Введение. Особенности становления государственности в России и мире.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1–2. Введение. Особенности становления государственности в России и мире.
Лекция 1. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных.
План:
1.Теории происхождения государства.
2. Этапы политогенеза
1.Теории происхождения государства.
Термин «политогенез» был впервые введен Л. Е. Куббелем и обозначал генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство. Формирование государства – это длительный процесс, который у разных народов имел свою специфику. В науке сложилось несколько подходов, объясняющих происхождение государства.
Естественно-правовая теория. Сформировалась раньше других. Согласно этому взгляду, природа государства объясняется естественно-историческими причинами, связанными с представлениями о человеке как о существе не способном жить вне общества (государства). Например, древнеримский философ Цицерон считал, что главным условием объединения людей в государство является естественное стремление человека к общению, к жизни в обществе.
Теологическая (религиозная) концепция. Получила свое развитие в эпоху Средневековья. Согласно этой теории Бог создал государство и законы, но не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, а также конкретные формы правления. Основателем теории считается христианский богослов Августин (Блаженный). Идея теократии, то есть такой формы правления, при которой правитель сосредотачивает в своих руках светскую и духовную власть, содержалась в учении Августина о «двух Градах». Ни один «земной Град» (т. е. государство), по мнению философа, не знал подлинной справедливости, а потому походил, скорее, на «шайку разбойников». Критикуя реально существующие государства, он противопоставлял им церковь в качестве идеального «небесного Града». Таким образом, обосновывались притязания церкви на руководство государственными делами. Приоритет церкви над государством защищал также итальянский философ и теолог Фома Аквинский, полагая, что деятельность правителей должна контролироваться церковью.
Теория общественного договора. Теория оформилась в период Нового времени (XVII–XVIII вв.). Концепцию разработали английские философы Т. Гоббс и Дж. Локк, французский философ Ж.-Ж. Руссо и др. Суть теории заключается в том, что государство и право являются продуктом человеческого разума, а не божественной воли. Согласно теории люди, выйдя из «естественного» (догосударственного) состояния, объединились в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий считались признание и защита государством прав и свобод личности, обеспечение безопасности заключивших договор лиц, а также охрана частной собственности. Несоблюдение условий договора означало его расторжение и возвращение людей в «естественное» состояние. Таким образом, речь шла о законности власти того или иного правителя с точки зрения выполнения или невыполнения им первоначального соглашения об образовании государства и учреждении законов.
Теория разделения властей. Также получила развитие в эпоху Нового времени. В ее основе лежат идеи рациональной организации власти и конституционных гарантий обеспечения основных прав и свобод личности. Автором теории разделения властей был французский мыслитель Ш. Монтескье. Монтескье исходил из верховенства парламента как законодательной власти в системе органов государства, предусматривая в парламенте две палаты, обладающие взаимным правом сдерживать решения каждой из них. Парламент, по Монтескье, независим от правительства – исполнительной власти, которая подотчетна ему в своей деятельности. Институт ответственности правительства перед парламентом был призван предотвратить «деспотизм» исполнительной власти. Что касается судебной власти, то она отделена от первых двух и должна действовать в строгом соответствии с законом, изданным парламентом. Учение о разделении властей ставило вопрос о разграничении функций государства, выполняемых различными государственными органами.
Теория «правового государства». В относительно завершенном виде утвердилась в немецкой юридической литературе первой половины XIX в. в работах И. Канта, Р. фон Моля, Велькера К. Т. и др. Согласно теории власть должна быть подчинена праву. При этом власть, используя правовой инструментарий, призвана обеспечить всеобщее благо в государстве посредством режима законности.
Материалистическая (марксистская) теория. Происхождение государства рассматривалось как результат непримиримости классовых противоречий. Под сущностью государства понимались его классовая природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. Характер государства обусловлен тем, что оно выступает регулятором классовых отношений, а с построением коммунистического общества государство отмирает. Основоположниками теории являлись немецкие философы К. Маркс, Ф. Энгельс.
Органическая концепция. Крупнейшим представителем этой теории являлся английский философ и социолог Г. Спенсер. Согласно этой теории, государство является продуктом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе, полагал Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор, определяющий зарождение правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законом органической эволюции.
Теория насилия. Главным представителем является польский социолог Л. Гумплович. Согласно этой концепции государство появляется в результате насилия, вражды, завоевания одних народов другими.
Психологическая теория. Ярким представителем концепции был российский и польский социолог и правовед Л. Петражицкий. Возникновение государства и права объяснялось теми или иными свойствами психики людей, биопсихологическими инстинктами. Данная теория исходит из концепции якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению «выдающимся личностям». В противовес индивидуально-психологическим теориям сторонники социально-психологического направления рассматривают человека как существо общественное, а не биопсихическое. На этой основе они строят и свое учение о происхождении государства и права. Само общество они считают продуктом коллективного сознания людей. В коллективном сознании сначала формируется идея социальной солидарности, а затем для обеспечения солидарности создаются нормы права и реальная политическая власть, получающая выражение в соответствующих государственных институтах.
2. Этапы политогенеза
Формирование политической подсистемы общества началось задолго до появления ранних государств. В этом сложном процессе можно выделить ряд этапов: догосударственный, раннегосударственный и государственный. Следует отметить, что все общества проходили эти этапы по-разному. Важно также иметь ввиду, что далеко не у всех социумов появились необходимые условия для перехода из одного этапа в другой. Догосударственная стадия развития общества связана с примитивным сельским хозяйством, а раннегосударственный период характеризуется интенсивным развитием этой отрасли экономики. Важным итогом первой стадии являлось формирование социального неравенства в разных видах. Однако неравенство пока еще не принимает завершенного характера. Свидетельством тому служит наличие в раннегосударственный период развития общества полусвободных категорий населения. При переходе от первого этапа ко второму власть в обществе постепенно концентрируется у меньшинства и начинается ее отделение от основного населения. Отделившаяся власть тесно связана с авторитетом религии, личным влиянием, родовитостью и силой традиции. К концу второго этапа (раннегосударственного) постепенно формируется неравенство в обществе и возникает потребность в создании для этого новых общественных форм. В итоге возникает уже система отношений, институтов и идеология, которая закрепляет неравенство и расслоение общества. Активно формируется политическая подсистема общества и усиливается отделение власти от населения. Аппарат управления к концу первого этапа становится особой функцией группы людей, организованных специально для ее выполнения. Принудительный характер власти становится заметным только на третьей стадии развития общества – государственной. Отличия государства от иных политических организаций власти в обществе характеризуются наличием следующих признаков: появлением учредительных (организационных) документов, в которых изложены цель создания и задачи государства, наличием институтов управления и планирования, существованием государственных символов власти и др.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте общую характеристику основных теорий, раскрывающих природу и сущность государства.
2. Назовите общие закономерности возникновения и развития государства.
3.Назовите основные отличительные признаки государства.