Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Виды предпринимательской деятельности
Производственная деятельность
Коммерческая деятельность. Товарные биржи
Финансовая предпринимательская деятельность
Менеджмент-консалтинг
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской
деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи
предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного
процесса, различают следующие виды предпринимательства:
- производственное,
- коммерческо-торговое,
- финансово-кредитное,
- посредническое,
- страховое.
Производственное предпринимательство
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель
непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда,
производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для
последующей
реализации
(продажи)
потребителям,
покупателям,
торговым
организациям.
Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и
сельскохозяйственной
продукции
производственно-технического
назначения,
потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги
связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг,
журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть
создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего
способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым
занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых
условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск не
реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги,
сборы
и
пошлины
являются
тормозом
в
развитии
производственного
предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается
труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым
уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более
доступных и легких источников дохода.
Между тем, именно производственное предпринимательство необходимо всем
нам: в конечном счете, оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему
бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить
свой взор на производственное предпринимательство.
Коммерческое (торговое) предпринимательство
Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь
произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими
темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй
вид российского предпринимательства.
Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от
производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли
коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц,
потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является
1
непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями
товаров, работ, услуг.
Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые
непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар
на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарноденежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те
же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших
масштабах.
Коммерческое предпринимательство привлекает видимой возможностью продать
товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в
карман весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на
практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы
внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливости
умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, челнокам удается
купить подешевле - продать подороже. За этой видимой легкостью скрывается не всеми
видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха.
Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки,
биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения
торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно
возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли
обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин,
организовав свою торговую точку.
Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально
знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая
соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно,
изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается,
что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два
основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому
необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у
производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить
необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким
уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами
длительного пользования.
Финансово-кредитное предпринимательство
Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого
предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают
валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги
(акции, облигации и
др.),
продаваемые
предпринимателем
покупателю
или
предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и
покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а
непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена
денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную
валюту, ценные бумаги.
Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что
предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных
денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную
денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства
продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную
первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется
предпринимательская прибыль.
В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает
денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного
2
процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем
в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом
вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под
очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным
процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных,
оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней
Греции.
Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется
специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные
компании (фирмы, валютные биржи и другие специализированные организации.
Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций
регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и
нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с
законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных
бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. государство в лице
Минфина РФ выступает также в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг, в
этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот
соответствующие ценные бумаги.
Посредническое предпринимательство
Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам
не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в
процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.
Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы
производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут
вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от
имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических
предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые
организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие
банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская
деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при
осуществлении
посреднических
операций.
Главная
задача
и
предмет
предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во
взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество
состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг
предприниматель получает доход, прибыль.
Страховое предпринимательство
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в
соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение
ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья,
жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении
договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает
страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так
как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть
взносов образует предпринимательский доход.
Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов
деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности
дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим
лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности,
что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.
3
Финансовое предпринимательство – это особая форма коммерческого
предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают
валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции,
облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему
в кредит.
Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что
предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных
денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную
денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства
продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную
первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется
предпринимательская прибыль.
В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные
вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента
вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг
покупателям кредитов под кредитный процент, превышающий депозитный, вместе с
последующим возвратом вклада. Разница между депозитным и кредитным процентом
служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
Финансовое предпринимательство требует получения информации из ряда
источников. Это сведения о потенциальных покупателях денег, валюты, ценных бумаг, о
курсах валюты, о кредитном проценте, об условиях осуществления финансово-кредитных
операций и порядке их оформления, об источниках ресурсов, необходимых
предпринимателю. Если такая информация у самого предпринимателя отсутствует, он
вынужден получать ее из внешнего источника и платить за это денежное вознаграждение.
Поэтому, как и в прочих видах коммерческой деятельности, финансовой сделке
должны предшествовать анализ финансового рынка и маркетинговая деятельность,
связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей денег,
валюты, ценных бумаг, т.е. будущей клиентуры. Одновременно с выявлением
потенциального покупателя денег, валюты, ценных бумаг финансовый предприниматель
устанавливает источник их получения.
К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое
(финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфический
товар – деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства
деньги, ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, по
сути, мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.
Предприниматель может выступать в роли производителя ценных бумаг, когда он
официально в юридически оформленном порядке «выпускает», а точнее, осуществляет
эмиссию таких ценных бумаг, как собственные акции, облигации, кредитные билеты,
коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бумаги
предприниматель продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в
качестве «финансового товара», в чем и заключена суть его предпринимательской
деятельности. Подобная форма финансового предпринимательства пригодна в основном
для предпринимателей предприятий, а не отдельных граждан. В будущем она может
получить широкое распространение и в нашей стране, где сейчас эта форма еще только
прививается и скована действующими правилами и нормами.
Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что предприниматель сам
выступает в роли первичного покупателя. Покупая деньги, валюту, ценные бумаги, а
затем, продавая их другому покупателю по более высокой цене, предприниматель
получает выгоду (доход, прибыль).
Если у предпринимателя нет наличных денег для покупки ценных бумаг, он либо
осуществляет покупку в кредит, либо обращается к банкирам – обладателям свободных
кредитных денежных ресурсов, чтобы получить у них взаймы (в кредит) сумму
4
недостающих ему денежных средств для покупки ценных бумаг. В дальнейшем
предпринимателю придется вернуть долг в сумме, превышающей кредит на величину
кредитного процента. Так что, по существу, между финансовым предпринимателем и
обладателем свободных кредитных денежных ресурсов возникает дополнительная
относительно самостоятельная финансовая сделка.
В случае, когда у финансового предпринимателя нет собственных служебных
помещений, конторского оборудования, средств вычислительной и организационной
техники, необходимых для проведения и оформления финансовых сделок, ему приходится
арендовать их на определенный период и платить за это арендную плату.
В ходе финансового предпринимательства приходится прибегать к услугам
сторонних организаций и лиц-посредников, которые зачастую сами являются
предпринимателями, осуществляющими посредническую деятельность. Речь идет о
получении транспортных, аудиторских, юридических услуг, без которых не происходит
практически ни одна финансовая сделка. В условиях, когда сам предприниматель не
обладает собственными внутренними возможностями обслуживания сделки или ему
просто выгоднее прибегнуть к внешней помощи, он приобретает услуги.
Подобно другим видам предпринимательства, финансовые сделки обычно
нуждаются как в привлечении ряда категорий наемных работников со стороны, так и в
найме постоянных служащих. В качестве таких работников выступают юристы,
экономисты, бухгалтеры, брокеры, дилеры, маклеры, рассыльные, работники рекламы.
Они и становятся либо наемными служащими, либо сторонними лицами, оказывающими
предпринимателю услугу за определенную плату. Если финансовый предприниматель
создает свою организацию, становится официальным юридическим лицом и включает
указанных выше работников в свой штат, то они могут стать участниками
предпринимательской деятельности - агентами коллективного предпринимательства.
Основная, завершающая часть финансовой сделки - продажа денег, валюты,
ценных бумаг покупателю в лице конечного потребителя либо другого предпринимателя,
занимающегося перепродажей (дальнейшей продажей). В итоге предприниматель
получает денежную выручку, которая должна быть достаточной для покрытия всех
расходов и получения прибыли.
Как
и
любой
вид
предпринимательской
деятельности,
финансовое
предпринимательство облагается налогами, и предприниматель обязан отчислять
определенную долю прибыли (дохода) в государственный и местный бюджеты в виде
денежных отчислений и налоговых платежей.
Таким образом, финансовая сделка во многом повторяет производственную и
коммерческую, особенность ее – в товаре.
Основным
полем
деятельности
финансового
предпринимательства
являются коммерческие банки и фондовые биржи. Что же представляют собой эти
институты рынка?
Банк– финансовый посредник, осуществляющий деятельность по:
1) приему депозитов;
2) предоставлению ссуд;
3) организации расчетов;
4) купле и продаже ценных бумаг.
За свою долгую историю банки прошли огромный путь развития и совершенствования. Итогом этого пути стало рождение множества различных форм банковских
учреждений, образующих банковскую систему государства.
Банковская система – это совокупность действующих в стране банков, других
кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих
банковские операции, функционирующих в рамках общего денежно-кредитного
механизма.
5
В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой
сложились двухуровневые банковские системы.
Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком.
На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на
универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные
банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки,
внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты
(инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные
фонды, ломбарды, трастовые компании).
Эмиссионный банк – банк, обладающий правами на выпуск (эмиссию)
национальных денежных единиц и регулирование денежного обращения в стране.
Как правило, эмиссионным является либо один (государственный, центральный)
банк, либо несколько банков, выполняющих эту функцию от лица государства. В России
эмиссионным является только Центральный банк России. Эмиссионный банк не
обслуживает частных лиц и фирмы. Он ведет дела только с государством и
коммерческими банками.
Основной целью деятельности Центрального банка является поддержка
покупательной способности национальных денежных знаков через борьбу с инфляцией,
обеспечение стабильности кредитно-банковской системы, денежная эмиссия.
Т.е. Центральный банк является органом регулирования, сочетающим черты банка
и государственного ведомства.
Центральный банк абсолютного большинства стран не принадлежит государству.
Все остальные банки (как бы ни звучало их название) относятся к категории
коммерческих и обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными,
или государство может быть их совладельцем (например, Сберегательный банк России –
частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит крупнейший
пакет его акций).
Коммерческий банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа,
кредитующее на платной основе физических лиц и коммерческие организации,
осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по
поручению клиентов.
Основные функции коммерческих банков:
–кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйствования;
–прием вкладов, выдачу кредитов;
–посредничество в платежах;
–купля-продажа ценных бумаг;
–размещение государственных займов;
–управление по доверенности имуществом клиентов;
–консультации по финансово-кредитным вопросам.
и других кредитно-финансовых организаций
Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными
ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.
Операции коммерческих банков делятся на три группы:
1) пассивные (привлечение средств);
2) активные (размещение средств);
3) комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению
клиентов с уплатой комиссии).
Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем
или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определенными
резервами.
Расчеты показывают, чтобы быть платежеспособным банк должен держать в
сейфах – как резерв – лишь небольшую часть наличных денег, которые ему принесли
6
вкладчики (обязательные резервы). Остальные деньги (избыточные резервы) можно
смело пускать в оборот, предоставляя кредиты. Иными словами, избыточные резервы
банк
превращает
для
своих
заемщиков
в
депозиты.
Так
рождается
система обязательных (частичных) резервов.
Обязательные (частичные) резервы – доля внесенных в банк депозитов, которую он
обязан резервировать в качестве гарантии выполнения обязательств перед вкладчиками.
Особенность деятельности коммерческих банков России состоит в том, что они
привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно
короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны
выплатить своим кредиторам деньги в определенный заранее срок с установленными
процентами.
Другая особенность коммерческих банков России в современный период
заключается в том, что в большинстве своем они не обладают возможностями
предоставления долгосрочных кредитов в значительных размерах. Таких средств во
многих коммерческих банках России нет. Не случайно доля долгосрочных кредитов,
выданных коммерческими банками, составляет лишь 3% всех активов. А главным
источником доходов в коммерческих банках экономически развитых стран служат
долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов коммерческих банков,
нередкое их банкротство.
Еще одним институтом рынка, элементом финансового предпринимательства
служит фондовая биржа.
Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно
функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности
капитала и выявлению реальной стоимости активов.
Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном
регулировании спроса и предложения.
На фондовой бирже проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они
состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов
покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу.
При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло и
регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой
цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции.
Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения
индексов биржевой активности – своеобразных барометров экономической конъюнктуры.
За рубежом сами фирмы и предприятия на бирже не участвуют. Их интересы, как
правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи.
Число таких членов регулируется, а репутация их должна быть безупречной. Помимо
того, такое членство требует денег. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже цена
места колеблется от 450 до 6000 тыс. долл., а число членов практически неизменно – 1469.
Вместе с тем в условиях государственно-монополистического капитализма роль
биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого –
образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у
себя большую часть торговли ценными бумагами, без посредничества биржи. На
снижение роли биржи в торговле ценными бумагами повлияло также увеличение объема
государственных облигаций в общей массе ценных бумаг.
Немаловажным аспектом в деятельности той или иной организации является
решение проблем, связанных с разработкой и внедрением маркетинговой политики, а
также созданием и поддержанием имиджа всего предприятия в целом. Постоянно
обостряющаяся конкурентная борьба уже не позволяет обращать внимание на запросы и
потребности потенциальных клиентов – все более актуальным становится расчет
перспективности той или иной продукции или вида деятельности. Проще говоря, теперь
7
работает система «создать потребность и удовлетворить ее». В таком случае стоит
обратить внимание непосредственно на сами услуги управленческого консалтинга.
Таким образом, управленческий консалтинг может быть представлен следующими
составляющими:
Организационное управление.
Реорганизация бизнеса или его перестройка: от стратегического планирования и
несущественных изменений до полной реорганизации компании.
Управление бизнесом.
Кризис-консалтинг – консультирование в области восстановления деятельности
фирмы или предприятия, а также решение проблем, связанных с неплатежеспособностью
той или иной организации.
Консультационные услуги, связанные с вопросами слияния нескольких компаний
или приобретения собственной новой организации.
Консалтинг и планирование в области экономической, финансовой и
хозяйственной деятельности предприятий, анализ инвестиционных проектов, а также
помощь в подготовке финансовых прогнозов.
Консалтинг в сфере управления человеческими ресурсами (в том числе
специализированное обучение сотрудников и повышение квалификации персонала), а
также формирование (или улучшение) корпоративной культуры и непосредственно
самого стиля управления персоналом.
Консалтинг в области информационных технологий и соответствующие услуги, а
также разработка корпоративной информационной системы и ее интеграция.
Юридический консалтинг.
Консалтинг в сфере маркетинга, проведение рекламных кампаний и формирование
имиджа предприятия. В некоторых предприятиях или организациях уместно применить
антикризисный консалтинг.
Вместе с этим следует учитывать, что данное разделение на составляющие носит
условный характер, так как все они взаимосвязаны между собой и ориентированы на
решение одной проблемы, которая называется «управленческий консалтинг компании».
Консалтинг в области управления компанией. Потребность в таком виде
консалтинга возникает в случае прогнозируемых изменений в деятельности того или
иного предприятия, ухудшения результатов этой деятельности либо неопределенности
перспектив дальнейшего функционирования. В таком положении управленческий
консалтинг компании носит междисциплинарный и многофункциональный характер. В
этом случае работа эксперта затрагивает абсолютно все аспекты деятельности
предприятия, включая финансовые, экономические, технологические, юридические,
психологические и социальные, а также другие сферы всей организации. На основе
полученного анализа предприятия или фирмы консультант может рекомендовать
оптимальные способы разделения труда между персоналом и функциональными
отделами, а также, вместе с этим, формирует дальнейшие основные задачи работы между
структурными подразделениями. Помимо этого, услуги эксперта в области консалтинга
могут быть использованы для организации систем принятия решений и контроля,
управления информацией, а также для создания определенной системы, предназначенной
для мгновенного реагирования в кризисных ситуациях. Услуги консультанта могут быть
направлены также на разработку инвестиционных проектов, покупку новой компании или
слияние нескольких, согласование некоторых финансовых систем, а также определение
реальной себестоимости покупаемой фирмы.
8