Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Воображение

  • 👀 350 просмотров
  • 📌 290 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Воображение» docx
ВООБРАЖЕНИЕ 1. Воображение в историческом аспекте. 2. Воображение и его связи с другими психическими процессами. 3. Виды воображений. 4. Аналитико-синтетический характер воображения. 5. Физиологические основы воображения Не найдется более обделенной проблемы в психологической науке, чем Воображение (разве что внимание). Нет общепринятого понимания сущности процесса, его форм и функций. Не выработаны методы и подходы к явлению. Но философы издавна рассматривали этот феномен. Аристотель писал, что когда ум осознает какую-то вещь, он должен одновременно осознать ее в воображении. Мышление является частично воображением, а частично суждением. Платон сравнил процесс восприятия с процессом тиснения печати на восковой плитке, а воображение – с оттиском, который остается после снятия печати. Эта аналогия стала особенно популярно в XVIII в. и психологи, начиная с Хьюма, рассматривают В. как нечто отличное от восприятия только тем, что существует и без внешних раздражителей и по тому слабее восприятия. Эксперимент, проведенный амер.псих.Пэрки /1910 г./ поддержал эти суждения. Заключался он в следующем: испытуемых усаживали перед экраном и предлагали вообразить очертания какого-либо предмета, как бы проецируемого на экран. Иногда на экран в действительности проецировали слабый образ предмета, о чем исследуемые не знали и все были убеждены, что это плод их воображения. Но было слишком очевидно, что проецируемый образ производил на них ощутимое влияние. Люди, которые получали задание «вообразить банан, описывали его в том же положении, какое банан имел на экране. Те, кто наблюдал на экране голубую книгу, говорили, что воображают себе книгу, которая «случайно» окрашена в голубой цвет». И у нас и за рубежом делались неоднократные попытки проникнуть в тайны воображения экспериментальным путем. И хотя многие авторы отрицают существования воображения у животных, однако эксперименты в этом направлении продолжаются, доказывая, что нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Широко известны опыты советского физиолога И.С.Бериташвили на кошках и собаках, подтверждающие гипотезу о наличии воображения у животных. Пример с собакой, с завязанными глазами. Собаку с закрытыми глазами помещали в клетку на колесах и везли окружным путем к миске с едой. Везли от одного из многих одинаковых отправных пунктов, причем лишали возможности чувствовать запахи. На финише собаки давали поесть из миски, а затем отвозили ее на прежнее место, по-прежнему лишая возможности видеть и чуять. Но едва животное освобождали, как оно по прямой линии бежало к тому месту, где его кормили. В некоторых вариантах собаку подводили к двум мискам с едой, а затем возвращали в исходный пункт. В таких случаях животное стремилось к миске с любимой едой, или где больше еды, или к той которая ближе, а затем к другой. Однако эти способности исчезали после двухстороннего удаления оперативным путем определенных участков коры головного мозга, находящегося рядом с полосатым полем в затылочной области. Эти участки коры участвуют в отборе и реорганизации информации, получаемой из окружающей среды с помощью зрения. Раздражение этих участков электрическим током у человека вызывает зрительные галлюцинации. Возможность воображения у животных подтверждают и работы советских психиатров М.А.Гольденберга и Ц.П.Короленко, доказавших появление галлюцинаций у животных при различных видах интоксикации. При этом обнаружена идентичность основных элементов поведения животных и человека при галлюцинировании, вызванном одинаковыми токсическими агентами. Животные, отравленные тетраэтилсвинцом постоянно лизали пол, стены, терли язык о предметы, царапали его лапами, т.е. наблюдалась картина, характерная для поведения человека при тетраэтилсвинцовом психозе и связанная с осязательными галлюцинациями – симптомом постороннего тела во рту. Воображения человека и животных представляет, очевидно, различные цепи нервных процессов, одни могут быть близки к восприятию, другие могут иметь более сложную структуру. Пэрки, проводила эксперименты над воображением, вызывая образы, произнесением определенных слов. Оказалось, что значительная часть вызываемых образов относится к двум различным категориям. С одной стороны – это воображение вещей, которые можно распознать и определить в связи с определенными обстоятельствами, определенным лицом и др. С другой стороны – это образы вещей не связанных с определенным контекстом, не распознаваемых как тот или иной конкретный предмет. Эти первые образы были, несомненно, воображением памяти, вторые – были «воображением воображения». Исследования амер.физиолога Е.Джекобсона показали, что когда мы воображаем какое-либо движения, в мышцах, которые были бы заняты в этом движении, возникают функциональные токи. Подобные токи возникают и тогда, когда мы воображаем движения других людей. Эксперимент амер.псих.Халла свидетельствует, что тенденция к имитации выступает и тогда, когда мы просто наблюдаем движения других людей. Так, люди, которые стоя наблюдают, как кто-то покачивается вперед и назад, сами, не отдавая в том себе отчета, начинают слегка покачиваться. Психологическую характеристику В. как творческого процесса дает Т.Рибо /1901/. Им раскрыта двойственная природа воображения: связь с опытом и преобразование опыта. Описаны способы создания новых образов: агглютинация, схематизация, преувеличение, преуменьшение элементов прежнего опыта. Выявлен основной механизм – ассоциация и диссоциация элементов опыта, разъединение и объединение их новых сочетаниях. Автор считает, что главная функция В. – изображать, а не познавать. З.Фрейд /1898/ рассматривал фантазию как проявление бессознательных внутренних конфликтов личности и исследовал их методом беседы и анализа свободных рассказов ребенка. Но наиболее содержательное исследование детского воображения с позиции психоанализа проведено Р.Гриффитс /1935/. Прослеживаются формы поиска решения, относящиеся как к фантазии, так и к творческому мышлению: когда исчерпываются возможности знакомой среды, ребенок переходит к воображаемой работе – игре, используя частички своего опыта в новых комбинациях. Специальные исследования структуры и функции фантазии провел Э.Клингер /1971/. Фантазия характеризуется автором как элемент присущий человеку постоянной внутренней активности в виде представлений, сновидений, замыслов, мечтаний. Внутренних монологов. Подчеркнута важная ее роль в общей адаптации индивидуума, особенно в условиях обильной и недостаточно организованной информации. В процессе фантазии человек пересоздает, пере соединяет, делает информацию более удобной для использования. Клингер придает фантазии более широкое значение как изначальной активности, включенной в процесс познания. В концепции Дж.Брунера /1977/ элементы воображения включены в познавательную деятельность уже на уровне восприятия: человек предвосхищает образ предмета до того как отчетливо увидит его. Крайне важно в генетическом плане то, что Брунер отмечает у детей представление действием, предшествующее представлению образами. Идеи о функциях и генезисе воображения содержатся в концепции символической функции Ж.Пиаже /1969/, он включает в это понятие язык, символическую игру /начало произвольных выдумок/, отсроченную имитацию и определенный тип внутренней имитации, - основу образного мышления. В. выступает как форма имитирования событий в целях приспособления. Оно не имеет своим истоком речевые сигналы и наблюдается вначале как отсроченная имитация – подражание тому, чего сейчас нет. На этой основе складывается образ как внутренняя имитация, как «активная копия», а не след воспринятого. В числе механизмов В. автор выделяет агглютинацию (сцепление) и перемещение (перенос)признаков. В числе методов исследования подчеркивается ценность наблюдения, «… поскольку интеллект маленьких детей слишком нестабилен». Характерно для Ж.Пиаже признание того, что воображение и речь формируются во взаимосвязи, а не в последовательной зависимости. Время их появления в составе символической функции относится к полутор-двум годам. А.Валлон /1967/ как же рассматривает формирование психики как путь от действия к мысли, но ребенок для него от рождения есть существо и биологическое и социальное: эмоционально-мотроное общение со взрослым формирует специфически человеческие черты поведения ребенка. Дальнейшие исследования воображения проводились в руслде идей Л.С.Выготского. он считает сущность В. «…. Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, … творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве». Он показывает роль воображения в познавательной деятельности: «Всякое более глубокое проникновение в действительность требует более свободного отношения сознания к элементам этой действительности». Такая свобода достигается тем, что образы фантазии пластичны, динамичны, открыты для последующих преобразований. Л.С.Выготский подчеркивал знаковый характер сознания человека, представительство реальной действительности через знаки, из которых главную роль играет речь. Речь и воображение взаимно связаны, разрушение одного процесса ведет к разрушению другого. Высшие функции приобретают свои специфические черты только на уровне речи – это «второе рождение» функции. Выготским сформулирован основополагающий методологический принцип исследования онтогенеза: «Каждая высшая психическая функция появляется … сначала как форма сотрудничества или взаимодействия …, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка.» С.Л.Рубинштейн /1940/ подчеркивает специфику воображения как элемент образного познания: «Собственно каждый образ является и воспроизведением и преобразованием действительного …» если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование характеристикой воображения. Но в обоих этих процессах … один общий компонент, а именно самое возникновение и формирование целостного образного представления». Подчеркивается связь воображения с действием: «Воображать – это преображать … В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии». Такие ученые как Эльконин, Давыдов, Подъяков, Гальперин, Натадзе исследовали различные аспекты воображения, а также его развитие. В. принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив готовый результат труда нельзя приниматься за работу. Строго говоря, для того, чтобы вручную сделать н/п, стол нужно не меньше фантазии, чем для написания повести /какой будет в высоты, ширины и др./. Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа конечного и промежуточных продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; вместе с тем В. может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность; а заменяющих ее. Первое и важнейшее назначение В. заключается в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, не только конечный продукт, но и промежуточные, т.е. создается модель. В. связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека: оно тесно связано с процессами восприятия. Включаясь, в восприятие В. обогащает новые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение. Образы В. опираются на представления памяти: нечто новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Но эти представления подвергаются в воображении глубокой модификации, преобразованию. В. тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. В чем же их сходство и различие? Так же как и мышление В. возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда возникает необходимость отыскать новые решения. Так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному удовлетворению потребностей может предшествовать иллюзорно в воображении удовлетворение потребности. Опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно отражать мир. Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Если проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу, здесь в действие включаются механизмы воображения. Есть все основания сделать вывод, что В. работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной является ситуация, тем меньше простота дает она фантазии. Ценность В. состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже и при отсутствии необходимой полноты знаний, которые необходимы для мышления – фантазии позволяет перепрыгнуть через какие-то этапы мышления и все-таки представить конечный результат. Но в этом же и слабость такого пути решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения проблемы нередко являются недостаточно точными и строгими. Воображение играет огромную роль не только в преобразовании человеком окружающего мира, но и самого себя. В. облегчает процесс создания и реализации программ самовоспитания. На основе В. человек может предвидеть ход развития события, результаты своих действий и поступков. И чем ярче образы В., тем сильнее эмоции, тем сильнее их мотивирующая функция и побуждающая. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ. Различие видов воображения производится по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное /пассивное/ и произвольное /активное/ воображение. При Н.В. новые образы возникают под влиянием мало осознанных потребностей или неосознанных потребностей, в лечений, установок. Такое В. работает как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и др. создав образ Манилова, Гоголь обобщенно изобразил тип людей которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь. Пр.В. представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида В. характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен создавать образы. Пр.В. возникает в раннем возрасте, наибольше развитие получает в детских играх. Пассивное В. может быть вызвано человеком намерено: такого рода фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то ярком, радостном приятном, заманчивом, в грезах обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах В. преобладают грезы, то это является дефектом развития личности. Пассивное В. может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне, при патологических расстройствах сознания /галлюцинациях/ и т.д. Активное В. разделяется на воссоздающее и творческое, В., имеющее в своей основе создание системы образов, соответствующих описанию наз. воссоздающим, в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида, а объективно они уже существуют. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде карт, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей. Здесь должна существовать связь между образами и условными обозначениями, происходит расшифровка сигналов, символов, знаков. Н/п, инженер рассматривая чертеж восстанавливает образ той машины, которая зашифрована условными обозначениями. Вос. В. играет большую роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего не мыслима их совместная жизнь. Творческое В. – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Они создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Особой формой В. является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни. Это форма особой внутренней деятельности, заключающаяся в создании образов того, что человек желал бы осуществить. Она является элементом научного предвидения. Мечта выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть овеществленная, осуществленная человеческая мечта. Н/п, 4 века назад обычное оконное стекло было неосуществимой мечтой: окна затягивали бычьим пузырем, едва пропускавшим свет. В те времена можно было лишь мечтать о прозрачном материале, который бы пропускал свет как вода и воздух. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВООБРАЖЕНИЯ Процессы В. имеют аналитико-синтетический характер, как и восприятие, мышление, память. Уже в восприятии и памяти анализ обеспечивает возможность сохранять некоторые общие черты объекта и отбрасывать несущественные. Этот анализ завершается синтезом – создание рода эталона, при помощи которого происходит опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за пределы сходства. Основная тенденция памяти – возобновлении образов в максимальном приближении к эталону, т.е. к точной копии ситуации, имевшей место в поведении. Основная же тенденция В. – преобразование представлений /образов/, обеспечивающей создание модели новой ситуации, ранее не возникавшей. И та и другая тенденция относительны: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одежда, голос заметно изменились. Так же как и в любом новом объекте, созданном фантазией мы находим черты известного, между новым и старым сохраняется преемственность. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах. Наиболее элементарная \ форма синтезирования образов – агглютинация – предполагает склеивание различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств и свойств. Н/п сказочные образы /русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и др./, она используется и в техническом творчестве /танк-амфибия, аккордеон/. Близко к этой форме преобразования представления является гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета /великан огромный как гора, мальчик-с-пальчик/, но и изменения количества частей предмета или их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и др. Возможный путь создания образа фантазии – заострение, подчеркивание каких-либо признаков /дружеские шаржи, карикатуры/. В том случае если образы представления, из которых создаются образы фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации /н-п, создание орнамента из растительного мира/. Синтез может быть произведен при помощи типизации, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактов и воплощений их в конкретном образе. Это широко используется в художественной литературе. Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций, но в отличии от памяти здесь отклоняется привычный ход ассоциаций, он подчиняется тем эмоциям, мыслям стремления, которые преобладают в данный момент в психике художника. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ В. как и все псих. процессы является функцией мозга, коры больших полушарий. Физиологическую основу памяти, как мы знаем, составляет замыкание временных нервных связей и их последующая актуализация, растормаживание, возобновление. А в процессе В. образовавшиеся в течение жизни человека системы связей как бы распадаются диссоциируются и объединяются в новые системы. Это объединение становится возможным в результате возникновения в коре мозга очага сильной возбудимости под влиянием потребности или каким-либо непосредственным впечатлением. Однако сложность структуры В. и его связь с эмоциями дает возможность предполагать, что физиолог. механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоких отделах мозга. Такими глубинными отделами является гипоталомо-лимбическая система. Экспериментально подтверждено, что при повреждении этой системы у человека возникают характерный расстройства психики: возникает, впечатление, что его поведение не регулируется определенной программой и состоит из отдельных изолированных фактов. Если такого больного послать в магазин и дать ему список, что купить, то он задание выполнит очень аккуратно. Но закончив, покупку он не знает, что ему делать дальше. Они не могут составить даже самый простой план действий и предвидеть последствия, а в этом наиболее важная роль. Продуцирующий образы фантазии человеческий мозг оказывает регулирующее влияние на периферические части организма, изменяет процесс их функционирования. Еще в средние века был известен поразительный факт у некоторых людей, страдающих, нервными расстройствами /истерией/ появлялись знаки распятия «стигматы». Флобер, когда писал сцену отравления Эммы Бовари ясно ощущал во рту вкус мышьяка. Вольтер ежегодно заболевал в годовщину Варфоломеевской ночи, у него появлялся приступ лихорадки, повышалась температура, ускорялся пульс. А. Шерешевский обладавший яркостью образов воображения мог повысить или понизить температуру на 2 градуса, ускорял ритм работы сердца. Некоторые расстройства своим возникновением также обязаны чрезмерной впечатлительности и живому воображению. Ятрогенные заболевания. Травмирующее воздействие, возбуждающее страхи может вызвать и педагогически бестактный поступок учителя или его неосторожное слово. Ученица и боязнь письменной работы /16 лет, которую в 4 кл. перевели, в другую школу и учительница русского языка встретила ее недружелюбно (туман в голове)/. Известны так называемые идеомоторные акты - движения, которые возникают тогда, когда человек только представляет их себе. Отчетливое и яркое представление движения вызывает нерегистрируемое сознание мышечное усилие, которое и приводит в круговое движение маятник. На принципе расшифровки идеомоторных актов основывается эффект опыта известного Вольфа Мессинга, который обладая невероятно тонкой чувствительностью принимает от находящегося в соприкосновении с ним человека слабые сигналы, производимые идеомоторными актами В последнее время появился ряд приборов, управляемых биотоками. Заслуженную известность получил протез руки с биоточным управлением.
«Воображение» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot