Установления взаимодействия человека и организационного окружения. Концепция организационной культуры.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 7. Установления взаимодействия человека и организационного окружения. Концепция организационной культуры.
Носитель организационной культуры – люди, работники организации. Культура оказывает влияние на членов организации, изменяет их поведенческие аспекты.
Организационная культура – не имеет единственного и верного толкования. Представляет собой ценности, нормы, все то, что лежит в основе отношений как внутри, так и за пределами. Проявляется в отношениях между людьми внутри организации.
Переменные: природа, время, пространство, ценности, ориентации.
Организационная культура – набор наиболее важных предположений, принимаемые членами организации и получаемых выражения в заявляемых организаций. Они передаются людям в ценностях, взглядах. Организация имеет ожидания, информацию и ресурсы, то, что она потребляет из внешней среды. На выходе имеем продукт и услуги, которые организация представила для выхода из среды.
Фредерик Харрис и Роберт Моран, американские ученые, специалисты по социальной психологии и организационному поведению, предлагают следующие направления воздействия КК на компанию:
• осознание себя и своего места в организации;
• система и язык общения;
• внешний вид, одежда и представление себя на работе;
• привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи;
• осознание времени, отношение к нему и его использование;
• взаимоотношения между людьми;
• ценности и нормы;
• мировоззрение;
• развитие и самореализация работника;
• трудовая этика и мотивирование.
Э. Шайн Три уровни организационной структуры:
1. поверхностный или символический уровень: технология, архитектура, образцы поведения в организации, язык, лозунги;
2. ценностные ориентации и верования: физическое окружение через социальный консенсус.
3. базовые (скрытые) предположения: отношения с природой, человеком, работой.
Характеристика: организация питания работников, перерывы, взаимоотношения, ценности и нормы, трудовая этика и мотивирование сотрудников.
К личности работника относят: чистота и оформление рабочего места, качества работы.
Работник самостоятельно, исходя из своих ценностей, интерпретирует понимаемую культуру организации. Поведение людей и групп связаны с нормами, которые вытекают с направленностью поведения и определены чертой относительного порядка, в котором располагаются базовые расположения. В зависимости от предпочтения индивида.
Конфликт в организации анализируется базовыми наборами норм и ценностей.
Одна или несколько субкультур способны создать некие измерения в основной культуре (анклав).
Виды контркультур: оппозиция в структуре власти, оппозиция к образцам отношений и взаимоотношений. Контркультуры появляются, тогда, когда индивиды не могут удовлетворить свои потребности в профессиональной деятельности. Выступают как кризисные компоненты, в момент стресса.
Система поддержки в организации – база функционирования организации.
Лекция 8. Формирование и развитие организационной культуры. Формирование и развитие организационной культуры.
Совместно выработанный опыт работы в организации должны знать реальную миссию организации. Это помогает сформировать понимание личностного вклада в организацию.
Проблемы внешней адаптации и выживания:
1. миссия и стратегия;
2. цели;
3. контроль;
4. коррекция.
Проблема внутренней интеграции:
1. общий язык и концептуальные категории;
2. границы групп и вхождения и выхода из группы;
3. власть и статус;
4. личностные взаимоотношения;
5. поощрения и награждения;
6. идеология и религия.
Все работники организации склонны выделять важное и неважное для организации.
Формирование культуры организации связано с внешним положением:
1. деловая специфика и отраслевая особенность;
2. образцы национальной культуры.
Смена культуры, как правило, устойчива. Также требует поддержания за счет привлечения людей из других организационных культур. Образуется влияние на поведение людей, происходит формирование желаемого и приоритетного поведения участника организационного процесса.
Сила культуры определяется:
• толщина культуры – количество важных ценностей и норм, распределяемых коллективом;
• степень разделяемости культуры – влияние, на поведение людей исходя из ценностного ориентирования,
• ясность приоритетов культуры – понимание важности и ожидаемого поведения работника для организации.
Новое в культуре слабое. Необходимо считать, что благоприятный уровень организационной культуры должен быть умеренно сильным.
Методы поддержания культуры: объекты и предметы внимания, оценки со стороны менеджеров, реакция руководства на ситуации и организационные кризисы, моделирование ролей, обучение и тренировка, критерии распределения вознаграждения и наказания, критерии принятия на работу, продвижения и увольнения сотрудников, организационные символы и обрядность.
Три возможных сочетания изменения в поведении и культуре и организации:
1. изменения в культуре без изменения в поведении;
2. изменения в поведении без изменения в культуре – убеждены, что организационные изменения должны произойти;
3. изменения происходят в области изменения и в области поведения – наиболее частая и необходимая, для обозначения постоянности, поддержки друг друга.
Вмешательство менеджеров в организационную культуру: найм и социализация работника, ввод служебной информации, обоснование поведения работника, поглощения и слияние организации, все происходящие ситуации в организации.
Любая поведенческая реакция менеджера должна быть обоснована.
Когда происходит изменение поведения в организации все лежит на поверхности, в случае культуры необходимо оценивать, что, после ухода лидера новой культуры, организация функционирует также стабильно, как и при менеджере.
Лекция 9. Влияние культуры на организационную эффективность. Влияние культуры на организационную эффективность.
К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решения человеком по поводу его поведения.
Критериальная база поведения человека складывается:
1. его расположения к людям, событиям и процессам;
2. совокупность ценностей, разделяемых данным человеком;
3. набор верований, которых придерживается человек;
4. Принципы, которым следует человек в своем поведении;
Априорное отношение – независимое от опыта, не опирается на факторы или суждение с учетом чего либо.
Расположение:
1. чувства человека по отношению к объекту;
2. знания об объекте, которыми располагает данный человек;
3. намерения того, как вести себя по отношению к человеку.
Задача управления: формирование и изменение расположения членов организации.
Типы расположений:
1. удовлетворенность работой;
2. увлеченность работой;
3. приверженность в организации.
Характеристики работы, от которых зависит степень удовлетворительности работой:
- характер и содержание работы;
- объем выполняемой работы:
- состояние рабочего места;
- сослуживцы;
- руководство;
- оплата работы;
- возможности продвижения по работе;
- распорядок и правила поведения в организационной среде.
Стандартизация и специализация работы рассматривались сильными источниками повышения производительности в работе. Чем выше данные показатели не соответствовали удовлетворенностью работой.
Наличие обратной связи повышает удовлетворенность работой. Проявляется, когда в организации существует посредством правильного распределения ролей, сложности задания, развитием творческого потенциала сотрудников.
Ротация – перемещение работника с одного рабочего места на другое.
Типы увлеченности:
1. любовь к работе – работоголик или трудоголик;
2. любовь к конкретной работе, которую человек выполняет в организации.
Приверженность организации складывается из следующих составляющих:
- член организации разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности;
- член организации стремится оставаться в организации и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него не выгодно;
- член организации готов не только стараться для организации, но и, если это надо принести в жертву организационным интересам свои личные.
Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.
Индивидуальность человека: схожесть, одинаковость, непохожесть.
Индивидуальность человека формируется по следующим группам:
1. наследственность и физиологические особенности человека;
2. факторы, которые происходят из окружения человека;
3. черты и особенности характера.