Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УМЕНИЕ РЕШАТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1. Этапы решения педагогических задач,
приемы (действия), помогающие решению.
2. Понятия «умение решать задачи», «умение
решать педагогические задачи», виды умения
решать педагогические задачи.
3. Критерии и показатели уровня
сформированности у воспитателя умения
решать краткосрочные и долгосрочные
педагогические задачи.
1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и
оперативных задач) педагогических задач,
приемы (действия), помогающие решению
Этапы решения любых задач
1. Восприятие и осмысление задачи.
2. Поиск и составление плана решения.
3. Выполнение плана решения.
4. Проверка и оценка степени достижения цели
(рефлексия).
5. Коррекция решения, формулирование новых
задач.
1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных) педагогических
задач, приемы (действия), помогающие решению
Реальные краткосрочные педагогические задачи
Этапы решения
Реальные краткосрочные педагогические
1. Восприятие и
осмысление задачи
1. Восприятие: наблюдение и участие в ситуации.
Осмысление: экспресс-анализ и доопределение
условия задачи на основе интуиции, имеющейся
информации, на основе имеющихся компетенций,
педагогическая цель не формулируется явно
2. Поиск и составление
плана решения
задачи (РКПЗ)
2. Для ситуативных педагогических задач:
отсутствует или занимает очень мало времени ,
объединен с выполнением плана решения –
педагогическими действиями.
Для оперативных задач, возникших на основе
ситуативных: план составляется после выполнение
действий по решению ситуативной задачи, без
оформления в тексте или с кратким оформлением в
тексте
1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных) педагогических
задач, приемы (действия), помогающие решению
Реальные краткосрочные педагогические задачи
Этапы решения
3. Выполнение
плана решения
Реальные краткосрочные педагогические
задачи (РКПЗ)
• 3. Для ситуативных педагогических задач
объединен с осмыслением условия задачи
и составлением плана решения:
педагогические действия
взаимодействия с воспитанниками в
предметной среде: действия речевые,
эмоциональные, физические
• Для оперативных ПЗ: выполняется после
составления плана решения без
оформления в тексте или с кратким
оформлением: педагогические действия
взаимодействия с воспитанниками в
предметной среде в форме организации
мероприятий (индивидуальные и
групповые беседы, совместная
деятельность, свободная деятельность,
возможно в форме НОД
1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных) педагогических
задач, приемы (действия), помогающие решению
Реальные краткосрочные педагогические задачи
Этапы решения
4. Проверка и оценка
степени достижения
цели (рефлексия)
5.Коррекция решения,
формулирование новых
задач
РКПЗ
4. Для ситуативных ПЗ:
интуитивная оценка здесь и
сейчас, анализ последствий
своих ПД в течения дня и
позднее
5. Коррекция: формулирование
и решение оперативной задачи
1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных) педагогических
задач, приемы (действия), помогающие решению
Учебные краткосрочные педагогические задачи
Этапы
решения
1. Восприятие и
осмысление
задачи
2. Поиск и
составление
плана
решения
Учебные краткосрочные педагогические задачи (УКПЗ)
1. Восприятие: чтение или составление описания ситуации.
Осмысление: анализ ситуации самостоятельно или с
преподавателем и студентами, формулирование
педагогических проблем, доопределение условия задачи,
постановка основной педагогической цели для каждой
педагогической проблемы для достижения «здесь и сейчас»
на основе имеющихся знаний и знаний, полученных в
результате обращения к педагогической литературе, к
преподавателю, к сокурсникам и другим лицам, в
результате совместной учебно-педагогической
деятельности
2. Для СПЗ и ОПЗ, возникших на основе ситуативных:
составляется несколько возможных вариантов
педагогических действий, оформление текстом всех
вариантов решения СПЗ и проигрывание этих действий в
деловой игре – имитации действий воспитателя и детей;
формулирование ОПЗ для каждой из сформулированных на
основе описания педагогической ситуации СПЗ
1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных) педагогических
задач, приемы (действия), помогающие решению
Учебные краткосрочные педагогические задачи
Этапы решения
УКПЗ
3. Выполнение плана 3. Для ситуативных УКПЗ – описание, устное или
решения
письменное, последовательности педагогических
действий взаимодействия с воспитанниками в
предметной среде – речевых, эмоциональных,
физических (предметных) в форме проигрывания
действий воспитателя и детей или сценария
Для оперативных УОКПЗ: составление подробного
плана действий воспитателя на день, неделю;
внесение корректив в планы работы воспитателя на
месяц, квартал, год или отыскание в названных
планах необходимых (возможно, и достаточных)
мероприятий – взаимодействия с воспитанниками и
другими участниками образовательного процесса в
предметной среде для достижения педагог. цели
1. Этапы решения краткосрочных (ситуативных и оперативных задач)
педагогических задач, приемы (действия), помогающие решению
Учебные краткосрочные педагогические задачи
Этапы решения
4. Проверка и
оценка степени
достижения цели
(рефлексия)
5. Коррекция
решения,
формулирование
новых задач
УКПЗ
4. Для ситуативных УКПЗ,
прогнозирование возможных
последствий своих ПД в течения дня
и позднее с учетом особенностей
воспитанника (воспитанников),
особенностей взаимодействия с
другими участниками
образовательного процесса
5. Коррекция: внесение изменений в
формулировки ПЗ, изменение ПД
решения, формулирование УКОПЗ и
УДПЗ
2. Понятия «умение решать задачи»,
«умение решать педагогические
задачи», виды умения решать
педагогические задачи
Умение решать задачи
— общее умение решать задачи;
— умение решать задачи определенного вида (частное
умение решать задачи).
Общее умение решать задачи складывается из:
— знаний о задачах, структуре задач, процессе и этапах
решения, методах, способах и приемах решения;
— умений выполнять каждый из этапов решения любым из
методов и способов решения, используя любой из приемов,
помогающих решению. (Царева С. Е. Обучение решению задач // Начальная
школа, 1998, № 1)
Умение решать педагогические задачи
— общее умение решать ПЗ;
— умение решать ПЗ определенного вида (частное умение
решать задачи).
Общее умение решать педагогические задачи состоит из:
1) знаний о задачах, особенностях и видах педагогических
задач, об этапах, приемах, средствах, формах и методах
решения ПЗ;
2) владения способами применения знаний (1) в практике
(владение умениями выполнять каждый из этапов решения
любым из методов и способов решения, используя любой из
приемов, помогающих решению).
Умение решать педагогические задачи
определенного вида
Умение решать задачи определенного вида проявляется в
узнавании задачи и применении к ней средств решения
(методов, способов, приемов), наиболее адекватных этому
виду (типу) задач. (Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной
школе. М., 2014. С. 203)
Умение решать педагогические задачи определенного
вида состоит из:
1) знаний о ПЗ этого вида , их особенностях, об этапах,
наиболее эффективных приемах, средствах, формах и
методах решения ПЗ этого вида;
2) владения способами применения знаний (1) в практике
(владение умениями выполнять каждый из этапов решения
ПЗ этого вида любым из адекватных виду ПЗ методов и
способов решения, используя любой из приемов,
помогающих решению).
3. Критерии и показатели уровня
сформированности у воспитателя
умения решать краткосрочные и
долгосрочные педагогические задачи
Критерии уровня сформированности общего
умения решать краткосрочные и
долгосрочные педагогические задачи
Критериями уровня общего умения решать
задачи (ПЗ) будем считать характер действий
решающего в процессе решения задач, методы,
способы решения и уровень сложности успешно
решенных задач. (Царева С. Е. Методика преподавания математики в
начальной школе. М., 2014. С. 201)
Показатели уровня сформированности
общего умения решать краткосрочные и
долгосрочные педагогические задачи
Показатели, по которым можно судить об уровне
общего умения решать задачи:
а) отношение к процессу решения и задаче;
б) владение общими приемами, помогающими
решению задач, методами, способами решения,
адекватность их выбора конкретной задаче и
собственным особенностям и возможностям; (Царева
С. Е. Методика препод. математики в нач. школе. М., 2014. С. 201)
в) уровень сложности и трудности педагогических
задач, которые правильно решает
диагностируемый. (Там же, с. 201–203)
Критерии уровня сформированности умения
решать краткосрочные и долгосрочные
педагогические задачи определенного вида
Критериями уровня умения решать задачи (ПЗ)
определенного вида будем считать характер
действий решающего в процессе решения задачи,
методы, способы решения и уровень сложности
успешно решенных задач. (Царева С. Е. Методика препод.
математики в нач. школе. М., 2014. С. 201)
Показатели уровня сформированности
умения решать краткосрочные и
долгосрочные педагогические задачи
определенного вида
Показатели, по которым можно судить об уровне
умения решать ПЗ определенного вида:
а) знание признаков задач данного вида,
проявляющееся при выборе задач этого вида из
нескольких задач разных видов;
б) владение общими приемами, помогающими
решению задач этого вида, методами, способами
решения, адекватными виду задачи (Царева С. Е. Методика
препод. математики в нач. школе. М., 2014. С. 201);
в) уровень сложности и трудности правильно
решенных задач данного вида. (Там же, с. 201–204)