Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Введение в бизнес-планирование

  • 👀 455 просмотров
  • 📌 418 загрузок
  • 🏢️ Южно-Уральский государственный университет
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Введение в бизнес-планирование» pdf
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) Высшая школа экономики и управления Кафедра «Экономика промышленности и управления проектами» Бизнес-планирование К.э.н., доцент кафедры ЭПиУП Сертифицированный специалист по управлению проектами ПМ-Стандарт Литке Марина Геннадьевна Litkemg@susu.ru LMG79@mail.ru 1 Тема 1. Введение в бизнес-планирование Цель курса Изучить теоретический материал и приобрести практические навыки по составлению бизнес-плана проекта создания и развития предприятия Задачи курса - научиться: 1. Проводить стратегический анализ объекта исследования. 2. Основываясь на результатах стратегического анализа выбирать наиболее актуальные для объекта исследования решения. 3. Разрабатывать бизнес-план проекта 2 2 Тема 1. Введение в бизнес-планирование Финансовоэкономические расчеты Технические характеристики Бизнес-среда Финансово экономическое обоснование проекта Техникоэкономическое обоснование проекта Бизнес-план проекта 3 3 Тема 1. Введение в бизнес-планирование Бизнес-план Концептуальный документ, который используется для внутрифирменного планирования и обоснования целесообразности финансирования и реализации проекта, а так же с целью привлечения внешних инвестиций Бизнес-планирование Один из главных механизмов и инструментов управления предприятием, которое представляет и прогнозирует его эффективность в будущем Метод моделирования инвестиционного проекта 4 4 Тема 1. Введение в бизнес-планирование Объекты бизнес-планирования (ПРОЕКТЫ)  Создание нового предприятия (организации) – Start-up  Проекты, направленные на развитие существующего бизнеса (предприятия, организации)  Реорганизация предприятия (организации)  Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятия банкрота  Инновационное развитие 5 5 Тема 1. Введение в бизнес-планирование Ценность бизнес-плана: Ценность бизнес-плана: Дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях проекта в условиях конкуренции конкуренции Содержит ориентир развития объекта Служит инструментом получения поддержки от внешних инвесторов внешних инвесторов Нужно ли вкладывать деньги в дело, принесет ли проект доход, который окупит вложенные силы и средства? 6 6 Тема 1. Введение в бизнес-планирование Структура бизнес-плана НЕ регламентируется законодательно, т.е. имеет произвольную форму  методические рекомендации по оценки эффективности инвестиционных проектов;  TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States) – программа Европейского союза по содействию ускорению процесса экономических реформ СНГ. Программа представляет гранты для передачи ноу-хау странам СНГ;  EBRD (European Bank for Reconstruction and Development) – программа Европейского Банка Реконструкции и Развития;  UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) – программа Организации Объединенных Наций по промышленному развитию;  рекомендации Российского фонда технологического развития;  рекомендации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства;  постановление Правительства РФ от 22.11.97 №1470. 7 7 Тема 1. Введение в бизнес-планирование ПРИНЦИПЫ бизнес-планирования: Обоснованность и документированность Адекватность и понятность Реалистичность Профессиональное оформление 8 8 Тема 1. Введение в бизнес-планирование Предпринимательская идея: С какой целью составляем бизнес-план? Какой продукт (товар, услугу) планируем продавать? Кто Ваш клиент и почему он будет покупать у Вас? Как Вы собираетесь продвигать свой продукт? Как Вы планируете финансировать Ваш проект? 9 9 Тема 1. Введение в бизнес-планирование Подготовитель этап бизнес-планирования: 1. Оценка общего положения 2. Постановка целей УСПЕХ 4. Разработка бизнес-плана 3. Определение путей достижения целей 10 Краткая характеристика объекта исследования Действующее предприятие Новое предприятие (Start-up) Наименование Организационно-правовая форма собственности Описание отрасли, в которой планируется реализация проекта Место нахождения История развития объекта Профессиональный опыт членов команды в выбранной отрасли Виды деятельности с выделением основного Организационная структура управления Имеющиеся ресурсы Профильные профессиональные достижения членов команды 11 Тема 2. Стратегический анализ Цель – анализ взаимодействия предприятия и среды. 12 12 Тема 2. Стратегический анализ Внешнее окружение организации, способное оказать влияние на ее деятельность Взаимосвязь факторов Сложность Подвижность Неопределенность Объективность 13 13 Тема 2. Стратегический анализ Внешняя среда объекта Макроэкономическая среда (дальнее окружение) PEST (STEEP) - анализ Микроэкономическая среда (ближнее окружение) 5 конкурентных сил по М. Портеру PEST – политика; экономика; социум; технология STEEP – социум; технология; экология; экономика; политика PESTEL – PEST+ природные +правовые (закон) LONGPEST – PEST + анализ с оценкой факторов на местном, национальном и глобальном уровнях 14 Тема 2. Стратегический анализ Дальнее окружение (макросреда) Варианты анализа PEST PESTEL PESTELI STEEP LONGPEST Расшифровка Political + Economical + Social + Technological (политические, экономические, социально-культурные и технологические факторы) PEST + Environmental / Ecological + Legal (PEST + природные (экологические) + правовые факторы) PESTEL + Industry analisys (PESTEL анализ, дополненный отраслевым анализом рынка) PEST + Ethical (PEST + факторы этического характера)/ или Ecological (PEST + природные (экологические) факторы) PEST + Local + National + Global factors (PEST анализ с оценкой факторов на местном, национальном и глобальном уровне) 15 15 15 Тема 2. Стратегический анализ Дальнее окружение Источники информации Официальная статистика Нормативно правовая база Информация на официальных сайтах министерств и ведомств 16 16 Тема 2. Стратегический анализ Внешняя среда объекта (макроэкономическая среда) P (POLITICAL) E (ECONOMICAL) • Государственная поддержка спортивных учреждений и проектов спортивной направленности • Проведение ЧМ по футболу в 2018 г. • Финансирование детско-юношеского и массового футбола • Падение реальных денежных доходов населения • Тенденция роста уровня расходов населения на потребление услуг • Понятная и простая процедура регистрации ИП • Возможность применения «налоговых каникул» для ИП S (SOCIO-CULTURAL) T (TECHNOLOGICAL) • Футбол – самый популярный вид спорта в России • Рост увлечения молодежью любительским спортом • Рост численности молодежи в общей демографической картине населения • Развитие интернет-рекламы • Внедрение технологии CRM-систем в бизнес • Массовое применение средств удаленного принятия решений 17 Тема 2. Стратегический анализ Ближнее окружение (5 конкурентных сил по М.Портеру) Рыночная власть потребителей Рыночная власть поставщиков Угроза появления новых игроков Уровень конкурентной борьбы Угроза появления продуктов заменителей 18 18 Тема 2. Стратегический анализ 5 конкурентных сил по Майклу Портеру (Анализ конкурентов) Прямые Виды конкурентов Товарные Косвенные Субституты Этапы оценки Определение конкурентов Определение критериев Сравнение конкурентов Критерии оценки Цена Ассортимент Качество Место расположения и т.п. 19 19 Тема 2. Стратегический анализ 5 конкурентных сил по Майклу Портеру (Анализ конкурентов) Конкурент 1. Конкурент 2. … Конкурент N Критерий 1. Критерий 2. …. Всего На основе качественной оценки выявляем самые важные признаки сравнения На основе количественной оценки определяем ключевых конкурентов и их особенности 20 20 Тема 2. Стратегический анализ 5 конкурентных сил по Майклу Портеру (Анализ субститутов) Цель – определить на сколько высок уровень конкуренции среди товаров субститутов Аналогичен анализу конкурентов! 21 Тема 2. Стратегический анализ 5 конкурентных сил по Майклу Портеру (Анализ покупателей) Портрет покупателя (AID) Требования к товару (опрос) Наличие потребности (опрос, статистика, заказы, договоры) 22 22 Тема 2. Стратегический анализ Анализ покупателей (AID –Automatic interaction detection) Разделение покупателей на группы и составление профиля покупателя Выбор целевых сегментов (реальных) Выявление новых сегментов (потенциальных) 23 23 Тема 2. Стратегический анализ Анализ покупателей (AID –Automatic interaction detection) Разбиение потребителей на однородные группы «сегменты» по заданным признакам Генеральная совокупность РЫНОК Признак 1. Признак «N» A1 A 1.1 A2 A 1.2 A 2.1 A 2.2 24 24 Тема 2. Стратегический анализ Географические Признаки Демографические Социально экономические Психологические Технологические Сегментация должна иметь маркетинговый смысл! Анализ покупателей (AID –Automatic interaction detection) 25 25 Тема 2. Стратегический анализ Анализ покупателей (AID –Automatic interaction detection) Выбор целевого сегмента и определение его объема Генеральная совокупность РЫНОК Признак 1. Признак «N» A2 A1 A 1.1 A 1.2 A 2.1 A 2.2 26 26 Тема 2. Стратегический анализ Анализ покупателей (Определение требований к товару) Опрос (интервьюирование, обзвон): сплошной или репрезентативная выборка Ориентация на аналог Статистика 27 27 Тема 2. Стратегический анализ Анализ покупателей (Наличие потребности) Опрос (интервьюирование, обзвон) Статистика Наличие договоров, заказов, протоколов о намерениях 28 28 Тема 2. Стратегический анализ 5 конкурентных сил по Майклу Портеру (Анализ поставщиков) Анализ имеющихся поставщиков (всех) Анализ имеющихся поставщиков (постоянных) Анализ новых поставщиков (потенциальных) 29 29 Тема 2. Стратегический анализ Анализ действующих поставщиков (критерии оценки) Качество поставляемого товара Количество номенклатурных единиц Качество поставок Финансовые выгоды Качество коммуникаций 30 30 Тема 2. Стратегический анализ Анализ новых поставщиков (критерии оценки) Цена и финансовые условия поставок Соответствие условий поставок стратегии закупок Дополнительные услуги Готовность товара к поставке Опыт работы на рынке, опыт аналогичных поставок Качество обслуживания покупателя Географическое расположение и пр… 31 31 Тема 2. Стратегический анализ 5 конкурентных сил по Майклу Портеру (Анализ поставщиков) Поставщик 1. Поставщик 2. … Поставщик N Критерий 1. Критерий 2. …. Всего На основе качественной оценки выявляем самые важные признаки сравнения На основе количественной оценки определяем ключевых поставщиков и их особенности 32 32 Тема 2. Стратегический анализ 5 конкурентных сил по Майклу Портеру (Угроза появления новых игроков) Анализ входных барьеров (экономических) Анализ входных барьеров (административных) 33 33 Тема 2. Стратегический анализ Внешняя среда объекта (микроэкономическая среда) Уровень конкурентной борьбы • Нет прямых конкурентов Субституты • Наличие подвижных аттракционов в спортивных развлекательных комплексах. • Товары субституты уступают «Флэтболу» по ряду важных для клиента параметров Рыночная власть потребителей • Наличие спроса на установку «Флэтбола» Рыночная власть поставщиков • Надежные поставщики • Большое количество альтернативных поставщиков Угроза появления новых игроков • Низкие входные барьеры в отрасль 34 Тема 2. Стратегический анализ Внешняя среда объекта (РЕЗЮМЕ) Макроэкономическая среда (дальнее окружение) PEST (STEEP) - анализ Качественная оценка факторов Количественная оценка факторов Микроэкономическая среда (ближнее окружение) 5 конкурентных сил по М. Портеру УГРОЗЫ и ВОЗМОЖНОСТИ ДОМИНИРУЮЩИЕ УГРОЗЫ и ВОЗМОЖНОСТИ SWOT-анализ 35 Тема 2. Стратегический анализ Внешняя среда объекта (РЕЗЮМЕ) Качественная оценка факторов – разделение факторов на угрозы и возможности Фактор Вектор воздействия «+»/«-» Пояснения 1. 2. … N «-» - УГРОЗЫ «+» - ВОЗМОЖНОСТИ 36 Тема 2. Стратегический анализ Внешняя среда объекта (РЕЗЮМЕ) Качественная оценка факторов – определение доминирующих факторов Вероятность использования возможностей Сильное Влияние на организацию Умеренное Малое Высокая Средняя Низкая Работаем Наблюдаем Отбрасываем Вероятность реализации угрозы Высокая Средняя Низкая SWOT Разрушение Работаем Работаем при наличии ресурсов Наблюдаем Отбрасываем Влияние на организацию Критическое состояние Тяжелое состояние «легкие ушибы» SWOT 37 Тема 2. Стратегический анализ Внешняя среда объекта (РЕЗЮМЕ) Возможности Наличие спроса на установку «Флэтбола» Товары-субституты уступают «Флэтболу» по ряду важных для клиента параметров Большое количество альтернативных поставщиков Угрозы Низкие входные барьеры в отрасли Падение реальных располагаемых доходов населения 38 38 Тема 2. Стратегический анализ Marketing mix 7S МакКинси Системный подход СИЛЬНЫЕ и СЛАБЫЕ стороны Ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения 39 39 Тема 2. Стратегический анализ Marketing mix (Start-up) Варианты анализа 4P 5P 6P 7P 10P Расшифровка Produkt + Place + Price + Promotion (товар/услуга, место расположения (дистрибуция), цена/наценки/скидки, продвижение) 4P + People (Personnel) (4P + люди (персонал) 5P + Process (5P + процессы) 6P + Physical evidence (6P + вещественные доказательства подтвержденного качества) 7P + Packaging + Positioning + Personal Selling (7P + Упаковка + Позиционирование + Личные продажи) 40 40 40 Тема 2. Стратегический анализ Marketing mix (ПРОДУКТ – новый, последующий, будущий) Продуктовая линейка – качество продуктов, дизайн…. Востребованность – на сколько данный продукт актуален на рынке Новые продукты – программа разработки на будущее 41 41 Тема 2. Стратегический анализ Marketing mix (МЕСТО – место продажи) Места продажи – география, выгоды. преимущества Охват рынка – учитывается ли концентрация потребителей Логистика – преимущества с точки зрения размещения складов… Участники цепочки сбыта товара – выгода с точки зрения места 42 42 Тема 2. Стратегический анализ Marketing mix (ЦЕНА – все виды наценок и скидок) Уровень цены принятия – соответствие стоимости/ценности Ценовой диапазон Ценовая политика – единая цена или вариативная, прайсы …. Наценки и скидки – для опта и розницы 43 43 Тема 2. Стратегический анализ Marketing mix (ПРОДВИЖЕНИЕ – трейдмаркетинг, BTL, ATL) Расходы на специальные акции и их проведение Виды мероприятий для конечных посетителей и для ритейла 44 44 Тема 2. Стратегический анализ 7S МакКинси (действующее предприятие) Жесткие факторы (формальные) Стратегия Мягкие факторы (корпоративные коммуникации) Совместные ценности Организационная структура Сумма навыков Стиль управления Система управления Состав персонала 45 45 Тема 2. Стратегический анализ 7S МакКинси (Жесткие элементы) Стратегия– должна быть сформулирована и коррелировать с миссией и ценностями компании Структура – способ организации взаимодействия между разными отделами компании Система управления – ежедневая работа компании 46 46 Тема 2. Стратегический анализ 7S МакКинси (Мягкие элементы) Совместные ценности – принципы корпоративной культуры и этики Сумма навыков –способности и компетенции персонала Стиль управления– стиль управления, принятый в компании Состав персонала – структура сотрудников, подбор, наем, обучение 47 47 Тема 2. Стратегический анализ Системный подход Кадры (персонал) Материальные ресурсы Процессы Маркетинг Уникальные права 48 48 Тема 2. Стратегический анализ Внутренняя среда объекта (Start-up) Продукт • Продукт не травмоопасен при использовании • Игра достаточно динамичная и, как следствие, зрелищна • Продукт не требует особых навыков для использования • Отлично тренирует координацию и реакцию, навык работы с мячом • Позволяет проводить соревнования • Является новым видом спорта • Ограничен в применении при плохих погодных условиях • Ограниченное количество участников (2 человека) • Требует большого количества расходного материала Цена • Низкая себестоимость • Цена ниже, чем средняя цена товаров субституты Продвижение • Приспособлен для продвижения в Internet • Может стать инфоповодом для СМИ • Можно размещать на общедоступных площадках для игр Дистрибуция • Сайт и группы в социальных сетях готовы для привлечения клиентов Персонал • Необходимость найма недостающего персонала 49 Тема 2. Стратегический анализ Внутренняя среда объекта (РЕЗЮМЕ) Качественная оценка факторов – разделение факторов на сильные и слабые стороны Фактор Вектор воздействия (+/-) Пояснение 1… 2… N… «-» - СЛАБЫЕ стороны «+» - СИЛЬНЫЕ стороны 50 Тема 2. Стратегический анализ Внутренняя среда объекта (РЕЗЮМЕ) Количественная оценка факторов – определение доминирующих факторов Факторы Вес фактора в общей сумму факторов Оценка степени влияния фактора Взвешенная оценка СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. … N Итого сильные стороны 1 СУММА СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1 … M Итого слабые стороны 1 СУММА SWOT 51 Тема 2. Стратегический анализ Внутренняя среда объекта (РЕЗЮМЕ) Сильные стороны Слабые стороны Игра достаточно динамична и, как следствие, зрелищна Является новым видом спорта. Цена ниже, чем средняя цена товаровсубститутов. Ограниченное количество участников (2 человека) Продукт не травмоопасен при использовании. Требует большого материалов. Низкая себестоимость. Продукт ограничен в применении при плохих погодных условиях количества расходных 52 Тема 2. Стратегический анализ – S1 – S2 –… – Sn Слабые стороны (Weaknesses) – W1 – W2 –… – Wn Возможности (Opportunities) – O1 – O2 –… – On Угрозы (Threats) – T1 – T2 –… – Tn Внешняя среда Сильные стороны (Strengths) Внутренняя среда SWOT – отражает долгосрочно-ориентированный способ реакции на внешние возможности и угрозы с учетом внутренних сильных и слабых сторон 53 Тема 2. Стратегический анализ Оценка взаимовлияния факторов SWOT Слабые стороны (Weaknesses) Сильные стороны (Strengths) Характеристики стратегических позиций Итого Возможности (Opportunities) O1 O2 … On T1 Угрозы (Threats) T2 … Итого Tn S1 S2 … Sn W1 W2 … 1 балл – факторы не влияют друг на друга 3 балла – взаимовлияние факторов умеренное 5 баллов – взаимовлияние факторов высокое 2 и 4 – компромиссные значения Wn 54 Тема 2. Стратегический анализ Большое количество альтернативных поставщиков Низкие входные барьеры в отрасль Падение реальных располагаемых доходов населения 2 1 1 3 2 9 Ограниченное количество участников (2 человека) 4 2 1 1 1 9 Требует большого количества расходных материалов 3 2 1 1 1 8 3 1 4 1 1 10 2 4 1 5 4 16 4 2 4 5 4 4 3 1 5 2 3 5 5 1 4 20 11 22 24 23 18 21 19 Слабые стороны Продукт ограничен в применении при плохих погодных условиях Игра достаточно динамична и, как следствие популярна зрителей Цена ниже, чем у товаров субститутов Продукт не травмоопасен Низкая себестоимость Итого Итого Товары субституты уступают по ряду важных показателей Является новым видом спорта Характеристики стратегических позиций Сильные стороны Угрозы Наличие спроса на установку «Флэтбол» Возможности 55 Тема 2. Стратегический анализ Формирование проблемных полей Слабые стороны (Weakness) Сильные стороны (Strengths) Характеристики стратегических позиций Возможности (Opportunities) O1 O2 … On Угрозы (Threats) T1 T2 … Tn S1 S2 … Sn W1 W2 … Wn СИВ – какие сильные стороны необходимо использовать, чтобы получить отдачу от возможностей во внешней среде СИУ – какие сильные стороны необходимо использовать организации для устранения угроз СЛУ – от каких слабостей СЛВ – за счет каких возможностей необходимо избавиться, чтобы внешней среды организация сможет попытаться предотвратить преодолеть имеющиеся слабости нависшую угрозу 56 Тема 2. Стратегический анализ Сильные стороны Слабые стороны Является новым видом спорта Ограниченное количество участников (2 человека) Требует большого количества расходных материалов Продукт ограничен в применении при плохих погодных условиях Игра достаточно динамична и, как следствие популярна зрителей Цена ниже, чем у товаров субститутов Продукт не травмоопасен Низкая себестоимость Падение реальных располагаемых доходов населения Угрозы Низкие входные барьеры в отрасль Большое количество альтернативных поставщиков Товары субституты уступают по ряду важных показателей Характеристики стратегических позиций Наличие спроса на установку «Флэтбол» Возможности Активное продвижение на рынке Разработка системы скидок при (26) заказе нескольких коробок (7) Сборка версии коробки на продажу с большим количеством расходных материалов (9) Разработка противодождевой коробки (8) Заключение договоров на Открытие компании (40) долгосрочное сотрудничество (15) 57 Тема 2. Стратегический анализ Рейтинг решений Ранг Решение 1 2 … N Сумма баллов max min Разработка бизнес-плана проекта (решения) Для действующего предприятия: Ранжированный список решений, наиболее актуальных, рациональных, целесообразных для предприятия в текущих условиях с учетом его стратегической позиции и текущего положения Для start-up: Перечень основных этапов разработки (вех) и реализации проекта, упорядоченный по степени их важности и последовательности 58 Тема 2. Стратегический анализ Рейтинг решений Ранг Наименование мероприятия Сумма 1 Открытие компании 40 2 Активное продвижение на рынке 26 3 Заключение договоров на долгосрочное сотрудничество 15 4 Сборка версии коробки на продажу с большим количеством расходных материалов. 9 5 Разработка противодождевой коробки. 8 6 Разработка системы скидок при заказе нескольких коробок. 7 59 Бизнес-планирование Благодарю за внимание! К.э.н., доцент кафедры ЭПиУП, ЮУрГУ Сертифицированный специалист по управлению проектами ПМ-Стандарт Литке Марина Геннадьевна 60
«Введение в бизнес-планирование» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 134 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot