Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Византийская и средневековая риторика
ВИЗАНТИЙСКАЯ РИТОРИКА
Византия (395 – 1453) - государство, сформировавшееся в 395 году вследствие раздела Римской империи на западную и восточную части после смерти императора Феодосия I. Чуть больше, чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию единственной исторической, культурной и цивилизационной частью, оставшейся от Древнего Рима и просуществовавшей на протяжении почти десяти столетий истории Поздней Античности и Средневековья
Основной вид риторики этой эпохи – гомилетика. Принципиально новое явление в истории культуры. Отличается строением речи, образом ритора, аудиторией. Для нового содержания требуется новая система речи.
Όμιλία – гомилия, поучение
Основы гомилетики – Мф. 10 глава
Так продолжалось до Оригена (182-251) - видного христианского ученого-экзегета и проповедника. Он учил, что христианскому проповеднику, кроме вдохновения, необходим труд и предварительная подготовка. В своей школе он преподавал в числе других предметов и риторику - науку об ораторском искусстве.
Проповедь – тематически однородная продолжающаяся речь, представленная в формах монолога и диалога в устных и письменных текстах перед постоянной, динамически развивающейся аудиторией.
Главная цель – формирование личности нового человека, христианина, и организация христианского общества как духовно-нравственного единства людей различной этнической, культурной и социальной принадлежности.
Типы проповеди:
- миссионерская
- керигматическая (возвещающая)
- догматическая (раскрывающая истины веры, молитвы и жизни)
- катехизическая (огласительная)1
- апологетическая2
Основные положения гомилетики:
1) Заданность основного содержания
2) Новая этика говорящего (из всех, отдельно взятых, качеств пастыря-проповедника нужно указать на три: молитвенность, бескорыстие и трезвенность)
3) Новый тип аудитории
4) Воспитание новой этики и становление ее
Тесная связь с богослужением. Годовой и суточный богослужебный цикл определяет темы проповеди. Чтение Св. Писания: Евангелие, Апостол, паремии из Ветхого Завета.
Произносит епископ, священник, дьякон; реже мирянин.
После Писания или в конце богослужения.
Монологическая устная публичная речь.
Отличия от ораторской речи:
1) Тема определяется отрывком из Священного Писания
2) Общее положение Св.Писания (норма) раскрывается в связи с частной ситуацией (казус), что продолжает традицию античной риторики (НО есть проповеди иного типа)
3) Связь проповеди и исповеди
4) Произносится регулярно, раз в неделю – общий и частный содержательные компоненты последовательно развертываются в проповеднических речах, что организует духовную жизнь как отдельного верующего, так и всей общины.
Два типа проповеди
- слово, написанное заранее по всем правилам риторики и выученное наизусть – на латыни (приложимы правила, нормы и критерии отчасти «совещательного» рода красноречия (когда проповедник уверяет верующих), отчасти «эпидейктического» рода (когда он восхваляет какой-либо священный предмет и стремится наглядно представить его перед глазами).
- импровизированная речь, произносимая без специальной предварительной проработки (беседа) – на народном языке
Византийская риторика сохраняет классическое строение и систему категорий позднеантичной риторики.
Византийская система общего образования была светской. Византийские ун-ты – государственные учебные заведения. Тривиум грамматики, логики и риторики. В систему образования входила вся классическая греческая литература наряду с литературой христианской.
Михаил (Константин) Пселл (1018-1078), богослов, философ, государственный деятель, историк, глава Константинопольского университета.
На первом плане – техника: какими средствами оптимально достигать реализации замысла. Словесный инструментарий, который соответствует замыслу, цели и содержанию речи.
Центральная категория – уместность.
«Мне остается еще один вопрос – об уместном. …одни и те же люди, в одном и том же состоянии духа, рассказывая о событиях, которых они были свидетелями, не обо всем говорят одинаковыми соединениями слов, а невольно подчиняются естественному стремлению и подражательно передают рассказываемое даже самым соединением слов. Присматриваясь к этому, должен и хороший поэт, так же как и хороший оратор, подражать тому, о чем он говорит, не только подбором слов, но и их соединением» (Дионисий Голикарнасский)
Достоинство стиля конкретного произведения или автора определяется правильным выбором образцов для подражания и искусством уместного воспроизведения выработанных ими технических приемов речи.
По Пселлу («О сочетании частей речи»), задача писателя – сочетание красоты и наслаждения. Лад, ритм и «сопутствующая всем уместность»
Слова различаются качеством:
«Одни из них крупны, застревают в челюсти; сильно бьют они окружающий воздух, скопом проталкиваются в уши слушателей, шумят в лабиринтовых проходах и потрясают душу…; другие слова гладки от природы и ровны, не слишком благозвучны и не увлекают слуха, иные же лежат посередине и удовлетворяют требованиям гармонии, так что не будоражат и не услаждают. Одни из них можно сравнить с зелеными каменьями, другие – с огненными, третьи – со светящимися, а иные – с едва зримыми. Не вместе, а повсюду лежат эти слова. Собирают же их обычно души самые предприимчивые» (М.Пселл)
Отбор слов – дает ведущую мелодику
Григорий Богослов использовал слова «по форме свое округлые, шарообразные, не очень удлиненные, по внешнему виду приятные и милые, по прочности крепкие и легкие» (М.Пселл)
Но кто собрал самые красивые слова еще не получил нужное для хорошей речи… Бревен мало для красивого дома.
Соединение слов разного достоинства… речь как целое образуется уместностью соединяемых частей. Слово приобретает новую эстетическую ценность при уместном сочетании.
«Отобранные слова нужно соединить наилучшим способом, если правда, что красота не в отборе, а в слаженности»
Создание текста не ограничивается соединением как таковым, но требует обработки, создания ритмической и синтаксической структуры текста путем «подгонки» синтаксической и композиционной организации высказывания для достижения точности, выразительности, ритмико-мелодической уравновешенности речи.
«Мастер же, занятый обработкой частей своей речи, одно уменьшает и обламывает, прибегая к сокращениям, другое увеличивает, внося добавления, а иное переделывает с помощью аллегорий и разных фигур» (Пселл)
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РИТОРИКА
К V веку на Западе появились специальные руководства для проповедников. Это было связано малым количеством выдающихся проповедников, к тому же и богословское образование находилось на довольно низкой ступени развития. Это такие пособия как: «Христианская наука», составленная Блаженным Августином (V в). И сочинение Святителя Григория Великого, папы Римского (VI в) «Правило пастырское»7).
Вся грамотная средневековая Европа изучала риторику. Риторические школы в аббатствах, при кафедральных соборах, дворцах королей.
«Рациональная философия подразделяется на грамматику, обучающую искусству выражения; логику, обучающую аргументации; и риторику, обучающую искусству убеждать и трогать… открывают тайны Святой Троицы»
Постепенно переходит в разряд учебных дисциплин. Важнейший компонент всеобщего гуманитарного образования. Ее догматическое изложение было систематизировано и формализовано.
Применение:
- латинская проповедь – искусственное построение богословского характера, предназначенное для людей с университетским богословским образованием
- диспуты - напряженные логико-риторические обсуждения трудных философско-телогических проблем.
«…никто не может быть допущен к испытанию, если только он не посещал… диспутов магистров этого факультета в течение года или около того и если не выступал на двух диспутах в присутствии магистров» (Статус всех факультетов Парижского ун-та). Порядок диспутов был тщательно разработан и строго регламентирован. Вопросы для диспута. Руководитель диспута – «магистр студентов». «Если диспутанты спорят не ради установления истины, а из тщеславия, он должен водворить молчание». Продолжающий спорить наказывается: «этот участник должен поставить две кватры вина в конце диспута». Диспут должен быть «честным и полезным».
Византийское «прение» - это просто спор; но западный диспут – это институция и обряд, праздник и торжество, самое средоточие умственной жизни.
- НО Средние века – время бурного развития духовного и политического красноречия на народных языках. Публичное слово народных проповедников.
Школьная схолостическая риторика. В центре – проблема инвенции.
От лат. Invention – находка, изобретение
Первый этап классической риторики: выбор темы и предварительная подготовка к созданию текста.
Техника богословской аргументации была топической: средневековый теолог и юрист доказывали выдвинутые ими положения, используя не аксиоматический метод, а подбирая посылки к умозаключениям по диалектическому принципу.
Риторическая инвенция стремиться систематизировать как логические, так и содержательные общие и частные (в основном юридические) топы, представляя их как единую систему антитетических (Абеляр) или совместимых (Грибальдус, Луллий) положений, используемых в качестве посылок аргументации.
Алкуин Йоркский (730-804), родился в Англии. Получил образование в архиепископской школе Йорка, работал большую часть жизни в ней.
В возрасте 50 лет получил приглашение от Французского короля Карла Великого возглавить придворную королевскую школу. Стал советником короля по вопросам культуры и образования. Карл Великий с его помощью издает знаменитый «Капитулий о занятиях науками» (787) – повеление, чтобы во всех монастырях сверх соблюдения правил монашеской жизни и бесед о святой вере, те, кому Бог дал способности к учению, «прилежали бы еще к научным занятиям и обучали других… лучше будут понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хвалить Господа, не оскорбляя его ошибками. Ибо если всем вообще людям следует избегать неправды, тем более должны по мере возможности правильно говорить те, кто избран именно для того, чтобы служить истине».
Алкуин не теоретик, его сочинения – компиляции, но великий практик и талантливый педагог. Разработал самостоятельные учебники по грамматике, риторике и другим наукам
В практику преподавания ввел очень популярный в средневековой школе риторический прием – диалог учителя и ученика, занятия в виде живой дискуссии. Обсуждает простые и сложные вопросы. Ответы оригинальны, неожиданны, будоражат ум.
Беседа Алкуина (Альбина) с Пипином (второй сын Карла Великого)
«Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбиной схоластиком»
Пинин
Алкуин
Что такое буква?
Страж истории
Что такое слово?
Изменник души
Что такое язык?
Бич воздуха
Что такое воздух?
Хранитель жизни
Что такое жизнь?
Счастливым радость, несчастным горе, ожидание смерти
Что такое смерть?
Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человека
Что такое человек?
Раб смерти, мимоидущий путник, гость в твоем доме
Что составляет свободу человека?
Невинность
Что такое голова?
Вершина тела
Что такое тело?
Жилище души
Что такое волосы?
Одежда головы
Что такое борода?
Различие полов и почет зрелого возраста
Что такое мозг?
Хранитель памяти
Что такое глаза?
Вожди тела, сосуды света, истолкователи души
Что такое дружба?
Равенство душ
Что такое вера?
Уверенность в том, чего не понимаешь и что считаешь чудесным
Задание:
1) Прослушать фрагмент беседы с митр. Антонием Сурожским:
https://www.youtube.com/watch?v=Ad-5Zhch5-k
2) Отметьте признаки византийской риторики, которые можно обнаружить в этом выступлении:
А) Образ ритора: внешний облик, положение, ситуация произнесения речи, манера говорить, жесты и мимика, интонация?
Б) Аудитория: к кому обращена эта речь? Какой цели по отношению к аудитории хочет достигнуть ритор?
В) Содержание речи: тема речи? Связь со Священным Писанием? Какую норму поведения задает эта речь? К какому типу проповеди можно отнести эту речь?
3) Назовите наиболее ярких представителей византийской и средневековой риторики? В чем сходство и в чем различие между ними?