Управления качеством в деревообрабатывающей промышленности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ВВЕДЕНИЕ
Основным условием обеспечения конкурентоспособности любого предприятия является качество выпускаемой продукции. В современной кон- курентной борьбе выживет только тот, кто обеспечит высокое качество по низкой цене.
Опыт передовых предприятий показывает, что качества можно добить- ся лишь совместными усилиями всего коллектива при активной позиции ру- ководства и при использовании всех современных методов и инструментов менеджмента качества.
Многие предприятия деревообрабатывающей отрасли не уделяют во- просам управления качеством должного внимания, а применяемые методы и системы не дают ожидаемого эффекта. Причинами этого является формаль- ный подход к созданию системы менеджмента качества, низкая квалифика- ция персонала в области управления качеством и, как следствие, попытки решить проблемы качества методом проб и ошибок, силами лишь службы качества.
Современным молодым специалистам необходимо обладать набором компетенциий в области управления качеством, путем получения знаний о современных инструментах и системах качества, чтобы в дальнейшем их применять в своей профессиональной деятельности.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Что такое качество
Понятие «качество» не однозначно, оно описывалось многими фило- софами и теоретиками в области управления качеством. За время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество.
Немецкое Общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обу- словливают степень их пригодности для использования по назначению.
Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам каче- ства, считает, что качество — это пригодность к использованию.
Арманд Фейгенбаум определяет качество как решение потребителя, а не инженера или маркетолога.
Стандартами также установлены определения качества. Так ГОСТ 15467–79 «Межгосударственный стандарт. Управление качеством продук- ции. Термины и определения» определяет «качество продукции – совокуп- ность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с назначением».
Согласно Международному стандарту ИСО 9000 – 94 качество – сово- купность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетво- рить установленные предполагаемые потребности.
В редакции ИСО 9000–2015 определение сформулировано следующим образом: качество (quality) ─ степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям.
В этом стандарте также определено, что качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие за- интересованные стороны.
Следует понимать, что термин «качество» может быть как плохим, низкого уровня, так и хорошим или превосходным. Поэтому широко приме- няемое выражение качественный продукт (товар) некорректно.
При этом определение качества относится как к продукции и услугам, так и к процессам производства продукции и оказания услуг. Любая продук- ция (услуга) должна соответствовать определенным требованиям потребите- лей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям.
Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполне- нию определенных требований, называются признаками, характеристиками качества.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств про- дукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к опреде- ленным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показатель качества.
Следует отличать два компонента качества:
• качество проекта (качество конструкции),
• качество соответствия требованиям проекта (степень соответствия техническим требованиям, изложенным в конструкторской документации).
Качество конструкции – основные элементы пригодности продукции,
определяемые технической характеристикой изделия. Принимая решение о качестве конструкции, необходимо рассмотреть вопросы:
• изучения рынка, проблем рыночной информации;
• ожидаемой реализации;
• технического уровня предприятия, на котором предполагается выпуск про- дукции;
• производственной мощности оборудования;
• квалификации персонала;
• финансовых возможностей.
Существует взаимосвязь между качеством продукции и количеством потребления. Характер этой зависимости разнонаправлен:
• для продукции, главными свойствами которой являются производитель- ность и надежность (транспортные средства, станки), характерна обратная зависимость – чем выше качество, тем меньше ее требуется изготовить;
• для продукции, у которой рост качества стимулирует расширение потреб- ностей (многие виды потребительских товаров, например, продукты питания, одежда и т. п.), свойственна прямая зависимость: увеличение потребности в
изделиях с улучшением их качества.
Итак, качество конструкции – это те характеристики продукции или услуги, которые были определены и установлены конструктором, разработ- чиком. Но при изготовлении не все единицы продукции могут в результате обладать задуманными свойствами. Появляется так называемая несоответ- ствующая продукция или брак (разговорный термин).
Степень соответствия техническим требованиям – степень соответ- ствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, задан- ным в конструкторской документации.
1.2. Понятия, относящиеся к процессу управления качеством
Основной задачей любой организации является обеспечение качества выпускаемой продукции и услуг. Успешная деятельность организации обес- печивается выпуском продукции, которая:
• отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
• удовлетворяет требованиям потребителя;
• соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
• отвечает требованиям общества;
• учитывает требования безопасности и экологичности (охраны окружающей среды);
• предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
• является экономически выгодной.
Все затраты на инвестиции можно будет возместить только за счет вы- пуска конкурентоспособной продукции или услуг, пользующихся спросом у потребителя.
Ниже приведены термины, сформулированные в Международном стандарте ИСО 9000–2015.
Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией.
Менеджмент качества может включать разработку политики в обла- сти качества, целей в области качества и процессов для достижения этих це- лей в области качества посредством планирования качества, обеспечения ка- честв, управления качеством и улучшения качества.
Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на повышение способности выполнить требования к качеству.
Постоянное улучшение – непрекращающаяся деятельность по повы- шению способности выполнить требования.
Как видно из определения, деятельность, обозначенная как Менедж- мент качества, шире управления качеством и включает в себя другие части (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Составляющие менеджмента качества
Система – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов.
Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей.
Система менеджмента качества – система менеджмента для руковод- ства и управления организацией применительно к качеству.
Политика в области качества – общие намерения и направление дея- тельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Цель в области качества – то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества.
Качество создается на всех стадиях производства, жизненного цикла продукции, элементы которого называются петлей качества.
Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов дея- тельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных ста- диях – от определения потребностей до оценки их выполнения (рисунок 1.2).
Этапы петли качества:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и разработка технических требований.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственного процесса.
5. Производство.
6. Контроль проведения испытаний и обследование.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Эксплуатация и монтаж.
10. Техническая помощь в обслуживании
11. Утилизация после использования.
Рисунок 1.2 - Петля качества
Заинтересованная сторона – лицо или группа, заинтересованная в де- ятельности или успехе организации. Согласно ИСО 9000–2015, заинтересо- ванная сторона – лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних. В качестве за- интересованной стороны могут выступать потребители, владельцы, работни- ки в организации, поставщики, банкиры, регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы противодействия.
В последней версии стандарта ИСО 9000–2015 появилось определение риска, как влияние неопределенности. Этому понятию уделено значительное место в требованиях к системе менеджмента качества. Влияние неопределен- ности выражается в отклонении от ожидаемого результата – позитивном или негативном. Неопределенность является состоянием, связанным с недостат- ком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его по- следствиях или вероятности. Риск часто определяют по отношению к потен- циальным событиям и их последствиям или к их комбинации. Слово «риск»
иногда используется в тех случаях, когда существует возможность только негативных последствий.
Контрольные вопросы по лекции 1
1. Сформулируйте понятие качества продукции и понятие показателя каче- ства.
2. Что такое качество конструкции? Какие документы определяют качество конструкции?
3. Какие факторы следует учитывать при принятии решения о качестве кон- струкции?
4. Дайте определения менеджмента качества и его составляющих.
5. Определите понятие степень соответствия техническим требованиям.
6. Какие этапы входят в жизненный цикл продукции. Что такое петля каче- ства?