Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление процессами технической эксплуатации летательных аппаратов

  • ⌛ 2008 год
  • 👀 700 просмотров
  • 📌 660 загрузок
  • 🏢️ СибГАУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление процессами технической эксплуатации летательных аппаратов» doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сибирский государственный аэрокосмический Университет имени академика М. Ф. Решетнева Л. Г. Шаймарданов УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Организация и управление процессами оперативного и периодического технического обслуживания воздушных судов в авиакомпании Красноярск 2008 ББК 052-082 УДК 629.7.017.083.004 Рецензент директор КЭАТ а/к «Красноярские авиалинии» И. М. Попов Печатается по решению методической комиссии института гражданской авиации Шаймарданов Л. Г. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. Организация и управление процессами оперативного и периодического технического обслуживания воздушных судов в авиакомпании: Консп. лекций. – Красноярск, СибГАУ, 2008. 48с. В конспекте лекций рассмотрен порядок организации и управления процессами оперативного и периодического технического обслуживания воздушных судов в комплексе эксплуатации авиационной техники авиакомпании. Материалы дают возможность кратко ознакомится с организацией и управлением процессами технического обслуживания, проследить взаимосвязи структурных подразделений, планирование и управление структурными подразделениями в ходе выполнения основных видов технического обслуживания. Конспект лекций издается в соответствии с учебной программой для студентов специальности 160900 и 162300 © Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………….....4 Тема 1. Порядок планирования и организации оперативного ТО в авиакомпании……………………………………………………..7 1.1. Организация обслуживания АТ…………………………....7 1.2. Работы по встрече и обеспечению стоянки ВС……..……16 1.3. Работы по осмотру и обслуживанию…………………..…18 1.4. Организация устранения повторных, сложных дефектов.19 1.5. Работы по обеспечению вылета………………………...…21 1.6. Процедуры принятия решений при отклонении значений диагностических параметров………………………………………....23 1.7. Обслуживание ВС……………………………………….....25 1.8. Порядок передачи ВС с незавершенными работами по ТО……………………………………………………………………26 1.9. Технологические процессы заправки ВС………………...27 1.10. Обеспечение процессов наружной обработки ВС……...27 Тема 2. Организация и управление процессом периодического ТО ВС в авиапредприятии……………………………………….....…28 2.1. Общие вопросы…………………………………..………...28 2.2. Организация выполнения ТО ВС………………………....31 2.3. Организация замены двигателя на ВС…………………....35 2.4. Организация трудоемких демонтажно-монтажных работ на ВС…………………………………………………….............36 2.5. Доработки по бюллетеням, разовые проверки и осмотры АТ…………………………………………………………….38 2.5.1. Общие вопросы……………………………………..……38 2.5.2. Порядок выполнения доработок…………...……………39 2.5.3. Порядок выполнения разовых осмотров………..……...43 Библиографический список………………………………………...47 Введение Учебная дисциплина управление процессами технической эксплуатации летательных аппаратов структурно представляется в виде двух частей. Первая из них призвана ознакомить студентов с теоретическими основами управления процессами технической эксплуатации, вторая – дать необходимые знания и представления об организации и управлении этими процессами, реализующимися в практике деятельности комплексов по эксплуатации авиационной техники (КЭАТ), либо авиационно-технических баз. В первой части рассмотрены виды управления технической эксплуатацией, требования к управлению, принципы построения управления, методы оптимизации. Они, в свою очередь, включают модели управления процессами и модели управления состояниями технической эксплуатации, методы оценки эффективности процессов и методы оптимизации процессов. Условия проведения процессов технической эксплуатации конкретизируются в режимах технической эксплуатации, включающих перечень и периодичность выполняемых работ, и эксплуатационные характеристики средств технической эксплуатации (ТЭ). Режимы ТЭ летательных аппаратов в зависимости от принципов проектирования, методов ТЭ, критериев и методов контроля технического состояния, стратегий технического обслуживания и ремонта состоят из сочетаний режимов ТО и Р, режимов диагностирования и контроля параметров, режимов контроля надежности. В связи с этим в теоретических основах управления процессами ТЭ рассматриваются методы выбора и оптимизации сроков технического обслуживания, их объемов, управление режимами диагностирования, управления индивидуальными режимами технического обслуживания экземпляра воздушного судна. Поскольку программа ТО и Р разрабатывается разработчиком типа воздушного судна и согласуется с федеральными авиационными властями, далеко не все методы управления процессами технической эксплуатации прямо применяются в КЭАТ (АТБ) авиакомпаний (авиапредприятий). В значительной части эти методы реализуются в деятельности КЭАТ в виде разработанной с их использованием нормативно-технической документации регламентирующей процессы и процедуры обращения с авиационной техникой. Именно поэтому глубокое понимание теоретических основ управления процессами технической эксплуатации необходимо для осознанного восприятия нормативно-технических документов, регламентирующих техническую эксплуатацию, структуры и организации процессов в КЭАТ. В пособии использованы материалы документа «Руководство по деятельности КЭАТ ОАО а/к «Красноярские авиалинии». Общий объем регламентных работ, выполняемых на самолете, формируется из работ, по техническому обслуживанию, контролю состояния, поддержанию и восстановлению надежности (ГОСТ 5430054-88. Система ТО и Р АТ. Регламент ТО самолета (вертолета)). Состав и периодичность выполнения регламентных работ на самолете зависит от того, какое влияние они могут оказать на безопасность полетов и определяется следующими условиями: - необходимым – обеспечение безопасности полетов; - достаточным – обеспечение экономической эффективности технической эксплуатации. Работы технологического обслуживания не связаны с изменением технического состояния самолета. Они обусловлены особенностями типа самолета и условиями эго эксплуатации, которые определяют содержание и периодичность выполнения работ в целях функционального использования самолета. Эти работы составляют содержание форм оперативного технического обслуживания. Они включают заправку самолета топливом, жидкостями, газами, удаление наземного обледенения, кондиционирование салона, обеспечение наземным электропитанием, буксировку и т. п.. В отличие от оперативных форм, цикл форм периодического технического обслуживания направлен на выявление фактического состояния систем самолета и восстановление их надежности до уровня, определяемого требованиями норм летной годности. Работы по контролю состояния обусловлены ограничениями по безопасности полетов, определяющими вероятность отправки неисправного самолета в рейс или действия экипажа при появлении функциональных отказов в полете. Выполнение регламентных работ по контролю состояния восстанавливает информацию о фактическом состоянии контролируемого объекта, что обеспечивает заданную вероятность отправки в рейс исправного самолета. Действия экипажа по контролю состояния самолета и его систем в полете не входят в состав регламентных работ. Периодичность регламентных работ по контролю состояния определяется характером отказа (внезапный или постепенный), тем как его воспринимает экипаж (с открытой, либо скрытой для экипажа функцией) и влиянием на безопасность полетов. Внезапному виду отказа ставится в соответствие работа по контролю минимальной трудоемкости, обеспечивающая заданную вероятность выявления отказа. Постепенному виду отказа соответствует одна или несколько работ, обеспечивающих возможность контроля этапов развития неисправностей, предшествующих отказу. Для внезапных отказов: - с открытой для экипажа функцией регламентные работы не планируются, а выполняются по замечаниям экипажа и показаниям бортовых средств контроля и регистрации; - со скрытой для экипажа, но не влияющей на безопасность полетов функцией, периодичность работ определяется средним временем наработки на отказ. Для внезапных отказов со скрытой для экипажа и влияющей на безопасность полета функцией периодичность восстановительных работ назначается таким образом, чтобы вероятность отправки в рейс неисправного самолета не превышала заданной. Для постепенных отказов: - с открытой для экипажа функцией регламентные работы не планируются, а выполняются по замечаниям экипажа и показаниям бортовых средств контроля и регистрации; - со скрытой для экипажа, но не влияющей на безопасность полетов функцией периодичность работ по контролю состояния определяется средним временем развития неисправности в отказ, начиная со среднего времени появления неисправности; - со скрытой для экипажа и влияющей на безопасность полетов функцией периодичность контроля назначается таким образом, что бы вероятность развития неисправности в отказ за период до следующей проверки не превышала заданный. Работы периодического цикла технического обслуживания по поддержанию и восстановлению надежности направлены на разрежение потока отказов и устранение накопившихся неисправностей и отказов. При этом в регламент вводятся только работы по поддержанию и восстановлению надежности, обусловленные постепенно развивающимися отказами. При внезапных отказах выполняются работы по внеплановому восстановлению. Работы, выполняемые при техническом обслуживании, различаются на целевые (контроль восстановление) и вспомогательные, обеспечивающие возможность проведения целевых работ. Целевые работы в свою очередь разделяются на две группы: периодические (повторяющиеся) и разовые работы (доработки, регулировки). Из условия обеспечения безопасности полетов определяют предельную границу наработки самолета, при которой выполнения каждой из работ определяется достижением надежность изделия нижней допустимой границы. При заданной периодичности выполнения форм периодического технического обслуживания, каждая из целевых работ должна выполняться по той форме, которая соответствует предельной границе наработки. Размещенные таким образом разовые работы в совокупности с периодическими, составляют объем целевых работ на каждой форме. Каждая из целевых работ сопровождается вспомогательными. Их объем определяется уровнем эксплуатационной технологичности и для эксплуатирующихся отечественных самолетов составляет 50 ÷ 80 % общих трудозатрат на техническое обслуживание. Для технологически взаимосвязанных работ, при их совместном выполнении на одной форме, вспомогательные работы могут совмещаться. В противном случае они всякий раз будут выполняться в полном объеме. Поэтому, размещая работы по периодическим формам, стремятся минимизировать трудозатраты, совмещая вспомогательные работы. 1. Порядок планирования и организации оперативного ТО в авиакомпании 1.1 Организация обслуживания АТ Оперативное ТО представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния АТ, обеспечивающих исправность, готовность и использование ВС в интервалах между формами его периодического ТО. Состав форм оперативного ТО, их содержание, порядок назначения и выполнения определяется ЭД для ВС конкретного типа. Цех оперативного обслуживания АТ выполняет следующие работы: а) подготовка ВС к вылету или обеспечению стоянки, которая включает в себя: – выполнение работ в соответствии с требованиями регламента технического обслуживания (работы по встрече и обеспечению стоянки, осмотру и обслуживанию, обеспечению вылета); – устранение неисправностей, выявленных в полете и при обслуживании; – организацию и руководство работами по заправке ВС ГСМ, спецжидкостями и водой, зарядке газами в соответствии с заданием на полет; – удаление снега и льда с поверхности ВС, кондиционирование воздуха в кабине экипажа и салонах, подогрев двигателей и изделий, буксировка ВС; – оформление установленной документации; – организацию осмотров и приема ВС; б) осуществление приема-передачи ВС; в) осуществление приема-передачи смены; г) проведение разборов в цехе, смене; д) руководство работами по обслуживанию ВС; е) обеспечение сохранности ВС и их имущества при техническом обслуживании; ж) проведение технического обучения личного состава цеха. Технологическая схема выполнения работ специалистами цеха приведена в таблице № 1, а технологическая карта устранения неисправностей в таблице № 2. Комплекс работ по оперативному ТО в центре ТО и Р ВС возложен: на цех 1 – пассажирских ВС; на цех 9 – грузовых ВС. Он выполняется в соответствии с установленной ЭТД для каждого типа периодичностью (по интервалам времени или по наработке в часах, полетах или циклах), в объеме соответствующем РО и технологическим указаниями на каждый эксплуатируемый тип ВС, специалистами, имеющими все необходимые допуска (сертификаты) на оперативное ТО этих самолетов. Таблица 1 Технологическая схема выполнения работ по оперативному ТО Наименование работ Начальник смены Ведущий инженер смены Инженер Инженер ОТК Бригадир Авиатехник Диспетчер цеха Комплектовщик Дежурный по стоянке Прием передача смены ИО Д Д — Д — — — И Разбор в смене ИПО СО С С С С — С С Проведение технического обслуживания КПО КПО КПО КПО КПОИ ИО КО И ИО Контроль качества выполнения работ И ИД И ИО И ИО — — — Оперативное управление ДПИ ИД ИД — ДИ — ИД — — Проведение технического обслуживания КИ О И И — — — — — Сезонная подготовка ДИ ДИ И Д И И И И И Обслуживание рабочих мест ДК — ДК — — — Д И — Анализ деятельности смены И ДП Д И — — — — — Охрана труда и техника безопасности, охрана окружающей среды ИК — И — И — — — — Организация рационализаторской, изобретательской и работы по НТО КПИ ДИ И — И И — — — Условные обозначения: К – контроль исполнения; И – непосредственное выполнение операции; О – оформление документации; П – инструктаж; С – участие в совещании; Д – подготовка данных, информации, документации. Таблица 2 Технологическая карта выполнения работ в цехе оперативного обслуживания АТ при получении информации о неисправности с борта ВС Наименование технологи ческой операции Начальник смены (инженер смены) Инженер ОТК Авиатехник Комплектовщик 1. По получении информации с борта По получению от диспетчера цеха информации о наличии неисправности уточняет: - расчетное время посадки ВС и номер стоянки выделенной для приемки ВС; - время вылета ВС но расписанию, наличие резервного ВС или время прибытия очередного ВС данной авиакомпании. - если устранение дефекта требует запуска и опробования двигателей, решает вопрос о возможности приема ВС на стоянку для запуска; - анализирует и предположительно определяет возможные причины дефекта; - информирует ИТС о характере дефекта; - дает ИТС конкретные указания о предварительной подготовке к устранению дефекта. По полученной информации определяет необходимость своего присутствия при встрече ВС. Проверяет наличие необходимого технологического оборудования на стоянке. При необходимости дает заявку комплектовщику на недостающее технологическое оборудование и инструмент. Уточняет на складе наличие необходимых изделий СИ и доставляет их на стоянку. Доставляет на стоянку необходимое технологическое оборудование и инструмент. Продолжение таблицы 2 Наименование технологи ческой операции Начальник смены (инженер смены) Инженер ОТК Авиатехник Комплектовщик 2. Встреча ВС Встречает экипаж и проводит собеседование с членами экипажа по уточнению характера дефекта (внешнего проявления), Проверяет полноту записи экипажем в б/журнале о характере внешнего проявления дефекта с указанием необходимых параметров работы систем, двигателей, условий полета. Дает указание (при необходимости) о снятии средств объективного контроля. Участвует в собеседовании с членами экипажа. Определяет по б/журналу повторяемость дефекта. Участвует в собеседовании с членами экипажа, в подготовке и проверке систем, двигателей. Снимает СОК и отправляет на расшифровку. 3. Предварительные работы Проверяет б/журнал ВС в целях ознакомления с ранее выполняемыми работами по данной системе. Проводит тщательную проверку работоспособности системы во всех режимах с замером необходимых параметров. Составляет программу работ по выявлению причин дефекта совместно с инженером ОТК и инженерами соответствующей специальности. Определяет время, необходимое на выявление и устранение дефекта, и согласовывает с диспетчером цеха время переносе вылета, если время стоянки недостаточно. Участвует в составлении программы по выявлению причин дефекта. Участвует в проверке работоспособности систем. Проводит внешний осмотр состояния блоков, агрегатов, их крепления, надежность присоединения ШР. Участвует в составлении программы работ по выявлению причины дефекта. Дает заявку на доставку к ВС дополнительного оборудования, инструмента, блоков, приспособлений и т.д. Выполняет заявку по доставке дополнительного оборудования. Продолжение таблицы 2 Наименование технологи ческой операции Начальник смены (инженер смены) Инженер ОТК Авиатехник Комплектовщик 4. Выполнение работ по выявлению дефекта Организует работу технического состава и оказывает ему практическую помощь по выполнению работ на ВС. Проводит выборочный контроль отдельных пунктов программы (измерение параметров, регулировочные и другие наиболее ответственные работы). Получает информацию о результатах проверки блоков и агрегатов из соответствующих цехов (участков). Составляет дополнительную программу работ по выявлению причины дефекта, если при выполнении первоначальной программы причины дефекта не выявлены. Примечание. Если заявленный дефект не подтвердился при выполнении программы, программа предусматривает выполнение работ, исключающих повторение дефекта в полете (замена блоков, агрегатов, промывка трубопроводов, замена смазки и т. д.). Производит контроль за выполнением работ. Участвует в составлении новой программы работ по выявлению дефекта. Выполняет работы в последовательности и объеме, определенных программой работ. Информирует инженера смены и инженера ОТК о выявленных отклонениях. Отвозит на проверку в другие цехи снятые изделия и после проверки привозит их на ВС. Окончание таблицы 2 Наименование технологи ческой операции Начальник смены (инженер смены) Инженер ОТК Авиатехник Комплектовщик 5. Выполнение работ по устранению дефекта. Выполняет работы в последовательности и объеме, предусмотренных программой работ. Проводит пооперационный контроль выполнения пунктов программы по устранению дефекта. Контролирует замену блоков агрегатов и выполнение регулировочных работ. Проверяет работоспособность системы после выполнения программы работ по устранению дефекта Выполняет работу в последовательности и объеме, предусмотренных программой работ. 6. Оформление технической документации Расписывает пункты программы работ, которые были выполнены техническим составом. Оформляет б/журнал ВС и дает готовность к вылету только после того, как дефект будет устранен. Оформляет карту-наряд, ставит свою подпись в программах работ рядом с подписью инженера смены за пункты, которые были им лично проконтролированы. Ставит свою подпись в программах работ за пункты, которые были выполнены им лично или механиком под его руководством и контролем. Оформляет карту-наряд, КНУАТ. Отвозит Доставленное оборудование, СИ инструмент приспособления и т д. В каждом цехе имеется: – положение о цехе и должностные инструкции для всех специалистов; – ЭД по типам ВС, которые обслуживаются в данном цехе; – перечень руководящей и нормативной документации, необходимой при оперативном ТО ВС; – перечень инструкций и стандартов на выполнение работ; – список специалистов с характеристикой специализации, переподготовки, допуска (сертификата) и повышения квалификации; – задания на выполнение работ по оперативным формам; – журналы (изучения документов под роспись, по ТБ); – реестр оборудования (графики проверок и поверок). Реестр средств для оперативного ТО всех эксплуатируемых ВС содержит: – наименование средств; – наличие формуляра (паспорта, этикетки, свидетельства); – наличие документа по эксплуатации (использованию) и методик проверки; – сведения о переосвидетельствовании и метрологической поверке. За все применяемые средства производства (оборудование, стремянки, водила и т. д.), согласно реестру – в оперативном цехе, несет ответственность начальник цеха 3, который отвечает за содержание, состояние, выполнение регламентных работ и текущего ремонта, своевременность переосвидетельствованная и поверок, ведение формуляра и реестра. За правильность эксплуатации, контроль периодичности проверок имеющихся в цехе средств производства, согласно реестру, несет ответственность начальник цеха оперативного ТО. Работы по оперативному ТО организовываются в соответствии с планами подготовки и обеспечения полетов и проводятся в рамках комплексного технологического графика подготовки ВС к полету. Ответственность за организацию указанного производства в центре ТО и Р, в его подразделениях, сменах, бригадах, группах несут их руководители, в пределах установленных для каждого обязанностей и полномочий согласно должностным инструкциям. Задание на выполнение работ по оперативному ТО с указанием форм обслуживания и перечнем дополнительных работ приписного или транзитного самолета поступает от ПДО центра ТО и Р, через диспетчера цеха, руководителю работ (начальнику смены или при его отсутствии инженеру смены по специальности СиД), который является ответственным за распределение производственного задания через инженеров по специальности и бригадиров авиатехников. Для транзитных ВС ответственность за назначение формы оперативного ТО и дополнительных работ несет его экипаж. К началу постановки конкретных задач ТО ответственный: – знакомится с состоянием и хранением ВС на местах стоянки; – организовывает прием ВС, их имущества и СНО специального применения вновь заступающим дежурным по стоянке; – организовывает прием ВС с оформлением «Журналов передачи смены и неоконченных работ», согласно инструкции центра ТО и Р «Организация и контроль передачи ВС с неоконченными работами»; – получает в ПДО общее производственное задание и организовывает его выполнение; – составляет план работы с учетом расписания движения самолетов, производственного задания и технического состояния принятых ВС; – назначает непосредственных руководителей по организации работ (инженеров СиД) ответственных за ТО конкретных ВС; – проводит краткий разбор за предыдущую смену; – знакомит личный состав с поступившими документами (при необходимости под роспись); – анализирует информацию о состоянии ВС, находящихся на базовом и временных аэродромах; – принимает меры к устранению выявленных недостатков ТО ВС; – определяет причины сложных неисправностей и принимает решение по их устранению. Руководитель по организации ТО ВС осуществляет подготовку к обслуживанию и его выполнение в следующем порядке: – назначает ответственного исполнителя ТО ВС (авиатехника СиД), находящегося в течении всего ТО на ВС и руководящего другими исполнителями; – организовывает встречу ВС на месте стоянки и установку его на стоянку (перроне), назначает ответственного за подключение (отключение) к судну аэродромного источника энергоснабжения (авиатехника АиРЭО); – после остановки двигателей дает указание о выполнении первоочередных работ по встрече; – получает информацию от бортинженера (бортмеханика, пилота) о работе систем и оборудования ВС в полете; – знакомится с записями в бортовом журнале об отказах и неисправностях, выявленных в полете; – после выполнения установленного объема ТО вместе с исполнителями оформляет карту-наряд, подтверждая подписями исправность и подготовленность ВС к вылету, если оно готовится в полет, или выполнение предусмотренного объема работ для передачи судна на другое ТО или хранение. Бригадам (исполнителям) ЗАПРЕЩАЕТСЯ выполнять на ВС работы без разрешения ответственного исполнителя ТО ВС – авиатехника СиД. Его распоряжения по вопросам организации работ подлежат обязательному выполнению всеми исполнителями, работающими на данном ВС. При этом каждый исполнитель докладывает должностному лицу, выдавшему ему задание, об окончании выполнения работ ТО и о возникающих задержках. Документами, подтверждающими выполнение оперативного ТО, является карта-наряд с приложениями, в которых расписываются исполнители и контролирующие, бортовой журнал ВС, запись в котором делает инженер СиД, ответственный за организацию ТО данного типа ВС, с указанием формы выполненного ТО и номера карты-наряда. При посадке ВС на аэродромах и площадках, где нет ИТП с со­ответствующей подготовкой (или услуги не предоставляются по другим причинам) ТО ВС выполняется бригадой специалистов, включенных в состав экипажа. Для каждого конкретного рейса в аэропортах, где нет ТО, количество и состав определяется директором центра ТО и Р и утверждается приказом Генерального директора авиакомпании. 1.2 Работы по встрече и обеспечению стоянки ВС Перед приемом ВС на оперативное обслуживание руководитель ТО (начальник (инженер) смены), назначает ответственного за выполнение работ по встрече (авиатехника СиД), указывает место стоянки, ранее согласованное с диспетчерской службой, на которое будет принято ВС. Ответственный за работы по встрече (до посадки ВС) проверяет состояние места стоянки, выделенного для приема ВС, оборудование МС, отсутствие на нем средств и имущества, мешающих заруливанию (установке) судна. Работы по подготовке к использованию необходимых СНО специального применения и приспособлений, в том числе жезлы, флажки, перчатки, электрофонарики, применяемые для подачи команд экипажу при заруливании ВС на стоянку, осуществляет дежурный по стоянкам. Встречающий ВС дежурный по стоянкам (или авиатехник СиД, ответственный по встрече) отвечает за своевременность и безопасность подаваемых им команд при заруливании на МС. Он лично руководит заруливанием, находясь на месте, хорошо видном командиру ВС, подавая установленные команды и сигналы согласно приложению НТЭРАТ ГА-93. Состав работ, выполняемых после установки ВС на стоянку, выключения двигателей и прекращения вращения воздушных винтов определяется в соответствии с требованиями РО данного типа ВС и выполняется авиатехниками СиД и АиРЭО. Ответственный по встрече ознакамливается с записями в бортовом журнале, получает устную информацию о техническом состоянии судна, записывает в карте-наряде на ТО остаток топлива в баках, докладывает ответственному за организацию ТО (инженеру участка, начальнику смены) о неисправностях, требующих устранения. Приемку ВС от экипажа (технического имущества по описи и остатка топлива по топливомерам) и передачу на ТО, с соответствующим оформлением бортового журнала и «Журнала сдачи-приемки ВС на ТО» осуществляет дежурный по стоянкам. После встречи, на ВС выполняются работы (авиатехниками по СиД и АиРЭО) по обеспечению стоянки или по осмотру и обслуживанию в соответствии с требованиями РО на данный тип ВС. В случае обслуживания неприписного самолета исполнитель обращает внимание на запись в бортовом журнале, по какому регламенту необходимо обслуживать данный самолет, в случае отличия от регламента, по которому работает центр ТО и Р, работы выполняются и оформляются, с соответствующими записями, только под контролем экипажа. При необходимости, ответственным по встрече (он же является ответственным за буксировку) организовывается буксировка ВС на место дальнейшего ТО (ремонта, хранения) в соответствии с требованиями РЭ. Зачехление ВС или обработку его поверхностей противообледенительной жидкостью проводят по указанию руководителя ТО воздушного судна, а также по требованию экипажа. Работы по обеспечению стоянки ВС могут выполняться также после периодического и оперативного обслуживания, замены изделий, текущего ремонта. Работы по встрече, обеспечению стоянки и вылета ВС поручаются руководителем работ (начальником смены, инженером участка), лицам инженерного и технического персонала, имеющим специальности по эксплуатации СиД или АиРЭО, после соответствующей их подготовки и оформления допуска. 1.3 Работы по осмотру и обслуживанию Диспетчер цеха, получив сообщение из ПДСП (ПДО), передает информацию о прилете ВС (время посадки, бортовой номер, наличие замечания экипажа, общую заправку топливом, номер места стоянки, форму обслуживания) специалистам, участвующим в обслуживании ВС. При получении информации с борта ВС о наличии неисправностей работа осуществляется согласно технологической карте. При отсутствии замечаний экипажа осмотр и обслуживание ВС организует авиатехник СиД (при больших объемах работ – авиатехник-бригадир по СиД), назначенный ответственным исполнителем за производство этих работ. Их выполняют в случаях, определяемых ЭД для ВС конкретного типа. Объем работ, выполняемых при осмотре и обслуживании, соответствует предписаниям ЭД, производственному заданию (включая дополнительные задания). Если осмотр и обслуживание проводят после снятия ВС с хранения, ответственный за организацию ТО убеждается, что документация на проведенные ранее работы оформлена полностью и правильно. Специалисты, которым поручено произвести осмотр ВС, несут ответственность (в пределах своих обязанностей и задания на производство работ) за правильное определение его технического состояния, за полноту и качество выполняемых работ, включая работы по восстановлению исправности. Уменьшать объем работ по осмотру и обслуживанию, изменять технологию их выполнения, установленные ЭД, запрещается. Данные о неисправностях, выявленных в полете записываются экипажем в бортовой журнал. Сведения о неисправностях по записям экипажа в бортовом журнале записываются авиатехниками по специальности в карту-наряд (наряд на дефектацию). Устранение неисправностей оформляется в указанных документах подписями исполнителей работ и контролирующих. 1.4 Организация устранения повторных, сложных дефектов Специалист, обнаруживший неисправности, угрожающие безопасности полета, а также выявленные впервые, повторные (к повторным относят неисправности АТ, вновь проявляющиеся в одном из пяти последующих полетов после предпринятой попытки их устранения), сложные, требующие большого объема демонтажно-монтажных и регулировочных работ, докладывает руководителю работ, который проводит необходимый анализ неисправности, принимает решение о порядке и сроках ввода ВС в строй (при необходимости принимает меры к использованию резервного ВС). В конкретных случаях отнесение неисправности АТ к категории повторных производится ведущими инженерами цеха (при дефектах, угрожающих безопасности полетов – главным инженером или его заместителем по АиРЭО). Организация устранения повторных неисправностей АТ в центре ТО и Р производится в соответствии с требованиями «Инструкции по организации устранения повторных неисправностей на АТ» в соответствии с Указанием МГА № 23.1.7-82 от 16.07.86 г. Ответственность за организацию ТО ВС и устранения неисправностей, а также сложных или не имеющих отработанной технологии восстановления неисправностей, с привлечением необходимых специалистов, возлагается на начальников смен согласно производственному заданию, полученному от ПДО. Повторные неисправности, а также сложные или не имеющие отработанной (в виде документа) технологии восстановления неисправности – устраняются под руководством начальника (инженера) смены с привлечением ведущих инженеров центра ТО и Р и изложением технологического порядка в «Карте на устранение повторной неисправности». Технология восстановительных работ разрабатывается экспертной группой, куда, при необходимости, привлекаются ведущие специалисты лаборатории диагностики, ИЦ и представители промышленности. Результатом их работы является схема поиска и устранения неисправности, согласно которой составляется «Карта на устранение повторной неисправности». В «Карту» вносится запись о проведенном инструктаже с подписью проводившего и прослушавших инструктаж. По результатам выполненных работ принимается решение экспертной группой по допуску ВС к эксплуатации. При устранении дефектов угрожающих безопасности полетов, самолет допускается к эксплуатации «Техническим актом», подписанным экспертной группой, согласованным с начальником ОТК и утвержденным директором центра ТОиР. Данный «Техакт» хранится в ЛД (в деле двигателя, планера), цехе, ОТК, если требуется периодичность проверок (выдачи задания), то и в ПДО. Работы по устранению неисправностей выполняют авиатехники (авиамеханики) под руководством бригадира, инженера смены. В целях оперативного выполнения работ по устранению неисправностей и замене отказавшего оборудования в базовых аэропортах и на аэродромах временного базирования имеются неснижаемые запасы изделий для приписных ВС и Возвратно-обменный фонд (ВОФ) – для транзитных ВС. Порядок использования ВОФ определяется авиапредприятиями на договорных началах. В случае имеющегося обязательства (по договору на ТО транзитных ВС) изделия ВОФ выдают на основании оформленного экипажем транзитного ВС требования установленного образца. Установка изделий на ВС в таких случаях может быть произведена специалистами ИАС, о чем они записывают в бортовом журнале. В паспорт изделия ВОФ записывают номер ВС, на которое он установлен. Паспорт временному владельцу изделия не выдают. Эксплуатация ВС с изделием ВОФ после прилета на базовый аэродром запрещается, если иное не оговорено соглашением между авиапредприятиями. Установка (замена) носителя (кассеты) бортового регистратора полетной информации осуществляется специалистами цехов и участка СОК при оперативном (периодическом) ТО в сроки, установленные РО, или по заявке экипажа, а также по требованию соответствующих должностных лиц, когда носитель полностью израсходован или его недостаточно для предстоящего полета. Остаток носителя (в летных часах) определяют по записи в бортовом журнале, произведенной экипажем после полета, о замене носителя (кассеты) с указанием запаса времени работы (в часах) исполнителем производится запись в бортовом журнале и карте-наряде в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. Обработку (декодирование и анализ достоверности) полетной информации, снятой с регистраторов, оценку работоспособности и правильности функционирования систем ВС производят в БЛОПИ (базовой лаборатории обработки полетной информации), оснащенной соответствующим оборудованием. Анализ и использование информации по технике пилотирования осуществляют летные подразделения авиапредприятия. Комплектование ВС аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением (аварийные радиостанции, сигнальные средства, продукты питания, вода, спасательные жилеты, плавсредства, и др.) производится в соответствии с утвержденными описаниями (перечнями) и с учетом особых условий полета. Исполнители работ назначаются приказом Генерального директора авиакомпании и несут ответственность за доставку аварийного оборудования и снаряжения ВС, его комплектность и кондиционность состояния. При возникновении особых ситуаций (штормовое предупреждение, опасные метеоявления и т. д.) начальник смены (инженер участка) организовывает работы, направленные на сохранность АТ и наземного оборудования. Перечень первоочередных работ и их организация по каждому типу ВС определены регламентом ТО. 1.5 Работы по обеспечению вылета Качественное обслуживание ВС и своевременная подготовка их к вылету во многом зависят от четкого взаимодействия цеха оперативного ТО с другими подразделениями Центра ТО и Р и авиакомпании. Перед выполнением работ по обеспечению вылета, являющихся заключительными для всего комплекса работ но подготовке ВС к полету, специалист, ответственный за выполнение работ по обеспечению вылета (инженер СиД), проверяет карту-наряд на оперативное ТО, бортовой журнал и убеждается, что указанная документация оформлена правильно и подписана должностными лицами, ответственными за выполнение работ. Работы по обеспечению вылета (объём, последовательность, действия при задержке вылета) исполнители и контролирующие проводят руководствуясь соответствующей ЭД включая РО и документы авиапредприятия. В случае обнаружения в процессе выполнения работ повреждений, неисправностей и других отклонений специалист, их обнаруживший, докладывает руководителю работ, который определяет порядок устранения отклонений, время окончания работ, сообщает о принятом решении в диспетчерскую службу и вышестоящему руководителю. Экипаж, в случае выявленных при приемке ВС неисправностей, записывает в б/журнале и сообщает специалисту, сдающему ВС, который принимает меры по устранению недостатков и докладывает о случившемся начальнику смены. Кроме работ по обеспечению вылета, предусмотренных регламентом, на ВС выполняют (при необходимости) в соответствии с ЭД дозаправку ГСМ, спецжидкостями и водой, дозаправку систем газами, удаление снега, инея, льда с поверхности судна, кондиционирование воздуха в пассажирских салонах и кабине экипажа, подогрев двигателей и изделий, буксировку судна на перрон, площадку для запуска и опробования двигателей. Экипажу предъявляют ВС, подготовленное к полету. Подготовленным к полету считают ВС на котором: – ресурс планера, двигателей и изделий достаточен для выполнения задания; – системы заправлены ГСМ, согласно плану (заданию) и в соответствии с действующей нормативной ЭД спецжидкостями, и заряжены газами, в соответствии с заданием на полет и регламентом; – судовая документация находится в ПДО, бортовое аварийно-спасательное, бытовое оборудование и снаряжение укомплектованы, согласно описям (перечням); – проведены работы по обеспечению вылета. Работы по обеспечению вылета, связанные с уборкой троса заземления и упорных колодок из-под колес, обеспечением запуска двигателей, включением наземных источников питания, заключительным осмотром судна и обеспечением его выруливания, ИТП выполняет в процессе ТО и после сдачи ВС экипажу; – в карте-наряде подписано (специалистом, ответственным за ТО) заключение о том, что судно подготовлено к полету и разрешен вылет. Окончательное заключение о подготовленности ВС к полету и разрешении вылета дает, подписывая карту-наряд, непосредственный руководитель его подготовки - начальник смены (инженер СиД), имеющий соответствующий допуск. Предварительно специалист, дающий разрешение на вылет, проверяет наличие в карте-наряде подписей о выполнении и контроле произведенного ТО и работ по обеспечению вылета. При сдаче ВС экипажу, предъявляют оформленную карту-наряд на оперативное ТО, передают бортовой журнал с оформлением подписей: сдал – дежурный и принял – бортинженер, бланк справки о работе ЛТ в рейсе, судовую документацию, ключи от ВС, информируют о техническом состоянии судна. В ходе предполетного осмотра ВС, производимого экипажем, специалисты, ответственные за ТО (авиатехники СиД и АиРЭО), снимают с ВС чехлы, заглушки струбцины, штыри и другие, временно устанавливаемые и снимаемые перед вылетом устройства, которые передают бортинженеру (бортмеханику, пилоту). Специалист, ответственный за выполнение работ по обеспечению вылета, обязан принимать оперативные меры, по устранению неисправностей, обнаруженных экипажем при предполетном осмотре и проверке систем и оборудования. После выполнения комплекса работ ТО, необходимых для подготовки ВС к полету, судно считается готовым к полету, если оно осмотрено и принято экипажем, что подтверждается подписью бортинженера (бортмеханика, пилота) в бортовом журнале и карте-наряде на оперативное техническое обслуживание. 1.6 Процедуры принятия решений при отклонении значений диагностических параметров от норм При отклонении значений диагностических параметров от нормативных значений, представленных в РТЭ или технологических указаниях на выполнение определенных видов работ, принимается соответствующее решение на проведение ТО, ремонта или замены соответствующего изделия. Вылет ВС с не устраненными неисправностями запрещается, кроме случаев, предусмотренных РЛЭ. Разрешение на вылет ВС с неисправностью и повреждением, указанным в РЛЭ дает руководитель, ответственный за ТО судна. О характере неисправности он записывает в боротом журнале и карте-наряде на оперативное ТО и сообщает об этом командиру воздушного судна. Как исключение допускается вылет ВС с неисправностью, не указанной в РЛЭ, связанный с необходимостью возврата ВС в базовый аэропорт. Разрешение на указанный вылет приписных самолетов дает директор центра ТО и Р, или должностное лицо, его замещающее в конкретном случае (по договоренности между авиапредприятиями названное разрешение в праве выдать руководитель ИАС того авиапредприятия, где обнаружена неисправность, или должностное лицо его замещающее в конкретном случае), с соблюдением следующих требовании: – четко определены характер, причины и последствия неисправности; – имеется обоснованное заключение о том, что неисправность не влияет на безопасность полета, о чём даётся полная информация командиру воздушного судна; – в бортовой журнал и в карту-наряд внесены подтвержденные подписью руководителя ИАС авиапредприятия (или должностного лица – его замещающего) записи по существу указанных выше вопросов, о выполненных работах по обеспечению безопасного исхода полета с неустраненной неисправностью, о разрешении вылета ВС с неисправностью для возврата в базовый аэропорт. При этом, если другое авиапредприятие отказывается дать разрешение, высылается техбригада (техники, инженеры) с зарегистрированным «Разрешением» и программой выполнения работ (второй экземпляр хранится в ОТК) подписанными директором центра ТО и Р (или должностным лицом, его замещающим), где в случае выполнения учтенных программой работ, старшему техбригады предоставляются полномочия внести в бортовой журнал и в карту-наряд записи, требуемые НТЭРАТ ГА-93, в номер «Разрешения», а само «Разрешение» и карта-наряд с четко определенным характером, причин и последствий неисправности, выполненными работами остаются в авиапредприятии вылета ВС, При неучтенных программой причинах и характере неисправности, старший техбригады докладывает об этом директору центра ТО и Р или его заместителям. В этом случае высылается телеграмма (РД) подписанная директором центра ТО и Р (или должностным лицом, его замещающим) и старший техбригады вписывает ее номер в бортжурнал, а саму телеграмму прикладывает к карте-наряду. При перелете с одним выключенным двигателем на базу (согласно РЛЭ) разрешение дают УГНБП (управление государственного надзора по безопасности полетов) и директор департамента ПЛГ (поддержания летной годности). Разрешение на полеты ВС с неисправностями, не влияющими на безопасность эксплуатации судна, устранение которых может быть перенесено на некоторый определенный срок для приписных ВС вправе дать директор центра ТО и Р или должностное лицо, его замещающее, при наличии «Технического решения» компетентных специалистов, (при необходимости – согласованного с разработчиком и поставщиком АТ), в котором: – четко определены характер, причины и последствия неисправности; – имеется обоснованное заключение о том, что неисправность не влияет на безопасность эксплуатации ВС в четко обозначенном периоде, указываются конкретные сроки устранения неисправности, необходимые мероприятия по контролю за неисправностью и ответственные за их осуществление лица. «Техническое решение» согласовывается с начальником и утверждается директором, подтверждающим возможность выполнения полетов с повышенным уровнем контроля за соответствующими диагностическими параметрами в течении определенного периода времени, что отражено в данном «Техническом решении». «Тех. Решение» составляется в 3-х экземплярах: – один вклеивается в формуляр ВС или двигателя; – второй вклеивается в б/журнал ВС (раздел «Индивидуальные особенности»); – третий передается в ОТК. Контроль за планированием и выполнением работ, согласно «Тех. решению» возлагается на ПДО, выборочный контроль осуществляет ОТК. Командиру ВС пред вылетом с «неустраненной» неисправностью сообщается полная информация о результатах контроля неисправности и мерах исключающих ее влияние на безопасность полета. Во всех случаях окончательное решение на вылет ВС на котором имеются «неустраненные» неисправности принимает командир ВС с учетом условий предстоящего полета, оборудования аэродромов взлета и посадки. При невозможности решения данной проблемы указанным способом, вылет ВС запрещен и принимаются меры по замене отказавшего оборудования. 1.7 Обслуживание транзитных ВС Обслуживание ВС, выполняющих транзитные рейсы, выполняется по оперативным формам ТО: а) встреча самолета (ВС); б) обеспечение стоянки (ОС); в) техническое обслуживание: – Ту-154Б – по регламенту РО-88 от 03.04.90 г. (все формы ТО); – Ту-154М – по регламенту РО-90 от 14.06.91 г. изд. 1992 г. (все формы ТО); – Ан-26, Ан-24 – по регламенту М5.1-5 от 03,04.91 г. (все формы ТО); г) обеспечение вылета (ОВ). При заключении договоров на обслуживание ВС других авиапредприятий, выполняющих транзитные рейсы через авиапредприятия, оговариваются в приложении к договору условия ТО. Где определяется регламент ТО, согласно которому будет производиться ТО транзитного ВС. Рабочие экземпляры РО: – Ту-154Б от 03.04.90 г. (все формы ТО); – Ту-154М от 14.06.91 г. изд. 1992 г. (все формы ТО); – Ан-26, Ан-24 от 03.04.91 г. (все формы ТО), сверенные с контрольными экземплярами, находящимися в базовых предприятиях выполняющих транзитные рейсы. При поступлении изменений в РО этих предприятий, они направляют поступившие изменения и в адрес договорного предприятия для внесения изменений в рабочие экземпляры. 1.8 Порядок передачи ВС с незавершенными работами по ТО Передача ВС с незавершенными работами по ТО осуществляется в соответствии с общими требованиями раздела 10.6. НТЭРАТ ГА-93 «Организация и контроль передачи ВС с незаконченным объемом работ» и инструкции центра ТО и Р «Организация и контроль передачи ВС с незаконченным объемом работ», где определены дополнительные требования и распределены обязанности и ответственность сдающего и принимающего ВС. Одним из основных дополнительных требований является: – при передаче из цеха в цех с «незакрытым» к/нарядом в б/журнале делается запись о неоконченных работах с указанием номера к/наряда и к/наряд передается с ВС в другой цех; – цеховой диспетчер отслеживает (регистрирует) полностью оформленные к/наряды и не имеет права выписывать к/наряд на вылет, пока не получит все выписанные к/наряды на этот самолет; – при передаче из смены в смену делается соответствующая запись в журнале передачи работ с указанием к/наряда. 1.9 Технологические процессы заправки ВС Заправка ВС авиаГСМ с участием специалистов центра ТО и Р осуществляется в соответствии с требованиями: раздел 5.1. НТЭРАТ ГА-93 «Заправка горюче-смазочными материалами»; раздел 5.3. Наставления по пожарной охране в ГА (НПО ГА-85); Приказ № ДВ-126 от 17.10.92 г. «Руководство по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контроль качества авиаГСМ»; Указ. № 247 /у от П.11.79 г. «О порядке слива отстоя топлива на ЛТ» и дополнений № 543/у от 23.09.82 г., № 803/у от 25.10.83 г.; Инструкции центра ТО и Р «Порядок действия при обнаружении некондиционного топлива на ВС» и должностных инструкций. В Инструкции центра ТО и Р оговорены действия, распределены обязанности и ответственность лиц при обнаружении в отстое механических примесей, воды или кристаллов льда, при загорании ламп сигнализации «Фильтр засорен», а также порядок взаимодействия служб центра ТО и Р и ГСМ. 1.10 Обеспечение процессов наружной обработки ВС Наружная обработка ВС производится в соответствии с общими тре­бованиями: - п/п. 5.9.4, 5.9.5 раздела 5.9. НТЭРАТ ГА-93 «Обслуживание бытового оборудования, мойка ВС»; - раздела 5.5. НТЭРАТ ГА-93 «Удаление снега и льда с поверхности воздушных судов». Конкретные особенности выполнения указанных работ определяются: - регламентами технического обслуживания ВС; - действующими технологиями и распоряжениями по применению соответствующих спецжидкостей и технических средств, а также «Временной инструкцией по дезинфекции ВС ГА от 5.11.79г.». 2. Организация и управление процессом периодического ТО ВС в авиапредприятии 2.1 Общие вопросы Комплекс работ по периодическому техническому обслуживанию организуется и выполняется в КЭАТ с установленной ЭТД периодичностью (по интервалам времени или по наработке в часах, полетах или циклах) и в объемах в соответствии с РО (пооперационными ведомостями) для конкретного типа ВС, включая дополнительные работы по бюллетеням и разовым осмотрам. Периодическое ТО выполняется специалистами цеха № 2, имеющими соответствующие допуска (сертификаты). В каждом цехе периодического ТО имеется: – положение о цехе периодического ТО и должностные инструкции специалистов; – список специалистов цеха с характеристикой специализации, переподготовки, допуска (сертификата) и повышения квалификации; – перечень руководящей и нормативной документации, необходимой при периодическом ТО, с указанием ответственных ведущих инженеров цеха за состояние и ведение документации; – перечни работ по типам ВС (пооперационные ведомости, утвержденные главным инженером КМТУ ВТ МТ РФ) с указанием наименования работы, технологической карты и должностного лица, контролирующего данную операцию; – технологические указания (карты) – технология выполнения операций, инструмент, приспособления и материалы; – реестр средств для периодического ТО эксплуатируемых ВС и документация на них; – образцы оформления документов (карт-нарядов, пооперационных ведомостей, талона разовых проверок, и т. д.); – задания на выполнения работ по ТО ВС и дополнительным работам; – журналы (изучения документов под роспись, по технике безопасности, техучебе, передачи смены, разборов, приема-передачи ВС дежурным постоянке). Реестр средств для периодического ТО содержит: – наименование средства; – наличие формуляра (паспорта, этикетки, свидетельства); – наличие документа по эксплуатации (использованию) и методик поверки; – сведения о переосвидетельствовании и метрологической поверке. За каждым средством для периодического ТО закреплен ответственный исполнитель, который отвечает за содержание, состояние, выполнение регламентных работ и текущего ремонта, своевременное переосвидетельствование и поверки, ведение формуляра и реестра. Обслуживание ВС в цехе 2 по периодическим формам ТО производится на открытых стоянках, оборудованных необходимой для ТО технологической оснасткой и обеспеченных средствами наземного обеспечения специального применения. Схема управления цехом приведена на рис. 2.1. Выполнение периодического ТО самолетов Ил-76 организовано поэтапно бригадно-поточным методом с модернизацией форм ТО в комплексы работ распределенной трудоемкости, каждая из которых включает в себя базовую форму ТО и этапируемые работы из форм большей трудоемкости. Пооперационные ведомости на периодическое ТО по всем типам базовой АТ разрабатываются в КЭАТ авиапредприятия в соответствии с требованиями РО и другой эксплуатационной документации и с учетом опыта эксплуатации ВС в других предприятиях. Рис. 2.1 Схема управления цехом 2 – периодического обслуживания самолетов Ту-154Б(М), Ил-62, Ил-86, Як-40 2.2 Организация выполнения ТО ВС Планирование, назначение формы и составление производственного задания на выполнение периодического ТО производит ПДО КЭАТ с учетом наработки самолетов, двигателей и их комплектующих изделий в часах, посадках, циклах, отработки календарных сроков и необходимости выполнения дополнительных работ. Производственное задание на выполнение периодических форм ТО выдает начальнику смены цеха ПДО КЭАТ через цехового диспетчера. Схема взаимодействия подразделений КЭАТ при выполнении периодического ТО ВС приведена на рис. 2.2. Задание, полученное начальником смены, включает в себя карту- наряд на ТО, являющуюся основным документом учета и оформления выполненных работ по ТОиР АТ, и приложения - пооперационных ведомостей, наряда на дефектацию, задания на выполнения бюллетеней, разовых осмотров, регулировок, замену двигателей, агрегатов и т. д. Выполнение периодического ТО возлагается на смены и бригады, укомплектованные ИТП, подготовленным и допущенным к производству работ по периодическим формам ТО по своей специальности. В состав смен цеха 2 входят комплектовщики в оперативном подчинении начальников смен. По указанию руководителя работ, комплектовщики готовят рабочие места в начале смены и убирают оборудование от ВС в конце смены. В течение рабочего дня комплектовщики обеспечивают доставку из цехов 7, 4 и ЦТР, (на основании заявки, подписанной начальником цеха 2) и обратно необходимого для ТО оборудования, агрегатов, расходных материалов и т. д. Необходимые для обслуживания АТ по периодическим формам комплекты инструмента, приспособления и имущество хранятся в инструментальных кладовых участка подготовки производства цеха 4. И выдаются бригадам или отдельным исполнителям на время выполнения ими работ по обслуживанию ВС с регистрацией в журнале «Выдачи и приемки инструмента». По окончании рабочего дня (смены, работ на ВС) лицо, получившее инструмент и приспособления, сдает инструментальщику для проверки его наличия, с соответствующей отметкой в журнале. Непосредственную организацию процесса периодического ТО осуществляют начальник смены, инженеры смены, бригадиры - в пределах своей компетенции каждый (определенных должностными инструкциями). Перед началом работ начальник цеха, начальник смены (или лица, их замещающие) формулирует конкретные задачи каждой бригаде с таким расчетом, чтобы производственное задание было выполнено в заданный срок с учетом резерва времени для выполнения дополнительных работ по результатам дефектации воздушного судна. Руководство работами на ВС осуществляет инженер или бригадир по эксплуатации СиД. Руководителю работ на ВС оперативно подчиняются бригадиры специалистов, участвующих в обслуживании систем СиД и АиРЭО воздушного судна. Руководитель работ на ВС определяет порядок работы специализированных бригад и их взаимодействие, назначает специалиста по электрооборудованию, ответственного за подключение (отключение) к ВС аэродромных источников питания и контроль за их работой. Инженеры смены и бригадиры проверяют комплектование рабочих мест исправными техническими средствами, проводят инструктаж исполнителей по особенностям выполнения работ на ВС, технике безопасности и правилам охраны труда в условиях предстоящего процесса. Дефектацию ВС производят исполнители работ в пределах обслуживаемых ими зон. Сведения о выявленных неисправностях, а также о неисправностях, зафиксированных в бортжурнале ВС, заносятся в наряд на дефектацию, прилагаемый к карте-наряду на периодическое ТО. По окончании дефектации руководитель работ анализирует выявленные неисправности с привлечением специалистов соответствующего профиля (в том числе – специалистов других подразделений, если это необходимо), организует восстановление исправности АТ в соответствии с требованиями ЭД и его контроль. Работы по устранению неисправностей, выявленных при дефектации, выполняют авиатехники под руководством бригадиров. Повторные неисправности, а также сложные или не имеющие отработанной (в виде документа) технологии восстановления неисправности – устраняются под руководством начальника (инженера) смены с привлечением ведущих инженеров КЭАТ с изложением технологического порядка в «Карте на устранение повторной неисправности». Технология восстановительных работ разрабатывается экспертной группой, куда при необходимости привлекаются ведущие специалисты лаборатории диагностики, ИЦ и представители промышленности. Результатом их работы является схема поиска и устранения неисправности, согласно которой составляется «Карта на устранение повторной неисправности». В «Карту» вносится запись о проведенном инструктаже с подписями проводившего и прослушавших инструктаж. По результатам выполненных работ принимается решение экспертной группой по допуску ВС к эксплуатации. В процессе выполнения ТО за каждую выполненную работу исполнитель, руководитель и контролер расписываются в карте-наряде и приложениях к ней. Они несут персональную ответственность за качество выполненной работы. Контроль качества периодического ТО осуществляется по требованиям и в соответствии с «Руководством по качеству ТО в КЭАТ», и «Перечнями контрольных предъявлений по типам ВС». На дополнительные работы, подлежащие выполнению другими подразделениями авиапредприятия, руководитель работ оформляет заказ, в котором указывает: содержание работы, тип и опознавательный знак ВС, срок выполнения заказа, фамилию заказчика и другие сведения. Заказы регистрируются диспетчером цеха в журнале регистрации и контролируются сроки их выполнения. После доставки отремонтированного элемента на самолет цеховой диспетчер делает соответствующую отметку в журнале. Выполнение заказа подтверждается в нем подписями его исполнителя и контролирующего. Текущий ремонт АТ выполняется в соответствии с требованиями общей и типовой ЭД или по технологиям, разрабатываемым ИЦ КЭАТ в случае отсутствия в ЭД необходимых технологических указаний, при необходимости они согласовываются с КБ. Устанавливаемые на ВС детали изготавливаются по чертежам (эскизам) ИЦ с указанием материала и условий обработки. Цех 4, ЛД, заводские представители получают задание в начале рабочей смены от ПДО КЭАТ. Руководитель работ периодического ТО ВС согласовывает с мастером 4-го цеха, инженером ЛД и заводским представителем порядок и сроки выполнения работ на ВС. После выполнения работ работники вышеуказанных структур расписываются в пооперационной ведомости и задании, приложенных к карте- наряду. Контроль качества выполненных работ осуществляют руководители работ соответствующих подразделений и контролеры цеха периодического ТО в соответствии с «Перечнем контрольных предъявлений». После окончания периодического ТО руководитель работ сдает оформленную карту-наряд со всеми приложениями в ПДО и делает необходимые записи в формулярах. Дежурный передает ВС в цех оперативного ТО с оформлением б/журнала. Начальник смены (или лицо, его замещающее) проводит, в соответствии с установленным для подразделения распорядком дня, технический разбор, на котором анализирует выполнение производственного задания, причины допущенных недостатков и брака в работе, выявленные характерные неисправности на ВС, а также состояние производственной и технологической дисциплины. Итоги разбора заносят в журнал разборов. 2.3 Организация замены двигателя на ВС Ответственность за организацию замены двигателя на ВС возлагается на руководителя работ (инженера или бригадира СиД периодического ТО ВС). Работы по замене двигателей возлагаются на специалистов, допущенных к их выполнению и имеющих допуск к стропальным работам. Руководитель работ получает задание на смену двигателя от начальника смены, забирает в ПДО формуляр с сопроводительной справкой на снимаемый двигатель. В справке указывается номер снимаемого двигателя и причина его снятия. ПДО дает задание участку перемонтажа двигателей (УПД) на подготовку устанавливаемого двигателя. УПД имеет своих подготовленных и допущенных к подготовительным работам специалистов, оснащен необходимым оборудованием и приспособлениями, порядок работ и оформления документов осуществляется в соответствии с инструкцией предприятия «Организация работ по движению двигателей на УПД». Руководитель работ оговаривает с УПД условия и сроки доставки снятого и устанавливаемого двигателей, заказывает при необходимости автокран. Консервирует двигатель, оформляет формуляр, проводит инструктаж по технике безопасности, принципиальным особенностям технологии предстоящих работ, определяет ответственных за выполнение конкретных работ. Снятый двигатель с формуляром, сопроводительной справкой и заглушенный сдается в УПД. Руководитель работ просматривает формуляр вновь устанавливаемого двигателя, определяет объем дополнительных работ и, при необходимости, привлекает для выполнения этих работ представителей ЛД и завода-изготовителя. Перед установкой двигателя авиатехники цеха совместно с ОТК производят входной контроль двигателя, устраняют обнаруженные дефекты. При снятом двигателе осматривают конструкцию планера, коммуникации, выполняют доработки по бюллетеням, техобслуживание узлов и агрегатов, доступ к которым в ином случае невозможен. После установки двигателя производится его внутренняя расконсервация, опробование и, в соответствие с технологическими картами, выполняется комплекс контрольных и регулировочных работ, а там, где это предусмотрено ЭД - контрольный полет ВС. После выполнения всех перечисленных выше работ оформляется производственно-техническая документация, формуляры ВС и двигателя, паспорта комплектующих изделий. 2.4 Организация трудоемких демонтажно-монтажных работ на ВС К трудоемким демонтажно-монтажным работам относят разборку и сборку ВС, демонтаж и монтаж его крупногабаритных частей, элементов конструкции и изделий. Для выполнения работ выделяются исполнители, назначается руководитель работ, определяется порядок их проведения. Руководитель работ проводит инструктаж исполнителей по правилам безопасного производства работ, принципиальным особенностям технологии их выполнения, организует подготовку оснастки, инструмента, средств контроля и наземного обслуживания, предусмотренных ЭД. Операции по демонтажу-монтажу и регулировочные работы выполняют по технологиям разработчика АТ. Операции и работы, не имеющие технологии разработчика АТ, выполняют по технологиям, разрабатываемым эксплуатантом, согласованным при необходимости с разработчиком АТ. На сертифицированной АТ указанные работы производятся только по технологиям разработчика АТ. После демонтажа частей планера (силовой установки), изделий АТ тщательно проверяют (в соответствии с ЭД) состояние силовых узлов и деталей крепления, контроль которых возможен только при снятых элементах конструкции. Работы, связанные с поднятием и опусканием частей ВС, подсоединением частей к силовым узлам планера и их рассоединением, выполняют по команде руководителя работ. Команды подают голосом и дублируют сигналами (приложение 1.8 НТЭРАТ ГА-93). В условиях повышенного шума для подачи команд применяют мегафон или радиосвязь. Исполнители, выполняющие работы по подъему (опусканию) груза, имеют специальный допуск к стропальным работам. К особым работам относят трудоёмкие операции, связанные с устранением неисправностей или повреждений ВС: – дефекты силовых элементов, технологическая документация, на устранение которых, не разработана; – повреждения, связанные с эксплуатационной перегрузкой ВС; – попадание в отсеки и на элементы конструкции агрессивных или ядовитых веществ; – поражение коррозией крупногабаритных деталей, узлов в труднодоступных местах. При необходимости выполнения на ВС указанных работ, эксплуатант информирует об этом руководителя профильного подразделения ГОУВТ и образует в необходимых случаях из специалистов авиапредприятия комиссию, на которую в типовом случае возлагается: – дефектация ВС; – определение причин появления неисправности (повреждения); – определение целесообразности восстановления, потребных сил и средств, сроков выполнения работ; – разработка технологической документации по устранению неисправности (удалению агрессивных или ядовитых веществ); – разработка предложений по предупреждению неисправностей (повреждений, случаев неправильной эксплуатации). По итогам работы комиссия составляет акт, с предложениями о порядке устранения выявленных неисправностей, который утверждается руководителем авиапредприятия. При необходимости в состав комиссии включают представителей других компетентных организаций. Для устранения неисправностей (повреждений) выделяются специалисты, и назначается руководитель указанных работ. Руководитель работ обязан изучить с исполнителями технологию предстоящих работ и провести инструктаж по правилам их безопасного выполнения, обеспечить контроль выполнения работ, оформить документацию. Устранение неисправностей (повреждений) исполнители и лица, осуществляющие контроль, подтверждают подписями в наряде на дефектацию. При необходимости производятся записи в формуляре ВС (двигателя). 2.5 Доработки по бюллетеням, разовые проверки и осмотры АТ 2.5.1 Общие вопросы Данные работы выполняются в соответствии с эксплуатационно-технической документацией Разработчика (Изготовителя) ВС, а также в соответствии с процедурами, изложенными в разделе «Порядок корректировки программ ТО ВС (по перечням и периодичности работ)», представленном выше. Комплекс работ по обеспечению выполнения доработок АТ, разовых проверок, осмотров по директивам и указаниям, а так же учет и отчетность по ним ведется ведущими инженерами по типам АТ в инженерном центре – по доработкам и в ОТК – по разовым осмотрам. В КЭАТ имеются: 1. Руководящие документы ГС ГА РФ, КМТУ ВТ МТ РФ, УТЭиПЛГ ГВС РФ регламентирующие порядок и процедуры выполнения доработок, разовых проверок и осмотров АТ. 2. Стандарт предприятия СТП-3-1-АТБ-84 «Организация выполнения доработок АТ по бюллетеням промышленности в АТБ бригадами промышленности». 3. Стандарт предприятия СТП-02-01-84 «Порядок проведения разовых осмотров АТ в АТБ КОАО-1». 4. Бюллетени промышленности по доработкам АТ. 5. Журнал учета и контроля выполнения доработок по бюллетеням промышленности, в котором регистрируются номера бюллетеней, их краткое содержание, сроки выполнения, серии самолетов, подлежащих доработке, и дата выполнения доработки. 6. Директивы и указания по осмотрам. 7. Журнал учета разовых осмотров АТ. 8. Графики доработок и разовых осмотров самолетов, двигателей, агрегатов. 9. Технические акты о выполнении работ по бюллетеням, директивам и указаниям. 10. Перечни бюллетеней по типам ВС, включая двигатели, изделия и агрегаты, подлежащие доработкам при капремонте. 11. Отчеты о выполнении бюллетеней, директив и указаний. 12. Переписка по вопросам доработок, разовых проверок и осмотров АТ. 13. Другая необходимая производственно-техническая документация, предусмотренная стандартом предприятия СТП-3-1-84 и СТП-02-01-84 по организации выполнения доработок, разовых проверок и осмотров АТ. 14. КЭАТ имеет договорные отношения с поставщиками ВС, включая двигатели, изделия и агрегаты на обеспечение: – бюллетенями, дополняющими или изменяющими ЭТД; – бюллетенями на разовые проверки; – бюллетенями, выполняемыми силами эксплуатанта. 2.5.2 Порядок выполнения доработок Общие требования и порядок выполнения доработок АТ по бюллетеням промышленности в типовом случае определены в НТЭРАТ ГА-93 разд. 15.4. "Доработки авиационной техники". Порядок выполнения доработок, организации выполнения доработок по бюллетеням промышленности в КЭАТ установлен стандартом предприятия СТП- 3-1-АТБ-84 и схемой взаимодействия подразделений КЭАТ по выполнению доработок АТ, приведенной на рис.2.3. Бюллетень промышленности, утвержденный в ГС ГА РФ поступает в канцелярию КЭАТ, где регистрируется в «Журнале регистрации входящих документов» и передается главному инженеру КЭАТ; Бюллетень с резолюцией главного инженера КЭАТ возвращается в канцелярию и передается под роспись начальнику ИЦ, который изучает его, регистрирует в «Журнале регистрации бюллетеней» и организует выполнение работ по доработке АТ. Начальник ИЦ выдает под роспись бюллетень ведущему инженеру ИЦ для организации исполнения требований бюллетеня. Ведущий инженер ИЦ изучает бюллетень, регистрирует его в «Журнале учета и контроля выполнения доработок», определяет номера самолетов, подлежащих доработке, при необходимости (по условиям бюллетеня) дает задание цеху 4 на заказ деталей для выполнения доработки, разрабатывает пооперационную ведомость на выполнение доработки, которую согласовывает с начальником ОТК и утверждает главным инженером КЭАТ, составляет графики выполнения доработок и согласовывает даты доработки каждого самолета с ПДО и начальником производства. График утверждается главным инженером КЭАТ. Один экземпляр графика совместно с пооперационными ведомостями на каждый самолет, подлежащий доработке, направляется в ПДО для планирования и выдачи задания в цеха на выполнение доработок на ВС по срокам, согласно графика. По одному экземпляру бюллетеня и графика доработок АТ начальник ИЦ выдает под роспись начальнику производственного цеха и начальнику ОТК для изучения с личным составом, организации выполнения работ по бюллетеню и контроля технологии доработки. Если бюллетень выполняется бригадой завода-изготовителя, то на каждое изделие ведущий инженер ИЦ выписывает допуск-задание руководителю бригады с оформлением журнала учета выдачи допусков. На основании графика доработок диспетчер ПДО выдает задание производственному цеху на выполнение бюллетеня и обеспечивает подачу самолета на доработку согласно графика, к карте-наряду прикладывает пооперационную ведомость на выполнение доработки. Начальник производственного цеха изучает с личным составом цеха бюллетень, пооперационные ведомости и график доработок, назначает ответственный ИТС за выполнение доработок представителями промышленности, проводит с ними инструктаж и организует выполнение и контроль качества работ по бюллетеню. Выполненные представителями промышленности работы предъявляются в ОТК. Карта-наряд и пооперационные ведомости оформляются за подписью исполнителя – представителя завода и контролирующего инженера ОТК КЭАТ. После выполнения доработки руководитель бригады промышленности или АРЗ: – производит соответственную запись о выполнении доработки в формуляре (паспорте); – совместно с инженером ОТК, контролировавшим выполнение работ, оформляет и составляет технический акт на доработки в 3-х экземплярах, два из которых направляются представителю заказчика и поставщика, а один экземпляр хранится в ИЦ. На основании допуска-задания и технического акта на выполнение доработок главный инженер КЭАТ или его заместитель подписывает представителям промышленности или АРЗ командировочное удостоверение и задание на командировку. Допуск-задание через секретаря возвращается в ИЦ для хранения. При выполнении доработок силами ИТС КЭАТ дополнительно к описанным процедурам выполняются следующие работы: – ведущий инженер ИЦ составляет заявку на необходимые для доработки детали и агрегаты согласно бюллетеню и направляет ее в цех 4 (участок подготовки производства); – совместно с руководством производственного цеха проводит учебу с ИТС цеха по изучению требований бюллетеня и технологии его выполнения, отрабатывает на АТ технологию выполнения бюллетеня, участвует в принятии зачетов ИТС и оформляет допуск ИТС к выполнению доработок; – ведущий инженер ОТК выполняет контроль работ по бюллетеню и производит соответствующую запись о выполненной доработке в формуляре (паспорте). При выполнении доработки при ремонте, ведущий инженер ИЦ определяет перечень ВС (двигателей, изделий или агрегатов), на которых требуется выполнить работы, и сообщает ремонтному заводу планомерный список ВС и перечень бюллетеней, которые необходимо выполнить при ремонте на самолетах, направляемых в ремонт. При оформлении заказа на ремонт ВС (двигателя, изделия или агрегата) в нем указываются номера бюллетеней, которые необходимо выполнить при ремонте. По всем доработкам, выполненным при ремонте, ведущий инженер ИЦ по типу ВС делает отметки в «Журнале учета и контроля выполнения доработок по бюллетеням», готовит, оформляет и отправляет установленном порядке донесение о выполнении доработок. 2.5.3. Порядок выполнения разовых осмотров Порядок проведения разовых осмотров АТ в КЭАТ определен стандартом предприятия СТП-02-01-84. Схема взаимодействия подразделений КЭАТ при выполнении осмотров приведена на рис. 2.4. Секретарь директора КЭАТ при получении документа по разовому осмотру (РД ГС ГА РФ, Указания и т.д.) регистрирует его в «Журнале регистрации входящих документов». После регистрации документ поступает директору КЭАТ и далее с визой директора КЭАТ документ поступает к главному инженеру КЭАТ. Главный инженер изучает документ и направляет его начальнику ИЦ для подготовки необходимой технической документации и размножения. Документы с разработанной и утвержденной главным инженером КЭАТ технологией, эскизами, схемами рассылается в цеха и отделы КЭАТ согласно разнарядке для изучения и исполнения. После получения документа по разовому осмотру: 1. Начальник ОТК проводит изучение документации по разовому осмотру с ведущими инженерами ОТК цехов и отделов КЭАТ. Ведущий инженер ОТК цеха регистрирует документ в «Журнале учета разовых осмотров», производит запись в «График разовых осмотров», находящийся у центрального диспетчера ПДО, с указанием краткого содержания требований документа, номеров самолетов, подлежащих разовому осмотру, даты выдачи задания, периодичности выполнения и срока исполнения разового осмотра. 2. Начальник (ведущий инженер) цеха, отдела организует изучение документации по разовому осмотру со всем ИТС, занятым обслуживанием данного типа АТ, выделяет специальную бригаду для выполнения разового осмотра. С бригадой подробно изучает технологию выполнения разового осмотра и организует практические занятия на самолетах, изделиях, агрегатах. После отработки технологии и практического ее освоения на АТ, принимает зачеты с оформлением зачетной ведомости и дает письменное разрешение на выполнение работ по разовому осмотру. 3. Начальник ПДО организует со всем ИТС ПДО изучение требований документа в части планирования, периодичности и сроков выполнения разового осмотра. По окончании изучения документ подшивается в папку документов по разовым осмотрам по каждому типу самолетов, которая хранится у центрального диспетчера ПДО. Руководствуясь требованиями документа, диспетчер ПДО непосредственно или через диспетчера цеха оперативного ТО выдает цеху задание на выполнение разового осмотра, при этом в раздел «дополнительные работы» карты-наряда на ТО записывается номер документа, по которому необходимо выполнить разовый осмотр. О выданном цеху задании диспетчер ПДО делает отметку в «Графике разового осмотра» с указанием даты выдачи задания и номера карты-наряда. 4. При получении задания на выполнение разового осмотра начальник смены (инженер) дает задание техническому составу, специально подготовленному к выполнению разового осмотра. Контроль за выполнением разового осмотра осуществляется инженером ОТК цеха, а при его отсутствии – инженером смены. 5. Инженер ОТК (инженер смены), контролирующий выполнение разового осмотра: – проверяет знание исполнителем технологии и содержания документа и оформляет раздел №1 "Карточки разового осмотра"; – при необходимости, если этого требует технология выполнения разового осмотра, вызывает ИТС ЛД; – контролирует выполнение работ по разовому осмотру; – если разовый осмотр выполняют представитель предприятия промышленности, то, по прибытию их в цех, проверяет наличие допуска на выполнение разового осмотра и контролирует выполнение ими работ по разовому осмотру. 6. После выполнения разового осмотра исполнители и контролирующий оформляют карту-наряд, «Карточку разового осмотра» и расписываются в соответствующих разделах этих документов. В раздел №2 и №3 «Карточки разового осмотра» записываются все замечания, выявленные при осмотре. 7. Полностью оформленная карта-наряд на ТО и «Карточка разового осмотра» поступает в ПДО. Диспетчер ПДО проверяет правильность и полноту оформления карты-наряда, «Карточки разового осмотра», производит запись о выполнении разового осмотра в График учета выполнения разовых осмотров с указанием даты выполнения разового осмотра, номера карты-наряда и подписи. Контрольный талон «Карточки разового осмотра» диспетчер ПДО отрывает и подшивает в специальную папку для передачи в ОТК. 8. На основании изъятых в ПДО контрольных талонов ведущий инженер ОТК проверяет ход выполнения разового осмотра и выявленные при этом замечания. Обнаруженные замечания ведущий инженер ОТК записывает в «Журнал разовых осмотров». После выполнения разового осмотра на всем парке ведущий инженер ОТК подготавливает донесение в КМТУ ВТ МТ РФ за подписью директора КЭАТ о выполнении разового осмотра и выявленных при этом замечаниях. 9. Копия донесения, контрольные талоны, допуск представителей предприятий промышленности, тех. акт подшиваются к документу по разовому осмотру и хранятся в деле ОТК. При выполнении разового осмотра на основании бюллетеня, РД ГС ГА РФ, тех. задания промышленности: 1. Ведущий инженер ОТК - направляет телеграмму на предприятие промышленности о вызове представителя для выполнения разового осмотра. Копия телеграммы подшивается к документу по разовому осмотру. Подает заявку в цех 4 (участок подготовки производства) на поставку деталей, агрегатов, расходных материалов для выполнения разового осмотра, если по условиям документа их поставка производится по заявке эксплуатирующей организации. Заявка составляется в 3-х экземплярах. Копия заявки подается начальнику производства, а 3-й экземпляр подшивается к документу по разовому осмотру в деле ОТК. 2. После прибытия представителя промышленности ведущий инженер ОТК совместно с начальником производства и ПДО составляет график выполнения разового осмотра. График утверждается главным инженером КЭАТ и вывешивается у центрального диспетчера ПДО. После проверки полномочий представитель предприятия промышленности получает в ОТК допуск на выполнение разового осмотра. 3. Руководствуясь требованиями документа по разовому осмотру и графиком, утвержденным главным инженером КЭАТ, диспетчер ПДО непосредственного или через диспетчера цеха оперативного ТО выдает цеху задание на выполнение разового осмотра. Разовый осмотр выполняется представителями производства промышленности под контролем инженера ОТК. По окончании выполнения разового осмотра по каждому самолету исполнитель – представитель промышленности и контролирующий – инженер ОТК (инженер смены) цеха оформляют «Карточку разового осмотра» и допуск-задание, на основании которых ведущий инженер ОТК совместно с представителем предприятия составляют технический акт на выполнение разового осмотра на всех самолетах. Акт утверждает директором КЭАТ. Два экземпляра акта через делопроизводство направляются представителю заказчика, а один экземпляр хранится в деле ОТК вместе с документами по разовому осмотру. О выполнении разового осмотра представитель предприятия промышленности производит запись в формуляр самолета, двигателя, агрегата за своей подписью и подписью контролирующего (инженера ОТК, инженера смены, ведущего инженера ОТК). БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Волков, Л.И. Управление эксплуатации летательных комплексов. М: Высш. Шк. ОЛАГ 1981. 2. Авдошко, М.Д. Конструкция, эксплуатация, ремонт авиационной техники. Киев, 1985. 3. Бочаров, В.И. Методы определения эксплуатационно-технических характеристик самолета и вертолета/ В.И. Бочаров, О.Я. Деркач, О.Б. Беслаев. М.: Машиностроение, 1991. 4. Смирнов, Н.Н., Эксплуатационная технологичность транспортных самолетов/ Н.Н. Смирнов, И.К. Мулкиджанов. М.: Транспорт, 1972. 5. Техническая эксплуатация ЛА/ Под. ред. Н.Н. Смирнова. М.: Транспорт, 1990. 6. Кузнецов, А.Н. Основы конструкции и технической эксплуатации ВС/ А.Н. Кузнецов. М.: Транспорт, 1990. Учебное издание УПРАВЛЕННИЕ ПРОЦЕССАМИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Учебное пособие для студентов специальности 130300 по направлению 552000 Автор: ШАЙМАРДАНОВ Лев Гайнуллович Подписано в печать 15.11.2004. Формат 6084/16. Бумага офисная. Печать плоская. Усл. печ. л. 3,04. Уч.-изд. Л. 3,40. Тираж 200 экз. Заказ . Санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.04.953.П.000032.01.03. от 29.01.2003 г. Редакционно-издательский отдел СибГАУ. Отпечатано в отделе копировально-множительной техники СибГАУ. 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
«Управление процессами технической эксплуатации летательных аппаратов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 39 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot