Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Виды деятельности, направленные на проведение досуга и организацию отдыха несовершеннолетних

  • 👀 4904 просмотра
  • 📌 4840 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Виды деятельности, направленные на проведение досуга и организацию отдыха несовершеннолетних» docx
задание 2 - раскройте виды деятельности, направленные на проведение досуга и организацию отдыха несовершеннолетних; Максимально продуктивны формы работы в небольших коллективах (кружках, секциях, студиях и других группах), позволяющих реализовать и работу по индивидуальному маршруту, и взаимное общение. Формы организации досуговой деятельности. Индивидуальные формы пронизывают всю творческую деятельность обучающихся. И здесь перед преподавателями стоит одна из важнейших задач: распознать ребёнка, раскрыть его таланты. С каждым из них необходимо взаимодействовать индивидуально. Важно расположить к себе ученика, завоевать его доверие. В таких формах скрыты огромные возможности для развития творческих способностей детей. К групповым формам можно отнести творческие группы, микрокружки, которые можно классифицировать следующим образом: 1) студии эстетического цикла, 2) объединения художественного слова, 3) самодеятельные театральные труппы, в том числе кукольные театры, 4) ИЗО-студии; 5) музыкальные и хоровые коллективы, в том числе хореографические студии, 6) кружки эстетики быта; 7) спортивные и туристические секции . К групповым формам работы относят также различные конкурсы, соревнования, концерты и т. п. Некоторые авторы выделяют три основных типа коллективной творческой деятельности детей и подростков, среди которых упомянут и предмет нашего исследования, а именно: 1) коллективные творческие дела; 2) спортивно-массовые мероприятия; 3) сюжетно-ролевые игры. Они различаются по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям. Технология коллективной творческой деятельности была разработана в советскую эпоху ленинградским ученым И. П. Ивановым и группой его коллег. Её сущность достаточно просто: дети и подростки сами ищут дела по душе, делают выбор и отбор этих дел, составляют план их реализации, своеобразную режиссуру при сопровождении и поддержке педагога. Педагог подводит школьников к пониманию задач, транслирует им свой опыт, принимает и корректирует все предложенные детьми варианты, поддерживает творческий поиск, побуждает ребят к творчеству. Многие формы коллективных дел напрямую связаны с досуговой деятельностью обучающихся. Сюда относятся познавательные, трудовые, и спортивные формы. По сути, все то, что школьники делают в свое удовольствие, добровольно, но, разумеется, в рамках действующего законодательства, и есть их досуговая деятельность. Однако существуют особые игры, детские забавы и затеи, которые являются коллективными творческими делами. Они являются эффективной формой самовоспитания, поскольку все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, дети в данном случае формируют сами. Эти творческие дела наполнены атмосферой веселья, смеха, радости, что само по себе насыщает их педагогической ценностью. Досуг обучающихся должен стать продуктивным видом деятельности, равным всем остальным в жизни человека. В любой форме коллективных творческих дел главная цель – соучастие и сотворчество детей и подростков. Каждый этап коллективного дела – это творчество ребенка, которое необходимо подчёркивать в качестве позитивного примера социализации. Коллективные творческие дела могут быть самыми разнообразными. Каждое коллективное творческое дело неповторимо, но можно назвать основные приемы, которые используются на всех стадиях коллективного творческого дела. Формой коллективной творческой деятельности часто становятся сюжетно-ролевые игры и мероприятия, если идеи, содержание и способы организации разрабатываются в ходе коллективного творчества. Одним из эффективных инструментов педагогики является организация спортивно-массовых мероприятий или тематических праздников. Праздник имеет мощное воспитательное значение, он не только оставляет в душе ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает духовно-нравственным содержанием. Праздники открывают детям и подросткам простор для творчества, рождают в душе позитивные чувства. Есть традиционное понятие праздника, которое связывается со свободным временем, когда отмечается какое-то событие, сопровождающееся праздничным ритуалом, символическим обрядовым или церемониальным действом. Во все времена на Руси праздники утверждали в обществе самые высокие идеалы: любовь к Родине, свободу, доброту, верность, трудолюбие. Праздники объединяли людей, делали их лучше, чище, активнее, доброжелательнее, что особенно важно начинать воспитывать в юном гражданине с детских лет. На творческое развитие школьников большое влияние оказывает организация игровой деятельности. Игра – это совершенно особая форма досуговой деятельности, в которой ребёнок и учится, и отдыхает одновременно. В отечественной педагогике существует ряд классификаций игр, основу которых заложил ещё П. Ф. Лесгафт. Одна из классификаций принадлежит В. И. Логиновой, которая выделяет следующие игры: 1) творческие: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры; 2) с готовым содержанием и правилами: автодидактические, игры занятия, игры-упражнения; 3) по использованию материала: дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные; 4) подвижные. Основными формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в летний период могут быть: - организация работы детских оздоровительных лагерей на базе культурно-досуговых учреждений; - культурное обслуживание городских и загородных детских оздоровительных лагерей, детских площадок (концертные, интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы, театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.); - проведение культурно-досуговых мероприятий и организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков; - проведение Дней Подростка (с организацией юридических и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр.); - привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества; - организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного народного творчества; - проведение творческих смен для участников коллективов самодеятельного народного творчества и одаренных детей («театральные смены», «фольклорные каникулы» и пр.); - участие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству подростков; - организация молодежных акций по благоустройству города (села), учреждений культуры. Одним из вариантов организации летнего отдыха детей и подростков является организация летних лагерей на базе клубного учреждения. Основой таких лагерей может являться временное детское объединение, которое необходимо превратить во временный детский коллектив. Возможно создание нескольких профильных объединений, которые будут объединять детей, увлечённых одной идеей. Наиболее эффективными могут быть следующие направления деятельности: поисковая, спортивная, трудовая, милосердная и благотворительная, эстетическая и др. Деятельность такого объединения может быть наиболее эффективной, если оно будет состоять из детей разного возраста. - дайте характеристику культурно-досуговых и развлекательных мероприятий для несовершеннолетних (театральные студии, мастерские, конкурсы, концерты, вечера отдыха и т.д.) Культурно-досуговая деятельность, как и раньше во внешкольных учреждениях, продолжает оставаться весьма значимым звеном работы УДОД, важным компонентом его социокультурного пространства. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Все культурно-досуговые программы УДОД нацелены не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего собственного времени досуга своих сверстников. Культурно-досуговая деятельность (ККД) в системе УДОД ЦРТДиЮ представлена пятью блоками. В их числе:   I. Массовые досуговые мероприятия (или массовые досуговые программы – именно то, что сегодня обычно и называют культурно-досуговой деятельностью УДОД).   II. Рекреативно-оздоровительная деятельность (осуществляется преимущественно в каникулярное время).   III. Социально-продуктивная деятельность детей по преобразованию окружающей действительности (социальное творчество детей).   IV. Клубная работа с детьми и родителями.   V. Детское общественное движение, связанное с развитием самоуправления, формированием у детей лидерских качеств. I. Массовые досуговые мероприятия (массовые досуговые программы) Данный компонент КДД наиболее проработан в организационно-методическом плане, поэтому на его характеристике можно остановиться подробнее. Существует ряд отличий, присущих любой массовой досуговой программе, и состоят они в следующем: a) содержание такой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу (как это делается в учебных группах ДОД), а реализуется в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий (дел); b) овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время; c) источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители; d) в ходе реализации массовой досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся - организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др. Основные типы массовых досуговых программ  разовая игровая программа;  конкурсно-игровая программа по заданной тематике;  праздник;  длительная досуговая программа. Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей. Другой пример конкурсно-игровых программ– чрезвычайно популярные среди школьников среднего и старшего возраста интеллектуальные игры. Это такие игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта. Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: - слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества, - приветствия, презентации, церемонии, - гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления, - физкультурные праздники, - тематические недели, тематические дни и др. В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы. Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие. Длительная досуговая программа отличается тем, что она рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т. д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, а то и в течение года и более. Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике детской общественной организации. Длительная досуговая программа носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации используются все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм. В целом, исходя из положительного опыта применения длительных досуговых программ, можно сделать вывод об их несомненной ценности, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей. II. Рекреативно-оздоровительная деятельность   В системе УДОД ЦРТДиЮ накоплен немалый опыт организации работы с детьми в каникулярный период. В копилке этого опыта сегодня можно найти:  планы проведения лагерных смен;  тематические программы (нередко связанные единой сюжетной линией) как на отдельные смены, так и на весь период работы лагеря - такова программа « КОАПП» детской экологической прогулочной группы « Алый парус», программа прогулочной группы « Перепутовы острова», « Таинственный остров Лидерия»;  программы-проекты выездов на природу со воспитанниками ЦРТДиЮ, в том числе неорганизованными (не посещающими УДОД), в период каникул. Интересный пример в этом плане – проект «Алый парус» ( смена актива, смена детской оздоровительной площадки), реализуемый ЦРТДиЮ. Разнообразные программы отдыха сочетаются со специальными, дающими возможность участникам получить навыки обитания в социуме, природной среде и всесторонне проявить себя.   Отличительная особенность рекреативно-оздоровительного блока в составе КДД – сочетание в нем мероприятий релаксационного и развлекательного характера с образовательной составляющей. В ЦРТДиЮ разработаны и реализуются комплексные программы под общим названием «Каникулы», включающие описание всего цикла организации каникулярного отдыха детей (от нормативной базы до кратковременных образовательных программ, рассчитанных на переменный состав, и сценариев досуговых мероприятий). III. Социально-продуктивная деятельность детей по преобразованию окружающей действительности (социальное творчество детей) Данная сфера деятельности детей может выступать либо как относительно самостоятельный вид детского творчества, не связанный напрямую с их образовательной деятельностью в УДОД, либо как итоговый результат исследовательской работы школьников, начало которому дают те или иные образовательные программы ДОД. Речь идет о социально ориентированных проектах, выполненных воспитанниками ЦРТДиЮ под руководством педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования (нередко в творческом союзе со школьными учителями). Эти проекты раскрывают неиссякаемую палитру созидательно-преобразующих дел воспитанников, позволяющих на местах реально улучшить окружающую жизнь, реализовать естественную потребность подростка быть полезным обществу. В числе проектов - самые разные социальные инициативы детей; создание добровольной молодёжной дружины (ДМД); организация тимуровского отрядов в районе « Звезда Тимура» ( забота о памятниках погибшим воинам, благоустройство родного села, забота о стариках); создание районного союза детских общественных объединений «Радуга» ( СДОО); ·  акция « Подарок маленькому другу». Работа с дошкольниками и детскими садами п. Варнавино; ·  социальный проект «Варнавушка» по возрождению народных традиций Варнавинского района Что дает детям участие в подобного рода социальных проектах? Во-первых, такие проекты позволяют направить деятельность образовательных учреждений (и педагогов, и учащихся) на преобразование окружающей действительности. Дети - участники проектов, включившись в реальную социальную практику, социальное творчество, заявляют о себе как о полноправном субъекте развития своего города, поселка, формируют в себе качества патриота и гражданина. Во-вторых, участникам социальных проектов удается воплотить свои творческие способности в активных, востребованных обществом видах жизнедеятельности, понять свою роль и место в современном обществе. В-третьих, положительный опыт реализации данных проектов при поддержке муниципальных властей и представителей политики, бизнеса свидетельствует о возможности практического решения социальных проблем той или иной территории с использованием идей, высказанных молодежью.   IV. Клубная работа с детьми и родителями Данное направление социально-культурной деятельности в настоящее время практически полностью вошло в состав образовательного блока УДОД. Программы работы клубов в своем подавляющем большинстве переведены в разряд образовательных программ дополнительного образования детей, а деятельность самих клубов организуется в основном по принципу работы учебных групп системы ДОД. Думается, такая организация клубной работы не во всем соответствует самой идее клуба как добровольного объединения имеющих общие интересы людей в целях общения, отдыха, развлечения. Главные принципы организации деятельности клуба:  добровольность членства,  самоуправление,  единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом;  открытость системы деятельности;  сочетание различных видов деятельности (познавательной, информационной, коммуникативной, рекреационной, практически-преобразующей);  отсутствие взаимного давления;  особый дух демократии и доброжелательная атмосфера;  личностный комфорт членов клуба;  широкие возможности для выбора единомышленников.   Несомненными достоинствами клубных объединений являются неформальное общение (не связанное регламентом и жесткими обязательствами), неприемлемость шаблона, доступность для широкого круга людей за счет открытости клуба и многообразия форм деятельности. Один из главных принципов деятельности клуба – открытость системы. Это означает, что участником может стать любой ребенок, независимо от социального статуса, опыта, предшествующего вхождению в программу деятельности клуба, способностей и интересов. Работой клуба руководит совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог-организатор, он же – председатель совета клуба. В качестве основных направлений деятельности клуба могут стать: 1.Реализация образовательных программ (спецкурсы по обучению жизненным навыкам по профилю клуба). 2.Реализация исследовательских программ (с использованием специальных знаний и информации членов клуба, участие в исследовательских проектах по профилю клуба). 3.Реализация практико-ориентированных социально-творческих проектов. 4.Реализация досуговых программ (общие мероприятия для всех членов клуба, а также создание творческих групп по различным направлениям: музыкальному, спортивному и др.). Таким образом, организация работы клубов в УДОД связана с самыми разными видами деятельности и не может сводиться только к реализации одного из них. Интереснейший опыт именно такой организации клубной работы демонстрирует « Затея», в течение многих лет «Клуб выходного дня». Его совместные дела – экспедиции и походы, Дни здоровья; творческие игры, конкурсы; циклы занятий с родителями.
«Виды деятельности, направленные на проведение досуга и организацию отдыха несовершеннолетних» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot