Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»
Факультет технических систем, сервиса и энергетики
Кафедра «Безопасность технологических процессов и производств»
ДИСЦИПЛИНА
«НОКСОЛОГИЯ»
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.
ЭВОЛЮЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ»
Доцент кафедры
«Безопасность технологических
процессов и производств»
Веденѐва Александра Александровна
Кабинет 1.240
5
семестр
6
семестр
Всего,
часов
Общая трудоемкость
72
72
144
Контактная работа обучающихся
с преподавателем, в т. ч.
14
6
20
Занятия лекционного типа
4
-
4
Занятия семинарского типа
10
6
16
Самостоятельная работа
обучающихся
Форма промежуточной аттестации
58
66
124
-
Экзамен
Экзамен
Виды учебной деятельности
1. Введение в дисциплину.
2. Теоретические основы ноксологии.
3. Современная ноксосфера.
4. Защита от опасностей.
5. Мониторинг опасностей.
6. Оценка ущерба от реализованных опасностей.
7. Перспективы развития человеко- и природозащитной
деятельности.
устного опроса на практических занятиях с целью выявления
знаний и понимания теоретического материала дисциплины;
представления отчетов по практическим занятиям;
подготовки рефератов;
тестирования по разделам учебной дисциплины;
экзамена.
Основная учебная литература:
1. Белов, С. В. Ноксология: учебник для бакалавров: для студ. вузов,
обучающихся по направлению подгот. 280700 «Техносферная
безопасность» / С. В. Белов, Е. Н. Симакова; под ред. С. В. Белова. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 431 с. – (Бакалавр.
Базовый курс) (Учебно-методическое объединение рекомендует)
(Учебник). – Библиогр.: с. 430-431. – ISBN 978-5- 9916-2697-2: 599-41.
2. Веденѐва, А.А. Ноксология: практикум по дисциплине
«Ноксология»: [16+] / А.А. Веденѐва; Санкт-Петербургский
государственный
аграрный
университет
(СПбГАУ).
–
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный аграрный
университет
(СПбГАУ),
2019.
–
106
с.:
ил.
–
Режим
доступа:
по
подписке.
–
URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576341.
–
Библиогр.
в кн. – Текст: электронный.
Дополнительная учебная литература:
1. Ноксология: учебник / Е.Е. Барышев, А.А. Волкова, В.Г.
Шишкунов, Г.В. Тягунов; Министерство образования и науки
Российской
Федерации,
Уральский
федеральный
университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; под общ. ред.
Е.Е.
Барышева.
–
Екатеринбург:
Издательство
Уральского
университета, 2014. – 162 с. : ил., табл., схем. – ISBN 978-5-7996- 1229-0;
То
же
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276350.
2. Власова О.С. Ноксология: учебное пособие / О.С. Власова; Министерство
образования и науки Российской Федерации, Волгоградский Электронный
ресурс государственный архитектурно-строительный университет. –
Волгоград: Волгоградский государственный архитектурно-строительный
университет, 2015. – 76 с.: ил., табл., схем. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-598276-671-7;
То
же
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434830.
Министерство
Российской
Федерации
по
делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации
последствий
стихийных
бедствий
[Электронный ресурс]: официальный сайт, «МЧС России».
– Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru., свободный. –
Загл. с экрана.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской
Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт,
«Минприроды
России».
–
Режим
доступа:
http://www.mnr.gov.ru., свободный. – Загл. с экрана.
Университетская библиотека On-line [Электронный
ресурс], М.: Издательство «Директ-Медиа». – Режим
доступа: http://www.biblioclub.ru. – Загл. с экрана.
Электронно-библиотечная система Издательство «Лань»
[Электронный ресурс], СПб.: Издательство Лань. – Режим
доступа: http://e.lanbook.com. – Загл. с экрана.
«Ноксология» (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях
материального мира Вселенной.
Ноксология изучает происхождение и совокупное действие
опасностей, описывает зоны и показатели их влияния
на материальный мир, оценивает ущерб, наносимый
опасностями человеку и природе.
Ноксосфера – сфера опасностей, являющаяся предметом
изучения науки Ноксология.
Опасность – свойство человека и окружающей среды,
способное причинять ущерб живой и неживой материи
Биосфера – это своеобразная оболочка Земли, содержащая
всю совокупность живых организмов и ту часть вещества
планеты, которая находится в непрерывном обмене с
этими организмами.
Техносфера — среда обитания, возникшая
с помощью прямого или косвенного воздействия людей
и технических средств на природную среду (биосферу)
с целью наилучшего ее соответствия социальноэкономическим потребностям человека.
Современная схема взаимодействия человека со средой
обитания
Основные этапы развития деятельности и рост
численности населения в истории Земли
Основные этапы развития деятельности человека:
1.
2.
Период собирательства и охоты (естественные
опасности: температура среды, ветер, осадки,
грозовые разряды и т.п. )
Этап развития сельского хозяйства и аграрной
цивилизации (естественные опасности, негативное
влияние человека на природу за счет вырубки
лесов и т.д. Техногенные опасности связаны
с применением примитивных орудий труда
в сельском хозяйстве, а также с использованием
огня и домашних животных.)
3. Переходный период (с середины XIX в. до 30-х г.г.
XX в. ) - рост негативных техногенных
воздействий на человека и природу практически
с сохранением прежнего уровня естественных
опасностей, рост антропогенной нагрузки на
природу и общество.
4. Этап НТР - значительный рост показателей
развития и использования техники и технологий,
демографический взрыв и активная урбанизация
населения, значительное повышение
энерговооруженности, появлением адаптации
человека к новым условиям жизни и др.
Период времени
Основные наименования
развития техносферы признаков этапа развития
1900-1950 гг.
Электрический двигатель,
ТЭС, сталь
1950-1980 гг.
Нефть, газ, ДВС, АЭС,
авиация, космонавтика
1980-2000 гг.
ЭВМ
Передовые
страны
США,
Германия
СССР, США
Япония, США
Во второй половине XX в. на нашей планете
возникли
условия
для
возникновения
крупномасштабных
аварий
и
катастроф.
Человек получил в свое распоряжение мощную
технику, огромные запасы углеводородного
сырья, химических и бактериологических
веществ.
Период НТР характеризовался несомненными
достижениями в создании техносферы, реализации
техники и технологий.
Негативные последствия для природы и человека:
значительный рост техногенных и антропогенных
опасностей;
очень низким уровень адаптации человека к новым
условиям жизни;
увеличение влияния человека на природу.
Период эволюционного
развития (годы)
Собирательство, охота
(700 000…12 000 лет до
н.э.)
Сельское хозяйство и
аграрная цивилизация (12
000 лет до н.э. —
середина XIX в.)
Переходный
(1840 – 1930г.)
НТР (1930 – 1999г.)
Численность
Виды опасностей и их уровень
населения, млн.
человек
< 10
Естественные — обычный уровень.
Антропогенные—следы. Техногенные
— следы
10…1000
Естественные — обычный уровень.
Антропогенные — низкий уровень.
Техногенные — следы
1000…2000
Естественные — обычный уровень.
Антропогенные — низкий уровень.
Техногенные — низкий уровень.
2000…6000
Естественные — обычный уровень с
некоторым ростом. Антропогенные —
высокий уровень. Техногенные —
высокий уровень.
К концу НТР сформировался печальный парадокс:
в течение многих столетий люди совершенствовали
технику, чтобы обезопасить себя от естественных
опасностей, а в результате пришли к наивысшим
техногенным опасностям, связанным
с производством и использованием техники
и технологий.
1. Широким развитием антропогенных опасностей.
Причины возникновения: ошибочные действия операторов технических систем,
а масштабы негативного воздействия из-за нарушений нормального
функционирования этих систем на окружающую среду часто многократно
усиливаются из-за выхода из строя управляемых ими энергоемких технических
устройств и технологических процессов.
2. Естественные опасности конца XX в. практически
не изменили свой облик, но их воздействие
на природную среду и человека заметно возросло
из-за наметившегося в последнее время влияния
антропогенной деятельности и технических устройств
на естественные процессы, происходящие в земной
коре, атмосфере, космосе и т.п., а также из-за роста
численности и урбанизации населения.
3. Становление и развитие учения
о человеко- и природозащитной
деятельности
Задачи человечества в XX в.:
1. Повышение уровня безопасности своего
существования.
2. Сохранение природы в условиях развития техносферы
Учение о человеко- и природозащитной
деятельности - учение о безопасности
жизнедеятельности и защите окружающей природной
среды.
Системы безопасности, существующие сегодня
в России для защиты человека и природы
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о
комфортном и травмобезопасном взаимодействии
человека с техносферой.
Понятие «БЖД» формализовано впервые в России
в 1990 г. решением Коллегии Государственного
комитета СССР по народному образованию.
Цель БЖД - создание защиты человека в техносфере
от внешних негативных воздействий антропогенного,
техногенного и естественного происхождения.
Объект БЖД - человек, коллективы людей.
Предмет исследований - опасности и их совокупности,
действующие в системах «человек - источник
опасности», а также методы и средства защиты от
опасностей.
Защита окружающей среды (ЗОС) - комплекс научных
и практических знаний, направленных на сохранение
качественного состояния биосферы (природной среды).
Цель ЗОС - защита биосферы от негативного воздействия
техносферы
Объект ЗОС - природная среда
Предмет исследования - негативные воздействия
техносферы на природу, средства и системы защиты
биосферы от них.
Техносферная безопасность - сфера научной
и практической деятельности, направленная
на создание и поддержание техносферного пространства
в качественном состоянии, исключающим его негативное
влияние на человека и природу.