Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
По теме № 21.1.34«Управление силами и средствами патрульно-постовой службы полиции»
Дисциплина (модуль) «Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции подразделений (дежурных частей, оперативно-розыскной деятельности, участковых уполномоченных полиции)»
Программа «Профессиональной подготовки лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский»
Объем времени, отводимого на занятие 2 ч.
Вид лекции: классическая
Объем времени, отводимого для изучения темы: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория согласно расписанию.
Методы проведения: объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый метод.
Материально-техническое обеспечение занятия:
1. Мультимедийное оборудование.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (15 штук – из библиотеки ФПП).
Основные термины и понятия: Организация несения службы на посту и маршруте патрулирования.
Подготовка и инструктаж нарядов патрульно-постовой службы полиции.
Виды нарядов полиции. Силы и средства патрульно-постовой службы полиции.
Контроль, осуществляемый за организацией и несением патрульно-постовой службы полиции. Учет и оценка результатов деятельности ППСП.
Деятельность групп управления нарядами патрульно-постовой службы полиции.
Особенности несения службы нарядами полиции на автомобилях, мотоциклах и со служебными собаками.
Цели занятия:
1. Учебная (образовательная): дать понятие виды нарядов полиции, силы и средства патрульно-постовой службы полиции,
2. Методическая: обеспечить формирование прочной системы знаний об организация несения службы на посту и маршруте патрулирования, о подготовка и инструктаже нарядов патрульно-постовой службы полиции.
3. Развивающая: Развивать навыки работы с первоисточником.
4. Воспитательная: Вырабатывать чувства справедливости и законопослушности, развивать толерантность, политическую и гражданскую позицию.
План лекции
1. Введение
2. Основные вопросы
1) Организация несения службы на посту и маршруте патрулирования.
2) Подготовка и инструктаж нарядов патрульно-постовой службы полиции.
3) Виды нарядов полиции. Силы и средства патрульно-постовой службы полиции.
4) Контроль, осуществляемый за организацией и несением патрульно-постовой службы полиции. Учет и оценка результатов деятельности ППСП.
5) Деятельность групп управления нарядами патрульно-постовой службы полиции.
6) Особенности несения службы нарядами полиции на автомобилях, мотоциклах и со служебными собаками.
3. Заключение:
4. Задание для самостоятельной работы
Распределение учебного времени
1.
Введение
5 мин.
2.
Основная часть
первый вопрос
второй вопрос
третий вопрос
четвертый вопрос
пятый вопрос
шестой вопрос
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.
10 мин.
10 мин.
3.
Заключение (выводы)
5 мин.
ЛИТЕРАТУРА:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант». http://garant.ru
4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
5. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
6. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
7. Приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
8. Приказ МВД России от 13 апреля 2021 г. № 212 «Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
9. Приказ Росгвардии от 21 сентября 2018 г. N 420 "Об утверждении Наставления по организации службы строевых подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации"// Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru
Основная:
1. Анохина, Н.В. Взаимодействие полиции с государственными органами по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности [Текст]: лекция / Н.В. Анохина. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
2. Патрульно-постовая служба полиции [Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост.: В. И. Косяченко, В. Ю. Батурин, С. Н. Титов. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград: ВА МВД России, 2019. - Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
3. Профессиональная подготовка полицейских [Текст]: учебник. Ч. 2. Профессиональный цикл / ред. В. Л. Кубышко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ДГСК МВД России, 2017. - 472 с.
4. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел по должности "Полицейский". Правовая подготовка [Текст]: учеб. пособие / ред. Н. В. Щетинина. - М.: ДГСК МВД России, 2016. - 208 с. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
Дополнительная:
1. Тхаровская О.Ю. Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции [Электронный ресурс]: лекция / О.Ю. Тхаровская. – Электрон. текстовые дан. – Новороссийск: Новороссийский филиал КрУ МВД России. - Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
2. Поезжалов, В.Б. Особенности несения службы нарядами полиции при охране общественного порядка [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Б. Поезжалов, И.Н. Черненко, О.В. Газизова.- М.: ДГСК МВД России, 2016. - То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
Введение
При любом общественно-политическом строе, режиме власти органы внутренних дел (ОВД), как бы они ни назывались, выполняли, среди прочих, и общие задачи: охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, борьбу с преступностью.
Вопросы, которые приходится решать органам внутренних дел, - особые. От результатов их деятельности зависит безопасность граждан и их имущества, прочность всего государственного строя, устойчивость экономики, незыблемость правовых основ общества и государства.
Вообще эффективность управления органами внутренних дел, как на федеральном, так и региональных уровнях, приобретает сегодня первостепенное значение. Это можно видеть хотя бы по тем задачам, которые поставил президент Российской Федерации В. В. Путин перед Министерством внутренних дел.
Вопрос 1. Организация несения службы на посту и маршруте патрулирования.
Подразделения ППС в установленном порядке создаются и дислоцируются в городах и других населенных пунктах, где есть объективная необходимость охраны правопорядка, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Управление служебной деятельностью подразделений ППС осуществляют руководители территориальных органов, командиры подразделений ППС и их заместители, которое включает
1. Анализ оперативной обстановки и выработку на его основе управленческого решения на организацию оперативно-служебной деятельности.
2. Подготовку сил и средств для выполнения поставленных задач, инструктаж сотрудников перед заступлением на службу, постановку дополнительных задач в ходе несения службы.
3. Обеспечение постоянной и устойчивой связи с нарядами ППС, обеспечение своевременного обмена информацией.
4. Организацию взаимодействия, маневра силами и средствами.
5. Контроль за организацией и несением службы сотрудниками ППС.
6. Учет и оценку результатов деятельности.
7. Выявление и применение наиболее эффективных форм и методов организации несения службы сотрудниками ППС.
8. Выявление и своевременное устранение недостатков в организации служебной деятельности.
Начальник территориального органа, заместитель начальника территориального органа - начальник полиции, заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка), командиры подразделений ППС организуют (осуществляют) управление подчиненными подразделениями ППС.
Дежурные части территориальных органов являются основным органом управления силами и средствами подразделений ППС, задействованными на основе плана использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах1.
Допускается направление нарядов подразделений ППС на заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, совершенных вне постов и маршрутов патрулирования, только при наличии не терпящих отлагательств обстоятельств, при промедлении в реагировании на которые создается непосредственная угроза жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также отсутствии иных сил и средств на обслуживаемой территории.
Управление нарядами подразделений ППС в течение службы осуществляется старшим от подразделения ППС под непосредственным руководством дежурной части территориального органа или группы управления нарядами подразделения ППС.
Оперативное управление нарядами ППС, задействованными по планам использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах, дежурные части территориальных органов осуществляют непосредственно либо через группы управления нарядами подразделений ППС (при их наличии).
Планирование работы подразделений ППСП
Деятельность подразделений ППС осуществляется в соответствии с текущими планами работы подразделения, составляемыми в установленном МВД России порядке.
Служебная деятельность подразделений ППС осуществляется в соответствии с планами работы территориального органа и принятым его руководителем решением на организацию ООП и ООБ.
Принятие решений на охрану правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
Информационно-аналитическая работа в подразделениях ППС осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
При проведении информационно-аналитической работы следует учитывать сложившиеся на территории обслуживания социально- экономические, демографические условия, данные, характеризующие оперативную обстановку на улицах и в иных общественных местах, на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, а также эффективность принимаемых мер по обеспечению правопорядка.
Для повышения оперативности проведения информационноаналитической работы подразделения ППС оснащаются компьютерной и иной оргтехникой в соответствии с нормами положенное.
Источниками информации при изучении оперативной обстановки являются:
1. Оперативные сводки дежурной части территориального органа о происшествиях и преступлениях.
2. Ведомственная статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние оперативной обстановки.
3. Материалы служебных проверок.
4. Информация органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, характеризующая состояние и перспективы развития криминогенной ситуации, а также по вопросам социально-экономического развития регионов.
5. Заявления и сообщения граждан о происшествиях, правонарушениях и преступлениях, информация иных учреждений и общественных объединений правоохранительной направленности. Сообщения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных объединений и организаций.
6. Доклады нарядов, задействованных в обеспечении правопорядка.
7. Сообщения средств массовой информации и информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».
8. Сведения, полученные по каналам связи от подсистем правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», мониторинговых систем.
Контроль за выполнением управленческих решений по организации ООП и ООБ осуществляет командир (заместитель) подразделения ППС, а также соответствующие должностные лица управлений (отделов, отделений, групп, направлений) охраны общественного порядка территориального органа.
Порядок организации службы по ООП и ООБ на последующие сутки оформляется решением руководителя территориального органа или по его поручению заместителем начальника территориального органа - начальником полиции либо заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка), а также лицами, исполняющими обязанности вышеуказанных руководителей, в соответствии с утвержденным планом использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах. Решение оформляется в книге постовых ведомостей.
Решением определяется расчет сил и средств ППС, расстановка нарядов, задействованных на обеспечение правопорядка по сменам, времени несения службы, маршрутам патрулирования и постам.
Решение на организацию ООП и ООБ на последующие сутки принимается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России с учетом:
1. Географических, социально-экономических особенностей территории обслуживания территориального органа, численности и миграции населения, иностранных граждан и лиц без гражданства, характеристики улиц, мест размещения и режима работы предприятий, организаций и учреждений, расположения объектов особой важности, жизнеобеспечения, банков, специальных учреждений территориальных органов.
2. Плотности пассажиропотока на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры (метрополитенов, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автовокзалов) с учетом сезонности (времени года).
3. Количества, уровня, динамики и структуры преступности, административных правонарушений на улицах и в иных общественных местах, на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры с учетом времени года, суток и метеорологических условий, а также региональных (территориальных) особенностей.
4. Мест эпизодического осложнения оперативной обстановки на улицах и в иных общественных местах, на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.
5. Расстановки нарядов иных подразделений территориальных органов, а также Росгвардии по сменам и маршрутам, мест расположения объектов видеоконтроля АПК «Безопасный город» и других технических средств видеонаблюдения на улицах и в иных общественных местах, на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.
6. Численности личного состава.
7. Материально-технического обеспечения подразделений 1П1С (патрульные автомобили, вооружение, специальные средства, средства связи, вычислительная, электронная организационная и специальная техника), в том числе для обеспечения удаленного доступа к Сервису обеспечения охраны общественного порядка Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.
8. Мест скопления несовершеннолетних, в том числе состоящих на учете в территориальных органах МВД России (групп несовершеннолетних антиобщественной направленности и иного характера).
9. Мест проживания лиц, состоящих на учете в территориальных органах МВД России, в отношении которых судом установлены ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудники подразделений ППС выделяются для несения службы в соответствии с утвержденной руководителем территориального органа обязательной нормой.
Выделение патрульных автомобилей подразделениям ППС осуществляется в соответствии с планом использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах. Планирование использования транспортных средств подразделениями ППС для несения службы осуществляется в установленном порядке.
Вопрос 2. Подготовка и инструктаж нарядов патрульно-постовой службы полиции.
Подготовка к несению службы сотрудников ППС осуществляется в целях повышения эффективности организации ООП и ООБ.
Сотрудники, назначенные для несения службы по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах, на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры (в соответствии с графиком службы и постовой ведомостью), прибывают в помещение органа внутренних дел, подразделения ППС или специально назначенное место заблаговременно, с учетом времени, необходимого для получения вооружения (боеприпасов), специальных средств, средств связи, вычислительной, электронной организационной и специальной техники, а также служебной документации.
Время прибытия сотрудников определяется командиром подразделения ППС с учетом правил внутреннего служебного распорядка, утвержденных руководителем территориального органа.
Командир подразделения ППС (структурного подразделения ППС) либо инспектор ГУН:
1. Отмечает в постовой ведомости прибытие сотрудников, назначенных для несения службы по ООП и ООБ.
2. Организует в соответствии с утвержденной расстановкой сил и средств получение сотрудниками, назначенными в наряд, оружия и патронов к нему, боеприпасов, специальных средств, снаряжения и средств индивидуальной защиты, средств связи, вычислительной, электронной организационной и специальной техники, транспортных средств, служебных документов. Выдача вооружения осуществляется в установленном порядке.
3. Объявляет маршруты патрулирования (посты) и время несения службы.
4. Организует прибытие сотрудников к месту проведения инструктажа перед заступлением на службу по ООП и ООБ на улицах и в иных общественных местах.
5. Докладывает начальнику территориального органа или должностному лицу, ответственному за проведение инструктажа, о готовности сил и средств к заступлению на службу и проведению инструктажа.
Получение сотрудниками ППС оружия и патронов к нему, его заряжание производится по команде в специально отведенном месте перед построением наряда на инструктаж.
Сотрудники ППС несут службу в форменном обмундировании, с учетом погодно-климатических условии местности .
Транспортные средства (велосипеды, мотоциклы, автомобили, квадроциклы, снегоходы), маломерные суда (плавсредства) до проведения инструктажа проходят соответствующую подготовку к выходу на маршруты патрулирования. Полицейские (водители) и сотрудники, закрепленные за техническими средствами, проходят предрейсовый медицинский осмотр. Используемые транспортные средства должны быть оборудованы в соответствии с требованиями нормативного правового акта МВД России.
Сотрудникам ППС запрещается использовать оружие, патроны к нему, боеприпасы, специальные средства, специальную технику, образцы которых не приняты на вооружение (снабжение) органов внутренних дел Российской Федерации. Использование специальных средств, а также порядок их ношения организуется в соответствии с руководством по их эксплуатации.
Командир подразделения ППС (структурного подразделения ППС) выстраивает наряд для проведения инструктажа, проверяет готовность сотрудников и транспортных средств подразделения к несению службы. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению.
О готовности к несению службы докладывает руководителю территориального органа или его заместителю.
Вопрос 3. Виды нарядов полиции. Силы и средства патрульно-постовой службы полиции.
Согласно Приказ МВД России от 25 ноября 2019 года № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах» для обеспечения ООП и ООБ применяются следующие виды нарядов:
1. Патруль - подвижной наряд в составе двух и более человек, выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле, мотоцикле, катере, снегоходе, квадроцикле, велосипеде, вертолете, служебных лошадях, в пешем порядке, со служебными собаками.
2. Патрульная группа - подвижной наряд в составе двух и более патрулей, объединенный для несения службы по обеспечению правопорядка под единым руководством на нескольких маршрутах патрулирования.
Основу патрульной группы составляют патрули на автомобилях, квадроциклах, снегоходах, катерах, в подчинение которым придается пеший патруль или патруль на велосипеде с носимыми радиостанциями, при необходимости - патруль на мотоцикле, лошадях, со служебными собаками или патруль на вертолете, используемый, как правило, для координации действий сил, задействованных в ООП и ООБ.
В целях профилактики правонарушений, обозначения для граждан местонахождения нарядов в темное время суток несение службы на ПА осуществляется с периодическим (ежечасно, в течение не менее 10 минут) включением проблесковых маячков со скоростью движения не более 30-40 км/ч с соблюдением установленных правил дорожного движения, за исключением случаев использования служебного автотранспорта в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, требующих обеспечения скрытности работы нарядов (осуществление розыска и задержания лиц, совершивших преступление либо административное правонарушение, по "горячим следам").
3. Пост - наряд, выставляемый в определенном месте или на участке местности, который круглосуточно или в течение установленного периода времени обеспечивает охрану правопорядка на обслуживаемой территории с удалением от центра поста не более 300 метров.
Допускается создание стационарного поста полиции в помещении (с оформленными должным образом правоустанавливающими документами на недвижимое имущество (строение) и земельный участок), специально оборудованном техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи, специальной громкоговорящей установкой, надписью "полиция", инженерными коммуникациями (освещением, при необходимости водоснабжением и канализацией), устанавливаемом в местах массового пребывания людей, а также наиболее удаленных от территориального органа МВД России на районном уровне, подразделений на транспорте, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и (или) в установленном порядке сотрудников (военнослужащих) Росгвардии.
4. Наряд строевого подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии или иной наряд, выполняющий задачи по ООП и ООБ
5. Наряд сопровождения - наряд для обеспечения правопорядка в пути следования поездов дальнего следования и пригородного сообщения, пассажирских речных и морских судов.
6. Контрольно-пропускной пункт - наряд, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств.
7. Заслон - наряд в составе группы (подразделения), выполняющий задачу по контролю за определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений.
8. Передвижной пункт полиции - наряд сил и средств по ООП и ООБ, базирующийся на специально оборудованном транспорте, предназначенный для обеспечения правопорядка в жилом секторе, зонах отдыха граждан, в местах проведения публичных мероприятий и на иной территории, удаленной от территориального органа МВД России на районном уровне, подразделений на транспорте, а также для оперативного реагирования на сообщения о происшествиях.
9. Подвижная полицейская группа - комбинированный наряд, состоящий из представителей нескольких подразделений, выполняющий задачи по задержанию лиц, совершивших преступления (административные правонарушения), по "горячим следам" либо на территории, удаленной на значительном расстоянии от расположения территориального органа МВД России на районном уровне, подразделения на транспорте.
Силы и средства патрульно-постовой службы полиции.
Функции, возложенные на подразделения полиции, осуществляются силами, которые с учетом назначения, роли и места в патрульно-постовой службе, как виде деятельности подразделяются на основные, дополнительные и приданные.
Основные силы составляют части и подразделения полиции, специально предназначенные для несения патрульно-постовой службы (строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России, в том числе на транспорте и на особо важных режимных объектах).
Строевые подразделения полиции предназначены для обеспечения охраны общественного порядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью на улицах, объектах транспорта, режимных объектах и в других общественных местах.
В составе строевых подразделений по мере необходимости могут создаваться специализированные группы сотрудников полиции для борьбы с наиболее распространенными видами правонарушений в общественных местах. Их работа осуществляется под ежедневным контролем командного состава ППС в тесном взаимодействии с подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Привлекаемые к обеспечению правопорядка в общественных местах сотрудники ОВД, не являющиеся сотрудниками полиции, выполняют обязанности полиции, как при самостоятельных действиях, так и с участием иных сотрудников полиции.
При выполнении задач по ООП, обеспечению общественной безопасности, в том числе при проведении массовых мероприятий, сотрудники ОВД взаимодействуют с подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
К участию в обеспечении правопорядка в общественных местах во взаимодействии с ОВД и в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться представители общественных формирований правоохранительной направленности, работники предприятий, осуществляющих негосударственную частную охранную деятельность, и иные граждане РФ.
При несении патрульно-постовой службы используются следующие средства:
– автотранспорт, специальные автомобили, бронемашины, вертолеты, мотоциклы, катера и велосипеды, другие транспортные средства;
– средства радио- и проводной связи и специальной техники (в том числе системы телевизионного наблюдения, электромегафоны и т.д.);
– табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства;
– осветительные приборы, специальная аппаратура и другие технические средства;
– служебные животные (собаки, лошади).
Патрульные автомобили должны быть оборудованы средствами связи и специальной техники и использоваться с максимальной нагрузкой, не менее 12-16 часов в сутки. Использование патрульного автотранспорта не по назначению категорически запрещается.
Заступающий на службу наряд обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.
При себе он должен иметь:
– служебное удостоверение;
– нагрудный знак сотрудника полиции и жетон с личным номером;
– служебную книжку, карточку маршрута, поста;
– формализованные бланки рапортов;
– табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами;
– палку специальную;
– средства ограничения подвижности (наручники);
– свисток;
– радиостанцию.
В зависимости от характера выполняемых задач наряду дополнительно выдаются: автоматическое оружие, электромегафон; карманный электрический фонарь; ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов; служебная сумка или планшет; противогаз; индивидуальный перевязочный пакет (аптечка); средства индивидуальной защиты и активной обороны.
Вопрос 4. Контроль, осуществляемый за организацией и несением патрульно-постовой службы полиции. Учет и оценка результатов деятельности ППС.
Контроль за организацией и несением службы нарядами ППС является формой реализации управленческой деятельности руководителей территориальных органов, в том числе одним из важных элементов укрепления исполнительской дисциплины, обеспечения высокой и постоянной готовности личного состава к реагированию на изменения оперативной обстановки.
Контроль может осуществляться с применением данных систем позиционирования подвижных объектов, аппаратно-программного комплекса видеонаблюдения и видеонаблюдения правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город».
Ежедневный контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов ППС, во время которых устанавливается:
1. Соответствие расстановки и использования личного состава, технических средств принятому решению начальника территориального органа и складывающейся оперативной обстановке, наличие нарядов ППС на маршрутах патрулирования (постах)
2. Оперативность управления нарядами ППС, своевременность доведения до них информации об изменении оперативной обстановки, совершенных правонарушениях и лицах, их совершивших
3. Знание нарядами обстановки в границах патрульного участка (поста), выполняемой задачи, дислокации ближайших нарядов и границ маршрутов патрулирования (постов), порядка организации связи с ними, а также своих прав и обязанностей.
4. Качество несения службы нарядами 1П1С и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений
5. Взаимодействие между нарядами ППС, сотрудниками других подразделений полиции, представителями общественных объединений правоохранительной направленности и частными охранными организациями, участвующими в охране общественного порядка на улицах и в иных общественных местах, объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.
6. Соблюдение нарядами ППС законности и служебной дисциплины.
7.Количество совершенных преступлений и административных правонарушений в границах патрульного участка (поста) и принятые по ним меры.
8. Правильность оформления и ведения служебных документов.
9. Исправность и соблюдение правил эксплуатации средств связи, вычислительной, электронной организационной, специальной техники и патрульного транспорта.
Контроль за несением службы нарядами ППС проводится на маршрутах патрулирования (постах) в форме гласной и скрытой проверок.
Гласные проверки несения службы осуществляются при непосредственном общении проверяющего с сотрудниками подразделений ПП
Проверяющему необходимо знать требования настоящего Наставления, оперативную обстановку на территории обслуживания территориального органа, объективно оценивать качество несения службы нарядами ППС, не допуская упрощений и послаблений, быть выдержанным и тактичным От прибывших для проведения гласной проверки сотрудник ППС требует, если не знает их в лицо, служебное удостоверение, а также письменное предписание на право проверки.
При обнаружении недостатков (замечаний) в организации и несении патрульно-постовой службы проверяющий принимает меры к их устранению. При проведении гласной проверки возможна постановка легендированных вводных задач в целях проверки порядка действий сотрудников ППС при получении информации о совершении противоправного деяния.
Скрытые проверки осуществляются в форме скрытого наблюдения за действиями наряда на маршруте патрулирования (посту). Скрытые проверки также проводятся путем просмотра и изучения аудио- и видеоинформации, полученной с применением АПК ВН, носимых видеорегистраторов и иных технических средств видеонаблюдения.
Скрытые проверки осуществляются по графику, утверждаемому руководителем территориального органа, а также командиром полка (отдельного батальона, отдельной роты, отдельного взвода, самостоятельного отделения)
При отсутствии наряда ППС на маршруте патрулирования (посту) проверяющий немедленно связывается с дежурной частью территориального органа и (или) ГУН подразделения ППС для выяснения причины отсутствия и установления местонахождения наряда.
Вопрос 5. Деятельность групп управления нарядами патрульно-постовой службы полиции.
Режим работы сотрудников ППС определяется правилами внутреннего служебного распорядка территориального органа МВД России с учетом особенностей служебной деятельности и оперативной обстановки, утвержденными приказом руководителей (начальников) в соответствии с требованиями нормативного правового акта МВД России.
Служебное время полицейских (кавалеристов) определяется с учетом требований нормативного правового акта МВД России об организации деятельности подразделений территориальных органов, использующих служебных лошадей.
В соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка командиром подразделения ППС разрабатывается график выхода на службу сотрудников подразделений, в котором указываются день, время (смена) несения службы, день и время занятий по профессиональной служебной и физической подготовке для каждого сотрудника подразделения ППС, его выходные дни и период отпусков.
Для сотрудников ППС устанавливается нормальная продолжительность служебного времени в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, выходные дни предоставляются по графику.
Сотрудники ППС несут службу в установленной форменной одежде.
В исключительных случаях, при решении специальных задач по решению руководителя территориального органа, оформленному правовым актом, допускается несение службы в гражданской одежде. Под специальными задачами понимается выполнение обязанностей при проведении публичных и массовых мероприятий, а также разовые поручения руководителя территориального органа, как правило связанные с оказанием практической помощи сотрудникам оперативных подразделений полиции.
Ежедневное ношение гражданской одежды при несении службы сотрудниками ППС по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах на маршрутах патрулирования (постах) запрещено.
Основным видом нарядов ППС является патруль (пеший, на транспортных средствах). В состав патруля на автомобиле назначаются не менее 2-х сотрудников ППС.
Во время несения службы сотрудникам ППС не допускается:
1. Передача и предъявление кому бы то ни было огнестрельного оружия (боеприпасов), специальных средств, средств связи, вычислительной, электронной организационной и специальной техники, за исключением лиц, которым они подчинены.
2. Отвлечение от выполнения служебных обязанностей по обеспечению правопорядка.
3. Нарушение правил ведения служебного радиообмена, ведение неслужебных разговоров по телефону, использование личных средств подвижной радиотелефонной связи для ведения служебных переговоров (кроме случаев крайней необходимости, при невозможности использовать служебные средства связи)
4. Использование в служебных целях средств связи, вычислительной, электронной организационной и специальной техники, иной техники, не принятой на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации.
5. Проникновение без служебной необходимости в столовые, магазины, клубы, рестораны, жилые и иные помещения.
Вопрос 6. Особенности несения службы нарядами полиции на автомобилях, мотоциклах и со служебными собаками.
Патрульные автомобили и мотоциклы предназначаются для патрулирования по маршрутам, преследования преступников и доставления в органы внутренних дел лиц, задержанных за совершение преступлений и административных правонарушений, в случаях отсутствия специального транспорта - для доставления в медицинские учреждения граждан, оказавшихся в беспомощном состоянии, а также лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе.
Патрульные автомобили и иные технические средства предназначаются для патрулирования по маршрутам, преследования преступников и доставления в служебные помещения территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иные служебные помещения лиц по подозрению в совершении преступлений и административных правонарушений.
Патрульные автомобили и иные технические средства должны соответствовать техническим требованиям. Патрулирование осуществляется в границах маршрута патрулирования.
Протяженность маршрутов патрулирования не должна превышать: для патруля на автомобиле - 10 км, для пешего патруля - 2 км.
Порядок передвижения по маршруту патрулирования, прилегающих к нему улиц, переулков, площадей, скверов, дворовых территорий, других объектов местности, определяется карточкой маршрута патрулирования.
Наряды ППС на патрульном автомобиле или ином техническом средстве при патрулировании двигаются со скоростью, позволяющей вести наблюдение, но не свыше 40 км/ч.
Сотрудники ППС (пешего патруля, патруля на автомобиле (на мотоцикле, катере, снегоходе, квадроцикле, велосипеде), на служебных лошадях, со служебными собаками) в местах остановок при необходимости несут службу отдельно, но в пределах видимости и слышимости.
В составе нарядов подразделений ППС могут применяться служебные животные. Служба таких нарядов организуется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими организацию деятельности кинологических и кавалерийских подразделений
Служебные животные сотрудниками ППС применяются по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В случаях применения служебных животных полицейский докладывает командиру подразделения ППС или руководителю территориального органа, по окончании службы предоставляет рапорт с указанием: места, времени, обстоятельств и оснований применения; фамилии, имени, отчества, даты рождения лица, в отношении которого применялось служебное животное; результат применения.
Командир подразделения ППС организует учет результатов службы нарядов ППС со служебными животными, а также анализ эффективности несения службы нарядов со служебными животными и результатах их применения. Указанная информация представляется (докладывается) руководителю территориального органа.
Служебные собаки при патрулировании могут применяться для:
1. Отражения нападения на граждан и сотрудников полиции или пресечения оказываемого им сопротивления.
2.Задержания лица, застигнутого при совершении преступления или непосредственно после его совершения и пытающегося скрыться
3. Задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление.
4. Доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе.
5. Освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков
6. Выявления лиц, совершивших преступления.
Продолжительность патрулирования со служебной собакой на улице при температуре свыше +35°С и ниже -20°С не должна превышать 2-х часов.
При следовании полицейского (кинолога) со служебной собакой пешим порядком к месту несения службы и обратно по многолюдным улицам, площадям, паркам собака должна находиться от него с левой стороны на коротком поводке и в наморднике.
При оказании полицейским (кинологом) первой помощи лицу, в отношении которого была применена служебная собака, в случае нанесения ему укусов, собака по команде «Охраняй» должна находиться в 2 - 3 метрах от задержанного.
Заключение
Таким образом, патрульно-постовая служба полиции, в соответствии с Федеральным законом «О полиции», выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, в транспорте, в жилых помещениях, организациях и других общественных местах. Главные задачи ППС обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, участие в раскрытии преступлений и задержании преступников.
Силы патрульно-постовой службы полиции с учетом их назначения подразделяются на основные, дополнительные и взаимодействующие. К силам ППС относятся: строевые подразделения полиции (полки, батальоны, роты, взвода); подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии РФ; ДПС ГИБДД;; общественные формирования (дружины, казачьи общества); приданные силы; взаимодействующие силы.
Важнейшим условием успешного решения задач, возложенных на патрульно-постовую службу, является грамотная организация деятельности ППС и поддержание тесной связи с населением и взаимодействие с общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка. С этой целью патрульные и постовые устанавливают деловые контакты с местными жителями, администрацией, должностными лицами и работниками жилищных органов, которые могут оказать реальную помощь и необходимое содействие в охране общественного порядка.
Задание для самостоятельной работы.
1. Организация несения службы на посту и маршруте патрулирования.
2. Подготовка и инструктаж нарядов патрульно-постовой службы полиции.
3. Виды нарядов полиции. Силы и средства патрульно-постовой службы полиции.
4. Контроль, осуществляемый за организацией и несением патрульно-постовой службы полиции.
5. Деятельность групп управления нарядами патрульно-постовой службы полиции.
6. Особенности несения службы нарядами полиции на автомобилях, мотоциклах и со служебными собаками.
Рекомендуемая литература
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 442-ФЗ) [Электронный ресурс] //Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
2. Приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России». // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» http://garant.ru.
3. Капустина Е.Г. Административная деятельность полиции [Текст]: учеб. Пособие: в 4 ч. / Е.Г. Капустина, Е.С. Лимарева. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http:libkrumvd.ru.