Учебно-речевые ситуации в обучении иностранным языкам
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 9. УЧЕБНО-РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ (УРС) В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Обучение иностранным языкам в средней школе – это обучение общению при помощи иностранного языка. Успешность обучения иноязычному общению во многом зависит от того, в какой мере содержание и методы обучения соответствуют особенностям естественного общения, важнейшей характеристикой которого является его социальная сущность.
По мнению И.А. Зимней, общение – это «форма взаимодействия людей в процессе реализации их общественно-коммуникативной деятельности».
Исследования В.Л. Скалкина показали, что устное общение обычно осуществляется в одной из восьми сфер, каждая из которых характеризуется однотипичностью речевого побуждения участника общения, отношения между говорящими и обстановкой общения.
Типичными для учащихся сферами общения, которые отражают предметную сторону содержания обучения иностранным языкам в средней школе, являются:
а) Игровая (на начальном этапе она основная);
б) Учебно-трудовая;
в) Семейно-бытовая;
г) Социально-культурная;
д) Общественно-политическая;
е) Профессиональная.
Каждая сфера объединяет обширную номенклатуру типичных коммуникативных ситуаций.
Под коммуникативной (речевой) ситуацией понимается «совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых нами учащимся, необходимых и достаточных для того, чтобы учащийся правильно осуществлял речевое действие в соответствии с намеченной нами коммуникативной задачей» (А.А. Леонтьев).
Е.И. Пассов определяет ситуацию как «динамическую систему взаимоотношений двух (и более) субъектов, отраженную в их сознании, порождающую потребность к целенаправленной деятельности в решении речемыслительных задач и питающая эту деятельность».
Речевая ситуация – ситуация, которая вызывает ту или иную речевую реакцию. В учебном процессе выделяют 2 вида речевых ситуаций: естественная (является хорошим материалом для неподготовленной речи, но не может обеспечить плановую работу по развитию навыков неподготовленной речи на разные темы) и специальная (УРС должна иметь речевой стимул в вербальной форме).
Коммуникативная речевая ситуация (КРС) – совокупность речевых и неречевых условий, необходимых для того, чтобы учащийся правильно осуществлял речевое действие в соответствии с намеченной задачей. 3фазы речевого действия: ориентировка и планирование, исполнение, контроль.
Представленная на уроке речевая ситуация является учебно-речевой, в рамках которой строится обучение иноязычно-речевой деятельности.
Структура учебно-речевой ситуации была основана в свое время В.Л. Скалкиным, который предложил выделить следующие ее компоненты: 1) условия ситуации; 2) речевая ситуация (высказывание).
В составе условий выделяют: описание ситуации, речевой стимул, задание.
М.Л. Вайсбурд в своей работе «Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке» тоже рассматривает компоненты речевой ситуации, которые, в свою очередь, определяют содержание и форму речевого сообщения.
Схема 1. Структура УРС (по М.Л. Вайсбурд)
Учебно-речевая ситуация как методическая категория имеет самые разнообразные функции. Ситуации могут выступать и как компонент содержания, и как прием обучения на разных этапах формирования речевых действий. Они могут служить орудием управления учебной деятельности ученика и средством организации работы учителя, содействовать решению практических, образовательных и воспитательных задач.
УРС как компонент содержания позволяют отобрать и организовать определенным образом языковой и речевой материал.
УРС ка прием обучения позволяют планировать процесс формирования речевых навыков и умений. Они позволяют осуществлять контроль за процессом формирования навыков и умений. Ситуации должны программировать в определенной мере речевое высказывание учащихся: определять структурный состав ситуации, уяснять предмет высказывания (монолог или диалог), выбирать лексические и грамматические единицы, воплощать замысел высказывания в текст, определять стратегию речевого поведения.
Среди способов создания УРС М.Л. Вайсбурд называет:
а) Словесное описание;
б) Использование наглядности (изобразительной: рисунок на доске, иллюстрация в книге, настенная картина, диапозитив, кинофильм; аудитивной: прослушивание магнитофонной записи);
в) Инсценирование готовых текстов, проигрывание речевых игр;
г) Использование реальных обстоятельств.
В современной методической литературе представлены различные классификации (типологии) учебно-речевых ситуаций.
1. По отношению к реальной действительности различают:
а) Естественные (реальные);
б) Искусственные (воображаемые).
В условиях школьного обучения естественные речевые ситуации возникают в том случае, когда имеет место обмен новой для учащихся информацией при обсуждении какого-либо факта из жизни школьников, при обмене мнениями по поводу просмотренного фильма, прочитанной книги, во время беседы о текущих событиях. Поскольку одни только естественные ситуации не могут обеспечить планомерную работу по развитию речи, то большое значение придается созданию воображаемых ситуаций на уроках иностранного языка.
И естественные, и воображаемые ситуации являются учебными, так как они реализуются средствами иностранного языка в определенных учебных целях. Воображаемые ситуации, однако, имеют определенные отличительные черты: в них даются детализированные обстоятельства, обязательно должен присутствовать стимул (в словесной форме; например, «…постарайся убедить…» и т.д.), реакция может быть различной, она менее эмоциональна, чем в естественной речевой ситуации. Такие ситуации можно проиграть неоднократно, что очень важно для организации учебного процесса.
2. По способу создания различают экстралингвистические (внеязыковые) и вербальные (языковые) ситуации. Первые создаются с помощью иллюстраций, макетов, фильмов и т.п. вторые – с помощью словесного описания.
3. По объему высказывания (речевому продукту) различают микро- и макроситуации. Первая соотносится с минимальным речевым произведением, вторая – со связным высказыванием. На основе микроситуаций можно обучать способам взаимосвязи смежных реплик диалога.
4. По методической цели можно различать ситуации, лежащие в основе акта репродукции и акта рецепции. Они различаются расстановкой участников общения и формой их связи (однонаправленная, двунаправленная). Ситуации репродукции мотивируют говорение (или при необходимости письменную речь). Ситуации рецепции применимы как способ мотивации чтения и аудирования.
Требования к УРС различаются в зависимости от того, на что направлено их использование в различных звеньях процесса формирования навыков и развития умений. Учебно-речевые ситуации используются:
1) На этапе ознакомления учащихся с новым материалом. Здесь УРС выступает как фон и обеспечивает первичное восприятие значения явления и его употребления речевой продукт предъявляется в готовом виде в единстве с ситуацией. Это позволяет учащимся накапливать речевой опыт.
2) На этапе тренировки учащихся в использовании языкового материала в речи и формирования речевых навыков. В этом случае выполняются ситуативно окрашенные речеподготовительные упражнения, так как условия формирования речевых навыков должны быть адекватны условиям их функционирования. В отличие от первого случая речевой продукт не дается учащимся в готовом виде, а только подсказывается с помощью различных языковых опор. Но по мере того, как учащиеся овладевают тем или иным языковым явлением, опоры должны сокращаться и, в конечном счете, полностью исключаются из состава упражнения.
3) На этапе развития умений иноязычной устной и письменной речи. УРС выступает в качестве стимула, побуждающего учащихся самостоятельно отбирать и использовать языковые явления в речи в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами (условиями). УРС является способом мотивации речевой деятельности. Такая тренировка учащихся в выражении своих мыслей в соответствии с учебно-речевой ситуацией развивает необходимые речевые умения.
Кроме названных выше функций ситуация может выполнять и другие, например, выступать как центр, вокруг которого объединяются языковой материал при его отборе и организации, как единица построения учебника.
Ситуативный подход, таким образом, пронизывает весь процесс обучения иностранному языку, включая отбор, организацию языкового материала, введение новых языковых единиц, формирование новых речевых навыков и обучение всем видам речевой деятельности.
Большое значение для обучения рецептивным видам речевой деятельности имеют ситуации рецепции. Такие ситуации определяют уровень интереса к сообщению, направленность внимания на определенные аспекты сообщения – целевую установку и потребность в речевом общении. Ситуации рецепции должны «захватить» школьника новизной информации, остротой сюжета, необычностью формы изложения содержания. Они должны, одним словом, побудить школьника к активному целенаправленному восприятию текста для аудирования и для чтения. А затем использовать полученную информацию в другом виде речевой деятельности. В этом случае восприятие становится целенаправленным, активным процессом.
Ситуации рецепции должны обеспечить единство познавательных и коммуникативных мотивов.