Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Виды, роды и жанры искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусств

  • 👀 1710 просмотров
  • 📌 1626 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Виды, роды и жанры искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусств
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Виды, роды и жанры искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусств» pdf
Лекция №2. Виды, роды и жанры искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусств План: 1. Род и вид искусства. 2. Жанры изобразительного искусства. 3. Периодизация истории искусства. 4. Понятие «стиль». Основные характеристики стиля. 5. Стили изобразительного искусства. 1. Род и вид искусства Вид и род искусства - понятия классификации, служащие для выражения отношения между классами: из двух классов тот, что содержит в себе другой, называется «родом», а тот, что содержится в другом, - «видом». В данном случае «родом» или тем, что содержит в себе как неком пространственном объеме произведенные произведения, будет «искусство», тогда как тем, что содержится в пространстве «рода», будет «вид» (чего) «искусства». Класс, который содержит все другие классы системы, называется «высшим родом», или максимальным классом родовидового порядка. В случае художественной культуры «высшим родом» будет «искусство», содержащее в себе в качестве «видов» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, хореографии и т.д. В случае же изобразительного искусства как «рода» в качестве «видов» выступают: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, техническое искусство. Архитектура - вид изобразительного искусства, здание или система сооружений в качестве художественного произведения. Архитектура возникла из культовых потребностей. Архетипом архитектурного здания служит алтарь. Непосредственными свойствами архитектурного произведения-вещи являются: объемы в их взаимодействии, тяжесть, ритмические свойства поверхности, игра света и тени, размеры, соотношение нагрузки и опоры (тектоника), конструктивная целостность, взаимосвязь экстерьера и интерьера. Архитектурное произведение непосредственно связано с окружающим пространством, являясь его организатором, выступает пространством синтезации различных видов и жанров изобразительного искусства. Скульптура (от лат. «ваять», «высекать») - вид изобразительного искусства. Произведения скульптуры - это статуи, бюсты, рельефы, имеющие станковое (самостоятельное), монументальное (часть архитектурного пространства или здания), декоративное (украшение городского или садово- паркового ансамбля, здания, интерьера) и мемориальное значения. Различают круглую скульптуру, т.е. допускающую обход со всех сторон, и скульптуру плоскостную (горельеф, барельеф, контррельеф). Произведения скульптуры чаще всего изображают человека, реже - животных, еще реже - натюрморт. Различают произведения скульптуры, выполненные высеканием (в камне, дереве, льде и пр.) и лепкой (из глины, пластилина, воска). Произведения скульптуры, выполненные лепкой, могут служить основой для тиражирования (в бронзе, гипсе, бетоне). Произведения скульптуры могут иметь массовое распространение в виде мелкой пластики из обожженной глины, бронзы, пластмассы, золота и пр. Живопись - вид изобразительного искусства, имеющий произведения плоскостные с цветным изображением. Различают монументальную, станковую и декоративную живопись. Монументальная живопись в значительной степени зависима от архитектурного пространства, в соответствии с которым задумывается. Декоративная живопись также зачастую и функционально, и содержательно зависит от оформляемого объекта или предмета. Станковая живопись относительно самостоятельна и может быть использована как для декоративных целей (например, при оформлении офиса, ресторана, клуба), так и выставочных задач (выставки картин в галереях, выставочных залах, музеях). Произведения живописи нередко различают по разновидностям красочных материалов: масляная живопись, гуашь, темпера, фреска, мозаика, энкаустика. Графика (от греч. «пишу», «рисую») - вид изобразительного искусства, имеющий произведения плоскостные цветные или черно-белые. Произведения графики чаще все выполняются на бумаге (белой, цветной, тонированной, окрашенной), реже - на пергаменте, шелке или другой основе. К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры, тушь, акварель, гуашь. Принято графическими считать произведения, исполненные на бумажной основе. В зависимости от назначения и содержания графику подразделяют на станковую, книжную, журнально-газетную, плакат, художественно- производственную или прикладную (этикетки, грамоты, почтовые марки). Разделом графики является гравюра (от франц. «вырезать»), включающая в себя произведения, выполненные посредством печатания с гравированной доски. Гравюры бывают оригинальными и репродукционньым. Оригинальная гравюра обычно целиком исполнена самим художником (от рисунка до печатания). Репродукционная гравюра обычно воспроизводит произведения живописи с целью их популяризации. По назначению гравюру делят на станковую (рассчитанную на самостоятельное существование, коллекционирование или украшение интерьера) и книжную. Разновидности гравюрной техники (по способам гравирования): офорт (гравюра на металле), ксилография (гравюра на дереве), линогравюра (гравюра на линолеуме), литография (гравюра на камне). Когда углубления поверхности обработанной доски соответствуют белым частям оттиска, гравюру называют выпуклой, при соответствии же черным его частям - углубленной. Декоративное искусство (от лат. «украшаю») – вид изобразительного искусства, произведения которого подразделяются, во-первых, на монументально-декоративные, т.е. непосредственно связанные с архитектурой (архитектурный декор, росписи, декоративные рельефы, статуи, витражи и мозаики на фасадах и в интерьерах, парковая скульптура, фонтаны), во-вторых, на декоративно-прикладные (бытовые художественные изделия) и, в-третьих, на оформительские (оформление праздников, торжеств). Произведения декоративноприкладные непосредственно связаны с бытом и нуждами людей. В сферу декоративноприкладного искусства входит все многообразие бытовых предметов (мебель, посуда, одежда). В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора проявляется специфика и синтетический характер произведений декоративно-прикладного искусства. Монументальное искусство - вид изобразительного искусства, произведения которого рассчитаны на массовое восприятие в архитектурном или природном ансамбле. За редким исключением произведения монументального искусства находятся не в музеях, а являются органической частью архитектуры, способствуя проявлению назначения здания. К области монументального искусства относятся скульптурные монументы, памятники историческим событиям, панно, мозаики, фрески. Иногда произведения монументального искусства из-за их органической связи с архитектурой называют произведениями монументальнодекоративного искусства. К произведениям монументального искусства относятся также такие древние памятники художественной культуры, как дольмены, менгиры, кромлехи, наскальные изображения. Техническое искусство - вид изобразительного искусства, включающий в себя произведения художественной фотографии, телевидения, видео, киноискусства, радиоискусства. С другой стороны, подобные произведения представляют собой самостоятельные и полноценные виды искусства. В техническом искусстве произведения создаются с применением возможностей сложных технических устройств и технологических процессов, а не только в результате художественных действий автора и его помощников. Широко используется при создании современных синтетических произведений изобразительного искусства, например, инсталляций. 2. Жанры изобразительного искусства Жанр искусства («жанр» от франц. «род», «вид») - исторически складывающийся тип художественного произведения, объединяющий достаточно обширную группу произведений того или иного вида искусства на основании устойчивых общих черт. Различают три основных жанра архитектуры как вида изобразительного искусства: 1) жанр архитектуры объемных сооружений - культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, университеты, театры, стадионы, магазины), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции); 2) жанр архитектуры ландшафтных садово-парковых сооружений - скверы, бульвары, парки, включая архитектуру малых форм (беседки, мостики, гроты, фонтаны, лестницы); 3) жанр градостроительной архитектуры планировка и строительство новых городов, реконструкция старых городов и районов. Различают следующие жанры живописи: Религиозный жанр есть область живописи, содержащая в своих пределах произведениявещи, визуализирующие события Священных догматов. Однако, поскольку мир людей в религиозном отношении спектрален, и события, Священные для людей одной религиозной конфессии, не являются таковыми для людей других религиозных конфессий, постольку религиозный жанр живописи должен быть дифференцирован на христиански-религиозный жанр, буддийско-религиозный жанр, индуистско- религиозный жанр и пр. Мифологический жанр есть область живописи, содержащая в своих границах произведения-вещи, визуализирующие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, об языческих богах и легендарных героях. Аллегорический жанр есть область живописи, включающая в себя произведения-вещи, иносказательно визуализирующие процессы бытия, не могущие иметь непосредственно изобразительный характер. При этом прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносно-уподобительного истолкования. Исторический жанр есть область живописи, содержащая в себе произведения-вещи, визуализирующие конкретнохронологические события, наиболее значимые для жизнедеятельности того или иного государства, нации, народа, родового клана, семьи и какой-либо другой социальной общности. Батальный жанр есть область живописи, содержащая в своих границах произведения-вещи, визуализирующие военные события, наиболее значимые для жизнедеятельности того или иного государства, нации, народа, родового клана, семьи и какой-либо другой социальной общности. Бытовой жанр есть область живописи, содержащая в своих пределах произведения-вещи, визуализирующие характерные события и сцены повседневной жизни общественных героев и/или простых обывателей. В пределах бытового жанра выделяют такую его разновидность, как жанр интерьера. Портретный жанр есть область живописи, заключающая в себе произведения-вещи, визуализирующие плотско-физиономические и душевно-психологические особенности конкретных личностей, имеющих значение для жизнедеятельности того или иного государства, нации, народа, родового клана, семьи и какой-либо другой социальной общности. Принято различать индивидуальные и групповые, интимные и парадные портреты, а также автопортреты художников. Пейзажный жанр есть область живописи, содержащая в себе произведения-вещи, визуализирующие особенности состояния естественной или измененной человеком природы. Принято различать исторические пейзажи, пейзажи-руины, пейзажи-ведуты, пейзажи-марины. Пейзажные произведениявещи могут быть эпическими и лирическими, романтически- героическими и классицистическими. Натюрмортный жанр есть область живописи, содержащая в своих границах произведения-вещи, наглядно представляющие суть предметов обихода, снеди, цветов. Принято выделять натюрморты парадные и интимные, эпические и лирические, романтически-героические и классицистические. Могут быть натюрморты-портреты и натюрморты-пьесы, натюрморты-символы и натюрморты-веризмы, натюрморты-события и натюрморты-факты. В своей совокупности все живописные жанры представляют Полноту бытия, поскольку способны наполнить наглядным содержанием такие предельно общие понятия, как «Бог», «природа», «социум», «человек». 1. Понятие «Бог» визуализируют произведения религиозного и мифологического жанров. 2. Понятие «природа» визуализируют произведения пейзажного и натюрмортного жанров. 3. Понятие «социум» визуализируют произведения исторического, батального и бытового жанров. 4. Понятие «человек» визуализируют произведения портретного жанра. 5. Произведения аллегорического жанра способствуют связи понятий «Бог», «природа», «социум», «человек». Жанры живописи одновременно могут функционировать и как жанры скульптуры, и как жанры графики. 3. Периодизация истории искусства 1. История искусства Востока (Древний Египет) Раннее царство (IV-Ш тыс. до н.э.) Время правления I и II династий. Древнее царство (ок. 2800-2400 гг. до н.э.) Время правления IIIVI династий. Среднее царство (ХХI-ХIХ вв. до .н.э.) Время правления ХI-ХII династий. Новое царство (ХVI-ХII вв. до н.э.) Время правления ХVIII-ХХ династий. Памятники: «Пирамида Хеопса» в Гизе, «Большой Сфинкс» в Гизе. 2. История искусства Востока (Древняя Индия) Искусство буддизма (III век до н.э. - V век н.э.) Искусство индуизма (VХII вв.) Искусство ислама (ХII-ХУII вв.) Памятники: «Ступа № 1» в Санчи, «Шива Натараджа». 3. История искусства Античности Искусство архаики (VI в. до н.э.) Искусство ранней классики (первая половина V в. до н.э.) Искусство высокой классики (середина V в. до н.э.) Искусство поздней классики (404-323 гг. до н.э.) Искусство эллинизма (конец IV-1 вв. до н.э.) Памятники: «Парфенон» в Афинах, «Дискобол» Мирона, «Пантеон» в Риме, «Октавиан Август - Юпитер». 4. История искусства Византии (IV в. - 1453 г.) Памятники: Собор «Святая София» в Константинополе, «Владимирская Богоматерь». 5. История западноевропейского искусства средних веков (XI-XVI вв.) Памятники: Храмовый комплекс в Пизе, тимпан портала собора «Сен Лазар» в Отене «Страшный суд»; Собор «Нотр-Дам» в Реймсе, скульптура собора в Наумбурге. 6. История европейского искусства эпохи Возрождения (XIIIXVI вв.) Памятники: Собор «Святой Петр» в Риме, «Давид» Микеланджело, «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Слепые» Питера Брейгеля, «Адам и Ева» Альбрехта Дюрера. 7. История западноевропейского искусства XVII века Памятники: Церковь «Сан Карло» в Риме Ф.Борромини, «Персей и Андромеда» П.П. Рубенса. 8. История западноевропейского искусства XVIII века Памятники: «Пантеон» Ж.-Ж. Суфло, «Путешествие на остров Киферу» А.Ватто. 9. История западноевропейского искусства XIX века Памятники: «Олимпия» Э.Мане, «Благовещенье» Д.Г. Россетти. 10. История западноевропейского искусства рубежа XIX-XX вв. Памятники: «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?» П.Гогена, «Крик» Э.Мунка. 11. История искусства Запада XX века Памятники: Собор «Саграда Фамилия» в Барселоне А.Гауди, «Авиньонские девицы» П.Пикассо, «Предчувствие гражданской войны» С.Дали. 4. Понятие «стиль». Основные характеристики стиля Стиль (от греч. «палочка для письма») - совокупность взаимосвязанных признаков, которые являются общими для целого ряда художественных произведений, объединяют их между собой и в то же время отличаются от произведений другого стиля. Стиль изначально - это палочка, которой пишут послание, т.е. стиль - это средство коммуникации, между кем-то и кем-то, а собственно послание, написанное стилем, место встречи кого-то с кем-то (письмо в качестве места встречи адресата с адресантом). Если представить произведение как место встречи конечного с бесконечным, то стиль (палочку для письма) может использовать как конечное, посылая послание свое к бесконечному, так и бесконечное, посылая свое послание к конечному. При этом послание как от конечного к бесконечному, так и от бесконечного к конечному должно быть написано на таком языке, который был бы понятен обеим сторонам взаимодействия. В итоге получается, что стилей как средства коммуникации конечного с бесконечным и бесконечного с конечным по большому счету должно быть всего два. Во-первых, это стиль, максимально проявляющий движение от бесконечного к конечному (оконечивание бесконечного). Во-вторых, это стиль, максимально проявляющий движение от конечного к бесконечному (обесконечивание конечного). Друг без друга эти стили не существуют, но в каждом конкретном произведении наблюдается большее или меньшее доминирование либо одного из стилей, либо другого. Фактически же обозначенные стили выступают своего рода стилевыми пространствами, каждое из которых включает в себя близкородственные и дальнеродственные художественные стили. 5. Стили изобразительного искусства К стилевому пространству «ареаклассицизм» относятся художественные стили: античный классицизм, - византийский классицизм, - романский классицизм, ренессансный классицизм, - классицизм XVII-XIX вв., - реализм. К стилевому пространству «ареаромантизм» относят художественные стили: - готика, - барокко, рококо, - романтизм, - модерн, - импрессионизм, - экспрессионизм, - символизм. .
«Виды, роды и жанры искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусств» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 46 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot