Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
ЛЕКЦИЯ
УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Форма обучения: очная
Составитель: к.э.н., доцент Меньшикова Е.А.
Хабаровск
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Классификация угроз экономической безопасности
2. Внутренние угрозы экономической безопасности
3. Внешние угрозы экономической безопасности
1. Классификация угроз экономической безопасности
Система обеспечения экономической безопасности формируется под
воздействием множества деструктивных факторов, оказывающих влияние на
экономическую безопасность. В современных условиях выделяют следующие
виды деструктивных факторов, где риски, вызовы и угрозы представлены как
разные уровни, или степени, опасности (рис. 4.1).
Риски
Виды
деструктивных
факторов,
оказывающих
влияние на
экономическую
безопасность
(по уровням
опасности)
Вызовы
Угрозы
Рис. 4.1. Деструктивные факторы экономической безопасности
В этом терминологическом ряду риски – самый низкий уровень
опасности, далее следуют вызовы, а угрозы – самый высокий уровень
опасности. Опасность – это объективно существующая возможность
негативного воздействия, в результате чего может быть причинен ущерб, вред,
ухудшающий состояние и придающий развитию нежелательные динамику и
параметры. Источниками опасности являются условия и факторы, которые
таят в себе и при определенных обстоятельствах обнаруживают враждебные
намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. Опасность
предполагает наличие и действие реальных или потенциальных сил и
факторов, которые могут стать дестабилизирующими по отношению к
личности, социальной или природной системе, вплоть до нанесения ущерба,
дезорганизации или полного уничтожения. Опасность может проявляться в
различных формах и видах, в частности, как целеустремленные враждебные
намерения и действия, угрожающие жизнедеятельности людей последствия
ошибок, просчетов, безответственных действий, риски, вызовы, природные
катаклизмы, наносящие ущерб природе, обществу и др.
2
Риск – это возможная опасность потерь, ущерба, убытков, вероятность
возникновения обстановки, способной породить опасность. Риск
экономической безопасности – это возможность нанесения ущерба
национальным интересам РФ в экономической сфере в связи с реализацией
угроз экономической безопасности.
Вызов – провокационные действия или средства давления, требования,
желание вступить в борьбу, спор. Вызов экономической безопасности – это
совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к
возникновению угроз экономической безопасности.
Угроза – намерение нанести ущерб, актуализированная форма опасности в процессе превращения ее из возможности в действительность с
достаточно высокой степенью готовности причинить ущерб. Угроза –
непосредственная опасность, требующая быстрого реагирования1. Причем,
источник такой опасности может быть установлен более или менее точно.
Угроза экономической безопасности – это совокупность условий и факторов,
создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба
национальным интересам РФ в экономической сфере 2.
Если риски перерастают в вызовы, а вызовы в угрозы, то это
несомненный признак серьезных сбоев в системе безопасности страны. Это
положение применимо не только к экономической безопасности, но и к любой
проблеме национальной безопасности. Например, доказано, что
транснациональный терроризм (в частности, движение Талибан) – это явление
рукотворное, продукт деятельности американских и советских спецслужб,
который вышел из-под их контроля. Возможность чеченского вооруженного
мятежа представляла собой в 1991–1994 гг. лишь гипотетический риск. Его
перерастание в вызов, а тем более в угрозу национальной безопасности
возможно было предотвратить путем вывоза боевой техники и стрелкового
оружия с территории республики. Однако по ряду причин этого сделано не
было, что привело к двум чеченским кампаниям по подавлению вооруженного
мятежа, поставившего РФ на грань национальной катастрофы.
Расширение НАТО на Восток – это, конечно, не угроза, а лишь вызов
национальной безопасности России, который вполне возможно перевести в
категорию риска в случае успешной дипломатической работы по
установлению партнерских отношений с этой организацией и трансформации
этого военного блока в организацию коллективной безопасности с участием
Костин В. И., Костина А. В. Национальная безопасность современной России : экономические и
социокультурные аспекты. М. : ЛЕНАНД, 2015. С.16.
2
Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года : утверждена Указом Президента РФ
от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http: // consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2019).
1
3
России. Экономическое и военное усиление Китая – это лишь вызов для
экономической и национальной безопасности РФ, который можно перевести в
категорию риска путем укрепления военно-политических и экономических
отношений с важнейшим для России партнером (включая строгое
регламентирование миграционных потоков граждан КНР на территорию РФ).
Таким образом, исследование любой проблемы национальной
безопасности должно начинаться с анализа рисков, вызовов, угроз и
возможностей перевода угроз в вызовы, а вызовов – в риски. Важнейший
компонент политики экономической безопасности состоит в освоении и
умелом применении технологий перевода угроз в вызовы, а вызовов – в риски.
Угрозы способны воздействовать на экономические интересы, их изменение,
коррекцию в меняющихся условиях, влиять на выстраивание новых
приоритетов и задач. Скорректированные экономические интересы (под
влиянием внутренних и внешних угроз) воздействуют на государство,
экономику страны, соответствующие структуры и органы власти с точки
зрения принятия ими эффективных решений по защите экономических
интересов общества и личности. Если принимаемые на всех уровнях решения
носят действительно конструктивный характер, то создается надежный
механизм реализации этих решений, и это позитивно отражается на
укреплении экономической безопасности страны.
Далее в учебном пособии используется термин «угрозы»,
подразумевающий все уровни опасности – риски, вызовы и угрозы, учитывая
сложность их разделения. Выявление наиболее значимых угроз
экономической безопасности – достаточно сложная задача. Недостаточное
исследование угроз в теории объясняет сложность их анализа и нейтрализации
на практике. Рассматривая угрозы экономической безопасности, необходимо
отличать их от слабостей. Часто исследователи отождествляют слабости с
самими угрозами, хотя природа их различна. Данную проблему можно рассмотреть на примере продовольственной безопасности. Зависимость от
импорта продуктов питания свидетельствует о слабости и кризисном
состоянии агропромышленного комплекса, но если продовольственные
товары могут свободно приобретаться на мировом рынке, то об угрозе
говорить не приходится. Если же это условие не выполняется или существует
реальная возможность его нарушения (вследствие эмбарго, санкций, дефицита
на мировом рынке, отсутствия у отечественных импортеров необходимых
средств), то в качестве угроз будут выступать именно упомянутые факторы, а
не слабость агропромышленного комплекса. То же самое относится к
большинству проблем безопасности доступа к рынкам сырья и технологий:
угрозу представляет не отсутствие соответствующих производств в
национальной экономике и зависимость от мирового рынка, а факторы,
4
способные помешать приобретению соответствующих продуктов и
технологий (например, санкции). Это, разумеется, не означает, что на слабости
не надо обращать внимания (именно они делают систему открытой для угроз),
но их некорректно отождествлять с самими угрозами.
Угрозы
экономической
безопасности
очень
изменчивы,
диверсифицированы и не всегда предсказуемы, поскольку композиция
факторов экономического и социального развития состояние природной
среды постоянно изменяются. В связи с этим даже при благоприятной
ситуации, более или менее полном понимании национальных интересов в
описании угроз экономической безопасности необходимо учитывать
непредсказуемые факторы, вызывающие возможные угрозы.
В ходе исследования угроз важны обобщения и классификации, чтобы
легче было ориентироваться во множестве данных. Все угрозы
подразделяются на группы в зависимости того или иного признака (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Классификация угроз экономической безопасности
Классификационный признак
Основные виды угроз
Расположение
угроз
относительно Внутренние и внешние
объекта
Сфера возникновения
Правовые,
военно-политические,
экономические,
экологические,
социальные,
культурные,
научнотехнические
Масштабы объекта
Международные,
национальные,
региональные, угрозы экономической
безопасности предприятия и личности
Момент существования
Актуальные и потенциальные
Частота возникновения
Постоянные и случайные
Степень очевидности
Явные и скрытые
Вероятность реализации
Реальные и потенциальные
Возможность прогнозирования
Прогнозируемые и непрогнозируемые
Воздействие на объект
Активные и пассивные
Последствия
Всеобщие и локальные
Величина ожидаемого ущерба
Катастрофические,
значительные,
вызывающие трудности
Отношение к человеческой деятельности Объективные и субъективные
Система угроз безопасности представляет собой динамическую систему
причинно-следственных связей с большим числом обратных связей, наличие
которых может значительно усиливать результаты реализации конкретных угроз безопасности. Эта особенность проявляется на современном этапе
развития РФ, характеризующимся наличием большого числа локальных угроз
5
и быстро нарастающими кризисными ситуациями вследствие их взаимосвязи.
В табл. 4.2 – пример такой взаимосвязи угроз3.
Таблица 4.2
Пример взаимосвязи различных видов угроз экономической безопасности
Источники
угроз
Характер угроз
Внутренние
Внешние
Кризисные явления в национальной
Влияние внешних кризисов (торговых,
Экономическ экономике, обусловленные дефектами
финансовых) на национальную
ие
экономической и институциональной
экономику
структуры
Реализация органами власти
Внешние экономические санкции с
мероприятий
экономической
политики,
целью оказания политического
Политически
дестабилизирующих экономическую
давления;
е
систему;
негативное влияние экономической
влияние социально-политических
политики зарубежных государств
кризисов
Рассмотренная классификация угроз безопасности в их взаимодействии
и динамическом развитии приводит к выводу о необходимости комплексного,
системного подхода к решению вопросов обеспечения экономической
безопасности на любом уровне управления, будь то государство, регион или
отдельное предприятие.
В рассмотренной выше классификации видов угроз на конкретном этапе
экономического развития могут выделяться определенные приоритеты безопасности, которые не являются постоянными и могут претерпевать
значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и
степени угроз. Исследование угроз экономической безопасности показывает,
что единого мнения по их определению, а также выделению наиболее
значимых классификаций нет. В концентрированном виде официальная
классификация угроз задана в Стратегии национальной безопасности РФ, где
угрозы делятся, прежде всего, на внутренние и внешние4.
Источники внутренних угроз национальной безопасности в сфере
экономики находятся на территории страны, источники внешних угроз
расположены за ее границей. Внутренние угрозы обусловлены состоянием
экономики данной страны, характером политических процессов в стране,
уровнем социальной напряженности, наличием или отсутствием природных
ресурсов в стране и т. п. В их числе неспособность к самосохранению и
саморазвитию,
слабость
инновационного
начала
в
развитии,
неэффективность системы государственного регулирования экономики,
Орехов В. И., Орехова Т. Р., Карагодина О. В. Экономическая безопасность современной России в условиях
кризиса. М. : ИНФРА-М, 2014. С. 20.
4
Стратегия национальной безопасности РФ : утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г.
№ 683. URL: http:// consultant.ru/ (дата обращения: 13.12.2019).
3
6
неумение находить разумный баланс интересов при преодолении
противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее
безболезненных путей развития общества. Внешние угрозы обусловлены
противоборством политических и экономических интересов стран – торговых
партнеров, взаимодействующих на мировой стране, обострением глобальных
экологических и других проблем. В их числе изменение конъюнктуры
мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком; большой внешний государственный
долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость,
перегрузка экспорта сырьевыми товарами.
Внешние факторы могут усиливать или ослаблять действие внутренних
угроз, и наоборот. Так, продолжительное действие и расширение спектра
взаимодействия внешних угроз ведут к отставанию России от зарубежных
стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния
граждан.
Для обоснования четких и наиболее значимых путей укрепления
экономической безопасности и определения тех сил, которые ее
обеспечивают, очень важно выделить наиболее важные современные угрозы.
Основой организации, планирования и осуществления практических действий
всей системы обеспечения экономической безопасности являются анализ
концепции угрозы, оценка характера реальных и потенциальных внутренних
и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а также прочих
неблагоприятных факторов. Система реальных и потенциальных угроз не
является постоянной, и такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и
уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для экономической
безопасности. В разные исторические периоды относительная значимость
различных компонентов угроз национальной безопасности меняется. В
частности, сейчас возможность внешней военной агрессии представляет для
России куда меньшую угрозу, чем внутренняя социально-политическая
нестабильность, экономический кризис, экологические и техногенные
катастрофы. Следует признать, что главные угрозы жизненно важным
интересам России исходят сегодня не извне, а являются следствием процессов,
происходящих внутри государства и на территории бывших республик
Советского Союза. Исходя из этого, приоритеты задач экономической
безопасности России следует расставить следующим образом.
На первом месте находятся внутриполитические и социальные задачи –
защита прав и свобод личности, построение основ демократического общества
и государства.
На втором – обеспечение свободного и эффективного экономического
развития, повышение благосостояния граждан.
7
На третьем – необходимость защиты всех этих завоеваний от угроз
извне, т. е. сдерживание внешней агрессии и обеспечение жизненно важных
интересов за пределами национальной территории.
Таким образом, по мнению многих исследователей в настоящее время
главные угрозы экономической безопасности РФ находятся во внутренней
сфере и определяются внутренними проблемами социально-экономического,
политико-правового, этнического, экологического и иного плана.
Наибольшую опасность для российского государства представляют ее
внутренние угрозы. Длительное сохранение внутренних угроз без проведения
эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для
внешних угроз. Это объясняется действием следующих факторов.
1. Внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз. Очевидным это стало вооруженном
противостоянии Чечни федеральному центру РФ.
2. Экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу
международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы
страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять
необходимые социальные обязательства, например, выплачивать
заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия.
Внешние займы не только не решают проблемы дефицита бюджета, но и
ведут к увеличению расходов на обслуживание внешнего долга.
3. Внутренние угрозы, неспособность отечественного товарного
производства удовлетворять внутренний спрос ведут к большей зависимости
экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и
финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов.
4. Не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено
возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы
отечественных
товаропроизводителей,
способствовать
экспорту
конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки.
Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой
системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций.
Далее на основе анализа документов стратегического планирования РФ
и имеющихся в этой области научных разработок, охарактеризованы наиболее
актуальные и значимые внутренние и внешние угрозы РФ.
8
2. Внутренние угрозы экономической безопасности
Множество внутренних угроз экономической безопасности России
целесообразно разделить на четыре укрупненных крупных блока,
отражающих типичные сферы проявления угроз (рис. 4.2).
Внутренние угрозы экономической
безопасности России
Угрозы
производственн
ого и
технологическог
о характера
Финансовые
угрозы
Организацион
но-правовые
угрозы
Угрозы в
социальной
сфере
Рис. 4.2. Внутренние угрозы экономической безопасности
Далее основные внутренние угрозы, отмечаемые в Стратегии
эконмической
безопасности
РФ 5,
сгруппированы
согласно
вышеприведенной классификации. Основные угрозы производственного и
технологического характера следующие:
низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними
причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным
финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и
энергетической инфраструктуры;
отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных
лидеров мировой экономики;
исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития,
резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического
роста, связанное с научно-технологическими изменениями;
истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере
исчерпания действующих месторождений;
ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта,
связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой
рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые "цепочки"
создания добавленной стоимости;
слабая инновационная активность, отставание в области разработки и
внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий
Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года : утверждена Указом Президента РФ
от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http: // consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2019).
5
9
цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых
компетенций отечественных специалистов;
неравномерность пространственного развития РФ, усиление
дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и
темпам социально-экономического развития.
Рассматривая примеры проявления вышеуказанных угроз, следует
обратить особое внимание на низкие темпы экономического роста в РФ. После
1998–1999 гг. в России в целом и в большинстве регионов начался
экономический рост, который продолжался до середины 2008 г. Затем угрозы,
связанные со снижением темпов роста производства в российской экономике,
обострились вновь. Покажем это на примере динамики ВВП в табл. 4.36.
Таблица 4.3
Динамика ВВП в РФ
Показатель
2000
7,3
110,0
137,6
ВВП (в текущих ценах), трлн р.
Темп роста ВВП, % к предыдущему году
Индекс-дефлятор ВВП, % к предыдущему
году
Значение показателя
2010
2016
2017
46,3
86,0
92,1
104,5
100,3
101,6
114,2
103,2
105,4
2019
103,9
102,3
110,3
За последние годы существенно замедлился прирост ВВП в РФ, тем не
менее темп роста номинального ВВП за 2016–2019 гг. составил:
103,9
100 = 120 %.
86,0
Учитывая накопленное значение инфляции, рассчитаем значение
реального ВВП 2018 г. в ценах 2016 г. Для этого определим базисный индекс
цен за 2016–2019 гг. 𝑃𝑏 на основе цепных индексов по формуле:
𝑃𝑏 = 𝑃𝑐1 ∙ 𝑃𝑐2 ∙ … ∙ 𝑃𝑐𝑛 ,
где 𝑃𝑐1 , 𝑃𝑐2 , 𝑃𝑐𝑛 – цепные индексы цен соответствующих периодов (в ед.).
На основе имеющейся статистической информации рассчитаем индекс
цен за 2016–2019 гг.:
𝑃01−12 = 1,054 ∙ 1, 103 = 1,162.
Определим реальный ВВП 𝑄𝑟 2018 г. в ценах 2016 г. по формуле:
𝑄𝑟 = 𝑄𝑛 /𝑃𝑏 ,
где 𝑄𝑛 – номинальный ВВП.
Реальный ВВП в 2019 г. в ценах 2016 г. составил: 𝑄𝑟 =
6
103,9
1,162
= 89,4.
Российский статистический ежегодник: стат. сб. / П. В. Малков [и др.]. М. : Росстат, 2019. 708 с.
10
Темп роста реального ВВП:
89,4
86,0
100 = 103,9 %. Следовательно, имел место
прирост реального ВВП на 3,9 % за последние три года, что значительно ниже
темпа прироста номинального ВВП.
Важный показатель экономического роста – индекс физического объема
производства по видам экономической деятельности. В табл. 4.4 приведены
значения индекса по отдельным видам экономической деятельности.
Таблица 4.4
Индексы физического объема производства в РФ
Индекс физического объема производства,
% к предыдущему году
Вид экономической деятельности
2010
2016
2017
2019
Сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
91,2
104,1
102,5
99,3
Добыча полезных ископаемых
106,5
101,8
103,9
104,5
Обрабатывающие производства
108,6
103,2
102,5
102,5
Строительство
104,8
101,8
100,7
105,3
Всего по РФ выпуск в основных
ценах
105,0
101,2
102,5
102,5
По ряду отраслей имело место некоторое увеличение темпов роста в
период выхода из кризиса в 2010 г., но далее эти показатели вновь стали
снижаться в условиях кризиса 2014–2015 гг. В значительной степени такая
ситуация обусловлена ориентацией экономики России на производство
ограниченного набора продукции (в основном минерально-сырьевых ресурсов
и продукции металлургического производства) и зависимость экономики РФ
от мировой конъюнктуры цен. В результате любые кризисные явления,
связанные со снижением спроса и цен на эту продукцию в мире, вызывают
крайне негативные последствия для российских производителей. Несмотря на
рост промышленного производства в период с 2000 г., в России объем
промышленного производства еще не достиг уровня 1990 г.
Россия практически достигла предела роста в рамках сырьевой модели
развития экономики, в связи с чем Стратегии экономической безопасности
указана угроза исчерпания экспортно-сырьевой модели экономического
развития. Перспективы роста российской экономики могут быть реализованы
на основе внедрения инноваций и развития инновационных отраслей.
Необходимо устранение деформации структуры национальной экономики,
связанной, прежде всего, с ориентацией экономики на добычу полезных
ископаемых. Для иллюстрации такой деформации в табл. 4.5 показаны
результаты расчета показателей структуры выпуска в промышленности РФ.
Таблица 4.5
11
Структура выпуска в промышленности РФ
Вид экономической деятельности
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
Обеспечение электрической энергией,
газом и паром, кондиционирование воздуха
Водоснабжение, водоотведение,
организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
Удельный вес объема отгруженных
товаров (выполненных работ, услуг), %
2016
2017
2019
22,3
23,6
26,1
66,4
65,6
64,1
9,6
9,1
8,1
1,7
1,7
1,7
В 2019 г. доля добывающих производств в общем объеме
промышленного производства по России в целом составила 26,1 %, что выше
показателя 2016 г., равного 22,1 %. Доля обрабатывающих производств в
промышленности, наоборот, сократилась за этот период с 66,4 до 64,1 %. Это
подтверждает рост ресурсной ориентации экономики РФ, которая позволяет
получать высокие доходы, но не обеспечивает достижение устойчивого
экономического роста.
Серьезная угроза – слабая инновационная активность, отставание в
области разработки и внедрения новых и перспективных технологий в России.
Основа экономического роста, научно-технический потенциал, за годы
рыночных реформ практические потерян из-за сокращения инвестиций в
приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового
выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей,
усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики – за
наукоемкими отраслями, для создания которых Россия пока не обладает
достаточным
потенциалом.
Конкурентоспособность
отечественной
продукции достаточно низка, особенно в обрабатывающем секторе, что
подтверждает анализ товарной структуры экспорта и импорта РФ на основе
данных табл. 4.67.
Таблица 4.6
Товарная структура экспорта и импорта РФ
Показатель
Экспорт, всего
7
2010 г.
2016 г.
2017 г.
млрд
%
млрд
%
млрд
%
долл. к итогу долл. к итогу долл. к итогу
397,1
100,0
285,7 100,0
357,3 100,0
2019 г.
млрд
%
долл. к итогу
449,6
100,0
Российский статистический ежегодник : стат. сб. / П. В. Малков [и др.]. М. : Росстат, 2019. 708 с.
12
В том числе:
продовольственные
товары и
сельскохозяйственное
сырье
8,8
минеральные продукты 271,9
машины, оборудование
и транспортные
средства
21,3
Импорт, всего
228,9
В том числе:
продовольственные
товары и
сельскохозяйственное
сырье
36,4
минеральные продукты
5,2
машины, оборудование
и транспортные
средства
101,7
2,2
68,5
17,1
169,1
6,0
59,2
20,7
216,1
5,8
60,5
24,9
291,8
5,5
64,9
5,4
100,0
24,5
182,4
8,6
100,0
28,4
227,9
8,0
100,0
29,1
238,5
6,5
100,0
15,9
2,3
25,1
3,2
13,7
1,8
28,9
4,5
12,7
2,0
29,7
5,0
12,5
2,1
44,4
86,2
47,2
110,8
48,6
112,7
47,3
Конкурентоспособность отражает позиции продукции, производимой в
РФ, на внутренних и внешних рынках, а также возможности страны
производить тот или иной вид продукции. Чем выше технологический уровень
производства продукции и чем разнообразнее спектр видов производимой
продукции, тем выше конкурентоспособность экономики. Как показывает
анализ, РФ имеет сильные позиции на мировых сырьевых рынках
(минеральные ресурсы, металлопрокат, трубы и т. п.). Доля минеральных
продуктов в экспорте составляет более 60 %. В то же время позиции
высокотехнологичной продукции РФ, к которой в первую очередь относятся
машины, оборудование и транспортные средства, достаточно слабы.
Высокотехнологичная продукция при своем производстве проходит
наибольшее число переделов (в сравнении с другими видами продукции) и,
следовательно, имеет наибольшую добавленную стоимость. Доля
высокотехнологичной продукции в российском экспорте низка, по итогам
2019 г. составляла всего 6,5 %. С другой стороны, импорт в РФ машин,
оборудования и транспортных средств в 2019 г. в 7,3 раза превышал экспорт.
В ведущих мировых государствах ситуация обратная: там экспорт
высокотехнологичной продукции в несколько раз превышает импорт.
Финансовые угрозы характеризуют состояние денежно-кредитной
системы, которое, в свою очередь, является определяющим для успешного
функционирования и развития других сфер жизнедеятельности государства. В
числе основных финансовых угроз экономике современной России:
подверженность финансовой системы Российской Федерации
глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного
13
иностранного
капитала),
а
также
уязвимость
информационной
инфраструктуры финансово-банковской системы;
недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики,
обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими
издержками бизнеса, избыточными административными барьерами,
неэффективной защитой права собственности;
несбалансированность национальной бюджетной системы;
сохранение значительной доли теневой экономики;
низкая эффективность деятельности многих организаций.
Организационно-правовые угрозы характеризуют ситуацию,
связанную с организацией экономической деятельности в государстве, а также
правовое поле, создающее правила игры для ведения этой деятельности.
Состав наиболее значимых организационно-правовых угроз экономической
безопасности России:
недостаточно эффективное государственное управление;
высокий уровень криминализации и коррупции в экономической
сфере;
высокий уровень монополизации экономики;
массовое распространение коррупции;
несовершенство законодательной базы;
отсутствие механизмов побудительной мотивации для эффективного
производства.
Угрозы в социальной сфере характеризуют условия, качество жизни
населения и возможности его развития и воспроизводства, что является одним
из главных условий устойчивого социально-экономического развития как в
краткосрочной перспективе, так и в долгосрочном периоде. Наиболее
значимые угрозы социальной и демографической сферам применительно к
России:
усиление дифференциации населения по уровню доходов;
снижение качества и доступности образования, медицинской помощи
и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;
усиление международной конкуренции за кадры высшей
квалификации;
недостаточность трудовых ресурсов;
установление избыточных требований в области экологической
безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов
производства и потребления;
кризис социально-демографической сферы;
недостаточное развитие объектов социальной инфраструктуры.
14
В ближайшие годы указанные угрозы будут продолжать действовать,
хотя влияние одних снизится (например, возможно усиление
инвестиционной активности), а других – износ основных фондов и угрозы
нарастания техногенных катастроф – усилится. По-прежнему над страной
будет нависать угроза срывов графика выплат по внешнему долгу в случае
неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители. Ожидается,
что будет происходить нарастание корпоративного долга путем кредитных
заимствований у иностранных банков, а также увеличение внутреннего
долга из-за выпуска новых видов государственных ценных бумаг. Немало
сложностей и опасностей возникнет в развитии банковской системы в связи
с ужесточением контроля Центральным банком РФ, переходом на новые
базовые стандарты, страхованием вкладов, возможным усилением
концентрации банковского капитала и банкротством коммерческих банков.
В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно
переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной
не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и
сохранения российской государственности.
3. Внешние угрозы экономической безопасности
Наряду с внутренними присутствуют и внешние угрозы национальной
безопасности. В условиях глобализации экономики опасность внешних угроз
для России значительно возрастает. При этом основные источники внешних
угроз лежат не столько в военной сфере, сколько во внешнеэкономической
сфере. Зачастую повлиять на них государство не может, поэтому одним из
основных направлений противодействия внешним угрозам является
построение сильной национальной экономики, устойчивой к действию
неблагоприятных внешних факторов. В числе основных внешних угроз
экономической безопасности России:
1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в
уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе
информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции
(результатом этого является, например, потеря РФ рынков сбыта);
2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и
финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение
разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных
ценных бумаг, рост вывоза капитала из РФ за рубеж, в том числе незаконного;
3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых
секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным финансовым
ресурсам и современным технологиям;
15
4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических
интересов РФ, а также вблизи ее границ (усиление масштабов влияния
международных военных и политических объединений, в числе которых
НАТО, и тенденции к размещению около границ РФ военных сил
иностранных государств, создание условий возникновения военных
вооруженных
конфликтов
вблизи
государственных
границ
РФ,
территориальная экспансия по отношению к РФ со стороны Японии и КНР);
5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых
рынков;
6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и
структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и
снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»;
7) деятельность создаваемых без участия РФ межгосударственных
экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических
и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб
национальным интересам РФ;
8) подверженность финансовой системы РФ глобальным рискам (в том
числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также
уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской
системы (результатом является усиление взаимозависимости стран, сужение
возможности проведения самостоятельной экономической политики в области
контроля платежного баланса, движения валютных курсов);
9) распространение в мире оружия массового уничтожения;
10) международный терроризм;
11) разработка рядом государств технологий информационной
экспансии, которые могут быть применены к России;
12) активизация на территории России деятельности иностранных
организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации.
Рассмотрим
внешние
угрозы
на
отдельных
примерах.
Дискриминационные меры зарубежных государств во внешнеэкономических
отношениях, как правило, вводятся отдельными зарубежными государствами
при защите своих производителей от импорта продукции, в том числе и
российской.
Дискриминационные
меры
зарубежных
государств
заключаются в следующем:
− в большинстве случаев в повышении таможенных барьеров на ввоз
отдельных видов продукции;
− гораздо реже отмеченные меры могут иметь форму государственной
политики против товаров какого-либо государства на внутреннем рынке;
− в исключительных случаях дискриминационные меры принимают
форму экономической блокады.
16
По оценке специалистов, ущерб, причиняемый российскому экспорту
применением необоснованных дискриминационных мер в отношении
ключевых секторов экономики РФ, составляет примерно 1,5–2,0 млрд долл.
ежегодно.
Вывоз капитала за рубеж в большинстве случаев сигнализирует о
кризисных явлениях в экономике и ее низкой привлекательности по
инвестиционным вложениям. С позиций экономического развития отток капитала характеризуется как изъятие средств из национальной экономики в
ущерб ее росту. Как показывает отечественный и зарубежный опыт,
наибольший отток капитала фиксируется при наиболее неблагоприятных
ситуациях в экономике, что усугубляет и без того сложное положение.
Статистика ввоза/вывоза капитала представлена на официальном сайте
Центрального банка России, однако с 2018 г. изменились наименования ряда
показателей.
Например,
вместо
термина
«чистый
ввоз/вывоз
капитала частным сектором»
использовано
понятие
«финансовые операции частного сектора»
(при
сохранении
прежней
методики расчета), в связи с чем в табл. 4.7 приведены двойные наименования
показателей,
характеризующих
трансграничные
потоки
8
капитала частного сектора РФ .
Таблица 4.7
Чистый вывоз капитала частным сектором РФ (чистое кредитование)
Показатель
Чистый вывоз капитала частным
сектором (чистое кредитование)
В том числе:
банками
прочими секторами
Значение показателя по годам, млрд долл.
2013
2014
2015
2016
2017
2019
60,3
152,1
57,1
18,5
24,3
63,0
17,3
43,2
86,0
66,1
34,2
22,9
–1,1
19,6
23,3
1,0
32,6
30,4
На протяжении практически всего периода реформирования в РФ
наблюдался чистый отток капитала. Только в 2006–2007 гг. был отмечен
определенный приток, однако мировой экономический кризис 2008 г.
подорвал доверие к российской экономике, дав толчок к резкому росту вывоза
капитала (чистого кредитования). Максимальный чистый отток капитала из
России имел место в период кризиса 2014 г. и составил 152,1 млрд долл. В
последующие годы процесс оттока капитала из РФ продолжился, но в
значительно меньших размерах. Тем не менее, чистый вывоз капитала из РФ в
2019 г. превысил аналогичный показатель 2005 г. в 210 раз.
Финансовые операции частного сектора (по данным платежного баланса РФ). URL:
https://cbr.ru/search/?text (дата обращения: 10.01.2020).
8
17
Огромные масштабы вывоза капитала из России лишают экономику
страны важных финансовых ресурсов, которые могут быть использованы для
инвестиций, налоговых платежей, социальных программ. Россия,
нуждающаяся в финансовых ресурсах для проведения экономических
преобразований, по сути, сама стала крупным финансовым донором для
зарубежных стран вследствие вывоза капитала. По ряду оценок за рубежом
аккумулировано порядка 300–400 млрд долл. США, принадлежащих
российским организациям и частным лицам.
Особую опасность вызывает нелегальный экспорт капитала из России
через механизм заключения мнимых или притворных сделок по
внешнеторговым контрактам. По экспертным оценкам, в последние годы
около 9 % от чистого вывоза капитала из РФ составляет серый отток капитала,
включающий доходы от криминального бизнеса. Если за выводом
инвестиционного
и
спекулятивного
капитала
стоят
крупные
транснациональные финансовые институты, то за выводом преступного
капитала стоят международные, хорошо организованные преступные
сообщества, носящие международный характер. Вывоз капитала
осуществляется в форме займов, кредитов, прямых и портфельных
инвестиций, переводов, размещения средств на депозиты и т. д. Среди видов
нарушений законодательства РФ, ведущих к незаконному вывозу капитала,
относятся:
− сокрытие, неполный или несвоевременный перевод экспортной
валютной выручки на счета российских банков;
− перевод иностранной валюты со счетов резидентов в российских
банках на счета нерезидентов в иностранных банках в качестве взносов в
уставный капитал без разрешения ЦБ;
− фиктивные контракты на импорт, фиктивные кредитные соглашения и
другие сделки, зачастую используемые для легализации (отмывания)
преступных доходов и финансирования терроризма.
Пример получения преступных доходов по фиктивным контрактам на
импорт типичен для стран, у которых нет таможенных границ (например,
Россия и Белоруссия, Россия и Казахстан). С образованием таможенного
союза стран СНГ появились схемы легализации вывода преступных доходов
за рубеж. Пусть российская фирма заключила договор о покупке некоторого
товара белорусской фирмы. Соответственно российская фирма является
покупателем, а белорусская – продавцом этого товара. Как правило, эта фирма
на территории Белоруссии также учреждается российскими лицами.
Поскольку нет таможенного контроля, то нельзя проследить за движением
товара на территорию России. Результат сделки – фиктивный договор, т. к.
импортный товар в Россию не поступает. Если расчет по договору
18
предусмотрен в третью страну, то деньги в оплату товара переводятся,
например, в Швейцарию. Основной целью таких сделок может быть
уклонение от выплаты налога в бюджет.
Отчасти возможность вывоза капитала связана с действием принципы
свободы договора, который позволяет сторонам самостоятельно
устанавливать срок платежа. В итоге лица, намеревающиеся оставить средства
за рубежом, вполне легально могут закладывать в контракты сроки возврата
предоплаты в случае срыва поставки, исчисляемые десятками лет.
Что касается внешней угрозы вооруженной агрессии, то в
краткосрочной перспективе для России она невелика. Трудно представить, что
в ближайшие годы какое-либо государство мира осуществит вооруженную
агрессию против России. Хотя НАТО превратилась в доминирующую
военную силу в Европе, у нас нет острых политических или экономических
конфликтов со странами альянса, способных перерасти в крупномасштабную
войну. В этот период Россия сохранит статус ядерной державы. Надо полагать,
что полностью не будет разрушен и режим контроля над вооружениями,
который в целом обеспечивает как предсказуемость военно-политической
ситуации, так и достаточное стратегическое предупреждение и, по существу,
устраняет опасность внезапного нападения.
В среднесрочной перспективе внешняя угроза вооруженной агрессии
может возрасти, прежде всего, на Юге. В условиях, когда исламский экстремизм в
мире нарастает, Россия оказывается перед лицом агрессивных режимов Ближнего
и Среднего Востока. Если не удастся дипломатическими средствами
предотвратить конфронтацию с исламским миром, возможно развитие
противоречий с некоторыми мусульманскими странами, стремящимися добиться
господства в широком географическом регионе – от Боснии до Таджикистана. При
худшем варианте развития событий Россия может столкнуться с войнами
масштаба афганской на своей территории или на территории СНГ.
Что касается Запада и Востока, то здесь нельзя исключать ухудшение
ситуации, но прямая военная угроза маловероятна. Правда, если за это время не
будет создан механизм реального партнерства между Россией и НАТО, альянс
останется замкнутым военным блоком и не будет трансформирован в
миротворческую организацию с участием России. Если военная инфраструктура
НАТО вплотную придвинется к нашим границам, то положение может
существенно осложниться, не исключая возобновление противостояния между
Россией и Западом. Кроме того, следует отдавать себе отчет в том, что уже в
среднесрочной перспективе роль ядерного оружия в обеспечении национальной
безопасности будет неуклонно падать, а США в этот период выйдут на создание
и оснащение своих вооруженных сил оружием «шестого поколения»
(высокоточным обычным оружием). Россия вряд ли сможет конкурировать в
19
этом с США. Нельзя исключать развертывания США к этому времени не только
тактических систем ПРО, способных решать задачи борьбы со стратегическими
силами России, но и территориальной системы ПРО.
В среднесрочной перспективе не исключено возникновение серьезных
противоречий между Китаем и российскими союзниками (Казахстан, Киргизия,
Таджикистан), а также между Китаем и важной для России нейтральной
Монголией. Хотя в настоящее время нет оснований прогнозировать какие-либо
агрессивные намерения со стороны Китая, ряд объективных факторов не
позволяет полностью сбросить со счетов возможность серьезных противоречий
между Китаем и Россией, способных создать проблемы безопасности и для
российской территории (Забайкалье и Приморье).
Более сложен долгосрочный прогноз. Если не удастся создать
региональной системы безопасности в Европе и АТР, укрепить механизмы
обеспечения глобальной безопасности под эгидой ООН, то нельзя исключать
острого соперничества между новыми центрами силы, их попыток установить
господство над регионами, имеющими жизненно важное значение для России и
даже над некоторыми районами самой России. В этих условиях, при отсутствии
взвешенной долгосрочной геоэкономической стратегии, основанной на
новейших внешнеполитических технологиях, России грозит вытеснение на
периферию мирового экономического развития. Наибольшую потенциальную
угрозу для российского государства – особенно после событий в Чечне –
представляет формирование недружественного, а порой и агрессивного к нему
отношения со стороны целого ряда государств по периметру границ России,
возможное втягивание ее в локальные и региональные вооруженные конфликты
различного масштаба. Речь, в первую очередь, идет о регионах, граничащих с
бывшими среднеазиатскими республиками и Закавказьем.
Для сохранения целостности России и обеспечения оптимальных условий
политических и экономических реформ наибольшую опасность представляет риск
отделения некоторых регионов, в частности Дальнего Востока, Калининграда и
Карелии от России и создание вокруг нее подобия санитарного кордона, который
будет все дальше отодвигать РФ от наиболее развитых и экономически
перспективных партнеров в Азии – Японии, Южной Кореи, Китая, Филиппин,
Малайзии, Тайваня, а в Европе – Финляндии. Особую тревогу в этом отношении
вызывает продолжающаяся депопуляция Сибири и Дальнего Востока. Этот
процесс не сопровождается целенаправленной государственной политикой по
привлечению сюда инвестиций и людей на новой основе. Эти регионы –
стратегический резерв развития России – могут превратиться в зону
геоэкономической, а затем и геостратегической уязвимости. Вместо источника
роста России эта территория может превратиться в источник нестабильности
и объект соперничества великих держав. С этим связана проблема явного
20
желания Запада ослабить Россию как конкурента на мировых рынках
(например, высоких технологий, торговли оружием). Обещания помощи
России немедленно заменяются жесткими декларациями, как только дело
доходит до перераспределения сфер влияния на мировом рынке. Интеграция
РФ в мировое экономическое пространство неизбежна, но может оказаться
так, что она произойдет далеко не на равноправной основе.
Наконец, есть риск реализации сценария расчленения всего
постсоветского пространства на сферы влияния Японии, Китая, Германии,
Турции США и других крупных государств. Если это произойдет, Россия
будет сброшена в геополитическое небытие, ее просто растащат «по кускам»
другие центры силы. Таким образом, обеспечение безопасности РФ на
достаточном уровне требует постоянного мониторинга внешних и внутренних
угроз, а поэтому их перечень должен постоянно корректироваться и
уточняться в зависимости от конкретных политических, социальных,
правовых и экономических условий.
21