Внеурочная деятельность по русскому языку. Специфика содержания внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Внеурочная деятельность по русскому языку. Специфика содержания внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе
1. Определение понятия «внеурочная деятельность»
2. Организация внеурочной деятельности предполагает достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
3. Задачи внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
4. Принципы внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе; условия успешности.
5. Методический конструктор внеурочной деятельности (по Д.В. Григорьеву, П.В. Степанову)
6. Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся
7. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся
8. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности
9. Пример планируемых результатов освоения курса «Русский язык с увлечением», разработанного учителем начальных классов Е.Н.Сергеевой
Определение понятия «внеурочная деятельность»
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность.
Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы
Источник
Понятия
Внеклассная
Внеурочная
Внеучебная
Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.– М., 1960.
Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.
Педагогическая энциклопедия. / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. – М., 1964. – т.1
Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.
Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. – М.: Просвещение, 1983.
Большинство авторов считают, что внеклассная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.
Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Амонашвили Ш.А. - М., “Университет”, 1990 г.
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.
Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993-1999.
Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть уч.-воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
Внеклассная работа организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.
Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.
Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. / Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. и др.; под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время при такой организации, что творчество и инициатива учащихся выступают на первый план. (И.В. Душина)
Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.
Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса и определяет деятельность школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. (О.А. Бахчиева)
Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина)
Педагогический энциклопедический словарь
Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях
Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart.edu.ru/
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
С целью анализа были выбраны источники разных лет, начиная с 1960 г. по современное время. В таблице они представлены во временной последовательности от старого к новому, чтобы при анализе можно было проследить эволюцию педагогических идей.
В качестве источников использовались разные типы педагогической литературы: текст Федерального Государственного Образовательного Стандарта и его сайт, учебные пособия для педагогических учебных заведений (в том числе географической специальности), педагогические словари и энциклопедии, отдельные труды авторов.
Всего в таблице представлены данные одиннадцати источников. Для удобства сравнения определений понятий в случаях совпадения из значений соответствующие колонки объединялись. Все цитируемые определения сохранены в исходном виде.
Анализ составленной таблицы даёт возможность сделать следующие выводы:
• В методико-педагогической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа».
• В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной» (2 примера в табл. 1), а чаще всего отождествляемый с ней (4 примера в табл. 1).
• Позже в отдельных учебно-методических пособиях и в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое вообще не находит самостоятельного определения, являясь равным «внеурочной деятельности».
Попытки найти определение данного понятия в глобальной информационной сети дали всего лишь два результата, которые нельзя отнести к полноценно научным:
• Внеучебная деятельность – это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста.
• Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.
Таким образом, данные таблицы 1 подтверждают отсутствие единства в определении таких часто используемых всеми понятий «внеклассная деятельность», «внеурочная деятельность» и «внеучебная деятельность».
В процессе поиска истины в правильности использования этих понятий в курсе лекций по педагогике Калининградского университета О.С. Гребенюк [6], опубликованном в 1996 г., установлено, что деятельность школьников можно классифицировать по следующим признакам:
• по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);
• по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
• по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).
Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности школьников.
В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время. Из вышесказанного следует, что допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а также внеклассной и внеурочной деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь различных видов деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)
Теперь следует рассмотреть взаимосвязь деятельности школьников по времени проведения и по отношению к учебным задачам.
Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.
Представим взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников в виде множеств на рис. 3.
Рис. 3. Взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)
Для окончательного вывода об определении выбранных понятий можно обратиться к их этимологии с учётом методического аспекта проблемы (рис. 4):
Рис. 4. Взаимосвязь понятий «внеурочная» и «внеклассная деятельность» (рисунок автора)
В связи с этим, понятие «внеклассная работа» можно считать сходным с понятием «внеурочная деятельность».
Содержание внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. Обновление образовательных стандартов предполагает, что дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этому призвана способствовать сама структура стандартов нового поколения, в которой предусмотрено три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Причем требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Достижение таких результатов основывается на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки. Реализация этого направления требует введения в школьную практику, помимо учебных занятий, системы внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности предполагает достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, таких, как:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение управлять своими учебными действиями (соотносить их с планируемыми результатами, контролировать свою деятельность в процессе достижения результата, определять способы действий, корректировать действия в соответствии с изменяющейся ситуацией);
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение работать индивидуально и в группе;
• смысловое чтение, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:
- развить интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- привить любовь к русскому языку;
- повысить общую языковую культуру;
Указанные цели определяют задачи:
- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.
В основе организации внеурочной деятельности по русскому языку лежат следующие методические принципы:
Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.
Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.
Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребности как сильных, так и слабых учеников.
Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, увлеченность выполняемой работой.
Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.
Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.
Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.
Принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеклассной работе.
Содержание внеурочной деятельности по русскому языку составляют два круга вопросов:
1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;
2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся. В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.
Методический конструктор внеурочной деятельности
(по Д.В. Григорьеву, П.В. Степанову)
Вид внеучебной деятельности
Образовательные формы
Уровень результатов внеучебной деятельности
Преимущественные формы достижения результата
1. Игровая
Ролевая игра
Деловая игра
Социально-моделирующая игра
1. Приобретение школьником социальных знаний
Ролевая игра
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Деловая игра
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социально-моделирующая игра
2. Познавательная
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
1. Приобретение школьником социальных знаний
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
3. Проблемно-ценностное общение
Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия
1. Приобретение школьником социальных знаний
Этическая беседа
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дебаты, тематический диспут
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
Школьные благотворительные концерты, выставки
1. Приобретение школьником социальных знаний
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия самостоятельного социального действия
Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали
5. Художественное творчество
Кружки художественного творчества.
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
Социальные проекты на основе художественной деятельности
1. Приобретение школьником социальных знаний
Кружки художественного творчества.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
3. Получение опыта
Социальные проекты на основе художественной деятельности
6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
КТД (коллективно-творческое дело).
Социальный проект.
1. Приобретение школьником социальных знаний
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
КТД (коллективно-творческое дело).
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социальный проект.
7. Трудовая (производственная) деятельность
ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
Субботник, детская производственная бригада.
1. Приобретение школьником социальных знаний
ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Субботник, детская производственная бригада.
8. Спортивно-оздоровительная
деятельность
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
Школьные спортивные турниры.
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
1. Приобретение школьником социальных знаний
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Школьные спортивные турниры.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
9. Туристско-краеведческая деятельность
Образовательная экскурсия
Туристический поход
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая экспедиция
1. Приобретение школьником социальных знаний
Образовательная экскурсия
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Туристический поход
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая экспедиция
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.
Но может быть, гораздо более серьёзное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.
Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечённость процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, не заинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю...» следуют слова «и я готов это сделать».
Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Это лежит в основе построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.
Пример планируемых результатов освоения курса «Русский язык с увлечением», разработанного учителем начальных классов Е.Н.Сергеевой
Личностные УУД
У обучающегося будут формироваться:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
• интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради;
• ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
• представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• интереса к познанию русского языка;
• Ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
• самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
• представления о своей гражданской идентичности в форме осознания»Я» как гражданина России
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
• принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• принимать роль в учебном сотрудничестве;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
*контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
*на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений;
*самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;
• ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
• анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
*проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;
*обобщать ( выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
• воспринимать другое мнение и позицию;
• формировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению;
• открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• строить монологическое высказывание;
• ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать другое мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
• осуществлять действие взаимоконтроля.
Список литературы:
а) основная литература
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – С 7-15 (см. папку «Библиотека»).
2. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. —С. 403-412.
б) дополнительная литература
1. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина.– М.: «Академия», 2010. – 342 с.
2. Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения рус. яз. в образовательных учреждениях : Пособие для учителя / Авт.-сост. М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1996. – 352 с.
3. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
4. http://www.ecosystema.ru/03programs/publ/korost/1_1_2.htm