Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 1. ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Согласно Федеральному государственному стандарту образования организованная образовательная деятельность дошкольной организации осуществляется путем сочетания различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, чтения.
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве интегрирующей основы решения всех образовательных задач. Игра позволяет решать реальные образовательные задачи в воображаемой (условной) ситуации.
В сетке организованной образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности, основной формой организации образовательного процесса детского сада.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры – путешествия, игровые проблемные ситуации, игры – инсценировки, игры – этюды и пр.
При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр – драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, культуры общения и этикета, воспитанием толерантности, подготовки к обучению грамоте.
В сетке организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность также включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношения людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие.
Продуктивная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструктивной деятельностью. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает связь между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. Тем самым конструктивная деятельность ребенка носит интегративный характер, так как преимущественно решает задачи образовательной области «Познание».
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культуры, требования к проведения которых согласуется дошкольным учреждением с положениями СанПиН2.4.1.2660-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 911; в ред. от 20.12.2010).
Музыкально-художественная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.
Чтение организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организованно и как непосредственно чтение (или рассказывания сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.
Трудовая деятельность включает обучение детей общим специальным трудовым умениям, характерным для каждого возрастного периода. В младшем возрасте это формирование навыков самообслуживания, в средней группе дети овладевают умениями хозяйственно-бытового труда, в старших группах наиболее значимо освоение умений ручного труда.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует определения особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. Прежде всего требуется определить, в чем специфика задач, реализуемых в данной образовательной деятельности. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе образовательной деятельности происходят обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку проявлять самостоятельность и творчество.
ЛЕКЦИЯ 2. РЕБЕНОК В СИСТЕМЕ ДЕТСКОГО САДА. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Дошкольный возраст – это важный и ответственный этап развития социальных чувств и переживаний ребенка, которые формируются в процессе социализации. В современной психолого-педагогической литературе представлено несколько точек зрения на процесс социализации ребенка:
– процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);
– совокупность процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе;
– процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.
Данные точки зрения на процесс социализации можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации), однако в конкретной воспитательной работе необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира ребенка на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях определены основные формы социального развития ребёнка – стихийные и организованные. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка:
– у детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
– дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения.
В дошкольном возрасте необходима организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки, которые направлены на благоприятную социализацию ребёнка.
Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Наиболее эффективное направление складывается в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве детского сада с родителями возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.
Для успешной адаптации ребёнка к режиму дошкольного учреждения необходимо создавать группы кратковременного пребывания.
Воспитание ребенка – сложное и ответственное дело. Развиваться и набираться знаний нужно как маме, так и ребенку. Нужно понимать, что первые три года жизни ребенок, как губка, впитывает все, что дает ему общество, в котором он растет. Ему подвластны и музыка, и художественное творчество, и математика, и языки. Все это ребенок усвоит быстро, играючи, и останется с этими знаниями на всю жизнь, как с любым из нас остается память, как правильно ходить, как управлять голосовыми связками. Те взрослые, которые в силу разных причин теряли на длительное время какую-нибудь естественную способность человека (ходить, говорить, писать) знают, как это тяжело и сложно выучить снова. А ребенку это и многое другое дается легко и весело, и задача взрослого дать возможность малышу впитать как можно больше в этот благодатный момент. Именно поэтому, во многих дошкольных образовательных учреждения начали функционировать группы кратковременного пребывания.
В условиях работы группы кратковременного пребывания ребенок сам выбирает, чем ему заниматься.
Педагог использует ситуации, которые возникают естественным путем и мягко направляет внимание ребенка к областям, которые актуальны для развития.
Педагог готовит предметную развивающую среду, которая стимулирует развитие познавательной активности ребенка и способствует появлению различных ситуаций общения между детьми и взрослыми.
Все игрушки доступны для ребенка, он сам делает выбор. Педагог может работать как с группой, так и индивидуально, степень концентрации внимания детей постепенно увеличивается и они включаются в совместную деятельность.
У детей больше возможностей для развития навыков общения, поэтому быстрее развивается речь и познавательная активность.
Мама – активный участник общения, взаимоотношения мамы и ребенка оптимизируются.
Навыки, приобретенные на встречах, ребенок легко переносит в повседневную жизнь. В группе одни и те же игры повторяются при каждой встрече. Это не случайно, повторяемость игр необходима для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста. Малыши радуются, когда заранее знают, что будет дальше, для повышения уровня самостоятельной игры. Предлагаемые игры одни и те же, но они постепенно усложняются. Дети узнают, как можно по-разному играть в одну и ту же игрушку. Только тогда, когда ребенок хорошо знает игру, он может начать обращать внимание на то, как играют другие дети.
В игровой комнате игра не регулируется педагогом. Педагог не говорит детям и родителям, что нужно делать. Но это совсем не означает, что дети ничему не учатся. Наоборот, именно во время свободной игры дети приобретают навыки общения, которые станут фундаментом для всего дальнейшего обучения. Во время свободной игры сами собой возникают различные ситуации, в которых дети вынуждены взаимодействовать, а родители и педагог могут помочь в тех случаях, когда малыш не в состоянии справиться сам.
Педагог иногда включается в ситуации, если это дает возможность родителям увидеть другую модель разрешения конфликта, а также может присоединиться к игре ребенка и усложнить ее сюжет, или предложить игру, в которой могут принять участие все дети. В игровой комнате родители могут увидеть: какие игрушки предпочитает их ребенок, как он в них играет, как поведет он себя в конфликтных ситуациях, например, когда другой ребенок попытается отнять понравившуюся вещь и т. д.
Наблюдая за поведением ребенка во время игры, родители узнают о нем гораздо больше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра покажет им все грани характера их малыша – его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Благодаря игре родители получат мощный инструмент воспитания и развития своего ребенка. Играя с ребенком, можно научить его быть добрым, внимательным и отзывчивым.
Каждое дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности придерживается гуманистического направления, то есть – учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей.
ЛЕКЦИЯ 3. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Социальное воспитание есть процесс формирования мотивационно-ценностных и эмоционально-оценочных отношений, морально-нравственных качеств личности, системы знаний, убеждений, мировоззренческих установок, опыта коммуникации в овладении приемами социального взаимодействия и освоении культуры.
Личностно-ориентированное образование призвано обеспечить развитие личности ребенка как субъекта познания в общении и предметно-практической деятельности на основе его индивидуальных особенностей. Оно базируется на признании за ребенком права выбора собственного пути развития через предоставление ему альтернативных вариантов индивидуального маршрута, траектории развития.
В 2–3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «я». Это уже личность, которой присущи врожденные особенности (сила подвижности нервных процессов, темперамент, тип мышления, особенности характера, психики, волевые качества). Личность ребенка проявляется в деятельности и общении.
Жизнь ребенка в детском саду во многом определяется позицией воспитателя. Воспитатель не просто транслятор, он актуализирует тенденцию к личностному росту ребенка, ставит его в ситуацию активного деятеля, создает условия для развития самостоятельности. Ребенок уже с раннего возраста способен усваивать то, что ему необходимо и интересно.
Задача воспитателя – анализировать его желания, стимулировать его действия, что помогает сформировать у ребенка готовность к вхождению в социум.
Развитие коммуникативных способностей дает возможность ребенку удовлетворять свои потребности при помощи социально одобряемых способов и средств поведения.
Отсюда появляются и задачи:
– формировать представления о социальном мире и о себе в нем;
– воспитывать социальные чувства, эмоционально-оценочные отношения к окружающей действительности;
– формировать активную позицию во взаимодействии с миром, личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость ребенка.
Необходимо отметить, что в раннем возрасте основной формой общения ребенка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.
Так мама, папа или бабушка, находясь рядом, в процессе эмоционального общения с ребенком, должны переключить внимание ребенка с себя на предмет, игрушку, заинтересовать его и предложить ему игру.
Необходимо поощрять ребенка за проявление инициативы в игре, когда он приглашает взрослого к совместным действиям. Это способствует развитию уверенности ребенка в себе.
Следует отметить, что похвала, положительные оценки должны преобладать над порицанием, негативными оценками, а если используются отрицательные оценки, то положительная все равно должна быть присоединена.
Главная задача воспитателя в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста – приучить ребенка самостоятельно находить себе занятие. Все дети должны быть заняты.
Необходимо поощрять детей к использованию в игре дополнительного игрового материала, а также воображаемых предметов, называя их словом.
Следует побуждать детей к эмоциональной отзывчивости в общении со сверстниками, воспитывать чувство симпатии друг к другу.
Вместе с основными видами деятельности, организуются и творческие виды деятельности детей, такие как рисование рукой, пальчиком, мелками, карандашами, а также лепка из глины.
В этот момент роль взрослого, который находится рядом, очень велика. Поскольку взрослый поначалу является главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление самооценки.
Наряду с общением со взрослыми, следует выделить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками.
Но опять же взрослый, который находится в группе, должен создать условия для общения ребенка со сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям, привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявление сочувствия, сопереживания к другому ребенку.
Необходимо напомнить родителям, что не следует сравнивать ребенка со сверстниками. Это унижает достоинство либо малыша, либо его сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся и чему научился.
В общении со сверстниками развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
В процессе общения возникают конфликты. Они могут играть положительную роль, но могут иметь и отрицательные последствия.
Для полноценной социализации ребенку необходимо научиться налаживать взаимоотношения со сверстниками.
ЛЕКЦИЯ 4. ЦЕЛОСТНОСТЬ И ГАРМОНИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО, УМСТВЕННОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.
Физическое воспитание направлено на достижение цели гармоничного физического развития дошкольника через решение следующих задач:
– накопление и обогащение двигательного опыта детей;
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности;
– развитие ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культуры.
В детском саду создаются возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях: закаливающих процедурах, утренней гимнастике. Взрослые способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни. Воспитывается стремление к разнообразной двигательной деятельности, потребность участвовать в подвижных играх, спортивных упражнениях, физкультурных праздниках. В процессе физического воспитания у дошкольников формируются уверенность в себе, появляется чувство удовлетворения от развивающейся ловкости, смелости, быстроты движений. Это способствует развитию самосознания ребенка.
Умственное воспитание дошкольников направлено на их познавательно-речевое развитие, формирование способности к широкому познанию мира. Задачи умственного воспитания следующие:
– развитие познавательной деятельности дошкольников, форм мышления, способов и приемов умственной деятельности;
– развитие познавательной активности и познавательных интересов;
– расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире, о себе, о других людях, формирование целостной картины мира;
– совершенствование и обогащение всех сторон речи ребенка как средства общения и познания, формирование речевой и языковой культуры.
Умственное воспитание дошкольников осуществляется средствами познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, разнообразного экспериментирования, познавательного общения, наблюдений, решения проблемных ситуаций, развивающих игр, организации образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.
В процессе поисковой деятельности дети совместно со взрослым или самостоятельно обнаруживают новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают сенсорный и практический опыт познания. В процессе умственного воспитания развиваются ценные личные качества: целеустремленность, настойчивость, пытливость, познавательная активность. Дети переживают радость открытий, появляются уверенность в своих силах и возможностях, основы субъектной позиции ребенка в познании разных сторон действительности.
С умственным воспитанием тесно взаимосвязано художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Оно направлено на приобщение детей к прекрасному в мире: к изобразительному искусству, музыке, поэзии, природе.
Для художественно-эстетического воспитания дошкольников необходим комплекс педагогических условий:
– обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности, накопление сенсорного опыта;
– организация художественной деятельности, адекватной детскому возрасту;
– предоставление ребенку возможности свободного выбора по интересам вида художественной деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения замысла;
– поддержка детской непосредственности, воображения, фантазии, поощрение творческих проявлений и активности дошкольников.
Приобщение детей к искусству способствует развитию эмоциональной отзывчивости, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем мире, о многообразии форм и художественных стилей. Тем самым закладываются предпосылки для развития у дошкольников художественных способностей и художественного вкуса.
В процессе эстетического воспитания у детей развивается единство эстетических эмоций и нравственных чувств, что способствует их социально-личностному развитию. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Социально-личностное воспитание дошкольника выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
В содержании социально-личностного воспитания выделяются два взаимосвязанных аспекта: социально-эмоциональное и социально-нравственное воспитание. При этом «социальное» раскрывает процесс социализации ребенка, то есть его становление как члена общества. Социализация выступает как процесс освоения социальных норм, правил, взглядов, идей, традиций, что позволяет индивиду успешно войти в социум и отношения людей (И. Кон, Г. М. Андреева). «Нравственное» раскрывает ценностный аспект воспитания поведения и отношений ребенка, регуляцию его поступков и действий с позиции моральных критериев, правил и оценок, принятых в обществе. «Эмоциональное» раскрывает область чувств и переживания ребенка, связанных с поведением и взаимоотношениями в обществе.
Социальное развитие ребенка, его контакты с окружающими людьми развиваются успешно при условии определенной эмоциональной «грамотности», то есть умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других людей.
Каждое направление воспитания обладает особыми возможностями для социально-нравственного и эмоционального развития дошкольника. Но все их объединяет формирующееся у детей представление о человеке как главной ценности культуры.
Во всех направлениях и областях воспитательного процесса ребенку видны нравственные основы деятельности и отношений человека.
Содержание воспитания дошкольников постоянно обогащается, появляются новые аспекты и направления с учетом изменяющихся социокультурных условий и потребностей, субкультуры детства и развивающихся интересов детей.
ЛЕКЦИЯ 5. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, НАЗНАЧЕНИЕ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКОГО САДА. ВОЗМОЖНОСТИ ГРУППЫ В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Первые три года жизни ребенка – время активного накопления социального опыта, период развития и становления личности. Именно в эти годы, впервые прикасаясь к социальному миру, дети становятся пытливыми или безразличными, эмоциональными или вялыми, здоровыми или больными.
Современные родители все больше заинтересованы в раннем развитии детей. Приобретая множество развивающих игр, пособий, книг, по прошествии некоторого времени они понимают, что для эффективных занятий с ребенком им не хватает психолого-педагогических знаний. Большинство родителей стремятся определить ребенка в дошкольное учреждение.
Адаптация ребенка к детскому учреждению, а вместе с ним и его родителей – очень серьезная проблема. Не подготовленный к посещению ДОО ребенок не просто плачет, оставаясь без родителей, он переживает стресс, который впоследствии может обернуться серьезными проблемами со здоровьем как физическим, так и психическим.
Для обеспечения доступности образования и воспитания, пропаганды педагогических знаний среди родителей, легкой адаптации детей к ДОО наиболее востребованными стали группы кратковременного пребывания (ГКП) для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Родители, отдавая своего ребенка в детский сад, часто имеют поверхностное представление о том, чем он там будет заниматься. Достаточно остро стоит проблема знакомства и общения со специалистами детского сада – педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинским работником, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию. Многие родители о них и не подозревают, а если что-то слышали, то имеют весьма смутное представление о них самих, не говоря об их функциональных обязанностях.
Функционирование групп кратковременного пребывания позволяет создать благоприятные условия для образовательной деятельности, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей, педагогов, узких специалистов.
Организация группы основывается на следующей нормативной правовой базе:
– Конвенция ООН о правах ребенка.
– Конституция РФ, ст. 43.
– Семейный кодекс РФ.
– Закон РФ «Об образовании» 2012 г.
– ФГОС ДО.
– Инструктивно-методические письма Министерства образования России «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
– Требования СанПин к устройству, содержанию, оборудованию, режиму работы дошкольных образовательных организаций.
– Приказ управления общего и профессионального образования Администрации области «Об утверждении Положения о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные организации».
– Устав дошкольной образовательной организации.
– Договор ДОО с родителями.
Цели
Образовательная деятельность в группе кратковременного пребывания организовывается исходя из целей:
– создать единую развивающую среду для ребенка и его родителей;
– осуществить плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию в образовательной организации;
– обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям ДОО;
– способствовать педагогическому просвещению родителей.
Задачи
В соответствии с целями образовательной деятельности определены основные задачи:
– укрепить физическое и психическое здоровье ребенка;
– обеспечить эмоциональное благополучие пребывания ребенка в ДОО с учетом индивидуальных возможностей;
– формировать адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками, чувство защищенности, свободы, доверия к окружающему;
– развивать познавательную сферу в соответствии с возрастом, расширять кругозор;
– создавать единый стиль воспитания и общения в образовательной организации и семье.
Формы и методы работы
В соответствии с целями и задачами образования, возрастом детей определены формы и методы работы:
– предметные или сюжетно-дидактические игры;
– беседы, экскурсии, прогулки;
– опыты, наблюдения, практическая работа.
Воспитательно-образовательная работа в ГКП включает в себя все виды детской деятельности, характерные для раннего и младшего дошкольного возраста.
Профилактическая и коррекционная работа предусматривает занятия с педагогом-психологом, профилактические медицинские процедуры по рекомендации врача-педиатра.
Необходимо предусмотреть оптимальные условия для успешной реализации воспитательных задач:
– создание развивающей среды, отвечающей потребностям детей раннего и младшего дошкольного возраста;
– наличие специально оборудованных помещений;
– выбор образовательных программ;
– определение актуальных форм работы специалистов с детьми и родителями.
Продуманный режим дня – важнейшее условие развития ребенка. Игры и занятия должны подбираться с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и времени пребывания в группе. Образовательный процесс должен организовываться максимально компактно, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.
Раздел «Музыкальное воспитание детей в группах кратковременного пребывания в детском саду» состоит из нескольких аспектов:
– характеристика возрастных особенностей;
– задачи развития;
– содержание и условия педагогической работы;
– музыкальный репертуар.
В разделе предусмотрены следующие задачи музыкального развития:
– увлекать, удивлять и радовать музыкой;
– приучать внимательно слушать, прислушиваться к словам, самим воспроизводить простейшие интонации;
– выполнять игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки.
Музыкальные занятия проводятся раз в неделю со всей группой и родителями. Занятие включает слушание музыки и песен, побуждающих детей к слоговому пению или звукоподражанию, игровые упражнения или музыкальную игру, танцевальные движения.
Какому разделу уделить больше времени на музыкальном занятии, а какому меньше или вообще исключить – определяет музыкальный руководитель.
Задачи изобразительной деятельности практически решаются при каждой встрече педагога с детьми в группе кратковременного пребывания. Одними из главных задач являются:
– развивать интерес к изобразительному материалу;
– подражать действиям педагога;
– формировать ассоциативно-образное мышление.
Занятия могут проводиться следующим образом: через игровой персонаж педагог показывает возможности изобразительных средств. Это делается как для детей, так и для родителей. Вместе с родителями дети рисуют фломастерами, карандашами, красками, штампиками (кубы, цилиндры и т. д.). В домашних условиях родители будут знать, как правильно заниматься с детьми, на что необходимо обратить внимание.
Для физического и психического развития следует правильно организовать двигательную активность ребенка. С детьми группы можно проводить игры и упражнения, занятия в физкультурном зале.
В групповой комнате должно быть помещено оборудование: мячи, дуги, скамеечки и т. д. Необходимо также использовать нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия и массажа ног.
Большое значение для развития взаимодействия семьи и детского сада должно приобрести общение родителей друг с другом и специалистами ДОО. Включение родителей в процесс образования не только поможет адаптации ребенка, но и сформирует отношение к процессу образования как сложному и кропотливому.
В конце года должна быть заметна положительная динамика в развитии и адаптации ребенка в системе ДОО.
ЛЕКЦИЯ 6. УПРАВЛЕНИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Модернизация в сфере дошкольного образования затронула ряд аспектов: возникли новые виды дошкольных образовательных учреждений, разработано большое количество комплексных и парциальных образовательных программ, происходит апробация новых методов и форм работы, введен в действие Федеральный государственный стандарт по дошкольному образованию и т. д.
Сложившаяся ситуация в области дошкольного образования обуславливает необходимость подготовки педагогов и руководителей к управлению качеством образования, которое является одним из важных факторов, способствующих удовлетворению потребностей и ожиданий различных социальных групп населения в качественном обучении, воспитании и развитии, обеспечению прав ребёнка на полноценное образование, сохранению единого образовательного пространства.
Одним из условий управления качеством образования в дошкольном учреждении кратковременного пребывания является оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по следующим направлениям: обновление содержания образования, организация образовательного пространства.
Многие специалисты отмечают трудности в управлении качеством образования в группах кратковременного пребывания детей. Проблематично однозначно определить цели, спрогнозировать ожидаемый результат, спроектировать деятельность, позволяющую в установленные сроки добиться определенного уровня интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития каждого ребенка. Именно поэтому возрастает роль управления качеством образования.
Основная идея открытия группы кратковременного пребывания – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду, повысить и закрепить престиж ДОУ, сделать его привлекательным для семей, имеющих детей дошкольного возраста.
Дети посещают группу вместе с мамой или другим близким человеком. Предусмотренные образовательной программой блоки состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, музыкально-ритмической, творческой, двигательной, свободной. Виды деятельности постоянно меняются, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждой встрече, подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша.
Одним из этапов создания группы кратковременного пребывания (адаптационной) является экспертиза условий для открытия группы.
Организация группы кратковременного пребывания предполагает анализ материально-технических и кадровых условий ДОУ, финансово-экономической базы, образовательных запросов родителей как основы отбора средств и программно-методического содержания педагогического процесса.
Экспертиза условий ДОУ по открытию группы кратковременного пребывания помогает выбрать оптимальные модели образовательных услуг, которые можно предложить родителям. Экспертизу может провести группа работников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), которую создают по решению педагогического совета учреждения, а также сотрудники районного отдела образования, приглашенные заведующей детским садом. Экспертизе подвергаются несколько направлений: занятость обслуживающего персонала и специалистов ДОУ, наличие помещений ДОУ, предметно-развивающая среда учреждения.
Кадровая подготовка воспитателей, специалистов, обслуживающего персонала для работы в группах кратковременного пребывания основывается на изучении принципиальных подходов к деятельности группы. Педагогу важно знать, что:
1. Образовательный процесс выстраивается на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
2. Взрослый привлекает детей к занятиям и играм без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя детей своим партнерским участием.
3. В образовательном процессе реализуется индивидуальный подход к ребенку.
Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики. В работе педагога в группе кратковременного пребывания предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, закреплению и расширению представлений детей об окружающем мире. Фундаментом же всей последующей консультативной и методической помощи является педагогическая диагностика и, как следствие, заполнение индивидуальных карт развития ребенка, обсуждение планов дальнейшего развития ребенка со специалистами и родителями. Такая работа осложняется тем, что дети находятся в дошкольном учреждении довольно непродолжительное время, и обратная связь, которая предоставляет педагогу информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент взаимодействия, недостаточна.
Подготовка воспитателей для работы в группе кратковременного пребывания также должна заключаться в развитии умения свободно работать по образовательным программам нового поколения, ориентированным на развитие ребенка. Воспитатель при организации педагогического процесса должен иметь в виду одну или несколько целей, важных для развития именно этого ребенка.
Деятельность специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи родителям по своему профилю. Для этого логопед, психолог и другие специалисты должны подобрать диагностический инструментарий, быть готовыми к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработать программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом.
Младшие воспитатели, работающие в группе кратковременного пребывания, должны иметь представление о специфике работы таких групп, основных задачах образования дошкольников, владеть коммуникативными навыками и умениями. Администрация ДОУ с этой целью может организовать краткосрочные курсы для обслуживающего персонала.
Работа педагога-психолога регламентируется в соответствии с основными направлениями образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.
Для выявления семей, которые могли бы воспользоваться услугами дошкольного образовательного учреждения, сотрудники дошкольного учреждения могут воспользоваться данными медицинского учреждения, закрепленного за территорией проживания дошкольников. После составления списка семей коллектив ДОУ организует выходы в эти семьи по предварительной договоренности с целью проведения анкетирования.
ЛЕКЦИЯ 7. ПЕРЕСТРОЙКА СЛОЖИВШЕГОСЯ СТЕРЕОТИПА ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ
Переход малыша из семьи в детский коллектив вносит в его жизнь много изменений. Ребенку не просто шагнуть в «большую жизнь». Привыкание к новым условиям (адаптация) – процесс длительный и сложный для детского организма. Ребенку сложно привыкнуть к новой обстановке, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от него требуют, сложно сдерживать эмоциональные проявления (в виде криков и слез). Ребенок не сразу усваивает новые правила поведения по отношению к новым взрослым, не сразу признает взрослого, с которым хотят его оставить родители. У многих детей период адаптации сопровождается рядом временных нарушений поведения и общего состояния. В первые дни посещения детского сада у ребенка возможно нарушение аппетита, сна, эмоционального состояния и др. Ребенок подвержен вирусным инфекциям.
У родителей возникает естественный вопрос: можно ли сделать что-то, чтобы облегчить малышу период адаптации? В первую очередь необходимо обратить внимание родителей на процесс закаливания ребенка. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра, они реже болеют. Основными правилами закаливания являются ранее начало, постепенность и систематичность. Начинать нужно с самого простого – с использования свежего воздуха. Помещение, в котором находится ребенок, необходимо проветривать четыре – пять раз в день в течение 10–15 минут.
В период подготовки к поступлению в детский сад целесообразно психологически настраивать самого малыша, заинтересовать его посещением детского учреждения, знакомством с детьми, игрушками. Ни в коем случае не пугать малыша детским садом. Режим дня и условия жизни ребенка в доме желательно приблизить к режиму в дошкольном учреждении. Очень важно, чтобы малыш овладел основными гигиеническими навыками, умел самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться. Это поможет исключить ряд стрессовых ситуаций, которые, естественно, возникают у ничего не умеющего малыша в организованном детском коллективе.
В период привыкания к детскому саду нужно ограничить новые впечатления, уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка, сократить количество посещений театров, цирка, кино. Обстановка в семье должна быть спокойная, обращение взрослых с малышом ласковое и участливое. Необходимо предупреждать появление у ребенка отрицательных эмоций.
Малышу можно разрешить принести с собой в группу любимые игрушки, предметы с которыми он не расставался дома. Это поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению.
Адаптационная группа позволяет ребенку в наиболее щадящем для него режиме привыкнуть к новой среде обитания, новым людям, новым требованиям. Присутствие матери или других взрослых в группе помогает ребенку преодолеть страх перед детским садом, способствует плавному отрыву от родителей.
Первые месяцы пребывания ребенка в детском саду являются не только одним из самых сложных периодов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при посещении дошкольного учреждения четко проявляются родительские «промахи» и «недоработки». В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода сами родители нередко становятся виновниками нервных стрессов у детей.
Личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач воспитания конкретного ребенка является не только залогом его успешной адаптации к дошкольному учреждению, но и дальнейшего личностного развития в целом.
Методы и формы работы с родителями многообразны. С целью изучения семьи, установления контакта с ее членами и согласования воспитательных воздействий на ребенка могут использоваться анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, анализ детских рисунков, сочинений родителей на заданную тему и др.
При наличии значительных адаптационных трудностей для определения характера взаимоотношений ребенка с членами семьи воспитатель посещает ребенка дома. Время посещения выбирает семья. Воспитатель заранее подбирает игрушку в подарок ребенку, готовит альбом, рассказывающий о жизни детей в детском саду, в котором имеются фотографии групповых комнат, музыкального зала, участков для прогулок детей, лестничных маршей, пищеблока и других помещений детского сада.
С целью повышения уровня педагогической культуры родителей и оптимизации воспитания могут использоваться беседы, консультации, лекции, семинары, практикумы, вечера вопросов и ответов, диспуты, родительские собрания, конференции, устные журналы, рекомендации по самообразованию, различные творческие объединения, конкретные поручения родителям.
Устраивая ребенка в адаптационную группу кратковременного пребывания для детей раннего и младшего дошкольного возраста, родители могут рассчитывать на индивидуальный подход и уважение личности ребенка, успешную и максимально щадящую для него адаптацию к условиям дошкольного учреждения.
ЛЕКЦИЯ 8. СИМПТОМЫ ТРУДНОЙ АДАПТАЦИИ. НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ РЕБЕНКА
Многие родители детей в возрасте полутора – двух лет оказываются перед выбором: отдавать ребенка в дошкольное образовательное учреждение или нет. Решение зависит от многих факторов. Одним из таких факторов можно считать возможности ребенка адаптироваться к условиям детского сада.
Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия и состояния могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация, под которым понимают несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, которое, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды существования.
Рассмотрению данного понятия в своих работах уделяли внимание Б. Н. Алмазов, М. А. Галагузова, М. В. Михайлова и др.
В раннем возрасте, по мнению Р. В. Овчаровой, дезадаптация представляет собой образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к дошкольному образовательному учреждению в форме нарушений поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Дезадаптированный ребенок отличается от сверстников. Такой ребенок по различным причинам не может наравне с другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, группе сверстников), что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании.
Как считают Т. Я. Черток и Р. В. Тонкова-Ямпольская, об успешности адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада можно судить по ряду признаков, к которым относятся положительное эмоциональное состояние, хороший аппетит и сон, легкость в установлении контактов со сверстниками и взрослыми. Данные признаки свидетельствуют о том, что ребенка можно переводить на общий режим. При этом, по мнению авторов, еще в течение недели следует внимательно наблюдать за ребенком, так как перевод его на обычный режим может вызывать резкое ухудшение эмоционального тонуса.
В ряде научных работ (Н. Д. Ватутиной, Г. Г. Григорьевой, О. И. Давыдовой и др.) выделяются виды адаптации.
Легкая адаптация проявляется в том, что поведение ребенка нормализуется в течение десяти – пятнадцати дней. В этот период времени ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. К двадцатому дню пребывания в дошкольном учреждении у ребенка нормализуется сон, он начинает нормально питаться. Настроение бодрое, заинтересованное, несмотря на утренний плач в присутствии родителей. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающей среде восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь у ребенка затормаживается, но он может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболевания случаются не более одного раза, сроком не больше десяти дней, без осложнений. При этом признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
При адаптации средней тяжести нарушения в общем состоянии ребенка выражены ярче и продолжительнее, наблюдаются признаки психического стресса. Сон и аппетит у ребенка восстанавливаются лишь через двадцать – сорок дней. Проявляется неустойчивое настроение в течение месяца. Ребенок часто эмоционально возбужден. Он плачет и кричит при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное. Ребенок редко играет с детьми. В игровых ситуациях речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. Наблюдается ситуативная игра, в которой ребенок не пользуется приобретенными навыками. Заболевания случаются до двух раз в месяце, сроком не более десяти дней. Вес у ребенка может снижаться, может оставаться без изменений. Как правило, в этот период проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, капризность, плаксивость. Также наблюдается изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи в течение полутора – двух недель.
О тяжелой степени адаптации ведут речь, когда поведение ребенка приходит в норму в течение трех – шести месяцев. В таком положении ребенок часто болеет, теряет полученные навыки. При этом может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. В таком состоянии сон ребенка сопровождается вскрикиваниями, плачем, частыми просыпаниями. Аппетит у ребенка существенно и надолго снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула. Ребенок демонстрирует безучастное ко всему настроение, много и длительно плачет, при этом поведенческие реакции нормализуются к шестидесятому дню пребывания в дошкольном учреждении. В отношениях с близкими взрослыми ребенок эмоционально возбужден, в отношениях с детьми проявляет безразличие или агрессию. Часто наблюдается отказ от любой деятельности, имеет место задержка речевого развития на два – три периода. Такой ребенок игрой занимается ситуативно, кратковременно. У ребенка наблюдаются существенные изменения в деятельности вегетативной нервной системы.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерна эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослым или, наоборот, отказывается от него, сторонится сверстников. Снижается активность ребенка по отношению к предметному миру, падает уровень речевой активности. Все негативные проявления у детей, особенно раннего возраста, выражены очень ярко.
Как отмечает А. И. Донцов, длительно и сложно протекает процесс адаптации у ослабленных детей, страдающих различными заболеваниями, и наоборот, здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации в дошкольном учреждении. При подготовке ребенка к посещению детского сада необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п.), легче привыкают к дошкольному учреждению.
ЛЕКЦИЯ 9. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РЕБЕНКА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Понятие «предметно-развивающая среда» было введено в лексику педагогов и дизайнеров после 1988 года, когда вышла «Концепция дошкольного воспитания». В 1990-е годы в работах В. А. Петровского, Л. М. Клариной, С. Л. Новоселовой поднимается вопрос обогащения предметно-развивающей среды, принципов организации такой среды. Таким образом, развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей, побуждает ребенка проявлять активность и инициативу.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
В качестве показателей развивающей направленности предметной среды могут быть выделены следующие:
– положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад;
– включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов;
– высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;
– отсутствие частых конфликтов между детьми;
– спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим.
Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций.
Развивающая функция среды является ведущей. Понимание развития как результата воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» (по Л. С. Выготскому) развития ребенка определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать как вместе со взрослым, так и самостоятельно. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Не менее важна стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованию. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации воспитателем.
Определенно важной является информационная функция. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социально-культурного опыта. Предметы – это яркий источник познания окружающего мира.
Воспитывающая функция среды может реализоваться при условии создания воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или поспорить, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является тем центром, где зарождаются сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа, которой руководствуется образовательное учреждение.
Создавая предметно-пространственную среду группы, важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные качества.
Особенности среды во многом определяются педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель – знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, это должно найти яркое отражение в обстановке.
Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.
К предметному содержанию относятся:
– игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или совместно со взрослыми и сверстниками;
– методические пособия, используемые взрослыми в процессе обучения детей;
– оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (мольберты, кукольный игровой уголок, ковролины, горки и лесенки для развития движений и пр.).
Предметное содержание должно быть определенным образом организовано в пространстве, что обеспечит его активное освоение детьми.
Изменения предметного содержания и его пространственно-временного размещения необходимы для стимулирования детской активности, учета происходящих в ребенке трансформаций, связанных с его ростом и развитием.
Эти три компонента обеспечивают высокую степень вариативности развивающей среды.
В детском саду желательно иметь помещения для художественного творчества детей – изостудию, музыкальную или театральную студию. При наличии необходимых помещений и свободного пространства можно оборудовать сенсорную комнату с оптическим смещением цветового освещения при смене светофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений.
Значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного творчества с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей. Все произведения искусства в интерьере должны быть подчинены требованиям места и времени. Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого, воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
При моделировании развивающей предметно-пространственной среды в группах кратковременного пребывания адаптационной направленности педагогам необходимо учитывать формат услуг: осуществляется ли в группе реализация программы или только уход и присмотр. Кроме того, немаловажно время пребывания детей в такой группе. Если это трехчасовая группа ухода и присмотра, и большую часть времени дети проводят на участке, то при подборе игрушек и оборудования необходимо сделать акцент на условия, созданные на участке. В приоритете будут каталки, качалки и другие двигательные игрушки, игрушки для игр с песком и водой, сюжетные игрушки. В группе необходим минимальный набор пособий для сенсорного развития.
Если же это четырехчасовая группа, осуществляющая реализацию общей образовательной программы, то ее развивающая среда по содержанию идентична развивающей среде соответствующей возрастной группы с коррекцией количества игрушек и пособий в сторону уменьшения, так как помещение такой группы на практике меньше обычной.
Если же группа кратковременного пребывания в первую половину дня интегрирована в обычную группу детей соответствующего возраста, то количество игрушек и пособий необходимо увеличить, чтобы обеспечить их доступность для воспитанников.
ЛЕКЦИЯ 10. ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
Дошкольное образовательное учреждение предоставляет ребенку возможность получить опыт новых человеческих взаимоотношений: умение разрешать конфликты, делиться, сочувствовать другу, отстаивать свои позиции, общаться в коллективе. Ребенку в детском саду приходится общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Соответственно у ребенка формируется умение сотрудничать, он становится увереннее в общении.
Нарушения в сфере общения тесным образом связаны с опытом общения ребенка и имеющимися у него средствами налаживать деловые контакты. Если ребенок привык общаться только с матерью, у него могут возникнуть трудности в контактах с другими людьми. Только переход к новой форме общения может быть залогом успешного вождения ребенка в более широкую социальную среду.
До двух – трех лет ребенок практически не испытывает потребности в общении со сверстниками, поскольку она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в постоянном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать ребенку не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери. Исчезновение матери вызывает бурный протест у ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоциональный.
Дети двух – трех лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями. Эти страхи являются одной из причин трудной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым.
Мальчики трех – пяти лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки. Мальчики в этот период больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация, наоборот, происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери. В частности, А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы. В дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Если же ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад следует не раньше трех лет – девочку и трех с половиной лет – мальчика. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация ребенка.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети. Они, как правило, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Если ребенок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и детьми, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению. Затем несколько дней можно приводить ребенка в детский сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует больше играть с ним в подвижные, эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно. Если не разрядить это напряжение, оно может стать причиной невроза.
Значительные трудности в адаптации могут испытывать дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение нерегулярно. Вследствие длительных перерывов в посещении детского сада адаптационный процесс растягивается на более длительный срок. Ребенку всякий раз приходится заново приспосабливаться к условиям, которые никак не становятся для него привычными.
Трудности в адаптации испытывают дети, родители которых конфликтны и необщительны. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, часто волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть приняты в группе. Известно, что состояние тревоги, напряжения блокируют восприятие, мышление, память, искажает поведение ребенка, снижает результативность его деятельности. Внутрисемейная агрессия влечет за собой формирование агрессивного типа личности ребенка.
По данным исследований Н. Д. Ватутиной, важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми. Полезно сформировать у ребенка умение положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т. п.).
Осложняющим фактором адаптации выступает малая общительность ребенка со сверстниками, что в большинстве случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками.
Трудности адаптации могут быть связаны с недостаточным владением ребенком игровыми навыками в сочетании с отсутствием развитых способов положительного общения; его излишней импульсивностью, подвижностью, препятствующей реализации адекватных способов сотрудничества. В этих случаях сверстники активно избегают контактов с ребенком.
Серьезные изменения в поведении, психическом и физическом состоянии ребенка в период адаптации к детскому саду обусловлены двумя основными причинами. Первой причиной является отрыв ребенка от матери. Вторая причина – нахождение ребенка в непривычной, неизвестной обстановке. Чтобы в этой ситуации «выжить», необходимо вести себя здесь не так, как дома. Ребенок еще не знает новой формы поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. Если ребенку удается быстро выработать новый тип поведения и успешно пройти этот первый урок выживания, в дальнейшем он будет легко адаптироваться в любой новой обстановке на протяжении всей жизни.
На успешность протекания процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению влияет в первую очередь обстановка в семье и родительское отношение, представляющее собой систему поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка.