Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Уровни исследования литературного произведения
ТЕОРИЯ – это описание наличных свойств предмета, в нашем случае, – литературного произведения.
Студент должен уяснить, что овладевая теорией, он овладевает языком, с помощью которого будет общаться с литературным произведением, то есть, по сложившейся терминологии, – описывать, анализировать и интерпретировать его. Необходимо понимать различие между этими операциями, при том, что в процессе исследования литературного произведения описание, анализ и интерпретация как правило совмещаются.
ОПИСАНИЕ – вычленение в тексте всех его свойств, которые могут нести смысловую нагрузку.
АНАЛИЗ (< гр. аnalysis разложение, расчленение) – разбор, рассмотрение чего-либо (произведения, отдельных его аспектов, уровней и т.п.). «Идеал поэтического анализа – не в нахождении некоторого вечного единственно возможного истолкования, а в определении области истинности, сферы возможных интерпретаций текста с позиций данного читателя»[1].
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (< лат. interpretacio истолкование, объяснение) – разъяснение смысла. Творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, например, режиссером, актером, в том числе и исследователем (читателем).Интерпретация стремится к осмыслению результатов описания и анализа. Таким образом, анализ более научен, основывается на объективных данных. Интерпретация более артистична. Учитывая данные анализа, она остается более художественной, личностной, в ней – больше отношения исследователя к предмету, его понимания и интуиции.Интерпретация, следуя за анализом, является предпониманием произведения и предшествует уяснению его смысла и ценности.
Школьные штудии, как правило, интерпретационного характера, т.к. учителю важно создать условия для того, чтобы школьник открыл произведение для себя и себя раскрыл с помощью произведения. Интерпретация не может быть произвольной при всем том, что дает простор творческой фантазии читателя. Существуют границы интерпретации, они условны и подвижны, но тем не менее – реальны, и заданы текстом произведения. Поэтому успешное истолкование литературного произведения возможно на основании вдумчивого анализа, рассмотрения разных сторон и особенностей произведения.
План, предлагаемый студенту для работы с произведением, включает все, предусмотренные вузовскими учебными курсами уровни произведения, и ориентирован на максимум данных о нем. Следует иметь в виду, что в реальном произведении некоторые его стороны могут быть слабо проявлены, так, например, стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил...» – неметафорично, поэтому: а) часть, описывающая тропы, будет минимальна; б) сам факт неметафоричности заслуживает внимания и может быть интерпретирован. К предлагаемому плану следует отнестись как к одному из возможных путей анализа и обязательно учитывать реальность произведения, всякий раз приспосабливая план к произведению, а не наоборот.
Разъяснения к планам анализа литературного произведения. Литературное произведение включает в себя текст и некоторую внетекстовую реальность. Главное при анализе произведения – внимательное исследование текста, однако существенно помочь в понимании смысла произведения могут сведения о времени и месте написания, об адресате, соотнесенности с событиями из жизни автора и т. п.
[1] Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972. – С.270.