Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5. Условия эффективности
педагогических технологий
«Ни одно действие педагога не должно
стоять в стороне от поставленных
целей»
А.С. Макаренко
Новикова Галина Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент
факультет педагогического образования
МГУ имени М.В. Ломоносова
План лекции
Методологическая культура педагога как условие успешной
технологизации учебного процесса;
2.
Педагогические условия эффективности реализации
педагогических технологий;
3.
Особенности проектирования педагогических технологий;
Практикум
1.
Технология полного усвоения знаний и её использование в
практике отечественной и зарубежной школы;
2.
Методологические основы игровых технологий. Классификация и
условия проведения игр в учебном процессе;
3.
Модульные учебные программы и принципы их построения.
1.
Цель обучающей деятельности педагога – обеспечить сознательное
овладение школьниками знаниями о природе, обществе, технике,
искусстве, формирование у них научных взглядов и мировоззрения,
развитие мышления и познавательных способностей, культурных
потребностей; способствовать формированию мотивации к обучению и
познавательных, социальных, эстетических и технических интересов;
способствовать привитию навыков самообразования и формированию
общей подготовки к практической деятельности
Предмет обучающей деятельности;
Средства обучающей деятельности;
Процесс обучающей деятельности;
Результат обучающей деятельности
Цель учебной деятельности учащегося – осознанное
овладение знаниями о природе, обществе, технике,
искусстве; формирование научных взглядов и
мировоззрения; развитие мышления и познавательных
способностей, культурных потребностей; формирование
мотивации к учению; развитие познавательных, социальных,
эстетических и технических интересов; привитие навыков
самообразования и формирование общей подготовки к
практической деятельности
Предмет учебной деятельности учащегося;
Средства учебной деятельности учащегося;
Процесс учебной деятельности учащегося;
Результат учебной деятельности учащегося
Структура процесса обучения
(деятельностный подход)
Методологическая культура
педагога
Общепедагогическая профессиограмма:
необходимые качества педагога:
Потребность в овладении педагогическими
знаниями, умениями, навыками (в единстве с
психологическими);
Потребность в научно-исследовательской
работе;
Владение научным стилем мышления;
Системность мышления;
Детерминизм и эвристичность мышления
Содержание методологической
культуры педагога
Три взаимосвязанных уровня:
Философский уровень – общие
принципы познания и категориальный
строй науки в целом;
Уровень общенаучной методологии –
теоретические концепции, применяемые в
большинстве научных дисциплин;
Конкретно-научны й уровень –
методология педагогики
Принцип отраженной
В субъектном опыте А.К. Осницкий выделяет пять взаимосвязанных и
субъектности
взаимодействующих компонентов:
ценностны й опы т — ориентирует усилия человека;
опы т рефлексии — помогает соотносить ориентировку с остальными
компонентами субъектного опыта;
опы т привы чной активизации — ориентирует в собственных
возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению
значимых задач;
операционны й опы т — объединяет конкретные средства
преобразования ситуации и своих возможностей;
опы т сотрудничества — способствует объединению усилий,
совместному решению задач и предполагает предварительный расчет
на сотрудничество
Принцип отраженной субъектности — экспериментальный подход к
исследованию личности индивида как субъекта идеальной
представленности в жизнедеятельности других людей (В.А.
Петровский). В отличие от традиционных методов исследования
личности, при реализации принципа отраженной субъектности
методики и тесты обращены не к тому индивиду, чья личность
фактически интересует экспериментатора, а к другим людям —
носителям отраженной субъектности исследуемого индивида.
Готовность педагогов к
технологизации обучения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
В чем сущность понятия «методологическая культура учителя»?
Какое значение имеет методологическая подготовленность
учителя в реализации технологического подхода к обучению ?
Какие компоненты педагогической системы Вы учиты ваете при
ее моделировании, проектировании и реализации?
С учетом каких критериев Вы формулируете цели обучения?
Какой компонент учебного процесса является при этом
основны м (ведущим) в этом виде Вашей деятельности (цели и
содержание образования; деятельность учащихся; обучаю щая
деятельность учителя)? Ответ поясните.
Какие особенности учащихся класса Вы учиты ваете при
проектировании и реализации учебного процесса? Ответ
поясните.
Каким образом Вы оцениваете эффективность своей
профессиональной деятельности?
Оцените свою профессиональную компетентность (наличие
необходимы х знаний и умений), обеспечиваю щую вы бор
оптимальной модели обучения, адекватной сложившимся
условиям (целям, содержанию обучения, особенностям
учащихся и др.)
Педагогические условия эффективности
реализации педагогических технологий
В организационно-дидактическом плане
оптимизация образовательной технологии
означает:
– комплексное, ориентированное на личность
каждого ученика планирование целей
личностно-ориентированного образования,
реализуемых посредством данной технологии, их
актуализацию и «принятие» каждым учащимся;
– отказ от абсолю тизации самой модели и
реализация её индивидуализированного
варианта;
– согласованность всех компонентов
технологии (целевого, содержательного,
процессуального, контрольно-оценочного)
Педагогические условия эффективности
реализации педагогических технологий
В содержательном плане оптимизация личностно-ориентированной
технологии предполагает:
стимулирование личностного смысла усваиваемых знаний и
формирующихся умений;
учёт при отборе содержания реальных учебных возможностей
учащихся, уровня когнитивной сложности материала, формирование
качественной характеристики знаний (глубины, полноты, гибкости,
осознанности, доказательности, свернутости и развёрнутости и др.);
генерализацию учебного материала и привлечение практикоориентированных знаний;
отбор содержания, активизирующего социальную, нравственную,
эстетическую ценность знаний, активизирующего личностные функции
образования (саморегуляции, смыслотворчества, рефлексии и др.);
обогащение содержания образования знаниями об окружающем мире и
месте в нем человека, культуры, общества и нормах общественного
бытия;
подход к содержанию как к «единому полю деятельности
учащихся» (Е.В. Бондаревская) и одновременно «как среде
становления личностного опы та индивида» (В.В. Сериков).
Педагогические условия эффективности
реализации педагогических технологий
В процессуально-деятельностном плане оптимизация
образовательной технологии :
разностороннее развитие ребёнка в зоне его ближайших
возможностей;
отбор способов учебно-познавательной деятельности
учащихся, стимулирующих развитие их творческих
способностей;
процесс самостоятельного учения и саморазвития,
самореализации;
развитие рефлексивных способностей;
привлечение учащихся к диалогу, поиску истины,
организации и планированию собственной учебной
деятельности сотрудничество всех субъектов
образовательной деятельности
Педагогические условия эффективности
реализации педагогических технологий
В аспекте контрольно-оценочной деятельности оптимизация
образовательной технологии означает:
– оценку результатов применительно к целям и задачам
личностно-ориентированного образования;
– сопоставление их с прогнозируемы ми целями и необходимую
коррекцию в дальнейшем;
– отслеживание изменений в «зоне актуального развития»
учащихся по критериям личностного развития (развития
мы слительны х способностей, освоение новы х способов
деятельности, повы шение активности и самостоятельности,
усвоение приняты х нравственны х норм и т. д.) а также «по
показателям целостного культурного развития и саморазвития
личности» (Е.В. Бондаревская);
– вклю чение механизмов самоконтроля, самооценки, рефлексии и
т. д.;
– отбор объ ективны х, адекватны х запланированны м целям
измерителей учебны х достижений учащихся, позитивны х
изменений в их развитии
Педагогические условия эффективности
реализации педагогических технологий
В психологическом плане оптимизированной считаем технологию:
– конструирую щую «психическое пространство развития
личности» (Л.С. Вы готский);
– направленную на развитие всех основны х сфер личности
(ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой и
деятельностно-поведенческой);
– ориентированную на индивидуально-личностны е особенности
учащихся, создание ситуаций личностного присутствия,
соучастия, развитие ценностной, личностно-смы словой сферы
ученика;
– актуализирую щую личностны е функции обучающегося
(самореализации, смы слотворчества, волевой саморегуляции,
рефлексивной, оценочной деятельности и т. д.);
– обеспечиваю щую внутренню ю мотивированность,
коммуникативную направленность, познавательную
личностную и творческую активность, адаптированность
участников к учебному процессу
Особенности проектирования
педагогических технологий
Проектирование педагогической (дидактической) технологии
включается как необходимый компонент в систему
организации и управления школы. Эта система включает:
Банк педагогических (дидактических) технологий,
информационную базу их концепций, алгоритмов,
учебно-методического обеспечения;
Критерии выбора педагогической технологии, отправные
позиции проектирования новой образовательной практики;
Механизмы включения (использования, внедрения,
освоения, вы ращивания) инновационной
педагогической технологии в реальны й учебновоспитательны й процесс
Объекты педагогического
проектирования
педагогические системы разного уровня
сложности (на уровне региона,
образовательного учреждения, учебного
предмета, темы, урока);
педагогический процесс (собственно
процессы обучения и воспитания),
педагогические (дидактические) ситуации
Педагогическая сит уация — это составная часть
педагогического процесса, характеризующая его
состояние в определенное время и в определенном
пространстве
Проектирование педагогических (дидактических)
ситуаций в деятельности учителя происходит как
процесс «подгонки» педагогического
(дидактического) процесса под конкретны х
лю дей и осуществляется путем оперативного
учета реальной обстановки в ее мельчайших
звеньях.
Таким образом, каждый учитель участвует в
проектировании трех типов объектов:
педагогических систем, процессов и ситуаций
Этапы педагогического
проектирования
Педагогическое моделирование (создание
модели) — это разработка цели (общей идеи)
при создании педагогических систем, процессов
или ситуаций и основных путей их достижения;
Педагогическое проектирование (создание
проекта) — дальнейшая разработка созданной
модели и доведение ее до уровня практического
использования;
Педагогическое конструирование (создание
конструкта) — это дальнейшая детализация
созданного проекта, приближающая его к
использованию в конкретных условиях
реальными участниками воспитательных
отношений
Требования при выборе обучающих технологий
(В.Г. Селевко)
соответствие научной концепции технологии
реалиям и возможностям школы ;
достаточная системность и системная
совместимость технологии с имеющимся
педагогическим процессом, наличие
диагностического инструментария для ее
обеспечения;
оценка эффективности новой технологии в
сравнении с имеющимися результатами;
данны е о воспроизводимости (опыте
применения технологии в других однотипных
условиях)
Технология полного усвоения
знаний
Технология полного усвоения базируется на психологопедагогических концепциях, выдвинутых в 60-е гг. XX в.
американскими психологами Дж. Кэрролом и Б.C. Блумом.
Условия успеваемости:
достаточно времени для восприятия материала, излагаемого
преподавателем;
достаточно времени для его реального освоения.
В основе концепции полного усвоения Дж. Кэррола лежит
весьма несложная теоретическая конструкция: все ученики
способны усваивать знания, если им создаются для этого
необходимые условия.
(Это означает, что не существует двух учеников, которые могут
усвоить один и тот же материал за одно и то же время)
Структура деятельности педагога в
технологии полного усвоения
Точное определение эталона (критерия) полного
усвоения для всего курса (уточняет цели обучения
для курса в целом; составляет перечень
ожидаемых учебных результатов, которые он
должен получить к концу курса;
составляет на этой основе диагностические тесты
для проверки достижений, запланированных по
всему материалу курса);
Детальны й анализ и дополнительная
переработка учебного материала. Разбивка
учебного материала на отдельные фрагменты
(учебные единицы, модули);
Подготовка альтернативны х коррекционны х
учебны х материалов по каждому из тестовы х
вопросов
Практика технологии полного
усвоения
Вводная часть — ориентация
учащихся на работу в рамках системы
полного усвоения;
Обучение по каждой учебной единице
в направлении полного усвоения;
Оценка полноты усвоения всего учебного
материала каждым из учащихся;
Разъяснение смысла оценки (отметки)
каждому учащемуся
Ограниченные возможности
технологии полного усвоения
преимущественная ориентация на обучение репродуктивного
(воспроизводящего) типа;
значительные затраты учебного времени (при работе по этой
системе они возрастают на 10—50 %), в результате перед
общеобразовательной школой ставится проблема: либо сократить
объём содержания обучения, сохранив временные рамки, либо
расширить временные рамки с целью обеспечения полноценной
проработки изучаемого материала (даже на ограниченном
познавательном уровне);
отведение центрального места в этой системе преподавателю (а
не ученику) в том смысле, что именно он направляет ход учебного
процесса
снижение (иногда утрачивание) самостоятельности привыкших
работать по данной системе школьников (эти учащиеся нуждаются
в специальном «препарировании» обучения);
ограниченность применения в условиях большой наполняемости
класса
Методологические основы игровых
технологий
Компонент игровой
технологии
Мотивационный
Ориентационноцелевой
Содержательнооперационный
Ценностно-волевой
Оценочный
Структурны е
элементы игры
Игровая ситуация
Задачи игры
Правила игры,
игровое действие
Игровое состояние
Результат игры
Классификации обучающих игр
Игры с правилами:
настольные;
игры-состязания;
подвижные игры на
местности;
Творческие игры :
ролевые;
деловые;
Компью терны е игры
Модульные учебные программы и
принципы их построения
этапы деятельности учителей (коллектива специалистов) по
составлению модульной программы :
выделение основных идей курса;
структурирование учебного содержания; вокруг этих идей в
определенные блоки;
формулирование комплексной дидактической цели (КДЦ);
выделение из комплексной дидактической цели интегрирующих
дидактических целей (НДЦ) и формирование соответственно им
модулей (каждый модуль имеет свою интегрирующую
дидактическую цель);
подразделение каждой интегрирующей дидактической цели на
частные дидактические цели (ЧДЦ), в связи с тем, что в модули
входят крупные блоки содержания учебного материала;
выделение на основе частных дидактических целей учебных
элементов (УЭ), частной дидактической цели соответствует в
модуле один элемент обучения.
Принципы модульного обучения
принцип модульности;
выделения из содержания
обособленных элементов;
динамичности;
действенности и
оперативности знаний и их
системы;
гибкости;
осознанной перспективы;
разносторонности
методического
консультирования;
паритетности
(по П.A. Юцявичене)
Структура модульной программы