задачи дисциплины. Предмет и методы микроэкономики.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 94 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot