Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Внутренняя диагностика компании
определение сильных и слабых сторон
Введение. Постоянно меняющиеся условия рынка требуют от современных руководителей своевременных изменений внутри их организаций, которые необходимы для того чтобы подстроиться под текущие условия. В подобных условиях большое значение имеет внутренняя диагностика компании, которая в свою очередь позволяет оценить текущее состояние, достаточно точно определить имеющиеся проблемы и представить все возможные варианты для дальнейшего улучшения сложившейся ситуации.
Своевременная и точная оценка функционирования внутри компании способна существенным образом помочь компании предотвратить большинство возможных проблем, и вести успешную деятельность на рынке.
Однако, к сожалению, невзирая на всю важность и полезность внутренней диагностики в коммерческой организации, в большинстве компаний малого и среднего бизнеса этому уделяют недостаточно внимания.
Как правило, в малых предприятиях руководители не слишком беспокоятся о внутреннем состоянии их организации, вплоть до того момента, пока компания не столкнется с серьезными проблемами. В первую очередь это обусловлено тем, что достаточно сложно найти тот источник проблемы, в котором процесс диагностики осуществлялся как это и необходимо. В связи с этим задачу по корпоративной оценке в каждой отдельной компании нередко принято решать по-своему, зачастую упуская из виду все важные аспекты, которые необходимы для проведения диагностики и интерпретации результатов.
Состав внутренней среды. Внутренняя среда может иметь несколько разных составляющих, каждая из которых включает в себя набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), а их состояние в своей совокупности определяет имеющийся потенциал.
Внутренняя среда включает в себя маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет собственную структуру.
Таким образом, следует сосредоточить свое внимание на пяти функциях, к которым относится:
1. Маркетинг;
2. Финансы;
3. Операции и производство;
4. Человеческие ресурсы;
5. Культура и образ организации.
Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Следует отметить, что подобный анализ может проводиться как для всей организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса.
Сильная сторона — это все то, что компания делает хорошо, либо это такая характеристика, которая способна обеспечивать основные преимущества данной компании.
Слабая сторона — это все то, чем компания не обладает либо делает недостаточно хорошо (при ее сравнении с компаниями-конкурентами), либо это такое условие, которое ставит компанию в невыгодное положение. Таким образом, слабость способна делать компанию уязвимой. [2]
Для чего нужен анализ сильных и слабых сторон организации. Руководство каждой современной организации, должно уметь точно определять то, какие именно внутренние слабости могут осложнить эффективное решение текущих и будущих проблем, которые связаны с опасностями во внешней среде, и обладает ли организация достаточными внутренними силами, чтобы воспользоваться своими возможностями. Для достижения данных целей и необходим анализ сильных и слабых сторон организации.
В том случае, если руководство не знает сильных и слабых сторон собственной компании, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает о наличии угроз, то такое руководство не в состоянии разработать необходимую стратегию, соответствующую положению, которое занимает фирма. [1]
Таким образом, SWOT-анализ (сокращенно от первых букв слов Strenght — сила, Weakness — слабости, Opportunity — возможность, Threat — угроза) является необходимым компонентом для стратегической оценки данного положения.
Главной целью стандартного SWOT-исследования является анализ сильных и слабых сторон компании, а также оценка риска и лучших возможностей. Здесь является важным не просто получить интересующие сведения, но также и сравнить результаты проведенного исследования с показателями конкурирующих фирм.
Проведенный SWOT-анализ позволяет ответить на ряд важных вопросов, а именно:
1. Использует ли компания свои сильные качества полностью.
2. Какими отличительными чертами при реализации собственной стратегии обладает предприятие.
3. Имеются ли слабые стороны (и каким образом их следует корректировать).
4. Какие возможности могут привести компанию к успеху.
5. Какими угрозами руководству компании следует заниматься в первую очередь.
Самым оптимальным временем для проведения эффективного SWOT-анализа является тот период, когда происходит формулирование направления, в соответствии с которым планируется дальнейшее развитие бизнеса. [3]
Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа показана в Таблице 1, где в свою очередь перечисляются сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Таким образом, простейшей формой для представления результатов SWOT-анализа является обычная таблица, где четко фиксируются основные элементы по четырем нижеуказанным категориям. [6]
Таблица 1 [6]
Внутренние
(внутренние элементы, напрямую относящиеся к рассматриваемым покупателям; должны быть максимально сужены)
Внешние
(внешние элементы, относящиеся к различным сферам среды, таким как законодательство, политика, регулирование, общество, экономика, технология)
+
СИЛЫ
(Strengths)
ВОЗМОЖНОСТИ
(Opportunities)
-
СЛАБОСТИ
(Weaknesses)
УГРОЗЫ
(Threats)
В процессе проведения внутренней диагностики коммерческой организации, всегда следует помнить о том, что подобная диагностика связана со многими аспектами, многообразие которых обусловлено разносторонностью функционирования коммерческой организации. В связи с этим тот набор, который необходим с целью проведения внутренней диагностики компании постоянно меняется под воздействием изменений во внешней и внутренней среде компании, а также при возникновении новых ситуаций.
Таким образом, конкретный перечень показателей необходимых для проведения внутренней диагностики компании, ресурсов компании, эффективности функционирования, которые должны быть проанализированы в ходе диагностики, будет меняться по мере изменения условий функционирования коммерческой организации.
SWOT-анализ комплексно исследует внешнюю окружающую среду, а также тот ресурсный потенциал, который имеется у коммерческой организации. При этом особое внимание уделяется не просто констатации имеющихся фактов, а точному определению конкретных «возможностей» и «угроз», которые привносит в деятельность предприятия внешняя окружающая среда, а также определению тех «сил» и «слабостей», которые возникают из имеющегося ресурсного потенциала первичного звена хозяйствования. [5]
Вывод. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что SWOT-анализ представляет собой важное исследование, которое необходимо проводить последовательно по процедуре.
Используя данный метод, можно установить линии связи между силой и слабостью, а также между внешними угрозами и возможностями. Подобные связи в дальнейшем можно использовать с целью разработки стратегии, вместе с тем в процессе выработки стратегии руководству необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности.
Анализ следует проводить по следующим этапам:
• Этап 1. Оценка возможностей и угроз, исходящих из внешней окружающей среды предприятия.
• Этап 2. Оценка силы и слабостей, определяемых ресурсным потенциалом предприятия. [4]
Принимая стратегические управленческие решения, руководители организации должны оценивать: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться имеющимися возможностями, а также уметь определять то, какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями фирмы. Таким целям и служит проведение SWOT-анализа сильных и слабых сторон коммерческой организации.
Список использованных источников
1. Бандурин, А.В. Чуб, Б.А. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. - М: «Дело», 2002. - 232 с.
2. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебное пособие. - М.: «Финпресс», 1999. - 656 с.
3. Исмагилов, Рамиль Фанузович. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Р.Ф. Исмагилов; Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т. - Уфа: Изд-во Уфим. гос. нефтяного техн. ун-та, 2003. - 69 с.
4. Стануль, Е.В. Анализ сильных и слабых сторон фирмы. // «Российская академия естествознания»: URL - https://scienceforum.ru/2016/article/2016022825
5. Степанова, Л.Д. Королев, Н.М. Анализ состояния компании: выявление сильных и слабых сторон деятельности. // «КиберЛенинка»: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sostoyaniya-kompanii-vyyavlenie-silnyh-i-slabyh-storon-deyatelnosti
6. Тимофеева, С.А. Применение SWOT-анализа в процессе стратегического планирования при разработке инвестиционной политики на примере кредитной организации. / С.А. Тимофеева, К.С. Мавродиева. // «Научные записки ОрелГИЭТ», 2010. - 133 с.