Управление качеством на основе стандартов ИСО
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.4
Тема Управление качеством на основе стандартов ИСО
Цели: сформировать общее представление о стандартах ИСО серии 9000, рассмотреть принципы менеджмента качества
План:
1 Концепция стандартов ИСО серии 9000 в редакции 2000 г.
2. Принципы менеджмента качества.
1 Концепция стандартов ИСО серии 9000 в редакции 2000 г.
При разработке стандартов ИСО серии 9000:2000 одна из преследуемых (но далеко не главных) целей состояла в упрощении структуры стандартов для более удобного их применения на предприятиях. В результате, вместо 20 имевшихся ранее стандартов, серия ИСО 9000:2000 стала содержать четыре стандарта. Международная организация по стандартизации установила официальный порядок перехода на новую версию стандартов. Дата введения в действие стандартов ИСО серии 9000:2000 - 15 декабря 2000 г.
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества:
ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
ИСО 19011:2002 «Аудит систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды» содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Необходимо отметить сущностные отличия новой редакции. Выделяются четыре из них.
Первое. В редакции 2000 г. существенно изменился подход к определению качества, подчеркнут его вероятностный характер.
Второе. Стандарты ИСО в редакции 2000 г. ориентируют предприятия на результат. Одним из главных требований к СМК является процессный подход, предусматривающий обязательные идентификацию, оценку и улучшение результатов, как на промежуточных этапах, так и на предприятии в целом.
Третье. Четко разделена мотивация предприятий при внедрении стандартов 2000 г. Два мотива - «мотивация заинтересованным лицом» и «мотивация руководством».
Четвертое. В основу СМК положена не ее структура, а принципы менеджмента качества.
2. Принципы менеджмента качества.
Новая версия стандарта базируется на восьми фундаментальных принципах системного управления качеством, близким к идеологии Всеобщего управления качеством (ТQМ – Тоtal Quality Management). Все содержание стандартов построено на основе этих принципов, которые призваны гарантировать достижение организацией постоянного успеха.
Ориентация на потребителя.
«Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания».
Применение принципа требует:
- осознание всех потребностей и ожиданий потребителя, включая качество продукции, режим поставки, цену и т.д.;
- сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон;
- доведения запросов и ожиданий потребителей до сведения всего персонала;
- измерения удовлетворенности потребителей и проведение корректирующих мероприятий;
- управления взаимодействия с потребителем.
Лидерство руководителя.
«Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации».
Применение принципа требует:
- демонстрации приверженности к качеству собственным примером;
- понимания и реагирования на внешние изменения;
- ориентации на потребности всех заинтересованных сторон;
- прогноза будущего своего предприятия;
- создание атмосферы доверия и работы без страха;
- обеспечение персонала необходимыми ресурсами и свободой действий;
- признания и поощрения личного вклада каждого;
- поддержки открытых и честных взаимоотношений;
- обучения и постоянного совершенствования кадров (в первую очередь – управленческих).
Одним из способов реализации данного принципа является определение руководством организации долгосрочной политики и миссии по вопросам качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи, в том числе и для производственных и функциональных подразделений.
Вовлечение работников.
«Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности».
Применение принципа требует:
- инициативы и ответственности персонала в решении проблем;
- активного поиска возможностей совершенствования;
- передачи опыта и знаний в коллективе;
- ориентации на создание дополнительных ценностей для потребителей;
- получение удовлетворения от работы.
Таким образом, достигается понимание работниками организации своей роли и вклада в достижение общекорпоративных целей.
Процессный подход.
«Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом».
Применение принципа включает:
- разработку процесса, достижение желаемого результата;
- идентификацию начала процессов и определение методов оценки их результатов;
- определение взаимодействий процессов;
- установление четких прав, полномочий и ответственности при управлении процессами;
- выявление потребностей поставщиков и потребителей процессов;
- охват всех составляющих процесса при его проектировании.
Системный подход к менеджменту.
«Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют повышению результативности и эффективности организации при достижении ее целей».
Применение принципа требует:
- системного анализа управления организацией с точки зрения эффективности процесса, достижения целей и внутренних возможностей организации;
- понимания взаимозависимости процессов в системе;
- постоянного улучшения системы через анализ и оценку.
Системный подход даёт возможность сосредоточиться на ключевых с точки зрения реализации стратегии процессах, способствуя тем самым повышению результативности и эффективности организации.
Принцип системного подхода тесно связан с процессным подходом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку.
Постоянное улучшение.
«Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель».
В настоящее время необходимость постоянного улучшения признана важным средством достижения и сохранения организацией конкурентоспособности. Улучшение должно быть заложено в структуру и характер организации в целом, постоянное улучшение должно стать целью каждого в отдельности и организации в целом.
Применение принципа требует:
- разработки концепций постоянного улучшения продукции и системы в целом;
- периодической оценки процесса, выявление возможности дальнейшего улучшения;
- постоянного повышения эффективности всех составляющих процессов;
- знания каждым работником методов и средств постоянного улучшения;
- определение критериев и целей улучшения.
Принятие решений на основе фактов.
«Эффективные решения основываются на анализе данных и информации».
Применение принципа требует:
- сбора и анализа данных и информации, относящихся к задаче;
- доказательство достоверности и точности данных и информации;
- использования статистических методов анализа данных и информации;
- принятия решений на основе анализа фактов, опыта и деловой интуиции.
Реализация принципа требует, прежде всего, измерений и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. И сбор данных и последующий их анализ предполагают владение знаниями и применением статистических методов.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
«Организация и ее поставщики взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности».
Применение принципа требует:
- отбора основных поставщиков;
- организации четких и открытых связей;
- понимание обеими сторонами потребностей потребителя;
- обмена информацией и перспективными планами.
Если отношения между поставщиками формируются на взаимовыгодной основе, они способствуют расширению возможностей обеих организаций. Реализация принципа требует выбора и ранжирования поставщиков с целью идентификации основных поставщиков и поощрения наиболее надежных из них. Кроме этого практическая реализация принципа требует от организации четких и открытых связей и отношений (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон), обмена информацией и планов на будущее. Совместной работы по четкому пониманию потребностей потребителей, инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов. Система менеджмента качества должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и улучшений поставщика.