Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Умение решать педагогические задачи

  • 👀 336 просмотров
  • 📌 310 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Умение решать педагогические задачи» pdf
УМЕНИЕ РЕШАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 1. Этапы решения педагогических задач, приемы (действия), помогающие решению. 2. Понятия «умение решать задачи», «умение решать педагогические задачи», виды умения решать педагогические задачи. 3. Критерии и показатели уровня сформированности у воспитателя умения решать краткосрочные и долгосрочные педагогические задачи. 1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных задач) педагогических задач, приемы (действия), помогающие решению Этапы решения любых задач 1. Восприятие и осмысление задачи. 2. Поиск и составление плана решения. 3. Выполнение плана решения. 4. Проверка и оценка степени достижения цели (рефлексия). 5. Коррекция решения, формулирование новых задач. 1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных) педагогических задач, приемы (действия), помогающие решению Реальные краткосрочные педагогические задачи Этапы решения Реальные краткосрочные педагогические 1. Восприятие и осмысление задачи 1. Восприятие: наблюдение и участие в ситуации. Осмысление: экспресс-анализ и доопределение условия задачи на основе интуиции, имеющейся информации, на основе имеющихся компетенций, педагогическая цель не формулируется явно 2. Поиск и составление плана решения задачи (РКПЗ) 2. Для ситуативных педагогических задач: отсутствует или занимает очень мало времени , объединен с выполнением плана решения – педагогическими действиями. Для оперативных задач, возникших на основе ситуативных: план составляется после выполнение действий по решению ситуативной задачи, без оформления в тексте или с кратким оформлением в тексте 1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных) педагогических задач, приемы (действия), помогающие решению Реальные краткосрочные педагогические задачи Этапы решения 3. Выполнение плана решения Реальные краткосрочные педагогические задачи (РКПЗ) • 3. Для ситуативных педагогических задач объединен с осмыслением условия задачи и составлением плана решения: педагогические действия взаимодействия с воспитанниками в предметной среде: действия речевые, эмоциональные, физические • Для оперативных ПЗ: выполняется после составления плана решения без оформления в тексте или с кратким оформлением: педагогические действия взаимодействия с воспитанниками в предметной среде в форме организации мероприятий (индивидуальные и групповые беседы, совместная деятельность, свободная деятельность, возможно в форме НОД 1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных) педагогических задач, приемы (действия), помогающие решению Реальные краткосрочные педагогические задачи Этапы решения 4. Проверка и оценка степени достижения цели (рефлексия) 5.Коррекция решения, формулирование новых задач РКПЗ 4. Для ситуативных ПЗ: интуитивная оценка здесь и сейчас, анализ последствий своих ПД в течения дня и позднее 5. Коррекция: формулирование и решение оперативной задачи 1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных) педагогических задач, приемы (действия), помогающие решению Учебные краткосрочные педагогические задачи Этапы решения 1. Восприятие и осмысление задачи 2. Поиск и составление плана решения Учебные краткосрочные педагогические задачи (УКПЗ) 1. Восприятие: чтение или составление описания ситуации. Осмысление: анализ ситуации самостоятельно или с преподавателем и студентами, формулирование педагогических проблем, доопределение условия задачи, постановка основной педагогической цели для каждой педагогической проблемы для достижения «здесь и сейчас» на основе имеющихся знаний и знаний, полученных в результате обращения к педагогической литературе, к преподавателю, к сокурсникам и другим лицам, в результате совместной учебно-педагогической деятельности 2. Для СПЗ и ОПЗ, возникших на основе ситуативных: составляется несколько возможных вариантов педагогических действий, оформление текстом всех вариантов решения СПЗ и проигрывание этих действий в деловой игре – имитации действий воспитателя и детей; формулирование ОПЗ для каждой из сформулированных на основе описания педагогической ситуации СПЗ 1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных) педагогических задач, приемы (действия), помогающие решению Учебные краткосрочные педагогические задачи Этапы решения УКПЗ 3. Выполнение плана 3. Для ситуативных УКПЗ – описание, устное или решения письменное, последовательности педагогических действий взаимодействия с воспитанниками в предметной среде – речевых, эмоциональных, физических (предметных) в форме проигрывания действий воспитателя и детей или сценария Для оперативных УОКПЗ: составление подробного плана действий воспитателя на день, неделю; внесение корректив в планы работы воспитателя на месяц, квартал, год или отыскание в названных планах необходимых (возможно, и достаточных) мероприятий – взаимодействия с воспитанниками и другими участниками образовательного процесса в предметной среде для достижения педагог. цели 1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных задач) педагогических задач, приемы (действия), помогающие решению Учебные краткосрочные педагогические задачи Этапы решения 4. Проверка и оценка степени достижения цели (рефлексия) 5. Коррекция решения, формулирование новых задач УКПЗ 4. Для ситуативных УКПЗ, прогнозирование возможных последствий своих ПД в течения дня и позднее с учетом особенностей воспитанника (воспитанников), особенностей взаимодействия с другими участниками образовательного процесса 5. Коррекция: внесение изменений в формулировки ПЗ, изменение ПД решения, формулирование УКОПЗ и УДПЗ 2. Понятия «умение решать задачи», «умение решать педагогические задачи», виды умения решать педагогические задачи Умение решать задачи — общее умение решать задачи; — умение решать задачи определенного вида (частное умение решать задачи). Общее умение решать задачи складывается из: — знаний о задачах, структуре задач, процессе и этапах решения, методах, способах и приемах решения; — умений выполнять каждый из этапов решения любым из методов и способов решения, используя любой из приемов, помогающих решению. (Царева С. Е. Обучение решению задач // Начальная школа, 1998, № 1) Умение решать педагогические задачи — общее умение решать ПЗ; — умение решать ПЗ определенного вида (частное умение решать задачи). Общее умение решать педагогические задачи состоит из: 1) знаний о задачах, особенностях и видах педагогических задач, об этапах, приемах, средствах, формах и методах решения ПЗ; 2) владения способами применения знаний (1) в практике (владение умениями выполнять каждый из этапов решения любым из методов и способов решения, используя любой из приемов, помогающих решению). Умение решать педагогические задачи определенного вида Умение решать задачи определенного вида проявляется в узнавании задачи и применении к ней средств решения (методов, способов, приемов), наиболее адекватных этому виду (типу) задач. (Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе. М., 2014. С. 203) Умение решать педагогические задачи определенного вида состоит из: 1) знаний о ПЗ этого вида , их особенностях, об этапах, наиболее эффективных приемах, средствах, формах и методах решения ПЗ этого вида; 2) владения способами применения знаний (1) в практике (владение умениями выполнять каждый из этапов решения ПЗ этого вида любым из адекватных виду ПЗ методов и способов решения, используя любой из приемов, помогающих решению). 3. Критерии и показатели уровня сформированности у воспитателя умения решать краткосрочные и долгосрочные педагогические задачи Критерии уровня сформированности общего умения решать краткосрочные и долгосрочные педагогические задачи Критериями уровня общего умения решать задачи (ПЗ) будем считать характер действий решающего в процессе решения задач, методы, способы решения и уровень сложности успешно решенных задач. (Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе. М., 2014. С. 201) Показатели уровня сформированности общего умения решать краткосрочные и долгосрочные педагогические задачи Показатели, по которым можно судить об уровне общего умения решать задачи: а) отношение к процессу решения и задаче; б) владение общими приемами, помогающими решению задач, методами, способами решения, адекватность их выбора конкретной задаче и собственным особенностям и возможностям; (Царева С. Е. Методика препод. математики в нач. школе. М., 2014. С. 201) в) уровень сложности и трудности педагогических задач, которые правильно решает диагностируемый. (Там же, с. 201–203) Критерии уровня сформированности умения решать краткосрочные и долгосрочные педагогические задачи определенного вида Критериями уровня умения решать задачи (ПЗ) определенного вида будем считать характер действий решающего в процессе решения задачи, методы, способы решения и уровень сложности успешно решенных задач. (Царева С. Е. Методика препод. математики в нач. школе. М., 2014. С. 201) Показатели уровня сформированности умения решать краткосрочные и долгосрочные педагогические задачи определенного вида Показатели, по которым можно судить об уровне умения решать ПЗ определенного вида: а) знание признаков задач данного вида, проявляющееся при выборе задач этого вида из нескольких задач разных видов; б) владение общими приемами, помогающими решению задач этого вида, методами, способами решения, адекватными виду задачи (Царева С. Е. Методика препод. математики в нач. школе. М., 2014. С. 201); в) уровень сложности и трудности правильно решенных задач данного вида. (Там же, с. 201–204)
«Умение решать педагогические задачи» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot