Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Вал - деталь машины, предназначенная для передачи крутящего момента и восприятия действующих сил со стороны расположенных на нём деталей и опор. Вал - одна из основных деталей почти всех машин и механизмов, в которых фиксирующие уступы препятствуют осевому перемещению установленных на вале деталей, а переходные уступы разграничивают участки с различными диаметрами и допусками.
Классификация валов
По назначению:
1. Валы передач, на которых расположены детали механизма передач (шестеренки, муфты, шкивы);
2. Коренные, которые несут другие части.
По форме оси:
1. Прямые (гладкие, ступенчатые, червячного типа, фланцевые, карданные);
2. Кривошипные;
3. Гибкие.
По форме сечения:
1. Гладкие;
2. Пустотелые;
3. Шлицевые.
Наиболее распространены прямые ступенчатые валы (рисунок 1).
Участки вала
1. Опорный,
2. Промежуточный,
3. Концевой.
Материал
Учитывая условия эксплуатации, валы изготовляются из разных материалов. В качестве материала для валов чаще всего применяют углеродистые и легированные стали (прокат, поковка и реже стальные отливки), а также высокопрочный модифицированный чугун.
Для неответственных малонагруженных конструкций валов и осей применяют углеродистые стали без термической обработки. Ответственные тяжело нагруженные валы изготовляют из легированной стали 40ХНМА, 25ХГТ и др. Без термической обработки применяют стали 35 и 40, Ст5, Стб, 40Х, 40ХН, ЗОХНЗА, с термической обработкой — стали 45, 50 и др.
Детали, выполненные из легированных сталей с высоким содержанием углерода, обеспечивают улучшенные механические характеристики и износостойкость.
2 ВЫПОЛНЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВАЛА
Цель работы:
- изучить назначение вала и его конструктивные особенности;
- изучить классификации валов, участки вала и материал для изготовления.
Содержание задания: выполнить рабочий чертеж вала с проработкой конструктивных элементов, предусмотренных индивидуальным заданием с простановкой размеров и заполнением основной надписи. Задание оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Варианты заданий представлены в приложении на рисунках 1…25. Образец выполнения задания приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Пример выполнения задания
Для изображения вала используют один вид – главный. Для выяснения форм конструктивных элементов применяют местные виды, местные разрезы, сечения и выносные элементы.
Вал состоит из нескольких цилиндрических поверхностей различного диаметра и содержит следующие конструктивные элементы: цилиндрические отверстия, шпоночные (стандартные) и нестандартные пазы, лыски, канавки для выхода шлифовального круга, фаски.
Конструктивные элементы вала, включенные в задание, приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Конструктивные элементы вала
1. Отверстия цилиндрические сквозные и глухие. Для их изображения выполняют сечения или местные разрезы [1]. Размеры проставляются на сечениях и разрезах (рисунок 3).
а – наглядное изображение вала с двумя цилиндрическими отверстиями, б – местный разрез и вынесенное сечение
Рисунок 3 – Выполнение ортогональных проекций отверстий
2. Шпоночные пазы. Это стандартные элементы, необходимые для соединения вала с сопрягаемыми деталями. Шпонка предназначена для передачи крутящего момента от одной детали (вала) к другой (ступице, втулке), см. рисунок 4, препятствует вращению одной детали относительно другой. В зависимости от диаметра соединяемых деталей выбираются размеры шпонки и пазов деталей шпоночного соединения.
Рисунок 4 – Детали шпоночного соединения
Форму и размеры паза выбирают в соответствии со стандартами (рисунки 5, 6, 7).
Рисунок 5 – Вал с пазом под призматическую шпонку
Рисунок 6 – Вал с пазом под сегментную шпонку
Рисунок 7 – Выполнение паза под клиновую шпонку
Выбор изображений и нанесение размеров – согласно [2, 3, 4]. На рисунке 8 представлена последовательность выполнения одного из изображений – сечения.
Рисунок 8 – Пример построения сечения шпоночного паза
3. Пазы нестандартные различной формы. Формы этих элементов отображают местными разрезами, местными видами, сечениями. На них же наносят размеры.
4. Лыски. Это – плоский срез на цилиндрических, конических или сферических участках детали, расположенный параллельно ее геометрической оси (рисунок 9).
Лыска
Рисунок 9 – Изображение лыски на поверхности вала
Односторонние лыски применяют для предохранения режущего инструмента от поломки при соприкосновении с криволинейной поверхностью детали, а также для ее плотного соединения с плоскостью другой детали. Двухсторонние лыски располагаются равноудалено от оси и параллельно друг другу. Они предназначены для захвата и удержания детали от вращения или, наоборот, для поворота детали, например с помощью ключа. Лыски могут находиться на краю или в любой другой части детали.
Лыску изображают на главном виде, где наносят размеры положения и длины. Строят вынесенное сечение и наносят размер, определяющий величину среза.
5. Канавки для выхода шлифовального круга при чистовой обработке поверхности вала являются стандартным элементом (рисунок 10). Форму и размеры выбирают по соответствующим стандартам в зависимости от диаметра вала [2, 5]. Для изображения используют выносные элементы. Размеры канавок в размерные цепи не входят.
Рисунок 10 – Изображение канавки и фаски
6. Проточка (канавка) – кольцевой желобок (проточка, выточка), выполненный на стержне, в отверстии по технологическим причинам: для выхода режущего инструмента или для установки уплотнений (рисунок 11). Для изображения используют выносные элементы. Форму и размеры проточек устанавливает соответствующий ГОСТ. Определяющим размером служит шаг резьбы Р [2, 6].
а – наружная резьба, б – внутренняя резьба
Рисунок 11 – Проточки. Выполнение проточек
7. Фаски – конические притупления на торце детали (рисунок 9). Для выбора изображений см. [2, 7]. Размеры фасок в размерные цепи не входят.
Список рекомендуемой литературы
1. Проекционное черчение. / Сиб. гос. индустр. ун–т ; сост. : В. А. Петрова, Л. А. Фролова. – Новокузнецк : Изд. центр СибГИУ, 2016. – 37 с.
2. Вяткин Г. П. Машиностроительное черчение. – М., 1985. – 368 с.
3. ГОСТ 23360-78. Соединения шпоночные с призматическими шпонками. М.: ИПК, Изд-во стандартов, 2005.
4. ГОСТ 24071—80 . Соединения шпоночные с сегментными шпонками. М.: ГСП, Изд-во стандартов, 2005.
5. ГОСТ 8820-69*. Канавки для выхода шлифовального круга. Форма и размеры. М.: Изд-во стандартов, 1990.
6. ГОСТ 10549-80. Выход резьбы. Сбеги, недорезы, проточки и фаски. М.: Изд-во стандартов, 2003.
7. ГОСТ 12080-66*. Концы валов цилиндрические. М.: Изд-во стандартов, 1994.