Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управления качеством в деревообрабатывающей промышленности

  • 👀 542 просмотра
  • 📌 513 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Управления качеством в деревообрабатывающей промышленности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управления качеством в деревообрабатывающей промышленности» docx
ВВЕДЕНИЕ Основным условием обеспечения конкурентоспособности любого предприятия является качество выпускаемой продукции. В современной кон- курентной борьбе выживет только тот, кто обеспечит высокое качество по низкой цене. Опыт передовых предприятий показывает, что качества можно добить- ся лишь совместными усилиями всего коллектива при активной позиции ру- ководства и при использовании всех современных методов и инструментов менеджмента качества. Многие предприятия деревообрабатывающей отрасли не уделяют во- просам управления качеством должного внимания, а применяемые методы и системы не дают ожидаемого эффекта. Причинами этого является формаль- ный подход к созданию системы менеджмента качества, низкая квалифика- ция персонала в области управления качеством и, как следствие, попытки решить проблемы качества методом проб и ошибок, силами лишь службы качества. Современным молодым специалистам необходимо обладать набором компетенциий в области управления качеством, путем получения знаний о современных инструментах и системах качества, чтобы в дальнейшем их применять в своей профессиональной деятельности. 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Что такое качество Понятие «качество» не однозначно, оно описывалось многими фило- софами и теоретиками в области управления качеством. За время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество. Немецкое Общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обу- словливают степень их пригодности для использования по назначению. Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам каче- ства, считает, что качество — это пригодность к использованию. Арманд Фейгенбаум определяет качество как решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Стандартами также установлены определения качества. Так ГОСТ 15467–79 «Межгосударственный стандарт. Управление качеством продук- ции. Термины и определения» определяет «качество продукции – совокуп- ность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с назначением». Согласно Международному стандарту ИСО 9000 – 94 качество – сово- купность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетво- рить установленные предполагаемые потребности. В редакции ИСО 9000–2015 определение сформулировано следующим образом: качество (quality) ─ степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. В этом стандарте также определено, что качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие за- интересованные стороны. Следует понимать, что термин «качество» может быть как плохим, низкого уровня, так и хорошим или превосходным. Поэтому широко приме- няемое выражение качественный продукт (товар) некорректно. При этом определение качества относится как к продукции и услугам, так и к процессам производства продукции и оказания услуг. Любая продук- ция (услуга) должна соответствовать определенным требованиям потребите- лей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполне- нию определенных требований, называются признаками, характеристиками качества. Количественная характеристика одного или нескольких свойств про- дукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к опреде- ленным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показатель качества. Следует отличать два компонента качества: • качество проекта (качество конструкции), • качество соответствия требованиям проекта (степень соответствия техническим требованиям, изложенным в конструкторской документации). Качество конструкции – основные элементы пригодности продукции, определяемые технической характеристикой изделия. Принимая решение о качестве конструкции, необходимо рассмотреть вопросы: • изучения рынка, проблем рыночной информации; • ожидаемой реализации; • технического уровня предприятия, на котором предполагается выпуск про- дукции; • производственной мощности оборудования; • квалификации персонала; • финансовых возможностей. Существует взаимосвязь между качеством продукции и количеством потребления. Характер этой зависимости разнонаправлен: • для продукции, главными свойствами которой являются производитель- ность и надежность (транспортные средства, станки), характерна обратная зависимость – чем выше качество, тем меньше ее требуется изготовить; • для продукции, у которой рост качества стимулирует расширение потреб- ностей (многие виды потребительских товаров, например, продукты питания, одежда и т. п.), свойственна прямая зависимость: увеличение потребности в изделиях с улучшением их качества. Итак, качество конструкции – это те характеристики продукции или услуги, которые были определены и установлены конструктором, разработ- чиком. Но при изготовлении не все единицы продукции могут в результате обладать задуманными свойствами. Появляется так называемая несоответ- ствующая продукция или брак (разговорный термин). Степень соответствия техническим требованиям – степень соответ- ствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, задан- ным в конструкторской документации. 1.2. Понятия, относящиеся к процессу управления качеством Основной задачей любой организации является обеспечение качества выпускаемой продукции и услуг. Успешная деятельность организации обес- печивается выпуском продукции, которая: • отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению; • удовлетворяет требованиям потребителя; • соответствует применяемым стандартам и техническим условиям; • отвечает требованиям общества; • учитывает требования безопасности и экологичности (охраны окружающей среды); • предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; • является экономически выгодной. Все затраты на инвестиции можно будет возместить только за счет вы- пуска конкурентоспособной продукции или услуг, пользующихся спросом у потребителя. Ниже приведены термины, сформулированные в Международном стандарте ИСО 9000–2015. Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией. Менеджмент качества может включать разработку политики в обла- сти качества, целей в области качества и процессов для достижения этих це- лей в области качества посредством планирования качества, обеспечения ка- честв, управления качеством и улучшения качества. Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены. Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на повышение способности выполнить требования к качеству. Постоянное улучшение – непрекращающаяся деятельность по повы- шению способности выполнить требования. Как видно из определения, деятельность, обозначенная как Менедж- мент качества, шире управления качеством и включает в себя другие части (рисунок 1.1). Рисунок 1.1 - Составляющие менеджмента качества Система – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов. Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей. Система менеджмента качества – система менеджмента для руковод- ства и управления организацией применительно к качеству. Политика в области качества – общие намерения и направление дея- тельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Цель в области качества – то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества. Качество создается на всех стадиях производства, жизненного цикла продукции, элементы которого называются петлей качества. Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов дея- тельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных ста- диях – от определения потребностей до оценки их выполнения (рисунок 1.2). Этапы петли качества: 1. Маркетинг, поиск и изучение рынка. 2. Проектирование и разработка технических требований. 3. Материально-техническое снабжение. 4. Подготовка и разработка производственного процесса. 5. Производство. 6. Контроль проведения испытаний и обследование. 7. Упаковка и хранение. 8. Реализация и распределение продукции. 9. Эксплуатация и монтаж. 10. Техническая помощь в обслуживании 11. Утилизация после использования. Рисунок 1.2 - Петля качества Заинтересованная сторона – лицо или группа, заинтересованная в де- ятельности или успехе организации. Согласно ИСО 9000–2015, заинтересо- ванная сторона – лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних. В качестве за- интересованной стороны могут выступать потребители, владельцы, работни- ки в организации, поставщики, банкиры, регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы противодействия. В последней версии стандарта ИСО 9000–2015 появилось определение риска, как влияние неопределенности. Этому понятию уделено значительное место в требованиях к системе менеджмента качества. Влияние неопределен- ности выражается в отклонении от ожидаемого результата – позитивном или негативном. Неопределенность является состоянием, связанным с недостат- ком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его по- следствиях или вероятности. Риск часто определяют по отношению к потен- циальным событиям и их последствиям или к их комбинации. Слово «риск» иногда используется в тех случаях, когда существует возможность только негативных последствий. Контрольные вопросы по лекции 1 1. Сформулируйте понятие качества продукции и понятие показателя каче- ства. 2. Что такое качество конструкции? Какие документы определяют качество конструкции? 3. Какие факторы следует учитывать при принятии решения о качестве кон- струкции? 4. Дайте определения менеджмента качества и его составляющих. 5. Определите понятие степень соответствия техническим требованиям. 6. Какие этапы входят в жизненный цикл продукции. Что такое петля каче- ства?
«Управления качеством в деревообрабатывающей промышленности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot