Внешние и внутренние аспекты энергетической безопасности государства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА
НАЦИОНАЛЬНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Охорзин Ю.А. , к.т.н., доцент
кафедры экономики нефтяной и газовой
промышленности РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
Содержание лекции
Тема 5. Внешние и внутренние аспекты энергетической безопасности
государства.
1. Факторы,
влияющие
на
энергетическую
безопасность
стран-
энергетическую
безопасность
стран-
импортеров нефти (5-17).
2. Факторы,
влияющие
на
импортеров природного газа (18-22).
3. Доктрина энергетической безопасности России (23-24).
4. Вызовы и угрозы энергетической безопасности (25-34).
5. Обеспечение энергетической безопасности России. (35-38).
Проблема энергетической безопасности
ГЛОБАЛЬНАЯ
Причины
проблемы
глобальном
уровне
рынки)
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНАЯ
ЭнБ
на Причины
проблемы
(внешние
национальном
уровне
рынки).
неравномерное
размещение
природных энергетических ресурсов
по регионам и странам планеты;
территориальное
несовпадение
основных
энергопотребляющих
и
энергопроизводящих стран;
противоречивые
интересы
и
возникающая зависимость странимпортеров
энергоресурсов
от
стран-экспортеров;
огромное значение энергоресурсов
в экономике стран.
ЭнБ
на
(внутренние
энергетика обеспечивает развитие всех
сегментов экономики и жизнедеятельность
населения, значимую часть бюджетных
доходов;
дефицит ТЭР может создавать угрозы для
жизнедеятельности населения, кризисных
явлений в экономике, снижать уровень
национальной безопасности страны;
угрозы
дефицита
ТЭР:
крупные
техногенные аварии, ошибочные действия
персонала,
негативные
природные
процессы,
неблагоприятное
развитие
социальных, экономических, политических
и других процессов;
«Ресурсный
фактор»
определяет
энергетическую
политику
стран,
защищенность
от
угроз
влияет на международные отношения Необходима
дефицита
ТЭР
и
нарушений
и
национальные
особенности
бесперебойности энергоснабжения.
проблемы ЭнБ.
Актуальность проблемы ЭнБ в перспективе
Актуальность проблемы ЭнБ в перспективе не только сохраняется, но и
возрастает, как внутри государств, так и на межгосударственном
уровне
Потребление топлива и энергии в мире постоянно растет;
Разведанные и осваиваемые запасы природных энергоресурсов
истощаются, требуется поиск новых месторождений и освоение новых
источников энергии; Законодательно-правовые аспекты.
Появляются новые регионы добычи энергоресурсов, территориально не
совпадающие,
с новыми крупными импортерами; регионы добычи
продолжают отдаляться от потребителей;
Усиливается политическая нестабильность, нефтяные кризисы последних
десятилетий ХХ века дополнились перебоями в поставках природного газа;
Возрастают внутренние и внешние террористические угрозы ЭнБ;
На мировых энергетических рынках обостряется борьба за доступ к
топливно-энергетическим ресурсам и обостряется противостояние
интересов экспортеров и импортеров ТЭР.
В XXI веке ЭнБ становится одной из самых актуальных проблем в рамках
национальной и глобальной безопасности. Является ли государство
экспортером или импортером энергетических ресурсов или выполняет
транзитную функцию, обеспечение ЭнБ для любого их них – одна из
ключевых задач.
Главные мировые нефтяные кризисы
Суммарное сокращение поставок нефти в период пиковых нагрузок, млн. барр./день
Источник: МЭА, 2014г.
Экспорт и импорт нефти по странам мира
Страны-лидеры по объемам экспорта и импорта нефти и нефтепродуктов*) в 2018 году, в млн. т
№ пп
Страна
импорт
экспорт
% от мировых
импорт экспорт
Россия
Сауд. Аравия
1
Россия
10
449
0,3
12,8
США
2
Сауд. Аравия
11
424
0,3
12,1
Канада
3
США
490
345
14,0
9,8
Ирак
4
Канада
66
224
1,9
6,4
ОАЭ
5
Ирак
4
209
0,1
6,0
Страны ЕС
6
ОАЭ
38
202
1,1
5,8
Кувейт
7
Страны ЕС
744
165
21,2
4,7
8
Кувейт
1
126
0,0
3,6
11
Другие страны
2 149
1 806
61,4
51,6
Всего в мире
3 502
3502
100,0
100,0
449
10
11
424
345
224
66
4
38
202
165
546
53
18
744
58
Китай
Япония
экспорт
импорт
209
126
1
Индия
490
259
194
200
400
млн. т
600
Объем продаж нефти и нефтепродуктов на мировом рынке за 2018 год – 3 502 млн. т или 78% от
объема добычи нефти - 4 474 млн. т.
Россия - 1 место по объему экспорта нефти и нефтепродуктов – 449 млн. т за 2018год,
что составляет 12,8% от общего объема экспорта в мире.
Источник: ВР
800
Добыча нефти в странах мира
Страны-лидеры по добыче нефти и газового конденсата*) в 2018 году
№ пп
Страна
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
США
Сауд. Аравия
Россия
Канада
Ирак
Иран
Китай
ОАЭ
Страны ЕС
Кувейт
Другие страны
Всего в мире
тыс. барр.
% от
млн. т/год
/ день
мировой
15 311
12 287
11 438
5 208
4 614
4 715
3 798
3 942
3 523
3 049
26 833
94 718
669
578
563
256
226
220
189
178
163
147
1 284,8
4 474
15,0
12,9
12,6
5,7
5,1
4,9
4,2
4,0
3,6
3,3
28,7
100,0
США
Сауд. Аравия
Россия
Канада
Ирак
Иран
Китай
ОАЭ
Страны ЕС
669
578
563
256
226
220
189
178
163
100
200
300
400
500
600
700
800
млн. т /год
*) с учетом газового конденсата, а также жидкого топлива из попутного нефтяного и природного газа (этанол, СУГ и нафты), не входящих
в показатели объемов добычи газа. Доля жидкого топлива в объемах добычи составляет: США – 28%; Россия – 2%.
Россия - 3 место по объему добычи нефти – 563 млн. т за 2018год,
что составляет 12,6% от мировой добычи.
Источник: ВР
Экспорт нефти странами мира
Отношение объемов экспорта к внутреннему потреблению нефти и нефтепродуктов по
странам-лидерам 2018 году, в %
Ирак
552
ОАЭ
466
Россия
307
Кувейт
292
Сауд. Аравия
271
Канада
213
США
39
Всего в мире
77
100
200
300
400
500
600
отношение экспорт / потребл. внутр., %
Россия входит в число стран, в которых внешние поставки продукции нефтяной отрасли кратно
превышают поставки на внутренний рынок.
Источник: ВР
Потребление нефти странами мира
Страны-лидеры в потреблении нефти и нефтепродуктов*) в 2018 году
№ пп
Страна
тыс. барр. млн. т
% от
/ день
н.э./год мирового
1
2
США
Страны ЕС
20 456
15 276
893
722
19,7
15,9
3
4
5
Китай
Япония
Сауд. Аравия
13 525
3 854
3 724
628
176
156
13,9
3,9
3,4
6
7
8
9
10
14
Россия
Бразилия
Канада
Иран
Индонезия
Другие страны
3 228
3 081
2 447
1 879
1 785
30 588
146
141
105
82
80
1 399
3,2
3,1
2,3
1,8
1,8
30,9
Всего в мире
99 843
4 529
100,0
США
893
Страны ЕС
722
Китай
628
Япония
176
Сауд. Аравия
156
Россия
146
Бразилия
141
Канада
105
Иран
82
200
400
600
800
млн. т /год
*) с учетом жидкого топлива из биосырья, угля, попутного нефтяного и природного газа.
Россия - 6 место по объему потребления нефти и жидкого топлива – 156 млн. т за 2018год,
что составляет 3,2% от потребления в мире.
Источник: ВР
1000
Структура потребления нефти и нефтепродуктов в
странах-членах МЭА
Потребление нефти и нефтепродуктов по секторам в странах МЭА, в %
В состав МЭА входят 29 стран-импортеров нефти и газа
Структура потребления нефти и нефтепродуктов на
транспорте в странах-членах МЭА
Доля сектора «транспорт» в суммарном потреблении нефти и нефтепродуктов в
странах МЭА за период 1973-2011 года, в %
В суммарном потреблении нефти и нефтепродуктов в странах МЭА на доля сектора
«транспорт» составляет около 60%, в том числе автомобильного транспорта – 50%.
Запасы в хранилищах нефти и нефтепродуктов в
странах - импортерах
Суммарные запасы в хранилищах нефти и нефтепродуктов в странах МЭА на конец
года, 1984-2013 *), млн. баррелей
Суммарные запасы в хранилищах нефти и нефтепродуктов в странах МЭА за период 19842013 года возросли 3,4 до 4,2 млрд. баррелей. Ср. годовой прирост -0,8%.
Годовое потребление нефти в мире в 2018 году составило 36,5 млрд. баррелей.
Структура запасов в хранилищах нефти и
нефтепродуктов в регионах МЭА
Структура запасов в хранилищах нефти и нефтепродуктов в регионах МЭА на конец
2013 года, млн. баррелей
Запасы в хранилищах нефти и нефтепродуктов в
странах-членах МЭА
Структура запасов в хранилищах нефти и нефтепродуктов в странах МЭА на конец 1984
и 2013 годов, в %
В хранилищах нефти и нефтепродуктов в странах МЭА за период с 1984 по 2013 год доля
государственных запасов возросла с 23% до 37%.
Государственные запасы в хранилищах нефти и
нефтепродуктов в странах МЭА
Государственные запасы в хранилищах нефти и нефтепродуктов и их соотношение с
нормативным уровнем, в %
нефтепродукты
Эстония
Финляндия
Корея
Дания
Венгрия
Германия
Чехия
США
Австрия
Нидерланды
Ирландия
Япония
Словакия
Бельгия
Франция
Испания
Португалия
Польша
Нов. Зеландия
сырая нефть
Примечание: нормативный уровень гос. запасов: 100% - 90 дней.
Долевое соотношение сырой нефти и нефтепродуктов в хранилищах государственных запасов,
а также объем государственных запасов по отношению к 90-суточному потреблению,
различаются по странам МЭА.
Структура запасов в хранилищах нефти и
нефтепродуктов
Структура государственных и промышленных запасов в хранилищах нефти и
нефтепродуктов в странах МЭА, 2013 г., в %
Долевое соотношение сырой нефти и нефтепродуктов в хранилищах государственных
промышленных запасов различаются по странам МЭА.
Ответные действия МЭА на срыв поставок нефти
Осуществление совместных антикризисных мер стран-членов МЭА
Источник: МЭА, 2014г.
Зависимость от импорта природного газа стран МЭА
Доля импорта природного газа в его потреблении в странах МЭА, 2012 г., в %
Для большинства странам МЭА объем импорта природного газа в его потреблении
составляет от 60% до 100%.
Потребление природного газа в странах МЭА
Доля природного газа в потреблении первичных ТЭР и в выработке электроэнергии в
странах МЭА, 2012 год, в %
Хранилища природного газа в странах МЭА
Доля природного газа в хранилищах СПГ и ПХГ от объемов годового потребления в
странах МЭА, 2012 г., в %
СПГ хранилища
Эстония
Люксембург
Швейцария
Норвегия
Финляндия
Швеция
Греция
Канада
Ирландия
Бельгия
Австралия
Турция
Великобритания
Япония
Нов. Зеландия
Польша
Корея
Нидерланды
Португалия
Испания
США
Италия
Германия
Дания
Чехия
Франция
Словакия
Венгрия
Австрия
ПХГ
Емкость хранилищ позволяет обеспечить потребность в природном газе по отношению к годовому
потреблению:
- не менее 10% - в 14-ти странах;
- не менее 20% - в 8 странах;
- не менее 50% - в 3-х странах.
Источник: МЭА, 2014г.
Хранилища природного газа в странах МЭА
Производительность отбора природного газа из хранилищ СПГ и ПХГ по отношению к
максимальному спросу в странах МЭА, 2012 г., в %
СПГ хранилища
Эстония
Люксембург
Швейцария
Норвегия
Финляндия
Швеция
Ирландия
Нов. Зеландия
Испания
Турция
Австралия
Великобритания
Нидерланды
Бельгия
Польша
Чехия
Италия
Греция
Дания
Словакия
Канада
Франция
Германия
Венгрия
Корея
США
Австрия
Япония
Португалия
ПХГ
В Японии, Корее и Греции имеются только хранилища СПГ с установками регазификации
газа с производительностью, практически соответствующей емкости хранилищ СПГ.
Источник: МЭА, 2014г.
Диверсификация импорта природного газа странами
МЭА
Учет диверсификации импорта в поставках природного газа в странах МЭА, 2012 г.
*) - нетто-экспортеры или не импортируют;
Левая ость - индекс Херфиндаля-Хиршмана, показатель степени монополизации отрасли, сумма квадратов рыночных
долей, равных отношению объема импорта стран к суммарном импорту по отрасли. Индекс равен 1, если импорт от
одного поставщика, равен 0,5, если 2 поставщика с равными долями и т.д.
Правая ось – доля импорта в потреблении.
Источник: МЭА, 2014г.
Доктрина энергетической безопасности России
(Утверждена Указом Президента РФ от от 13 мая 2019 г. N 216)
Основные понятия Доктрины энергетической безопасности
1. Энергетическая безопасность – состояние защищенности
экономики и населения страны от угроз национальной
безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается
выполнение предусмотренных законодательством РФ требований к
топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение
экспортных контрактов и международных обязательств РФ.
2. Субъекты энергетической безопасности - органы государственной
власти (федеральные, субъектов РФ), ОМСУ, организации ТЭК и
организации, осуществляющие деятельность в смежных отраслях
экономики, реализующие комплекс правовых, политических,
организационных, информационных, производственных и иных мер,
направленных на управление рисками в области энергетической
безопасности и реагирование на вызовы и угрозы энергетической
безопасности.
Доктрины энергетической безопасности России
Основные понятия Доктрины энергетической безопасности (окончание)
3. Угроза энергетической безопасности - совокупность условий и
факторов,
создающих
возможность
нанесения
ущерба
энергетике РФ.
4. Вызов энергетической безопасности - совокупность условий и
факторов, создающих новые стимулы для развития мировой
энергетики или новые направления ее развития, но также
способных привести к возникновению угрозы энергетической
безопасности.
5. Риск в области энергетической безопасности - возможность
перерастания вызова энергетической безопасности в угрозу,
реализации угрозы энергетической безопасности или наступления
иных обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на
состояние энергетической безопасности, в зависимости от действий
или бездействия субъектов энергетической безопасности.
Вызовы и угрозы энергетической безопасности страны
Внешнеэкономические и внешнеполитические
Военно-политические
Внутренние
Трансграничные
Внешнеэкономические вызовы энергетической
безопасности
1. Перемещение центра
Тихоокеанский регион.
мирового
экономического
роста
в
Азиатско-
2. Замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его
структуры, в том числе вследствие замещения нефтепродуктов другими
видами энергоресурсов, развития энергосбережения и повышения
энергетической эффективности.
3. Увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья, усиление
конкуренции экспортеров энергоресурсов, в том числе в связи с
появлением новых экспортеров.
4. Изменение международного нормативно-правового регулирования в сфере
энергетики и условий функционирования мировых энергетических рынков,
усиление позиций потребителей.
5. Рост производства сжиженного природного газа и его доли на мировых
энергетических рынках, формирование глобального рынка природного
газа.
6. Увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировом топливноэнергетическом балансе.
Источник: Доктрина энергетической безопасности России
Внешнеполитические вызовы энергетической
безопасности
Наращивание международных усилий по реализации климатической политики
и ускоренному переходу к "зеленой экономике".
Источник: Доктрина энергетической безопасности России
Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы
1. Сокращение традиционных для Российской Федерации внешних
энергетических рынков и трудности, связанные с выходом на новые
энергетические рынки.
2. Использование иностранными государствами договорно-правовых,
международно-правовых и финансовых механизмов в целях
нанесения
ущерба
топливно-энергетическому
комплексу
Российской Федерации и ее экономике в целом.
3. Дискриминация российских организаций ТЭК на мировых
энергетических
рынках
путем
изменения
международного
нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, в том
числе под предлогом реализации климатической и экологической
политики
или
диверсификации
источников
импорта
энергоресурсов.
4. Незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при
их транспортировке по территориям иностранных государств.
Военно-политические угрозы
1. Резкое
обострение
военно-политической
(межгосударственных отношений) и создание
применения военной силы.
обстановки
условий для
2. Возникновение
и
эскалация
на
территориях
государств,
сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, или в
других регионах мира вооруженных конфликтов, угрожающих
добыче,
транспортировке
или
потреблению
российских
энергоресурсов,
а
также
ограничивающих
возможность
использования российских технологий и оказания российскими
организациями услуг в сфере энергетики.
Риски, связанные с внешними вызовами и угрозами
энергетической безопасности
1. Недостаточные темпы реагирования российских организаций ТЭК
на тенденции в мировой энергетике, в том числе в части,
касающейся освоения новых технологий и коммерческого
использования запасов углеводородного сырья.
2. Недостаточная эффективность механизмов предупреждения
дискриминации российских организаций ТЭК со стороны
иностранных государств и их объединений, а также механизмов
противодействия такой дискриминации.
3. Недостаточная готовность организаций ТЭК к функционированию в
случае реализации военно-политических угроз.
4. Принятие неверных долгосрочных инвестиционных решений в
условиях высокой неопределенности мировых энергетических
рынков.
Внутренние вызовы энергетической безопасности
1. Переход РФ к новой модели социально-экономического развития,
предполагающей
структурную
трансформацию
экономики,
сбалансированное пространственное и региональное развитие,
модернизацию основных производственных фондов организаций,
существенное
повышение
производительности
труда
и
эффективности экономической деятельности.
2. Демографическая ситуация в РФ (медленный рост численности
населения, увеличение в нем доли граждан старшего поколения,
сокращение численности трудоспособного населения, внутренняя
и внешняя миграция), влияющая как на перспективы внутреннего
спроса
на
продукцию
и
услуги
организаций
топливноэнергетического комплекса, так и на обеспеченность этих
организаций трудовыми ресурсами.
Внутренние угрозы энергетической безопасности
1. Несоответствие возможностей ТЭЕ потребностям социальноэкономического развития РФ (энергетический дефицит или избыток
энергетических мощностей и инфраструктуры ТЭК).
2. Снижение
качества
минерально-сырьевой
базы
топливноэнергетического
комплекса
(истощение
действующих
месторождений, уменьшение размеров и снижение качества
открываемых месторождений).
3. Недостаточная
обеспеченность
организаций
топливноэнергетического комплекса трудовыми ресурсами, в особенности
высококвалифицированными кадрами.
4. Рост количества преступлений и правонарушений в сфере
энергетики (хищения, коррупция, производство и продажа
контрафактной продукции, неплатежи).
5. Рост количества нарушений в сфере трудовых отношений в
организациях
ТЭК,
жилищно-коммунального
хозяйства
и
транспорта, в том числе нарушений требований охраны труда, а
также случаев проведения незаконных забастовок.
Трансграничные угрозы энергетической безопасности
1. Террористическая и диверсионная деятельность, наносящая ущерб
инфраструктуре и объектам ТЭК.
2. Противоправное
использование
информационнотелекоммуникационных технологий, в том числе осуществление
компьютерных атак на объекты информационной инфраструктуры
и сети связи, используемые для организации их взаимодействия,
способное
привести
к
нарушениям
функционирования
инфраструктуры и объектов ТЭК .
3. Неблагоприятные и опасные природные явления, изменения
окружающей среды, приводящие к нарушению нормального
функционирования и разрушению инфраструктуры и объектов ТЭК.
Последствиями реализации угроз угрозы энергетической
безопасности
1. Причинение вреда жизни и здоровью граждан.
2. Нарушение нормального функционирования организаций, в том
числе организаций ТЭК, и отраслей экономики РФ.
3. Увеличение
расходов
потребителей
на
организацию
альтернативных способов топливо- и энергоснабжения и на
создание запасов (резервов) энергоресурсов.
4. Рост цен (тарифов) на продукцию организаций ТЭК и услуги в
сфере энергетики.
5. Снижение финансовой устойчивости и прекращение деятельности
организаций ТЭК .
6. Уменьшение объема инвестиций в отрасли ТЭК.
7. Уменьшение налоговых, таможенных и иных платежей в бюджеты
бюджетной системы РФ со стороны организаций ТЭК.
8. Необходимость
выделения
ассигнований на ликвидацию
энергетической безопасности.
дополнительных
бюджетных
последствий реализации угроз
Обеспечение энергетической безопасности
1. Обеспечение энергетической безопасности осуществляется в
мирное время, в условиях чрезвычайных ситуаций, в период
мобилизации и в военное время.
2. Реализация Доктрины осуществляется субъектами энергетической
безопасности в рамках государственной энергетической политики
РФ, цели, основные направления, задачи и ключевые меры которой
определяются
Президентом
РФ,
Правительством
РФ
и
уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти.
3. Конкретизация и развитие положений настоящей Доктрины, в том
числе планирование мер по обеспечению энергетической
безопасности, осуществляются при разработке Энергетической
стратегии
России,
являющейся
основным
документом
стратегического планирования в сфере энергетики, а также других
документов стратегического планирования и нормативных правовых
актов.
4. Система обеспечения энергетической безопасности является
частью системы обеспечения национальной безопасности.
Основные задачи системы управления рисками в области
энергетической безопасности
1. Мониторинг, оценка и прогнозирование, в том числе в долгосрочной
перспективе, состояния энергетической безопасности.
2. Определение ресурсов, необходимых и достаточных для
предотвращения угроз энергетической безопасности, снижения
вероятности их реализации, а также для минимизации последствий
их реализации.
3. Определение задач субъектов энергетической безопасности и
планирование мер по ее обеспечению.
4. Контроль за реализацией мер по обеспечению энергетической
безопасности и оценка их эффективности.
Мониторинг и прогнозирование состояния энергетической
безопасности
1. Мониторинг, оценку и прогнозирование состояния энергетической
безопасности осуществляет федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере ТЭК.
2. Результаты мониторинга, оценки и прогнозирования состояния
энергетической безопасности отражаются в ежегодном докладе
Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ о состоянии
национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
3. Корректировка
Доктрины
энергетической
безопасности
осуществляется по решению Президента РФ на основании
предложений, подготовленных Правительством РФ при участии
Совета Безопасности РФ с учетом результатов мониторинга, оценки
и прогнозирования состояния энергетической безопасности.
ТЭК в обеспечении энергетической безопасности
страны
Одним из основных субъектов энергетической безопасности РФ
является ТЭК, который должен обеспечивать
достаточное предложение ТЭР
с учетом экспорта
РЕСУРСНАЯ
ДОСТАТОЧНОСТЬ
приемлемую стоимость ТЭР
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ДОСТУПНОСТЬ ТЭР
необходимые
свойства ТЭК
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ДОСТИЖИМОСТЬ
баланс предложения и спроса
ТЭР
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ДОПУСТИМОСТЬ
минимизацию вредных выбросов
в окружающую среду
Четыре важных свойства ТЭК: ресурсная достаточность, технологическая
достижимость, экономическая доступность ТЭР, экологическая допустимость
Спасибо